Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 6 - 7 лет с ОНР "Экскурсия в мебельный магазин"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Данное занятие соответствует лексическое теме Мебель для деьей 6 - 7 лет, на котором дети закрепят прямой и обратный счет в пределах 20, математические знаки >, <; поупражняются в ориентировке в пространстве относительно себя и на плоскости; научаться решать простые арифметические задачи и закрепят умение употреблять в речи такие понятия, как "между", "до", "после", "перед".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_femp_podg_gr.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ОРОШ № 18 г. Новокуйбышевск
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР)
по лексической теме «Мебель»
Составила:
воспитатель: Десятова Л.П.
2024
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР)
по лексической теме «Мебель»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
Развивающие: Упражнять в умение выполнять счет от заданного числа. Упражнять в ориентировке в пространстве и на плоскости (на листе квадратной формы). Упражнять в умении сравнивать не равные группы предметов и отражать результат сравнения с помощью математических знаков >, <. Продолжать учить решать простые арифметические задач и выкладывать решение с помощью цифр и знаков.
Коррекционные: Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, умение действовать по словесной инструкции, умение сравнивать и анализировать. Продолжать развивать логическое мышление. Упражнять в употреблении в речи понятий «между», «после», «перед» или «до». Упражнять в умении согласовывать движения рук и пальцев рук в соответствии с текстом физминутки. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать до конца ответы других детей, умение работать в команде. Проявлять инициативу.
Методы и приемы:
Практические: игра – разминка «Мяч поймай и дальше считай», и/упр. «Назови правильно», игры «Поможем расставить мебель», «Поставь туда куда скажу», «Поставь правильно знак», «Кто быстрее соберет картинку», решение арифметических задач. Физминутка «На полянке дом стоит».
Наглядные: показ, демонстрация.
Словесные: игры «Посчитай правильно», вопросы к детям, объяснение.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: мяч, предметные картинки с изображением мебели, вариант расположения мебели для игры «Постапвь туда, куда скажу».
Раздаточный материал: на каждого ребенка - тонированный квадратный лист бумаги на каждого ребенка, наборы цифры от 1 до 10 и математические знаки (+, -, =); карточки с изображением разного количества мебели с правой и с левой стороны для игры «Поставь правильно знак», маленькие подносы для раздаточного материала, простой карандаш.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка «На полянке дом стоит» |
Игровая | Игровые упражнения «Мяч поймай и дальше считай», и/упр. «Назови правильно», «Поставь мебель туда куда скажу», «Поставь правильно знак», «Кто быстрее соберет картинку», речевые игры «Посчитай правильно» |
Познавательно-исследовательская | Решение арифметических задач |
Коммуникативная | Игровое упражнение «Назови правильно», вопросы к детям, объяснение. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи (с обозначением обр. области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
Мотивационно-организационный | Игровая ситуация «Экскурсия в магазин Мебель» | |||
Воспитатель предлагает детям встать в круг и сообщает, что сегодня на занятии по математике они совершат экскурсию в магазин «Мебель». | Дети стоят по кругу и слушают | |||
Деятельностный | Упражнять в умение выполнять счет от заданного числа. | Игра – разминка «Мяч поймай и дальше считай» | Умеют считать прям и обратным счетом от названного числа. Умеют считать двойками, пятерками | |
Воспитатель сообщает детям, что прежде чем отправятся в магазин МЕБЕЛЬ нужно провести математическую разминку. Далее воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку и дает задание посчитать от заданного числа (счет прямой и обратный). | Дети стоят в по кругу, ловят по очереди мяч, считают от заданного числа прямым, обратным счетом, двойками, пятерками | |||
