Педагогический проект "Маленькие почемучки" по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (младшая группа)
Задача современного педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям нашего мира, то есть развивать способность маленького человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. Это и является развитием функциональной грамотности. На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребёнком в этот период жизни идёт через чувства и ощущения. Использование опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает: развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность; выполнять элементарные опыты с небольшой помощью взрослого; пытаться устанавливать простейшие причинно-следственные связи. |
Исследовательская активная деятельность - это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет знать все. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и, самое главное, выражать себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Маленькие почемучки" | 293.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский профессиональный конкурс
«Воспитатель года России»
в 2025 году
Педагогический
проект
«Маленькие почемучки»
по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
посредством опытно-экспериментальной
деятельности
Отаровой Алеси Алиевны,
воспитателя МБОУ «Лицей №3»
ДО№ 2
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: долгосрочный (4 месяца).
Начало работы по проекту: октябрь 2024г
Завершение работы по проекту: январь 2025г.
Участники проекта: воспитанники младшей группы
«Звёздочка» (дошкольники 3-4 лет)
Автор проекта: Отарова Алеся Алиевна,
воспитатель ДО №2 МБОУ «Лицей №3»
Кабардино – Балкарская Республика,
г.о. Прохладный
Проект
Тема | «Маленькие почемучки» по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» |
Автор проекта | Отарова Алеся Алиевна, воспитатель ДО № 2 МБОУ «Лицей №3» |
Возраст детей | 3-4 года |
Участники проекта | дети младшей группы, родители, педагоги. |
Направления развития детей | интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
Вид проекта | - по составу участников: групповой; - по целевой установке: информационно-практико-ориентированный - по тематике: исследовательский; - по срокам реализации: долгосрочный (4месяца: с октября по январь) |
Актуальность | Задача современного педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям нашего мира, то есть развивать способность маленького человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. Это и является развитием функциональной грамотности. На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребёнком в этот период жизни идёт через чувства и ощущения. Использование опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает: развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность; выполнять элементарные опыты с небольшой помощью взрослого; пытаться устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Исследовательская активная деятельность - это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет знать все. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и, самое главное, выражать себя. |
Принципы организации работы по проекту | - учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей при отборе содержания работы; - обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей посредством личностно-ориентированного взаимодействия в ходе организации практической и познавательно значимой для ребёнка деятельности; -обеспечение логической последовательности в решении поставленных проблем через комплексный, интегрированный, развивающий и воспитывающий характер деятельности. |
Цель проекта | Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности. |
Задачи проекта | 1 . Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса. 2. Расширять представление детей о значении окружающего мира. 3. Развивать любознательность детей в процессе наблюдения и практического экспериментирования с объектами. 4. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания естественной картины мира, способствующей развитию речи. 5. Формировать умение выполнять правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. 6. Стимулировать развитие инициативы и самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
|
Проблема | В реальной действительности в дошкольных образовательных организациях метод экспериментирования применяется неоправданно редко. Несмотря на многие положительные аспекты, он еще не получил широкого распространения.
|
Гипотеза |
|
Сроки реализации | Долгосрочный (4 месяца: с октября по январь) |
Формы работы над проектом | - образовательная деятельность; - совместная деятельность воспитателя с детьми; - самостоятельная деятельность; - взаимодействие с родителями. |
Этапы работы
Этапы | Время проведения | Содержание деятельности | Задачи на каждом этапе |
1. Подготовительный | Октябрь |
| Изучение, выявление потребностей детей; сбор необходимых материалов в соответствии с их потребностями; формулирование проблемы проекта (совместно с детьми и родителями). Определение содержания работы по проекту; ознакомление родителей с предполагаемой работой по реализации проекта, создание мотивации у родителей и детей для активного участия в проекте. |
2. Основной | С октября по январь |
Мини-лаборатория включает:
| Расширение представления детей о значении окружающего мира. Развитие любознательности детей в процессе наблюдения и практического экспериментирования с объектами. Формирование навыков мыслительных действий. Формирование умений выполнять правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Развитие инициативы и самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. Привлечение родителей к совместной деятельности в организации исследовательской деятельности. |
3. Заключительный | Январь |
| Проявление у детей устойчивого интереса к опытно- экспериментальной деятельности. Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта. Определить возможные перспективы дальнейшей работы. |
Перспективный план реализации проекта
«Маленькие почемучки» во 2 младшей группе «Звёздочка»
Этапы | Срок проведения | Содержание деятельности | Задачи на данном этапе проекта |
I этап | Октябрь | Изучение психолого-педагогической, методической литературы. Изготовление и пополнение:
Подбор материала в соответствии с потребностями детей. Изготовление, ремонт, приобретение атрибутов для предстоящей проектной деятельности (с помощью родителей). Разработка перспективного плана. Беседы с родителями. | Изучение воспитателем возрастных особенностей детей третьего года жизни; определение задач данного проекта; подбор инновационных технологий в соответствии с потребностями детей, знакомство родителей с работой проекта. |
II этап | Ноябрь – январь | Познавательное развитие Наблюдение:
Труд в природе:
Опыты и эксперименты:
«Узнаем, какая вода»; «Разноцветная вода. Как вода меняет цвет?»; «Как воду превратить в лед»; «Изготовление цветных льдинок»; «Плавает-тонет»; «Спрячь пуговку»; «Играем с мылом».
