ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Всезнайка»
методическая разработка по математике (средняя группа)

Павлова Наталья Юрьевна

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» относится к образовательной области Познавательное развитие, наряду с задачами по сенсорной культуре, познавательно - исследовательской деятельности, конструктивной деятельности, формированием целостной картины миры, расширением кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseznayka.docx89.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«Всезнайка» 

Направленность программы: формирование элементарных математических представлений у дошкольников

 

 

 

 

Автор-составитель: 

Павлова Наталья Юрьевна,

педагог дополнительного образования

 

Возраст обучающихся: 4-5 лет 

Срок реализации: 63 часа 

 

 

 

 

 

Великий Новгород 

2023

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» относится к образовательной области Познавательное развитие, наряду с задачами по сенсорной культуре, познавательно - исследовательской деятельности, конструктивной деятельности, формированием целостной картины миры, расширением кругозора. Программа разработана и реализуется в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

                    Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. N 533.

Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждённой приказом Минпросвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019г. № 467).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи".

Проектом Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 18 ноября 2015г. № 09- 3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

            Уставом и локально-нормативными актами учреждения.

        Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка».  Программа направленна на формирование элементарных математических представлений у дошкольников, на создание условий, которые способствуют математическому развитию детей в сфере познавательного развития на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

 

Новизна программы.

          Программа «Всезнайка» задаёт содержание и характеристику учебной деятельности ребёнка, определяя зону ближайшего развития. Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.  Вариант может быть верным и неверным - тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

 

Актуальность программы.

Актуальность программы «Всезнайка» состоит в том, что она является дополнением к ДОО программе ДОУ в развитии и воспитании сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста. Такой комплексный подход способствует поддержанию познавательной активности, любознательности у детей, позволяет сформировать высокий уровень овладения сенсорными эталонами, сформировать полноценное восприятие окружающей действительности.

           

Цель программы

 Развитие мышления, творческих сил дошкольников, их интереса к математике, формирование системы элементарных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.

Задачи программы

  • Формирование элементарных математических представлений и понятий о количестве, величине, счёте, числе, геометрических фигурах, умения ориентироваться в пространстве и времени.
  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  • Развитие мыслительных операций:

анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

сравнение свойств предметов;

обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

распределение предметов в группы по выбранному свойству;

синтез на основе выбранной структуры;

конкретизация;

классификация;

аналогия.

  • Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
  • Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Увеличение объёма внимания и памяти.
  • Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  • Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Психологические особенности детей 4-5 лет.

 В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.  

Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.    

 

Отличительная особенность программы.  Программа адаптирована к условиям образовательного процесса МАДОУ «Детский сад № 73 «Ладушки». Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей наполняемостью до 12 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. 

Программа нацелена на общее гармоничное психическое развитие детей, представляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками математического развития, а также способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Форма организации деятельности обучающихся на занятиигрупповая и фронтальная работа, работа в парах. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями результативность в усвоении материала может быть различной. Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятию и способствует творческому росту детей. 

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность: средняя группа – 20 минут. Начинаются в октябре и заканчиваются в мае.

Способы и формы работы с детьми

  • Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов).
  • Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.
  • Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
  • Выделение части группы.
  • Нахождение «лишних» предметов.
  • Сравнение групп предметов, содержащих до 8 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше предметов).
  • Формирование представлений о сохранении количества. Числа 1 — 8.
  • Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки.
  • Образование чисел в пределах 8 на предметной основе.
  • Количественный и порядковый счет от 1 до 8.
  • Сравнение предыдущего и последующего чисел.
  • Знакомство с наглядным изображением чисел 1-8, формирование умения соотносить цифру с количеством.
  • Величины.
  • Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее - короче, шире -уже, выше -ниже.
  • Пространственно-временные представления.
  • Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.
  • Формирование временных представлений: утро - вечер, день -ночь.
  • Установление последовательности событий. Части суток.
  • Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Планируемые результаты освоения Программы

Целевым ориентиром по Программе должно стать продвижение детей:

  •       В развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение и др.); мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); познавательного интереса, деятельностных способностей (точное исполнение правил игры, опыт фиксирования своего затруднения, его обдумывания, понимания причины затруднения, на этой основе – опыт преобразования, самоконтроля и самооценки).
  •       В общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми, нацеленность на максимальный личный вклад в общее решение задачи) и коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом, обоснования своей точки зрения с использованием согласованных правил).

