Рабочая программа "Удивительный мир математики".
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Программа разработанна для занятий с детьми подготовительной группы , по позновательному развитию . Основана на закрепление математическихзнаний.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_po_matematike.docx | 64.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА на Педагогическом совете ГБОУ СОШ №3 п.г.т.Безенчук структурного подразделения «детский сад «Колосок» протокол №___от________201__г | УТВЕРЖДАЮ Руководитель СП ГБОУСОШ №3п.г.т.Безенчук «детский сад «Колосок» __________Н.А. Глебова приказ № ____от _____201_г. |
Рабочая программа
Детской деятельности по интересам
«Удивительный мир математики»
для детей подготовительной группы
на 2019-2020 учебный год
Руководитель: Сосновцева М.Ю.
Безенчук 2019г.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)
Содержание.
Введение.
1.Целевой раздел.
1.1Пояснительная записка.
1.2 Актуальность.
1.3Цели
1.4 Задачи программы
1.5Ожидаемые результаты
1.6. Возраст детей
2.Содержательныйраздел
2.1. Формы и методы
2.2.Переспективный план занятий кружка
3.Органищзационный раздел
3.1 Продолжительность реализации программы
3.2 Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Литература
Введение.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Удивительный мир математики» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Данная программа составлена в соответствии с программой «Мир открытий» .Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует
действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа
предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к
содержанию воспитания и обучения.
Основная цель её - развить у детей средствами математики основные
психические процессы, а также расширить представления об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
1.2 Актуальность.
Актуальность кружка «Удивительный мир математики» определена тем, что в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
1.3.Цель программы: создание условий для углубления знаний детей по сенсорному развитию.
1.4Задачи программы:
Сравнение предметов и групп предметов
- Совершенствовать умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и их групп, объединять группы предметов, разбивать их на части по заданному признаку.
- Формировать опыт установления взаимосвязи между частью и целым.
Количество и счет
- Закреплять умение строить графические модели чисел в пределах 10, называть для каждого предыдущее и последующее числа, сравнивать рядом стоящие числа.
- Тренировать умение на наглядной основе сравнивать числа, записывать результат сравнения с помощью знаков = и ≠, < и >, устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.
- Формировать первичное представление о составе чисел первого десятка.
- Продолжать развивать умение решать на наглядной основе простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание (в пределах 10).
Величины
- Закреплять умение измерять длину (высоту, ширину) и объем (вместимость) с помощью мерки.
- Формировать элементарные представления о способах непосредственного сравнения массы и способах ее измерения с помощью мерки.
- Формировать первичные представления о зависимости результатов измерения площади и массы от величины мерки и о необходимости единой мерки при сравнении величин.
- Познакомить с общепринятыми единицами измерения величин (сантиметром, литром, килограммом).
Геометрические формы
- Развивать имеющиеся у детей представления о плоских и объемных геометрических фигурах и их элементах.
Формировать первичные представления о многоугольнике, параллелепипеде (коробке) и их элементах; развивать умение находить предметы данной формы в окружающей обстановке.
Пространственно-временные представления
- Уточнять и расширять пространственно-временные представления.
- Продолжить развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку; ориентироваться в пространстве, в том числе, с помощью плана.
- Закреплять умения устанавливать последовательность событий; определять и называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
- Формировать опыт пользования часами (в элементарных случаях) для определения времени.
1.5.Ожидаемые результаты
Занятия в кружке должны помочь детям:
- усвоить основные базовые знания по ФЭМП.
- формировать творческое мышление;
- в дальнейшем способствовать успешному обучению в школе.
1.6. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации кружка – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В данном, т. е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.
2.Содержательный раздел
2.1. Формы и методы
1. Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
3. Практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
4. Наглядный метод (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
2.2.Переспективный план занятий кружка
Тематическое планирование
Перспективное планирование
Раздел | Задачи: |
Количество и счет | Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. |
Геометрические фигуры | Закрепить представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений из геометрических фигур. |
Определение величины | Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине. развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. |
Ориентировка во времени | Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели. |
Решение задач | Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) |
сентябрь | Количество и счет: | Закреплять умение составлять число из единиц, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы «сколько», «какая по счету». | «Незнайка в гостях» Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. «В какой сетке больше мячей» Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество. |
Величина. | Развивать умение создавать образ предмета конструируя его из палочек, сравнивать его подлине | «Кто быстрее подберет коробки» Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. | |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Закреплять умение ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, закреплять названия месяцев. | Д/игра «Времена года» Цель: закреплять представления о временах года и месяцах осени..
| |
Геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник и.т.д. умение различать предметы по разным признакам. | «Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. «Как расположены фигуры» Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости | |
октябрь | Количество и счет: | Числа и цифры от 1 до 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки + и -. | «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. |
Величина. | Большой, маленький, поменьше. |
Цель: упражнять детей в сравнении полосок. (палочки Кюзенера). | |
Ориентировка во времени. | Знакомство с часами. учить устанавливать время на макете часов
| «Тик-так»( подготовительная к школе группа) Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.
