Педагогический проект "Маленькие почемучки" по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (младшая группа)

Отарова Алеся Алиевна

Задача современного педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям нашего мира, то есть развивать способность маленького человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. Это и является развитием функциональной грамотности. На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребёнком в этот период жизни идёт через чувства и ощущения. Использование опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает: развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность; выполнять элементарные опыты с небольшой помощью взрослого; пытаться устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Исследовательская активная деятельность - это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет знать все. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и, самое главное, выражать себя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Маленькие почемучки"293.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

                Всероссийский профессиональный конкурс

«Воспитатель года  России»

т.л..jpgв 2025 году                             

                   Педагогический

                                    проект

                              «Маленькие почемучки»

по формированию   предпосылок                                                                                                                                                               функциональной грамотности  у детей дошкольного возраста

                   посредством  опытно-экспериментальной

                                         деятельности

                            Отаровой Алеси Алиевны,

                   воспитателя   МБОУ «Лицей №3»  

                                          ДО№ 2

                               

Тип проекта:  информационно-практико-ориентированный

Сроки реализации проекта:   долгосрочный (4 месяца).

Начало работы по проекту: октябрь 2024г

 Завершение работы по проекту: январь 2025г.

 Участники проекта:    воспитанники младшей группы

                                   «Звёздочка» (дошкольники 3-4 лет)

                                                   

                                                    Автор проекта: Отарова Алеся Алиевна,

                                                    воспитатель ДО №2 МБОУ «Лицей №3»

                                               

Кабардино – Балкарская Республика,

г.о. Прохладный

                                                              Проект

Тема

«Маленькие почемучки» по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством  опытно-экспериментальной деятельности»

Автор проекта

Отарова Алеся Алиевна,

воспитатель ДО № 2 МБОУ «Лицей №3»

Возраст детей

3-4 года

Участники проекта

дети младшей группы, родители, педагоги.

Направления развития детей

интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид проекта

- по составу участников: групповой;

- по целевой установке: информационно-практико-ориентированный

- по тематике: исследовательский;

- по срокам реализации: долгосрочный (4месяца: с октября  по январь)

Актуальность

Задача современного педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям нашего мира, то есть развивать способность маленького человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. Это и является развитием функциональной грамотности. На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью.

 Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребёнком в этот период жизни идёт через чувства и ощущения.

Использование опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает: развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность; выполнять элементарные опыты с небольшой помощью взрослого; пытаться устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

 Исследовательская активная деятельность - это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет знать все. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и, самое главное, выражать себя.

Принципы организации работы по проекту

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей при отборе содержания работы;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта  детей посредством личностно-ориентированного  взаимодействия в ходе

организации практической и познавательно  значимой для ребёнка деятельности;

-обеспечение логической последовательности  в решении  поставленных проблем через  комплексный,  интегрированный, развивающий и  воспитывающий характер деятельности.

Цель проекта

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи проекта

1 .        Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

2.        Расширять представление детей о значении окружающего мира.

3.        Развивать любознательность детей в процессе наблюдения и практического экспериментирования с объектами.

4.        Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания естественной картины мира, способствующей развитию речи.

5.        Формировать умение выполнять правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

6.        Стимулировать развитие инициативы и самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

  • 7.        Привлечь родителей к совместной деятельности в организации исследовательской деятельности.

Проблема

В реальной действительности в дошкольных образовательных организациях метод экспериментирования применяется неоправданно редко. Несмотря на многие положительные аспекты, он еще не получил широкого распространения.

  • Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и многие аспекты воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление познавать мир, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в сложных ситуациях, создавать творческую личность.

Гипотеза

  • Процесс  формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет эффективным при условии:
  •  -учета педагогом психолого-возрастных особенностей детей;
  • - построения образовательного процесса на основе партнерских отношений педагога с ребенка с использованием картотеки опытов и экспериментов в рамках занятий и проектной деятельности;  
  • -вовлечения семей воспитанников в    образовательный процесс;
  • -  организации развивающей предметно-пространственной среды.