Одновременно у ребёнка формируются следующие основные умения.

Ребёнок знает и умеет:

Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большого количества.

Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Умеет сравнивать по высоте и длине путём приложения и наложения.

Различает пространственные отношения от себя: впереди-сзади, вверху-внизу, справа-слева.

Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?», умеет располагать числа по порядку от 1 до 8.

Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношения между ними.

Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки.

Называет части суток, устанавливает их последовательность.

К концу обучения по программе «Всезнайка» основным результатом должно стать: 

  • Продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение).
  • Мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • Познавательного интереса, деятельностных способностей (исполнение правил игры, преобразование на основе понимания причины затруднения, самоконтроль).
  • В общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми) и коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом).

Календарный учебный график

Наименование

Продолжительность

обучения по

программе

Занятий

в неделю

Занятий в месяц

Дни в

неделю

Диагностический

период

«Всезнайка»

Октябрь-май  Всего: 63 часа

1 полугодие

С 02.10.2023 по 29.12.2023  (13 нед.)

2 полугодие

С 09.01.2024 по  31.05.2024 (20 нед.)

Общая: 33 недели

2

8

По утвержден-ному

расписанию

Начало, середина и конец учебного года

Учебный  план

№ п/п

 Тема занятий

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

Цвет

4

2.5

1.5

2

Оттенки цветов

2

1.5

0.5

3

Оттенки цветов (повторение)

1

0.5

0.5

4

Большой и маленький

2

1

1

5

Цвет и форма

1

0.5

0.5

6

Один, много

1

0.5

0.5

7

Столько же, больше, меньше

4

2.5

1.5

8

Счет до двух

1

0.5

0.5

9

Числа и цифры 1 и 2

1

0.5

0.5

10

Длиннее, короче

1

0.5

0.5

11

Круг

1

0.5

0.5

12

Шар

1

0.5

0.5

13

Счёт до трех

1

0.5

0.5

14

Треугольник

1

0.5

0.5

15

Число и цифра 3

1

0.5

0.5

16

На, над, под

1

0.5

0.5

17

Выше, ниже

1

0.5

0.5

18

Слева, справа

1

0.5

0.5

19

Повторение

5

1.5

3.5

20

Пространственные отношения: раньше-позже

1

0.5

0.5

21

Счет до четырех. Число и цифра 4.

1

0.5

0.5

22

Квадрат

1

0.5

0.5

23

Куб

1

0.5

0.5

24

Пространственные отношения: вверху-внизу

1

0.5

0.5

25

Сравнение по ширине

1

0.5

0.5

26

Счет до пяти. Число и цифра 5

1

0.5

0.5

27

Овал

1

0.5

0.5

28

Пространственные отношения: внутри-снаружи

1

0.5

0.5

29

Пространственные отношения: впереди-сзади-между

1

0.5

0.5

30

Пара

1

0.5

0.5

31

Прямоугольник

1

0.5

0.5

32

Числовой ряд

1

0.5

0.5

33

Ритм

1

0.5

0.5

34

Счет до шести. Число и цифра 6

1

0.5

0.5

35

Порядковый счёт

1

0.5

0.5

36

Сравнение по длине

1

0.5

0.5

37

Счет до семи. Число и цифра 7

1

0.5

0.5

38

Числа и цифры 1-7

1

0.5

0.5

39

Сравнение по толщине

1

0.5

0.5

40

Сравнение по высоте

1

0.5

0.5

41

План

1

0.5

0.5

42

Счет до восьми. Число и цифра 8

1

0.5

0.5

43

Сравнение по длине, ширине и толщине

1

0.5

0.5

44

Цилиндр

1

0.5

0.5

45

Конус

1

0.5

0.5

46

Педагогический мониторинг

1

0.5

0.5

47

Призма и пирамида

1

0.5

0.5

48

Геометрические тела

1

0.5

0.5

49

Повторение

3

0.5

2.5

Итого:  63

31

32

Формы подведение итогов:

Особенности проведения педагогического мониторинга

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика используется для решения следующих задач:

  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
  • Оптимизации работы с группой детей.
  • Педагогическая диагностика опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

В связи с этим, педагогическая диагностика по ФЭМП:

  • Не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
  • Позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику.
  • Учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений.
  • Позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.
  • Учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Содержание Программы

Месяц

Тема занятий

Программное содержание (теория)

Программное содержание (практика)

Октябрь

«Цвет» - 4

«Оттенки цветов» - 2

«Оттенки цветов (повторение)» - 1

«Большой и маленький» - 1

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 21-24..