| |
Ориентировка в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги. |
Цель: развитие и совершенствование умения классифицировать предметы. "найди свой домик", "Кто где живет". | |
Геометрические фигуры | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. | «Выбери фигуру» Цель: определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру. «Учимся рисовать круги» Цель: учить рисовать круги в квадратах. | |
ноябрь | Количество и счет | Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. | «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. |
Величина |
|
Цель: развивать логическое мышление, внимание. «Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
| |
Ориентировка в пространстве. | Понятия: лево -право, впереди, сзади. | «Рисуем дорожку к участку» Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем «Помоги мышке добраться к сыру», «Что где находится?» | |
Ориентировка во времени. | Повторение названий дней недели осенних месяцев. Части суток. | «Составь неделю» Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели. «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?» | |
Геометрические фигуры | Круг, квадрат, треугольник. | Чудесный мешочек» ( Дьенеша) Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь. | |
декабрь | Количество и счет | Счет от 1-10 с увеличение числа. ( палочки Кюзинера) | Игра «Книги на полке» Цель. Упражнять детей в счете в пределах 10. Учить увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще – тоньше». Игра «Книги на полке» Цель. Упражнять детей в счете в пределах 10. Учить увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще – тоньше». |
Величина | Длинное , короткое, еще короче. | «Дорога» «Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами. «Снеговики», | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. | «Клумба» Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. «Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Назови пропущенное слово», «Найди игрушку», «Найди похожую», | |
Геометрические фигуры | Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. | ««Сложи из палочек» Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Какие фигуры видишь?» | |
январь | Количество и счет | Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших Решение примеров на сложение и вычитание Знаки <,>. | «Встань на свое место» Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
|
Ориентировка во времени и в пространстве | Знакомство с зимними месяцами. Развитие ориентироваться на листе бумаги, правильно пользоваться ручкой. | «Найди парную картинку»
Цель: развивать мелкую моторику; подготавливает руку к письму; развивает внимание; ориентацию в пространстве; координацию; умение слушать | |
Величина. | Сравнение по высоте(короткий, низкий, еще ниже). | «Подснежники» | |
Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | «Нарисуй квадрат» Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку. | |
февраль | Количество и счет | Числа и цифры 1-20.Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. |
Цель: Учить детей считать двойками. Упражнять в счете в пределах 20, уметь называть «соседей» заданного числа. |
Геометрические фигуры | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур Повторение названий геометрических фигур. | «Мастерим геометрические фигуры» Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. | |
Ориентировка во времени | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. |
| |
Ориентировка в пространстве. | Ориентироваться влево, вправо, в верх,вниз | Математический диктант Цель: продолжать учить ориентироваться в тетради в клеточку. | |
Величина. | Длинный - короткий. Часть и целое. | «Разложи по порядку» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. «Где, чей дом?» | |
март | Количество и счет. | Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. | «Аэродром» Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки», |
Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | ««Сосчитай, не ошибись» Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров | |
Геометрические фигуры | Работа с палочками Кюизенера. Повторение названий геометрических фигур | Игра «Сделай фигуру» Цель. Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); | |
Ориентировка во времени и в пространстве. | Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. | «Угадай, где стоит» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь», | |
апрель | Количество и счет | Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | «Сосчитай правильно» Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. «Теремок» - математическая сказка «Игры с разноцветными прищепками» |
Геометрические фигуры | Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник. | «Найди свою фигуру» Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. «Укрась коврик», «Что на что похоже?», | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Повторение порядкового счета, формирование внимательности к построению. Закрепление, дни недели. | На зарядку становись! Дидактическая задача: дать практические навыки ориентирования в пространстве; упражнять в порядковом счете.
«Назови скорей» Цель: формирование знаний о днях недели. | |
Величина | |||
май
| Количество и счет. | Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Каких кружков больше» Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
«Сколько разных игрушек» Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. «Напиши цифру», |
Геометрические фигуры | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Кто быстрее найдет» Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур. | |
Величина | |||
Ориентировка в пространстве и во времени. | Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. | «Подумай и закрась» Цель: развивать умение выделять признаки предметов.
«Назови скорее», «Нарисуй правильно» |
3. организационный раздел.
3.1. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю- , во вторую половину дня .
З6занятий, время проведения -30минут. Комплектование групп- 2 по 15 человек.
3.2 Организационные условия, позволяющее реализовать содержание учебного курса.
Столы, стулья;
Магнитная доска;
Музыка.
Материал:
- Цветные карандаши
- Простые карандаши
- Тетради в клетку
- Линейки
- Наборы геометрических фигур
- Палочки Кюизинера
- Демонстрационный материал
-Блоки Дьенеша.
- Дидактические игры
- Стаканчик литровый
- Часы и циферблат
- Набор цифр
- Трафареты с геометрическими фигурами
- Ножницы
- Цветной и белый картон
- Счетные палочки
Литература.
1.Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельности педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
2 .Колесникова Е. В. Математика для детей. - М. ; ТЦ Сфера, 2007.5.
Пономарева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию
элементарных математических представлений. -М. ; Мозаика-Синтез,
2009.
3. Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. - М. ;
Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.
4. Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 6-7 лет.2-е издание, - М. ; Мозаика-Синтез,2017.
9. Литература
5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
- Математические наборы
- Цветные карандаши
- Простые карандаши
- Тетради в клетку
- Линейки
- Наборы геометрических фигур
- Демонстрационный материал
- Дидактические игры
- Стаканчик литровый
- Часы и циферблат
- Набор цифр
- Трафареты с геометрическими фигурами
- Ножницы
- Цветной и белый картон
- Счетные палочки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
программа интеллектуального математического развития детей 4-5 лет...
Рабочая программа кружка "Волшебная математика"
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.Организация ...
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружковой работы по математике.Программа состоит из пояснительной записки, содержания ,тематическое планирование, список литературы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»для детей старшего дошкольного возраста (направление: практическое, интеллектуально-познавательное).Срок реализации: 1 год. Составитель: И.В. Бо...
«Всезнайки» Рабочая программа кружка по математике
Данная программа предназначена для детей 6-7 лет. Она поможет дошкольнику в игровой форме познать основы математики. В программе предложен учебно - тематический план работы с детьми. Рекомендова...
Рабочая программа «Играем в математику»
Программа по математике для дополнительного образования дошкольников...
Рабочая программа кружка по математике "Юный математик"
Программа дополнительного образования по математике, разработанная для детей старшей группы...