Рабочая программа "Удивительный мир математики".
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Сосновцева Мария Юрьевна

Программа разработанна для занятий с детьми подготовительной группы , по позновательному развитию . Основана на закрепление математическихзнаний.

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_po_matematike.docx64.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете

ГБОУ СОШ №3 п.г.т.Безенчук

структурного подразделения

«детский сад «Колосок»

протокол №___от________201__г

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель СП

ГБОУСОШ №3п.г.т.Безенчук

«детский сад «Колосок»

__________Н.А. Глебова

приказ № ____от _____201_г.

Рабочая программа

Детской деятельности по интересам

«Удивительный мир математики»

для детей подготовительной группы

на 2019-2020 учебный год

                                                      Руководитель: Сосновцева М.Ю.

        Безенчук 2019г.

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)

Содержание.

Введение.

1.Целевой раздел.

     1.1Пояснительная записка.

     1.2 Актуальность.

1.3Цели

1.4 Задачи программы

     1.5Ожидаемые результаты

1.6. Возраст детей

2.Содержательныйраздел

2.1. Формы и методы

2.2.Переспективный   план занятий  кружка

3.Органищзационный раздел

       3.1 Продолжительность реализации программы 

3.2 Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Литература

Введение.

       Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Удивительный мир математики» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Данная программа составлена в соответствии с программой  «Мир открытий» .Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует

действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа

предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к

содержанию воспитания и обучения.

    Основная цель её - развить у детей средствами математики основные

психические процессы, а также расширить представления об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

     1.2 Актуальность.

Актуальность кружка «Удивительный мир математики» определена тем, что в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

1.3.Цель программы: создание условий для углубления знаний детей по сенсорному развитию.

1.4Задачи программы: 

        Сравнение предметов и групп предметов

  • Совершенствовать умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и их групп, объединять группы предметов, разбивать их на части по заданному признаку.
  • Формировать опыт установления взаимосвязи между частью и целым.

Количество и счет

  • Закреплять умение строить графические модели чисел в пределах 10, называть для каждого предыдущее и последующее числа, сравнивать рядом стоящие числа.
  • Тренировать умение на наглядной основе сравнивать числа, записывать результат сравнения с помощью знаков = и ≠, < и >, устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.
  • Формировать первичное представление о составе чисел первого десятка.
  • Продолжать развивать умение решать на наглядной основе простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание (в пределах 10).

Величины

  • Закреплять умение измерять длину (высоту, ширину) и объем (вместимость) с помощью мерки.
  • Формировать         элементарные         представления         о         способах непосредственного сравнения массы и способах ее измерения с помощью мерки.
  • Формировать первичные представления о зависимости результатов измерения площади и массы от величины мерки и о необходимости единой мерки при сравнении величин.
  • Познакомить с общепринятыми единицами измерения величин (сантиметром, литром, килограммом).

Геометрические формы

  • Развивать имеющиеся у детей представления о плоских и объемных геометрических фигурах и их элементах.

Формировать первичные представления о многоугольнике, параллелепипеде (коробке) и их элементах; развивать умение находить предметы данной формы в окружающей обстановке.

Пространственно-временные представления

  • Уточнять и расширять пространственно-временные представления.
  • Продолжить развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку; ориентироваться в пространстве, в том числе, с помощью плана.
  • Закреплять умения устанавливать последовательность событий; определять и называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
  • Формировать опыт пользования часами (в элементарных случаях) для определения времени.

1.5.Ожидаемые результаты

Занятия в кружке должны помочь детям:

 - усвоить основные базовые знания по ФЭМП.

 - формировать творческое мышление;

 - в дальнейшем способствовать успешному обучению в школе.

1.6. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации кружка – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В данном, т. е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.

     

    2.Содержательный раздел

 

  2.1. Формы и методы

1. Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

3. Практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

4. Наглядный метод (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

2.2.Переспективный   план занятий  кружка

                                    Тематическое планирование                                                          

                                      Перспективное планирование

 

Раздел

Задачи:

 Количество

 и счет

Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры

Закрепить представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений из геометрических фигур.

Определение величины

Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине. развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Ориентировка во времени

Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели.

 Решение задач

Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

 

сентябрь

Количество

и счет:

  Закреплять умение составлять число из единиц, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы «сколько», «какая по счету».

«Незнайка в гостях» 

Цель: учить видеть равное количество

 разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Величина.

Развивать умение создавать образ предмета конструируя его из палочек, сравнивать его подлине

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, закреплять названия месяцев.

Д/игра «Времена года» 

Цель: закреплять представления о временах года и месяцах осени..

 

Геометрические фигуры

Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник и.т.д. умение различать предметы по разным признакам.

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости

октябрь

Количество

и счет:

Числа и цифры от 1 до 4. 

Соотнесение количества предметов с цифрой. 

Знаки + и -. 

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Величина.

Большой, маленький, поменьше.

  1. Игры с палочками 
  2. «Заборчик», «Зоопарк», «Построй мост»

Цель: упражнять детей в сравнении полосок. (палочки Кюзенера).

Ориентировка во времени.

Знакомство с часами. учить устанавливать время на макете часов

         

 «Тик-так»( подготовительная к школе группа)

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

         

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

  1.  «Блоки Дьенеша»

Цель: развитие и совершенствование умения классифицировать предметы. "найди свой домик", "Кто где живет".

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

«Выбери фигуру»

Цель: определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру.

«Учимся рисовать круги»

Цель: учить рисовать круги в квадратах.