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 1-2.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 23-24.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 3-4.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 25-27.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 5-6.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 27-28.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 7-8.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 28-31.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 9-10.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 31-32.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 11-12.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 32-34.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 13-14.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 34-36.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 15-16.

Уточнить представления о четырех цветах – красном, желтом, зеленом, синем, и их названия.

Сформировать умение определять и называть цвет предметов (красный, желтый, синий, зеленый), распределять предметы в группы по цвету (на основе материального образца).

Демонстрационный:

домики 4 цветов, полоски 4 цветов, человечки, одетые в одежду 4 цветов.

Раздаточный: листы с домиками 4 цветов, полоски 4 цветов.

Сформировать умение распределять предметы в группы по цвету (на основе материализованного образца), закрепить умение определять и называть цвета.

Демонстрационный: цветные человечки; Раздаточный: лист бумаги, разделённый на 4 цветных квадрата, геометрические фигуры (посуда).

Развивать умение различать и называть красный, жёлтый, зелёный, синий цвета.

Соотносить цвет с предметами окружающего мира, распределять предметы в группы по цвету, расширять спектр цветов, известных детям.

Раздаточный: лист бледно – голубой бумаги, цветные круги самых различных цветов.

     

Закрепить представление о цвете как о признаке, умение сравнивать предметы по цвету (одинаковый, различный) и выражать результаты сравнения в речи.

Демонстрационный: большая кисть, карточки с картинками, цветные квадраты.

Формировать представление о разных оттенках цветов, опыт их обозначения словами «светлый» «темный».

Демонстрационный:

две банки с водой, подкрашенной в тёмный и светлый цвета..

Раздаточный: кисточки, гуашь, по 2 баночки с водой на каждый стол.

 Закрепить представления о разных оттенках цвета по светлоте, умение выражать в речи светлые и темные оттенки разных цветов.

Закрепить умение различать и называть 6 цветов, сравнивать предметы по цвету.

Демонстрационный:

человечки 6 цветов (из занятия 1),

Раздаточный: на каждого по 2 баночки с водой, кисточка, краски 6 цветов.

Закрепить умение различать и называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету и оттенкам цветов.

Тренировать умение группировать предметы по цвету и оттенкам цветов (светлые и темные).

Демонстрационный: игрушечная ель; цветные игрушки двух оттенков 6 цветов, вырезанные из бумаги; коробки этих же оттенков.

Формировать представление о сравнении предметов по размеру (большой, поменьше, маленький).

Закрепить умения различать и называть цвета, сравнивать предметы по размеру и цвету.

Демонстрационный: иллюстрация к сказке «Три медведя»;

Раздаточный: три сундучка - коробки, три квадрата разной величины и цвета, имитирующие подарки.

Ноябрь

«Большой и маленький» - 1

«Цвет и форма» - 1

«Один, много» - 1

«Столько же, больше, меньше»

- 4

«Счёт до двух»

- 1

 Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 36-38.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 17-18.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 38-40.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 19-20.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 40-44.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 21-22.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 44-46.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 23-24.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 47-50.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 25-26.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 50-52.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 27-28.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 53-55.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 29-30.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 55-58.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 31-32.

Тренировать умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький.

Сформировать представление о взаимосвязи между плоскими и объемными предметами и о квадрате как плоском изображении кубика, ввести в речевую практику термин «квадрат».

Раздаточный: три кубика разного размера и цвета; квадраты трех размеров такого же цвета.

Сформировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме (одинаковая, различная), тренировать умение, находить предметы одинаковые и различные по форме.

Демонстрационный:

Разноцветные геометрические фигуры – квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник; листы картона 6 цветов.