Сроки  реализации

Долгосрочный (4 месяца: с октября по январь)

Формы работы над проектом

- образовательная деятельность;

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность;

- взаимодействие с родителями.

Этапы работы

Этапы

Время проведения

Содержание деятельности

Задачи на каждом этапе

1. Подготовительный

Октябрь

  • Анализ научной и методической литературы.
  • Мониторинг на начало учебного года.
  • Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
  • Организация предметно – развивающей среды.
  • Определение актуальности, проблемы, цели.
  • Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.
  • Создание условий для детского экспериментирования.

Изучение, выявление потребностей  детей; сбор необходимых материалов в соответствии с  их потребностями; формулирование проблемы проекта (совместно с детьми и родителями).

Определение содержания  работы  по  проекту; ознакомление родителей с предполагаемой работой  по  реализации  проекта, создание мотивации  у  родителей и детей для  активного  участия в проекте.

2. Основной

С октября

по январь

  • Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
  • Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки»).

Мини-лаборатория включает:

  • место для постоянной выставки;
  • место для приборов;
  • место для выращивания растений;
  • место для природного и бросового материала;
  • место для проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (ёмкость для песка и воды и т. д.).)
  • Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы.
  • Работа с родителями: анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, презентация проекта.

Расширение  представления детей о значении окружающего мира.

Развитие  любознательности детей в процессе наблюдения и практического экспериментирования с объектами.

Формирование  навыков  мыслительных действий.

Формирование умений выполнять правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Развитие инициативы и самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

Привлечение родителей к совместной деятельности в организации исследовательской деятельности.

3. Заключительный

Январь

  • Мониторинг на конец учебного года.
  • Сравнительный анализ результатов.
  • Перспективы.
  • Подготовка  и  проведение  презентации  проекта.
  • Публикация в социальной сети Телеграм.

Проявление у детей устойчивого интереса  к опытно- экспериментальной деятельности.

Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Определить возможные  перспективы дальнейшей работы.

Перспективный план реализации проекта
«Маленькие почемучки» во 2 младшей  группе «Звёздочка»

Этапы

Срок проведения

Содержание деятельности

Задачи на данном

 этапе проекта

I этап

Октябрь

Изучение психолого-педагогической, методической литературы.

Изготовление и пополнение:

  • картотеки опытов и экспериментов;
  • картотек пальчиковых, дидактических, подвижных игр;
  • минилаборатория «Почемучки»;
  •  аудиотеки.

 Подбор материала в соответствии с  потребностями детей.

Изготовление, ремонт, приобретение

атрибутов для предстоящей проектной деятельности (с  помощью родителей).

Разработка  перспективного  плана.

Беседы с родителями.

Изучение воспитателем возрастных особенностей детей третьего года жизни; определение задач данного проекта; подбор  инновационных технологий в соответствии с потребностями детей, знакомство родителей с работой проекта.

II этап

Ноябрь – январь

Познавательное развитие

Наблюдение:

  • за явлениями живой и неживой природы;
  • за трудом дворника.

Труд в природе:

  • сметание снега;
  • уход  за растениями уголка природы.

Опыты и эксперименты:

  • с водой:

«Узнаем, какая вода»;

«Разноцветная вода. Как вода меняет цвет?»;

«Как воду превратить в лед»;

«Изготовление цветных льдинок»;

 «Плавает-тонет»;

«Спрячь пуговку»;

«Играем с мылом».

  • со снегом:

«Снег, какой он?»;

«Как из снега получить воду»;
«Мороз и снег».

  • с песком:

«Песок. Свойства песка»

«Сравнение песка и почвы»;

«Пирожки для мишки».

  • со светом:

«Поиграем с солнышком»

«Свет и Тень»;

«Что в коробке»;

«Здравствуй, солнечный зайчик».