Совершенствовать зрительное внимание, ориентировку в пространстве. Закрепить порядковый счет. Упражнять в употреблении понятий «между», «после», «перед» или «до» | Игровое упражнение «Назови правильно» | |||
Воспитатель предлагает детям подойти к доске и обращает внимание детей на картинки, с изображением предметов мебели. Картинки расположены в ряд. Предлагает детям посчитать , сколько предметов мебели они видят на доске (10 шт.) Далее воспитатель задает детям вопросы индивидуально Например: - Сколько всего предметов мебели? Назовите предмет мебели, который стоит 7 по счету? Какой по счету стоит стол (кровать, комод). Назовите предмет мебели, который стоит между столом и креслом. Назовите между какими предметами мебели стоит кровать. Какой предмет мебели стоит перед комодом, какой предмет мебели стоит после дивана и т.д. | Дети стоят около доски, смотрят на картинки по теме «Мебель», слушают вопросы воспитателя и отвечают по вызову. Например: 7 по счету стоит диван. Стол стоит третий по счету (кровать пятая по счету). Между столом и креслом стоит стул. Перед комодом стоит шкаф, после дивана стоит кровать и т.д. | Владеют количественным и порядковым счетом. Используют в речи понятия «между», «перед», «после». Ориентируются в пространстве | ||
Упражнять в ориентировке на плоскости (на листе квадратной формы), в умение действовать по словесной инструкции. Проявлять инициативу | Игровое упражнение «Поставь мебель туда куда скажу» | Дети ориентируются на листе бумаги и правильно называют место расположения мебели Развита детская инициатива | ||
Воспитатель предлагает детям расставить мебель в комнате и поставить мебель туда, куда скажет. Обращает внимание детей на квадратные листы на столе и игрушечную мебель на подносах. Например: Шкаф поставьте в правый верхний угол, диван поставьте в левый верхний угол, кресло поставьте в правый нижний угол, кровать поставьте в левый нижний угол, а по середине комнаты стол и стулья. После того, как дети расставят мебель, только тогда воспитатель открывает картинку на мольберте с правильным вариантом. Уточняет у детей кто куда поставил мебель; индивидуально Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно расставить мебель и рассказать куда поставили. | Дети сидят за столами и ставят на квадратные листы («в комнате») картинками с изображением мебели по словесной инструкции Отвечают на вопросы воспитателя по вызову. Например: Я поставил шкаф в правый верхний угол, диван в левый верхний угол и т.д.» Дети самостоятельно располагают по своему замыслу мебель и рассказывают, куда поставили | |||
Упражнять в согласовании движений рук и пальцев с текстом игры | Физминутка «На полянке дом стоит» | |||
Воспитатель предлагает детям встать за стульчики и выполнить физминутку На полянке дом стоит (Руки «домиком») Ну, а путь к нему закрыт (Пальцы ладошек соединены, ладони соединены в виде ворот) Мы ворота открываем (Раздвинуть ладошки в стороны) Всех вас в гости приглашаем (Зовем к себе ладошками) Стол стоит на толстой ножке (Кулачок одной руки и сверху ладонь другой руки) Рядом стульчик у окошка (Кулачок одной руки и сбоку ладонь другой руки) Два бочонка под столом (Двумя кулачками стучим друг об друга, меня их метами сверху – снизу) Вот такой мы видим дом (Руки «домиком»). | Дети встают за стульчики и выполняют физминутку, проговаривают слова и выполняют движения руками и пальцами | Умеют согласовывать движения рук и пальцев с текстом игры | ||
Упражнять в умении сравнивать не равные группы предметов и отражать результат сравнения с помощью математических знаков >, < Развивать мелкую моторику руки | Игровое упражнение «Поставь правильно знак» | |||
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и обращает внимание на карточки. разделенные на три вертикальные части. В левой и правой части изображены предметы мебели с разным количеством. В средней части два знака > и < . В нижней части карточки три клеточки для цифр и знака. Воспитатель объясняет детям, что нужно посчитать сколько мебели на правой стороне, на левой стороне карточки, сравнить и в нижней части карточки написать цифры в соответствии с количеством мебели и поставить знак > или < | Дети сидят за столами и каждый выполняет задание на своей карточке. Отвечают на вопрос воспитателя по вызову. Например: Я поставил знак больше, потому что 5 стульев больше, чем три кровати. Или: Я поставил знак меньше, потому что 4 дивана меньше, чем 5 комодов. | Умеют сравнивать две неравные группы предметов через счет. Знают и правильно пишут цифры и математические знаки >, < . Отражают результат сравнения в речи. Читают запись слева на право. | ||