Раздаточный: карточки с двумя кругами, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником (на каждого ребенка).

Формировать представление о понятиях много и один.

Закрепить умение детей определять и называть цвет предметов.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету

Раздаточный: кубики одноцветные и двух цветов (по комплекту на каждого ребёнка), лодочки красного, жёлтого, зелёного и синего цветов (поделки из бумаги); игрушка «Медвежонок».

Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.), расширять словарный запас детей выражениями столько же, больше, меньше.

Закрепить умение определять и называть цвета предметов, сравнение и аналогию, развивать внимание, речь, воображение, творческие способности.

Демонстрационный:

цветки на пол, зайчик.

Раздаточный: карточки с нарисованными на них цветами, бабочки, зеленые листы бумаги, 3 желтых и 3 красных круга.

Построить под руководством воспитателя способ уравнивания групп предметов.

Закрепить умение определять и называть цвета предметов, умение использовать понятия «один» и «много», сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар.

Демонстрационный: макет домика; кирпичи двух цветов; «колобки» в корзине по количеству больше, чем детей; полоски картона – это дощечки красного, зелёного и жёлтого цветов.

Закреплять понятия один – много.

Развивать умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар.

Формировать представление о сохранении одного и того же количества предметов.

Демонстрационный: предметные картинки – овощи, фрукты (или муляжи); Раздаточный: изображения зайцев; 4 игрушки; на каждого ребёнка по 4 жёлтых и красных кубика.

Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов.

Закрепить умение сравнивать предметы по свойствам, использовать понятия «один», «много», учить преодолевать различные препятствия.

Демонстрационный:

карточки на нахождение «лишнего» предмета

Раздаточный: круги, карточки с нарисованными на них грибами, карточки, на которых нарисован один предмет и много предметов.

Сформировать представление о числе 2, умение считать до двух.

Закрепить представления о числе «один», использование слов «один», «одна» в речи, умение сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнивать предметы по свойствам.

Демонстрационный:

цветы разного цвета и размера.

Раздаточный: изображения двух медведей, круги.

Декабрь

«Числа и цифры 1 и 2»

- 1

«Длиннее, короче» - 1

«Круг» - 1

«Шар» - 1

«Счёт до трёх» - 1

«Треугольник» - 1

«Число и цифра 3» - 1

«На, над, под» - 1

 Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 58-63.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 33-34.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 63-66.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 35-36.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 66-71.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 37-38.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 71-75.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 39-40.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 75-78.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 41-42.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 78-82.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 43-44.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 83-87.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 45-46.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 87-90.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 47-48.

Познакомить с цифрами 1 и 2.

Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, цвет предмета с образцом.

Демонстрационный: фигуры трех зайцев, карточки с цифрами 1 и 2.

Раздаточный: чистые листы бумаги, красные треугольники, предметные картинки, листы в углу которых написаны цифры 1 и 2. 

Формировать пространственные представления длиннее, короче, справа, слева.

Закреплять счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа

Демонстрационный: 2 игрушки – медведи, шарфы (длинный, короткий); по 2 полоски бумаги разной длины и цвета.

Раздаточный: карточки с изображением двух домиков лисичек двух домиков белочек на разных расстояниях друг от друга.

Формировать на предметной основе представление о круге.

Распознавать круг в предметах окружающей обстановки.

Закреплять счет до двух.

Развивать умения выявлять закономерность в расположении фигур.

Демонстрационный:

картинка с изображением телеги с треугольными колёсами; круг; карточки с изображением кругов разного размера.

Формировать на предметной основе представления о шаре.

Умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.

Закрепить представление о круге, счёт до двух, умение выделять свойства предметов и сравнивать предметы по свойствам.

Демонстрационный:

предметы, имеющие форму шара, шар и куб для игры – соревнования))) Раздаточный: кусочки соленого теста, карточки с изображением плоских геометрических фигур.

Сформировать представление о числе 3, умение считать до трех.

Закрепить представления о числах 1 и 2, умение использовать их название в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнивать предметы по свойствам.

Раздаточный: 3 круга лица с разным выражением, 3 треугольника – колпачка разного цвета, карточки с нарисованными на них мячами.

Формировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки.