  • с воздухом:

 «Игра с мыльными пузырями»;

« Игры с соломинкой»;

«Поиграем с ветерком.  Игры с веерами и султанчиками»;

«Ветер по морю гуляет»;

«Что в пакете. Поймай воздух-невидимку»;

  • с бумагой:

«Бумага, ее качества и свойства».

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы с детьми:

  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
  • «Вода вокруг нас»;
  • «Безопасность на воде»;
  • «Воздух, которым мы дышим»;
  • «Солнце друг или враг?»;
  • «Кто, где живет»;
  • «Летает, плавает, бегает»;
  • «Малыш – следопыт»;
  • «Мир растений»;
  • «Живая природа»;
  • «Мамы и малыши».

Дидактические игры:

  •  «Найди пару»;
  • «Узнай предмет»;
  • «Узнай на вкус»;
  • «Узнай на ощупь»;
  • «Узнай звук».

Настольно-печатные игры:

  • «Времена года»;
  • «Природные явления»;
  • «Что происходит в природе»;
  • Разрезные картинки «Собери растения»
  • «Что, где растет?»;
  • Лото «Цветы»;
  • «Признаки осени, зимы, весны, лета».

Сюжетно-ролевые игры: 

  • «Парикмахерская»;
  • «Детский сад»;
  • «Больница»;
  • «Семья»;
  • «Лаборатория»;

Игры — эксперименты: 

  • «Рисовальщики»;
  • «Ветер и листочки».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

  • Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; 
  • К. Чуковский «Мойдодыр».

Рассказы: 

  • Н.А. Рыжов «Как люди речку обидели»;
  • В. Лебедев – Кумач «Закаляйся».

Стихотворения: 

  • Г. Лагздынь «Ветерок»;
  • Ю. Ефремова «Воздух»;
  • Ирис Ревю «Добрый воздух»;
  • Н. Григорьевой «После дождя»; 
  • В. Минькова «Что такое вода»; 
  • И. Токмакова «Солнечные зайчики».

Потешки, пословицы, поговорки и загадки про живую и неживую природу.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование: 

  • «Рыбка»;
  • «Морские волны»;
  • «Лучики для солнышка».

«Аппликация/ Конструирование: 

  • «Составь фигуру»;
  • «Домик для зайчика»;
  • «Овощи на тарелке».

 Лепка: 

  • «Бусы на ниточке»;
  • «Ягодка для птички»;
  • «Грибок для ёжика»;
  • «Разноцветные мячи».

Прослушивание:

  •  «Мир звуков»;
  • «Звуки природы».

Театрализованные представления:

  • «Теремок»;
  • «Колобок»4
  • Настольный театр «Три медведя».

Физическое развитие

Подвижные игры

  • «Солнышко и дождик»;
  • «Пузырь»;
  • «Мой веселый звонкий мяч»;
  • «Что спрятано?»;
  • «Шишки».

Игры на развитие координации слова с движением:

  •  «Снежинки кружатся»;
  •  «Султанчик»;
  • «Березка».

Психогимнастические этюды на выражение эмоций:

  • «Солнышко проснулось»;
  • «Вкусно или нет?»;
  • «Белочки на веточке».

Пальчиковые игры:

  • «Дождик»

(Русская народная потешка);

  • Ах ты, радуга-дуга… 

(Русская народная потешка);

  • «Снежок»;
  • «Солнышко»;
  • «Осенние листья»;
  • «Шарик»;
  • «Листопад»;
  • «Снежинки»;
  • «Что делать после дождика?»;
  • «Дождик»;
  • «Упражнение с крышечками».

Игры на развитие дыхания:

  • «Листок»;
  • « Снежинка».

Закаливающие мероприятия:

  • утренняя гимнастика на свежем воздухе;
  • бодрящая гимнастика после сна;
  • ходьба босиком по массажным дорожкам;
  • обливание ног в летний период;
  • обширное умывание;
  • воздушные ванны;
  • питьевой режим.

