ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
статья (младшая группа)

Кухар Людмила Николаевна

Формирование предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста через дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Перед началом нашей беседы я хотела бы провести с вами тренинг

Создание мандАлы коллектива
Цель: создание чувства единства коллектива, раскрытие индивидуальной красоты каждого.
Ведущий. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вы получите разные фигуры разных цветов. (По рядам пускаются четыре коробки). Выберите любую – ту, которая вам больше всего понравится. Теперь возьмите карандаш, фломастер или ручку любого цвета и нарисуйте на этой фигуре то, что вам по душе, то, что доставило бы вам удовольствие. Это может быть любой узор: может быть, какая-то геометрическая фигура или их сочетание, может быть уголок природы, деревья, птицы, рыбы, цветы, может быть, это будет небо или какой-нибудь водоем, или что-то еще близкое вам… (Рисование.)
Взгляните на свои рисунки. Вы согласны с тем, что в них отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно ответить: какая это часть души, что она выражает.
А теперь предлагаю вам всем вместе выложить на листе ватмана композицию в виде цветка, звезды или круга, чередуя разные цвета и фигурки.
Ватман приклеивается на доску.
Посмотрите, как красиво у вас получилось! Давно, в глубокой древности, люди обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – отражает сам центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: на одежде, посуде, в витражах церквей, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении прялок, изб, орнаменте вышивок.
Выводы: Мандала, которая получилась у нас сегодня – это выражение души нашего коллектива, в котором есть отражение души каждого из нас. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции.
А теперь давайте обратим внимание на формы тех фигур, которые мы выбрали.
Дается описание всех фигур в соответствии с психогеометрическим тестом (С. Деллгшгер, 1989).
При желании, дается характеристика выбранных цветов (по тесту Люшера).

Делаются выводы о том, насколько члены коллектива готовы доверять друг другу и поддерживать друг друга.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕИАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.

В данный момент я работаю в группе раннего возраста. Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Период раннего возраста относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное!

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм действия.

Актуальность данной темы заключается в том, что формирование первичных математических знаний у детей раннего возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. Дети 2-3 лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания.

При поддержке взрослого ребенок использует простейшие способы обследования: сравнение предметов по свойству, определение сходства – различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному образцу (по цвету, форме, размеру)

Практика моей работы с детьми раннего возраста показывает, что на успешность развития влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Образовательная область «Познание» и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. Ведь давно известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

По моему мнению, и вы я думаю, согласитесь со мной, обучение элементарным математическим способностям детей раннего возраста немыслимо без использования дидактических игр.

Дидактические игры играют большую роль в развитии мышления не только детей раннего возраста, но и дошкольников в целом.

Игры на развитие элементарных математических способностей рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей.

Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

При формировании у детей математических представлений я использую разнообразные дидактические игры

  • Наборы и игры Монтессори
  • Настольно – печатные игры
  • Игры из бросового материала

Все эти игры позволяет:

  • развивать мелкую моторику рук ребенка,
  • развивать логику, образное, предметное мышление
  • развитие представлений о геометрических фигурах
  • видеть детали, составляющие целое из частей
  • закрепить понятия «выше/ниже», «большой/маленький», «часть/целое»

Достаточно интересно можно организовать дидактические игры с Блоками Дьенеша. Набор состоит из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер. Для работы с Блоками Дьенеша я использу Учебно-игровое пособие для самых маленьких «Логические блоки Дьеныша», «Логические блоки Дьеныша-2», «Маленькие логики» и «Маленькие логики -2». Здесь дети работают по схемам, путем наложения, тем самым закрепляют знание геометрических фигур, цвет, размер. Предлагаем вам посмотреть фрагменты игр

Ни менее интересным является и набор «Дары Фрёбеля». Знакомство с набором «Дары Фребеля» в раннем возрасте в различных сенсорных и конструктивных играх создают необходимую базу для освоения в старшем дошкольном возрасте игр с правилами, в которых развиваются необходимые качества мышления.

Использование игрового набора «Дары Фребеля» развивают у детей раннего возраста способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятии. Способствует развитию творческих способностей, зрительно моторной координации. Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами. Учатся сортировать, классифицировать, складывать.

Используя дидактические игры в работе с детьми, я вижу что, дети лучше усваивают программный материал, выполняют правильно задания повышенной трудности, учатся находить и самостоятельно исправлять свои ошибки и недочёты. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Рефлексия:

Спасибо всем, большое за внимание. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.

Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни.

Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви. Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам и каждому, кто встретится вам на Пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.

консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. и...

Педагогический опыт "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста через дидактические игры"

Участие в педагогический гостинной Управления Дошкольного Образования  Автозоводский район г.Нижний Новгород...

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоват...

Презентация опыта работы "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения ...

"Формирование предпосылок математичесой грамотности у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Математика является одной из важнейших областей знаний, которую дети начинают осваивать уже в раннем возрасте. Для формирования предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста использу...