Закреплять счет до трех, умение сравнивать предметы по свойствам.

Демонстрационный: три клоуна, три треугольника – колпачка, два круга; треугольник; Раздаточный: картинки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной формы.

Познакомить с цифрой 3.

Формировать умения соотносить цифры 1-3 с количеством.

Выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

Расширять представление о геометрических фигурах.

Демонстрационный: орнамент из кругов и треугольников, карточки с цифрами от 1 до 6, карточки с тремя треугольниками, карточки с 1,2,3 кругами или треугольниками.

Раздаточный: кубики, треугольные призмы, круги, треугольники.

Формировать пространственные отношения на, над, под, тренировать умение понимать и правильно употреблять данные слова в речи.

Закреплять счёт до 3.

Развивать умения сравнивать предметы по количеству на основе составления пар.

Уравнивать группы предметов по количеству двумя способами.

Демонстрационный: карточки с цифрами 1,2,3

Раздаточный: кубики, лист бумаги с рейками для забора и полосой земли, полоски картона разного цвета, изображение птичек.

Январь

«Выше, ниже» - 1

«Слева, справа»

 - 1

«Повторение» - 5

 

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 90-94.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 49-50. 

 Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

«Игралочка». Методические рекомендации. Части 1 и 2. Стр. 95-97.

«Игралочка». Учебная тетрадь для детей 3-4 лет. Стр. 51-52.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 98-102.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 3-4 лет. Стр.53-64

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет. Стр. 1-2. 

Формировать пространственные представления выше, ниже, ближе, дальше, тренировать понимать и правильно употреблять слова в речи, сформировать представление о сравнении предметов по высоте.

Закреплять счёт в пределах, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов.

Демонстрационный:

3 елки, изображение ровного и неровного рельефа местности.

Раздаточный: кубики, бумаги разного размера.

Уточнить пространственные отношения «слева» - «справа», сформировать представление детей о положении предмета справа и слева от них.

Закрепить умение выделять и называть свойства предметов.

Демонстрационный:

веревки, игрушка – заяц.

Раздаточный: красные треугольники двух размеров.

Актуализировать знания детей по теме: «Числа от 1-3», представления о геометрических фигурах, сравнение предметов по длине, изученные пространственные отношения.

Выявить уровень сформированности умений считать до трёх, соотносить цифры 1-3 с количеством, различать геометрические фигуры по форме, сравнивать численность групп предметов с помощью счета, ориентироваться по плоскости.

Демонстрационный: картина, составленная из геометрических фигур, карточки для нахождения лишнего, полоски попарно одинаковой длины.

Раздаточный:

Лист бумаги с предметами в количестве 1-3, карточки с цифрами от 1 до 3, листы бумаги с деревом, геометрическое лото.

Февраль

«Пространственные отношения: раньше - позже» -1

«Счёт до четырёх. Число и цифра 4» - 1

«Квадрат» - 1

«Куб» - 1

«Пространственные отношения: вверху - внизу» -1

«Сравнение по ширине» - 1

«Счёт до пяти. Число и цифра 5» -1

«Овал» -1

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 102-106.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет. Стр. 3-4. 

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 106-110.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 5-6.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 111-116.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 7-8.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 116-120.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 9-10.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 120-123.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 11-12.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 123-127.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 13-14.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 127-132.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 15-16.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 132-137.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 17-18.

 Уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше – позже», тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже».

Закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия «один» и «много», умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов с помощью составления пар.

Три фотографии воспитателя, сделанные в разное время, и одна фотография хорошо знакомого взрослого, по 3-4 предметные картинки на каждого, изображения детёнышей домашних и диких животных, карточки для восстановления последовательности событий.

Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех, соотносить цифру 4 с количеством.

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Закрепить счетные умения, умение сравнивать группы предметов по количеству; умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте; умение видеть и продолжать закономерность чередования фигур.

Демонстрационный:

карточка с изображением орнамента

Раздаточный: 4 зеленый треугольника, 4 круга разного цвета, карточка с цифрой 4; тарелочки, на которых лежат от 1 до 4 кубиков, карточки с цифрами 1-6 (каждой карточки по 3 штуки).

Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур, познакомить с некоторыми свойствами квадрата.