«Снег, какой он?»; «Как из снега получить воду»;
«Песок. Свойства песка» «Сравнение песка и почвы»; «Пирожки для мишки».
«Поиграем с солнышком» «Свет и Тень»; «Что в коробке»; «Здравствуй, солнечный зайчик».
«Игра с мыльными пузырями»; « Игры с соломинкой»; «Поиграем с ветерком. Игры с веерами и султанчиками»; «Ветер по морю гуляет»; «Что в пакете. Поймай воздух-невидимку»;
«Бумага, ее качества и свойства». Социально-коммуникативное развитие. Беседы с детьми:
Дидактические игры:
Настольно-печатные игры:
Сюжетно-ролевые игры:
Игры — эксперименты:
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
Рассказы:
Стихотворения:
Потешки, пословицы, поговорки и загадки про живую и неживую природу. Художественно-эстетическое развитие. Рисование:
«Аппликация/ Конструирование:
Лепка:
Прослушивание:
Театрализованные представления:
Физическое развитие Подвижные игры
Игры на развитие координации слова с движением:
Психогимнастические этюды на выражение эмоций:
Пальчиковые игры:
(Русская народная потешка);
(Русская народная потешка);
Игры на развитие дыхания:
Закаливающие мероприятия:
Беседы с родителями:
Консультации для родителей:
Родительское собрание «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности». Памятки:
Анкета:
в семье». Пополнение развивающей среды дидактическими и игровыми пособиями. | Показать детям природу в естественных условиях, во всём ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.
Развивать познавательный интерес к природе, формировать бережное отношение к ней. Воспитывать интерес и заботливое, гуманное и уважительное отношение к окружающей среде Развивать познавательно- исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующей лексики (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводы). Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в плане представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира. Расширять представления об объектах и предметах средствами художественной литературы. Обогащать словарный запас детей новыми понятиями. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе ознакомления с художественной литературой. Расширять общий кругозор детей, развивать их творческих способностей.
Развивать мелкую моторику рук. Создавать необходимые условия для укрепления здоровья детей. Развивать двигательную активность ребёнка.
Вовлекать в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира. |
III этап | Январь | Создание с родителями и детьми фотоколлажа «Хочу всё знать!». Проведение итогового занятия. Презентация проекта. | Установить партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. Развивать у детей в процессе проведения элементарного экспериментирования познавательную и мыслительную активность, связную речь. Воспитывать отзывчивость, любознательность, любовь и бережное отношение к природе. Повышать теоретический уровень и профессионализм педагогов. ной деятельности у дошкольников. |
Предполагаемые результаты:
У педагога:
- повысился профессиональный уровень, сформированы навыки и умения практического использования методов и приемов для развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
У детей:
- расширены первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
- сформированы познавательные действия, становление сознания;
- активизирована речь детей, пополнился словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования;
- начало развития основ сенсорного восприятия, предметных действий.
- повысился познавательный интерес детей, любознательность, желание принять участие в опыте или эксперименте.
У родителей:
- создано единое воспитательно-образовательное пространство ДО и семьи по познавательному развитию дошкольников. Повысился уровень компетентности в вопросах познавательного интереса детей младшего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДО на основе включения в совместную проектную деятельность.
Информационное обеспечение:
-https://events.prosv.ru/uploads/2022/01/additions/Ygy0exiYYPvCFeAJVeG6Qotwd27p jibwAq3tWSdC.pdf
- maam.ru›detskijsad/proekt-opytno
- videouroki.net›razrabotki/proghramma-po-opytno
- https://detstvo-press.ru/upload/iblock/ff8/ff84826d8b4140b9b957fb656744f14a.pdf
- www.xn--80ahnahgtbctmai4fsf.xn--p1ai
- http://doshkolnik.ru›okr-mir/23597-prоekt
- ttps://izodou36.ucoz.ru/_tbkp/proekt_ehksperimentirovanie_1_ml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности"
Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей....
Доклад на педагогический совет «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности»
методическая разработка...
Профессиональное совершенствование деятельности педагогических работников. Практический конструктор моделирования образовательного пространства. «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение компетенции педагогов по теме «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"
quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"
quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...