Удивительный мир – Математика
план-конспект занятия по математике

Гамзатова Фаина Алиметовна

Данный конспект занятий помогает детям в закреплении знаний о количественном и порядковом счете, о временных представлениях и названий геометрических фигур. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

Совместная образовательная деятельность по ФЭМП для детей средней группы

Тема: «Удивительный мир - Математика»

                         Составила и провела:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Гамзатова Фаина Алиметовна

г. Санкт-Петербург

2024 год

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений. 

Задачи: 
-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти 
-умение находить последующее и предыдущее число от названного 
и обозначенного 
-продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов 
- различать количественный и порядковый счет в пределах 5 
- продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур 
- закрепление знаний в названии времен года, времени суток, названия геометрических фигур 

Ход занятия. 
Воспитатель : Сегодня наша комната – сказочная, и мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. А помогу вам в этом я – я буду сегодня мудрым Звездочетом из Планеты чудес. 
        С давних пор живу я на Планете чудес. За тысячи лет повидала много необыкновенного и интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки (открывает волшебную книгу). 
Послушайте сказку. В одной звездной стране жил-был царь со своей звездной царицей и дочкой – принцессой Звездочкой. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал по небу, считал, считал… Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» Не помнит царь!.. Рассердилась царица, а царь расстроился… Тогда мудрый Звездочет говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочет? (ответы и догадки  детей) 
А Звездочет ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего звезд, облачков, птиц и др., надо было записать полученные при счете числа с помощью цифр. Пересчитал и обозначь цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа». 
Видно царь и цифр не знает!

          Ребята, поможем царю из Звездной страны? Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращаю вас в помощников Звездочета и мы отправляемся в волшебную Звездную страну. «Крибле-крабле- бумс…» 
Заходите тихонько в нашу волшебную комнату и садитесь за звездные столы. Ведь вы теперь юные звездочеты. 
А звездная страна встречает нас цветными огоньками. 
        Царь оставил свой портрет, а сам наблюдает за вами в небесный телескоп. Думает: справятся они или нет?.. 

ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ» 
Воспитатель: Смотрите, царь оставил свои карточки, видно не смог сосчитать. Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой (дети пересчитывают предметы и кладут рядом нужную цифру). 
- Сколько елок? 
- Сколько грибов? (и т.п.) 
Все правильно пересчитали? У кого не получилось? 
Как надо правильно считать? 
(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды). 
Я слышу голос царя – он очень доволен вами. Молодцы. 

ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ» 
(воспитатель открывает занавес – на мольберте числовой ряд) 
Воспитатель: В этой стране видно прошел звездный ураган. Все цифры перепутались. Какая цифра не на своем месте? (ответ детей).

Настя, поставь на место цифру 2. 
Вы тоже на своих столах расставьте цифры по порядку. 
Расставили? 
- Какая цифра стоит перед цифрой 3? 
- Какая цифра стоит после цифры 1? 
- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5? 
Правильно. 

ИГРА «ПРЯТКИ» 
Воспитатель: Поиграем с цифрами в прятки. Закройте глаза. Откройте. Какое число спряталось? (3, потому что после числа 2 идет число 3) (еще прячутся 2-3 цифры). 
Очень хорошо играли. Было весело и интересно. 

ИГРА «ДОМИКИ ДЛЯ ЗВЕЗДОЧЕК»  
Воспитатель .Жили-были звездочки. Жили они семьями. Семьи были разными: в одной семье жила одна звездочка, в других семьях – больше. Все звездочки жили на одной улице. 
Давайте поможем звездочкам расселиться правильно. 
Это какой домик? Сосчитаем по порядку(дети называют порядковые номера домиков: первый, второй, третий, четвертый, пятый). 
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы звездочки не забыли, в каком доме они живут? (нужно разместить карточки с цифрой. Это будет номер дома). 
Карточки мы прикрепили, теперь будем размещать звездочки. 
Это … (первый дом) - здесь будет жить…(1 звездочка). 
Это…(второй дом) – здесь будут жить (2 звездочки)  и т.д. 
Несите звездочки, посчитаем и разместим их по домам. 
Спасибо. Все звездочки теперь довольны. 

ИГРА «ЗВЕЗДОЧКИ И ОБЛАЧКА» (на доске)

Воспитатель:
Ребята, смотрите, сколько здесь красивых звезд. Мы же звездочеты. Давайте сосчитаем, сколько звезд? (здесь 4 звезды). 
А сколько облачков? Чего больше? На сколько больше? 
Положим каждую звезду спать на облачко. 
Всем звездам хватит облаков? Почему? Что нужно сделать? 
(добавить еще одно облачко). 
Звезды отдыхают каждый на своем облачке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.

ФИЗМИНУТКА «КТО НА МЕСЯЦЕ ЖИВЕТ?» 

Воспитатель:
Месяц по небу плывет. 
Кто на месяце живет? (ходьба) 
Там гуляет хитрый лис, 
Он на землю смотрит вниз. 
(наклониться вперед) 
Машет лис своим хвостом, 
Серебрится мех густой. 
(машут руками за спиной) 
А вокруг летают звезды, 
Залетают к лису в гости. 
(машут руками перед собой) 

ИГРА «НАЗОВИ ЧАСТИ СУТОК» 
Воспитатель: В звездной стране время тоже не стоит на месте, части суток сменяют друг друга.
1. Назовите части суток (утро, день, вечер, ночь) 
2.Сколько частей в сутках? (четыре) 
3.Как называются сутки, которые прошли? 
(вчера) 
4.Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра) 
5.как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент? (сегодня) 
Воспитатель: У нас в группе есть режим дня (показывает плакат) 
-Что раньше – обед или ужин? 
-Что позже: прогулка или завтрак? 
-Что раньше полдник или сон в тихий час? 
Да, все правильно, все идет правильно, друг за другом, также как части суток сменяют друг друга. Проходят одни сутки, наступают другие. 
- А куда убегают сутки? 
(ребенок рассказывает стихотворение) 

Утро, день, вечер, ночь, 
Убежали сутки прочь. 
Чтоб о сутках не жалеть, 
Надо каждый день беречь, 
Чтоб успеть потанцевать, почитать. 
Порисовать, поиграть с друзьями 
И помочь маме. 
Воспитатель: Молодец. Да, время надо проводить с пользой и по режиму. И стараться успеть сделать все вовремя, пока не наступило время ночного сна. 