Закрепить счет до 4, представления о круге, треугольнике, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине.

Демонстрационный:

Предметы квадратной формы; круг, квадрат, треугольник; картинки с изображением обуви, овощей; предметные картинки, имеющие круглую, квадратную, треугольную форму.

Раздаточный: полоски картона черного цвета двух разметов.

Сформировать представления о кубе и некоторых его свойствах, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

Закрепить представления об изученных фигурах, счет до 4, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по высоте.

Демонстрационный: шар, два куба, изображение столбика, собранного из четырех кубиков в технике аппликации, карточки с изображением кругов, треугольников.

Раздаточный: коробочки с шарами и кубами, карточки с изображением квадратов, вырезанные из картона круги и квадраты.

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения.

Закреплять счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов.

Демонстрационный: 3 игрушечных медведя, 1 заяц, карточки с цифрами от 1 до 4.

Раздаточный: листы бумаги с нарисованными на них двумя полками, 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера, 1 треугольник, карточки с кругами разного цвета и размера от 1-4.

Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать в речи слова «широкий», «узкий».

Закрепить счетные умения, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность чередования фигур по форме.

Демонстрационный: игрушки (медвежонок, зайчонок), два одеяла, веревка.

Раздаточный: полоски одинаковой длины, но разного цвета и разной ширины, листы бумаги с нарисованной веревкой для развешивания полотенец, полотенца – полоски.

Сформировать представление о числе 5 и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру с количеством.

Закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.

Демонстрационный: игрушечные медвежонок и зайчонок, изображение земляники и черники, карточки с изображением 2,3,4,5 предметов, карточки с цифрами 1-7.

Раздаточный: по 6 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрой 5 по одной на каждого.

Сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы.

Закрепить счет до пяти, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам.

Демонстрационный: карточки с рисунком из геометрических фигур для обозначения вагонов, карточки с изображением овальных и не овальных предметов.

Раздаточный: карточки с нарисованными в ряд геометрическими фигурами – билеты на поезд, 2 круга и 1 овал (белые), вырезанные из цветного картона часы, колесо и огурец, круги и овалы трех цветов (красного, оранжевого, желтого).

Март

«Пространственные отношения: внутри - снаружи» -1

«Пространственные отношения: впереди, сзади, между» -1

«Пара» - 1

«Прямоугольник» - 1

«Числовой ряд» - 1

«Ритм» -1

«Счёт до шести. Число и цифра 6» -1

«Порядковый счёт» -1

 Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 137-141.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 19-20.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 141-144.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 21-22.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 144-148.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 23-24.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 148-154.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 25-26.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 154-159.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 27-28.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 159-163.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 29-30.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 163-168.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 31-32.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 168-171.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 33-34.

Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи.

Закрепить представления об овале, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов, определять, называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру.

Демонстрационный: обручи разного цвета, картинка с изображением банки с яблоками и грушами.

Раздаточный: по 5 овалов разного цвета и размера, фишки (пуговицы).

Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между» и употреблять их в речи.

Закрепить пространственные отношения «справа» - «слева», закон сохранения количества, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством, определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение упорядочивать предметы по заданному признаку, представления о круге, квадрате, треугольнике.

Демонстрационный: изображения деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки, карточки с цифрами 3,4,5, круги 4 цветов и двух размеров.

Раздаточный: геометрическое лото.

Уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком.

Закрепить счетные умения, геометрические и пространственные представления, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине.

Демонстрационный: игрушка зайка, варежка с орнаментом, изображение коньков, варежек, лыж, спиц, ботинок, носков, изображение мужчины, женщины, мальчика и девочки.

Раздаточный: варежка, вырезанная из бумаги, геометрические фигуры, лыжи – полоски разной длины.

Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы.

Закрепить геометрические и пространственные представления, счет до пяти, умение соотносить цифру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам.

Демонстрационный: квадрат, прямоугольник, изображение елки, человечка, карточки с цифрами 1-5, карточки с геометрическими фигурами, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы.

Раздаточный: квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой, кубики лодочка.

Сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1.

Закрепить представления об изученных фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве.

Демонстрационный: домики с открывающимися дверями, карточка с 5 геометрическими фигурами, внутри которых нарисованы точки (образец выполнения задания.