ноябрь

Количество и счет

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Величина

  1. Длинный, короче, еще короче, самый короткий 

  1.  «Палочки Кьюзинера» (построить осеннее дерево)

Цель: развивать логическое мышление, внимание.

 «Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

 

Ориентировка в пространстве.

Понятия: лево -право, впереди, сзади.

«Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем 

«Помоги мышке добраться к сыру»,

 «Что где находится?»

Ориентировка во времени.

Повторение названий  дней недели осенних месяцев. Части суток.

 «Составь неделю» 

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

 «Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

Геометрические фигуры

Круг, квадрат, треугольник.

Чудесный мешочек» ( Дьенеша)

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

декабрь

Количество и счет

Счет от 1-10 с увеличение числа. ( палочки Кюзинера)

Игра «Книги на полке»

Цель. Упражнять детей в счете в пределах 10. Учить увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще – тоньше».

 Игра «Книги на полке»

Цель. Упражнять детей в счете в пределах 10. Учить увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще – тоньше».

Величина

Длинное , короткое, еще короче.

«Дорога»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек (Кюизнера) в соответствии с заданием;

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

 «Снеговики»,

Ориентировка во времени и в пространстве

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

«Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

 «Назови пропущенное слово»,

 «Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

««Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Какие фигуры видишь?»

январь

Количество и счет

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших Решение примеров на сложение и вычитание Знаки <,>.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

 

Ориентировка во времени и в пространстве

Знакомство с зимними месяцами. Развитие ориентироваться на листе бумаги, правильно пользоваться ручкой.

 «Найди парную картинку»

  1. Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках. 
  2. Графический диктант  « Цветок»

Цель:  развивать  мелкую моторику; подготавливает руку к письму; развивает внимание; ориентацию в пространстве; координацию; умение слушать 

Величина.

Сравнение по высоте(короткий, низкий, еще ниже).            

«Подснежники»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
палочек подснежники. Какой подснежник выше (ниже) первый, третий?                              

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Нарисуй квадрат»

Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

февраль

Количество и счет

Числа и цифры 1-20.Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

  1. Игра «Назови соседей».

Цель: Учить детей считать двойками. Упражнять в счете в пределах 20, уметь называть «соседей» заданного числа.

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур

Повторение названий геометрических фигур.

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Ориентировка во времени

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

 

Ориентировка в пространстве.

Ориентироваться  влево, вправо, в верх,вниз

 Математический диктант Цель: продолжать учить ориентироваться  в   тетради в клеточку.

Величина.

Длинный - короткий. Часть и целое.

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

 «Где, чей дом?»

март

Количество и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки»,

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

««Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

Геометрические фигуры

 Работа с палочками Кюизенера.  Повторение названий геометрических фигур

Игра «Сделай фигуру»

Цель. Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник);

Ориентировка во времени и в пространстве.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

«Угадай, где стоит»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

 «Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»,

апрель

Количество и счет

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

«Теремок» - математическая сказка

 «Игры с разноцветными прищепками»

Геометрические фигуры

Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

Ориентировка во времени и в пространстве                                   

Повторение порядкового счета, формирование внимательности к построению. Закрепление, дни недели.

На зарядку становись!

Дидактическая задача: дать практические навыки ориентирования в пространстве; упражнять в порядковом счете.

 

  «Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

Величина

май

     

     

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

 

«Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

 «Напиши цифру»,

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Кто быстрее найдет»

Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

Величина

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

 

«Назови скорее», «Нарисуй правильно»

3. организационный раздел.

  3.1. Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю- , во вторую половину дня .

З6занятий, время проведения -30минут. Комплектование групп- 2 по 15 человек.

     

3.2 Организационные условия, позволяющее реализовать содержание учебного курса.

Столы, стулья;

Магнитная доска;

Музыка.

Материал:

     - Цветные карандаши

- Простые карандаши

- Тетради в клетку

- Линейки

- Наборы геометрических фигур

- Палочки Кюизинера

- Демонстрационный материал

 -Блоки Дьенеша.

- Дидактические игры

- Стаканчик литровый

- Часы и циферблат

- Набор цифр

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Счетные палочки

  

Литература.

 1.Примерная основная образовательная программа дошкольного

образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельности педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.

  2    .Колесникова Е. В. Математика для детей. - М. ; ТЦ Сфера, 2007.5.

Пономарева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию

элементарных математических представлений. -М. ; Мозаика-Синтез,

2009.

  3. Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. - М. ;

Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.

   4. Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 6-7 лет.2-е издание, - М. ; Мозаика-Синтез,2017.

9. Литература

5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:

Математические наборы

- Цветные карандаши

- Простые карандаши

- Тетради в клетку

- Линейки

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

- Дидактические игры

- Стаканчик литровый

- Часы и циферблат

- Набор цифр

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Счетные палочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

программа интеллектуального математического развития детей 4-5 лет...

Рабочая программа кружка "Волшебная математика"

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному  воспитанию ребенка-дошкольника.Организация ...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружковой работы по математике.Программа состоит из пояснительной записки, содержания ,тематическое планирование, список литературы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»для детей старшего дошкольного возраста (направление: практическое, интеллектуально-познавательное).Срок реализации: 1 год. Составитель: И.В. Бо...

«Всезнайки» Рабочая программа кружка по математике

Данная программа предназначена для детей 6-7  лет. Она поможет дошкольнику в игровой форме познать основы математики. В программе предложен учебно - тематический план работы с детьми. Рекомендова...

Рабочая программа «Играем в математику»

Программа по математике для дополнительного образования дошкольников...

Рабочая программа кружка по математике "Юный математик"

Программа дополнительного образования по математике,   разработанная для детей старшей группы...