Продолжать развивать умение решать простые арифметические задачи и выкладывать решение с помощью цифр и знаков | Решение арифметических задач | |||
Воспитатель предлагает решить задачи и сделать запись решения с помощью цифр и знаков. Например: - В магазин мебели привезли 3 новых дивана и 4 комода. Сколько всего предметов мебели привезли в магазин? 3 + 4= 7 - В магазине было 7 кроватей. Две купили. Сколько кроватей осталось? 7 – 2 = 5 | Дети слушают задачи, решают и делают запись с помощью цифр и математических знаков. Отвечают воспитателю по вызову | У детей развито слуховое внимание. Умеют решать простые арифметические задачи, правильно используют цифры и математические знаки при решения | ||
Закрепить умение собирать из частей целое изображение. Совершенствовать зрительное внимание, мышление. Проявлять инициативу | Игра «Собери картинку» (командная игра) | |||
Воспитатель предлагает детям поделиться на три команды и подойти к столам, где лежат разрезные картинки. Каждой команде дается одна разрезанная картинка мебели. Какая команда быстрее соберет целую картинку, та и выиграет. Одной из команд дается разрезная картинка Русского сундука Воспитатель рассказывает детям, что раньше в русских избах очень популярен был сундук, куда люди хранили вещи, одежду и в каких русских городах делали эти сундуки (Москва, Великий Новгород) | Дети делятся на три команды и подходят к столам с разрезными картинками. Каждая команда собирает из частей целую картинку мебели. | У детей развито зрительное внимание. Умеют собирать целую картинку из 7 - 8 частей. | ||
Заключительный | Игровая ситуация «Возвращение» | |||
Воспитатель предлагает детям встать, «вернуться» в детский сад и рассказать где они побывали, какие задания выполняли. Какое задание было для них труднее, какое легче. | Дети стоят, отвечают на вопросы предложением |
Приложение
Физминутка «На полянке дом стоит». Упражнять в умение согласовывать движение рук и пальцев с текстом игры.
На полянке дом стоит (Руки «домиком»)
Ну, а путь к нему закрыт (Пальцы ладошек соединены, ладони соединены в виде ворот)
Мы ворота открываем (Раздвинуть ладошки в стороны)
Всех вас в гости приглашаем (Зовем к себе ладошками)
Стол стоит на толстой ножке (Кулачок одной руки и сверху ладонь другой руки)
Рядом стульчик у окошка (Кулачок одной руки и сбоку ладонь другой руки)
Два бочонка под столом (Двумя кулачками стучим друг об друга, меня их метами сверху – снизу)
Вот такой мы видим дом (Руки «домиком»).
Используемые ресурсы:
- Новикова В.П. «Математика в детском саду, 6 – 7 лет. Сценарии занятий». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015;
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических представлений». Конспекты занятий для детей 6 – 7 лет. Коррекционно – развивающее обучение». Издательство. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
- Панамарева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений». Подготовительная к школе группа. –М.:
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы. Развивающая программа «Детство»
Конспект занятий для воспитателя....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"
С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы
Закрепление знаний о прямоугольнике и квадрате. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; зрительного, слухового внимания, зрительно-моторной координации. Воспитывать товарищеские в...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
Открытое занятие. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет
Цель:создание условий для развития математических знаний у детей 4-5 летЗадачи:- закрепить знания о геометрических фигурах; совершенствование навыка счета в пределах 5;- формирование познавательного и...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет. Занятие 28
Цель:Показать независимость результата счёта от формы расположения предметов в пространствеЗадачи: 1. Упражнять в умен...