ИГРА «В СТРАНЕ НЕРАЗГАДАННЫХ ЗАГАДОК» 
Воспитатель: В этой звездной стране так много тайн. Вот еще одна тайна.(На столе стоит сундук). Странный сундучок – с замком. Наверно, опять царь что-то придумал (открывает сундучок). 
Царь прислал нам письмо: «Помогите, моя принцесса Звездочка заблудилась во времени, отгадайте загадки о временах года и она снова попадет в свою страну. Царь Звездной страны». 

Ребята, поможем царю? Отгадаете загадки?  
(В. читает загадки о временах года) 
1) Дел у меня немало: я белым одеялом 
Всю землю укрываю, белю поля, дома, 
Зовут меня… (зима). 
2) Я раскрываю почки в зеленые листочки, 
Деревья одеваю, посевы поливаю, 
Движения полна. Зовут меня…(весна). 
3) Я соткано из зноя, несу тепло с собою, 
Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю! 
И любите за это вы все меня. Я…(лето) 
4) Несу я урожаи, поля я засеваю, 
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, 
Но не касалась елочек и сосен. Я…(осень) 
(во время отгадывания загадок дети находят и показывают соответствующие каждому времени года картинки). 
- Сколько всего времен года? 
-Назовите их. 

ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА» 
Воспитатель: Звездный ураган не только цифры перепутал, он еще разбросал повсюду части геометрических фигур (на полу раскиданы части квадрата, круга). Как их теперь собрать? 
Вот так головоломка!  
Кто поможет сложить геометрические фигуры? 
(дети по желанию собирают геометрические фигуры из 2, 3, 4 частей). 

 

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ» 
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами пофантазируем и придумаем, какие волшебные существа могут жить в этой звездной стране. Составьте самые различные необычные силуэты из геометрических фигур, которые у вас есть. 
(дети составляют фигуры) 
- Какие геометрические фигуры вы использовали? 
Все фигуры замечательные. Наиболее интересные, разнообразные и удачные у (называет имена детей)

ИГРА «ПОДАРОК ПРИНЦЕССЫ» 
Воспитатель: А вот здесь принцесса оставила свой подарок для вас 
(открывает покрывало). Очень красивый узор на маленьком кусочке звездного покрывала. 
- Что в правом верхнем углу? 
-Что в правом нижнем углу? 
-Что в левом верхнем углу? 
- Что в левом нижнем углу? 
Правильно. Молодцы. 

Воспитатель:

-Ребята, где мы сегодня были? (в звездной стране) 
-Что делали? (считали, называли цифры, составили волшебную фигуру, играли, отгадывали загадки, называли части суток …) 
- Что вам понравилось? (звонок телефона)
Воспитатель: Алло, это царь? Сказать ребятам большое спасибо. Послал с подарками принцессу? 
Ребята, сейчас с минуты на минуту к нам летит принцесса Звездочка. Царь отправил для вас подарки и угощение. 
(заходит принцесса) 
Принцесса: Ребята, вы так хорошо считаете и так много знаете, Спасибо вам. И примите от нашей семьи подарки. 
Ждем вас к нам в гости. До свидания. 
Воспитатель: До свидания, принцесса. Обязательно постараемся прилететь к вам в гости. 
Спасибо, наше путешествие закончено. 

Список литературы:

  1. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дош. воспитание, 1996. № 2.
  2. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4.
  3. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006.
  4. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1997.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000.
  6. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3.
  8. Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. СПб.: «Акцидент», 1997.
  9. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1988.
  10. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
  11. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от 3 до 7. М., 1997.
  12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн.2. Психология образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 608 с.
  13. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.М.: Мозаика - Синтез, 2000.
  14. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8.
  15. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. 21; №2.
  16. Самарцева С. ТРИЗ и математика. // Дошкольное воспитание, 1996. №10.
  17. Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008.
  18. Тарунтаева Т.В. развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980.
  19. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1988.
  20. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М.: «ДОМ XXI век», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по ФЭМП в старшей группе "Удивительный город Математика"

Образовательное мероприятяие с детьми старшей группы по математике ...

Методическая работа. Удивительный мир математики.

Книга называется ЗНАНИЕ, что обозначаетЗдесьНоваяАктуальнаяНескучнаяИнформацияЕстьЦель книги - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие спо...

Итоговое открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе " Удивительный мир математики"

Задачи: Упражнять в счете в пределах 10; учить:  пользоваться цифрами и знаками; составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; закрепить понятие -числовой ряд; найти лишнее слово в рядах с...

удивительный мир математики

считаем и раскрашиваем...

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года» Тема: «Удивительная страна Математики»

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства«Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года»Тема: «Удивительная страна Математ...

Рабочая программа "Удивительный мир математики".

Программа разработанна для занятий с детьми подготовительной группы , по позновательному развитию . Основана на закрепление математическихзнаний.Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает...

Итоговое занятие по математике "Удивительная страна -Математика"

laquo;Удивительная страна – Математика»Задачи:Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счетом.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.Учить р...