Беседы с родителями:

  • «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»;
  • «Домашние животные дома»;
  • «Ребенок и природа»;
  • «Покормите птиц зимой»;
  • «У природы нет плохой погоды»; «Безопасность ребенка на прогулке»;
  • «Как привить любовь к животным детям»;
  •  «Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка».

Консультации для родителей:

  • «Детское экспериментирование»;
  • «Малыши познают мир вокруг себя!»;
  • «Игры с манкой»;
  • «Игры с песком»;
  • «Игры с водой»;
  • «Экспериментируем дома».

Родительское собрание

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности».

Памятки:

  • «Берегите природу»;
  • «Экспериментирование с водой»

Анкета:

  • « Детское экспериментирование

 в семье».

Пополнение развивающей среды дидактическими и игровыми пособиями.

Показать детям природу в естественных условиях, во всём ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. 

  • Учить обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.
  • Обогащать представления детей  о растениях, животных, человеке, а так же об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
  • Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы

Развивать познавательный интерес к природе, формировать бережное отношение к ней.

Воспитывать интерес и заботливое, гуманное и уважительное отношение к окружающей среде

Развивать познавательно-

исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующей лексики (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводы).

Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в плане представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Расширять представления об объектах и предметах средствами художественной литературы.

Обогащать словарный  запас детей новыми понятиями.

Развивать эмоциональную отзывчивость и  разнообразие переживаний детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Расширять общий  кругозор детей, развивать их творческих способностей.

  • Реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.

Развивать мелкую моторику рук.

Создавать необходимые условия для укрепления здоровья детей.

Развивать двигательную активность ребёнка.

  • Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни.
  • Познакомить детей с полезными свойствами объектов живой и неживой природы (солнце, воздух и вода, растения и т. д.)

Вовлекать в обсуждение актуальных экологических  проблем современного мира.
Оказывать педагогическую помощь.
Повышать  уровень комфортности.

III этап

Январь

Создание с родителями и детьми фотоколлажа «Хочу всё знать!».

Проведение итогового занятия.

Презентация проекта.

Установить партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Развивать  у детей в процессе проведения элементарного экспериментирования познавательную и мыслительную активность,  связную  речь.

Воспитывать отзывчивость, любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Повышать теоретический  уровень

и профессионализм               педагогов.
Внедрять современные формы и новые методы работы   по формированию
основ опытно-эксперименталь

ной деятельности  у дошкольников.

                                                         

                                                      Предполагаемые результаты:

У педагога:

  • повысился  профессиональный уровень, сформированы  навыки и умения практического использования методов и приемов для развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;

У детей:

  • расширены первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
  • сформированы познавательные действия, становление сознания;
  • активизирована  речь детей, пополнился словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования;
  • начало развития  основ сенсорного восприятия, предметных действий.
  • повысился  познавательный интерес детей, любознательность, желание принять участие в опыте или эксперименте.

У родителей:

  • создано единое воспитательно-образовательное пространство ДО и семьи по познавательному развитию дошкольников. Повысился уровень компетентности  в вопросах познавательного интереса детей младшего возраста  в процессе элементарного экспериментирования  и их мотивации к взаимодействию с ДО на основе включения в совместную проектную деятельность.

                                                              Информационное обеспечение:

-https://events.prosv.ru/uploads/2022/01/additions/Ygy0exiYYPvCFeAJVeG6Qotwd27p jibwAq3tWSdC.pdf

- maam.rudetskijsad/proekt-opytno

- videouroki.netrazrabotki/proghramma-po-opytno

- https://detstvo-press.ru/upload/iblock/ff8/ff84826d8b4140b9b957fb656744f14a.pdf

- www.xn--80ahnahgtbctmai4fsf.xn--p1ai

- http://doshkolnik.ruokr-mir/23597-prоekt

- ttps://izodou36.ucoz.ru/_tbkp/proekt_ehksperimentirovanie_1_ml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...