Раздаточный: карточки с изображенными на них 5 домиками, карточки с точками от 1 до 5, карточка с 5 геометрическими фигурами

Сформировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур.

Закрепить изученные геометрические фигуры, закрепить умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач.

Демонстрационный: бубен, картинки для иллюстрации понятия ритма, парные карточки с изображением ритма.

Раздаточный: зеленые, желтые, белые, голубые квадраты, квадраты двух цветов.

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством.

Закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать предметы по высоте.

Демонстрационный: карточки с цифрами 1-8.

Раздаточный: зеленые треугольники и белые прямоугольники (по 6 штук), кубики, карточки с цифрами.

Сформировать представление о порядковом счете, закрепить умение считать до шести, умение соотносить цифры 1-6 с количеством.

Закрепить умение определять и называть свойства предметов, умение ориентироваться в пространстве (лево, право).

Демонстрационный: шесть различных игрушек, карточки с 6 кругами разного цвета.

Раздаточный: квадраты, фломастеры 6 цветов.

Апрель

«Сравнение по длине» - 1

«Счёт до семи. Число и цифра 7» - 1

«Числа и цифры 1 - 7» - 1

«Сравнение по толщине» - 1

«Сравнение по высоте» - 1

«План» - 1

«Счёт до восьми. Число и цифра 8» - 1

«Сравнение по длине, ширине и толщине» - 1

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 171-175.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 35-36.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 175-179.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 37-38.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 179-182.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 39-40.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 182-186.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 41-42.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 186-189.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 43-44.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 190-194.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 45-46.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 194-199.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 47-48.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 199-202.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 49-50.

Уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», закрепить сравнение по длине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер.

Закрепить умение определять и называть свойства предметов, представление о числовом ряде, счет до шести, порядок следования цифр 1-6.

Демонстрационный: карточки с записанными на них рядами чисел, расположенный неверно.

Раздаточный:

полоска длиной 10 см и шириной 2 см коричневого цвета, полоска длиной 9см и шириной 2см черного цвета, 6 полосок разного цвета и разной длины, полоска, на которой числа расположены в правильном порядке.

Сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно, соотносить цифру с кол-вом.

Закрепить геометрические представления, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать двумя способами группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность.

Раздаточный:

карточки с цифрами 1-9, кругов разного размера, 7 треугольников разного цвета, по 7 желтых квадратов и треугольников одинакового размера.

Закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, находить место числа в числовом ряду.

Закрепить представления о сохранении количества, умение распознавать форму геометрических фигур, упорядочивать группу предметов по длине.

Демонстрационный: изображение цветка с 7 разноцветными лепестками.

Раздаточный:

листы с домиками, карандаши, полоски одинаковой ширины и цвета, но разной длины, карточки с картинками, выполненными из геометрических фигур, карточки с такими же геометр. фигурами, расположенными в ряд.

Уточнить понимание слов «толстый», «тонкий», сформировать умение сравнивать предметы по ширине.

Закрепить счетные умения, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине.

Демонстрационный: изображение теремка, сделанного из цилиндрических бревен, изображение толстого и тонкого дерева, плакат –схема, изображение лавочки.

Раздаточный

карандаши, цилиндры, 2 прямоугольника разного размера.

Уточнить понимание слов «высокий» и «низкий», закрепить умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер.

Закрепить умение сравнивать численность групп предметов двумя способами, представление о числовом ряде, прямой и обратный счет до семи, умение переделять и называть свойства предметов.

Демонстрационный: картинки с изображением лета и зимы (пейзажи), сюжетные картинки.

Раздаточный:

7 столбиков разной высоты, картонная полоска.

Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Закрепить умение определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления.

Демонстрационный: план пути к домику лисы (карта путешествий), карточки с разным расположением предметов, карточки с изображением предметов различной формы.

Раздаточный:

планы на каждого ребенка, карандаши.

Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством.

Закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть   и продолжать закономерность.

Демонстрационный: куб, пирамида, карточки с цифрами 3,4,5, 6.7,9, карточки с 5,6,8 точками

Раздаточный: квадраты, треугольники, карточки с 7 точками, карточки с цифрой 8, круги двух цветов.

Закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине.

Закрепить порядковый счет до 8, знание цифр 1-8.

Демонстрационный: карточки с пропущенными цифрами.

Раздаточный: цилиндры одинаковой высоты и разного диаметра и цвета, полоски картона одинаковой длины, но разной ширины и цвета.

Май

«Цилиндр» - 1

«Конус» - 1

«Педагогический мониторинг» - 1

«Призма и пирамида – 1

«Геометрические тела» - 1

«Повторение» - 3

 Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 202-207.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 51-52. 

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 207-211.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 53-54.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «Мир открытий» Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М., 2012

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 211-216.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 55-56.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. Стр. 216.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 57-58.

Учебная тетрадь «Игралочка» для детей 4-5лет. Стр. 59-64.

Сформировать представление о цилиндре и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

Закрепить счет до восьми, умение выделять и называть общее свойство предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.

 Демонстрационный: предметы цилиндрической формы.

Раздаточный: цилиндрические неотточенные карандаши, кирпичики, трафареты, «паспорта» предметов цилиндрической формы, листы бумаги, простые карандаши, фломастеры.

Сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

Закрепить умение выделять и называть свойства предметов. Представления об изученных геометрических фигурах, умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.

Демонстрационный: муфта с фигурами, предметные картинки.

Раздаточный: листы бумаги, трафареты, карандаши.

Выявить динамику математического развития.

Составить карту обследования детей

Дидактический комплект (наглядный материал, карта обследования, задания для индивидуальной работы).

Сформировать представление о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и среди других фигур.

Закрепить счетные умения в пределах 8, представления об изученных геометр фигурах, умение выделять и называть свойства предметов, соотносить плоские геометр фигуры с пространственными телами, умение ориентироваться в пространстве.

Демонстрационный: цилиндры, конусы, призмы, пирамиды одинаковой высоты и разного цвета.

Раздаточный: призмы и пирамиды с «паспортами», картинки с предметами различной формы.

Закрепить представления детей о пространственных фигурах, пространственных отношениях, умение ориентироваться на плане – карте.

Порядковый счет, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.

Демонстрационный: муфта с геометрическими телами))).

Раздаточный:

карточки с цифрами от 1 до 8, план – карты, простые карандаши.

Закрепить знания о кубе, призме, цилиндре, классифицировать геометрические тела.

Закрепить знания о количественном счете и цифрах в пределах 8; умение видеть в предметах окружающей действительности сходство с геометрическими фигурами.

Раздаточный: цветные карандаши.

Методическое обеспечение программы

Список литературы:

Методические рекомендации 

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Часть 1. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Часть 2. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Рабочие тетради для ребёнка

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 3–4 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Демонстрационный материал

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Раздаточный материал

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

 

Материально – техническое оснащение занятий:

  • доска – 1 шт.
  • магнитная доска – 1 шт.
  • столы – 5 шт.
  • стулья – 10 шт.
  • мольберт - 1 шт.

Комплект материалов, инструментов и оборудования:

  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Игровые пособия
  • Раздаточные листы учебных пособий.
  • Тетрадь в клетку
  • Цветные счетные палочки
  • Мозаика
  • Объемные геометрические фигуры
  • Шаблоны из геометрических фигур
  • Конструкторы
  • Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
  • Цветная бумага
  • Цветные веревочки
  • Пуговицы
  • Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)

Взаимодействие с родителями: 

         При работе с ребёнком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребёнка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребёнок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Нужно установить гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями, доступным языком доводить до них результаты достижений, учитывать рекомендации родителей. Необходимо осуществлять связь родители-ребёнок-педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

. Пояснительная записка.Направленность программы: естественнонаучная.Актуальность:В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического стан...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Пояснительная записка.      Дополнительная образовательная программа «Всезнайка»  имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотива...

Дополнительная общеразвивающая программа «Всезнайки»

пнитеьная бщебразватеьная прграмма Всезнайки...

Дополнительная общеразвивающая программа «Всезнайки»

пнитеьная бщебразватеьная прграмма Всезнайки...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Всезнайка»

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Всезнайка"

В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование спо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Всезнайка"

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании. Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который да...