Конспект занятия по математическому представлению в подготовительной группе с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математики»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И
КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД №74
(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74)
664058, г. Иркутск, ул. Мамина – Сибиряка, д. 21, mbdouds74@yandex.ru тел: 36-19-27
Конспект занятия по математическому представлению в подготовительной группе с использованием игровой технологии
«Путешествие на планету Математики»
Воспитатель: Родина Александра Александровна
МБДОУ г .Иркутска детский сад №?4
Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.
Обучающие задачи:
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше, больше -меньше.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Оборудование и материал : цифры, знаки, мяч.
Раздаточный материал : карточки с заданиями, математические наборы, листочки, карандаши.
Ход занятия:
Вводная часть:
-Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!
Воспитатель:. А теперь давайте красиво сядем, ножки поставим вместе, спинка прямая. Послушайте пожалуйста, стихотворения.
Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
- Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.
- Чтобы узнать на чем мы отправимся в путешествие, нам нужно внимательно сосредоточатся на задание.
Гимнастика для глаз
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
Перед вами листок бумаги, а на нем цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.
(Воспитатель раздает листки в клетку, где отмечены точки с цифрами, которые необходимо соединить по порядку.)
Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Получилась ракета.) (Слайд небо)
Воспитатель: Ну вот, сели по удобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо начать обратный отсчет: 10, 9, 8…1 поехали! Мы полетели. (музыка взлёт ракеты) (слайд небо)
-А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, давайте немного поиграем.
Определим предыдущее и последующее числа. Соседи числа.
Игра с мячом «Назови число» (Игровой метод)
Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим (то, которое стоит после названного?
Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:
· посчитай по порядку от 1 до 5
· посчитай по порядку от 5 до 10
· Посчитай в обратном порядке от 5 до1
· Назови соседей числа 3
· Назови соседей числа 5
· Назови соседей числа 9
· Назови соседей числа 2
· Назови соседей числа 4
· Назови соседей числа 6
· Назови соседей числа 8
Молодцы вы отлично справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели.
Кто же нас встречает? Мы сейчас узнаем. (Слайд инопланетянина)
Кто это? (Ответы детей.)
Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты.
Задачки - то заколдованные и зашифрованные,но ведь мы не боимся трудностей и справимся с вами.
Давайте пройдем за столы. Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки
«Пальчиковая гимнастика»
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, складывают пальчики обеих рук в виде геометрических фигур. Показывают раскрытую ладошку.
Геометрический диктант
Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.
Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание :
Дидактическая игра «Отгадай фигуру».
Вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом,
Вдоль нижней стороны – синим карандашом
Справа - провести желтую линию
Слева – провести зеленую линию.
Загадки ( Словесный метод)
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
В левом верхнем углу нарисуйте (красный треугольник)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его (квадрат).
В правом нижнем углу нарисуйте (зеленый квадрат)
Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!
(прямоугольник)
В левом нижнем углу нарисуйте (синий прямоугольник)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)
В правом верхнем углу нарисуйте (желтый круг.)
- А сейчас проверим.
Какую геометрическую фигуру нарисовали в правом нижнем углу. (зеленый квадрат)
Где нарисовали желтый круг (в правом верхнем углу)
В каком углу прямоугольник (в левом нижнем углу синий прямоугольник) Вдоль какой стороны нарисована красная линия? (Вдоль верхней стороны листа)
На какой стороне синяя линия?» (Вдоль нижней стороны)
- И с этим заданием мы с вами справились!
Воспитатель. Ребята, инопланетяне не знают, что такое дни недели. Давайте им расскажем.
Сколько всего дней недели? (7)
Как называется первый день недели? (понедельник)
Сколько дней в недели выходных? Как они называются? (2, суббота и воскресенье)
Какой день недели четвертый? (четверг)
Какой день недели между вторником и четвергом? (среда)
А давайте покажем нашу веселую физминутку про дни недели
Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
Воспитатель. А теперь ребята покажем инопланетным существам, как мы умеем правильно думать и конструировать. Решим геометрическую задачу.
Наглядно-демонстрационный метод
Положите на стол столько квадратиков, сколько показывает цифра (6)
Ниже положите кружочков на 3 меньше, чем квадратиков.
А под кружочками треугольников на 1 больше, чем кружочков.
Из этих фигур составьте ракету, на которой вы полетите обратно домой.
Воспитатель. Ребята, инопланетяне, как и вы, любят рисовать, но у них приключилась беда: все карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем им, сделаем их карандаши цветными?
Посмотрите, у вас на столе лежат карточки, на них нарисованы карандаши, они все какие? (Без цвета.) Поможем их раскрасить? Слушайте внимательно. 6
• Закрасьте первый карандаш желтым цветом,
• Четвертый – синим,
• Второй – зеленым,
• Пятый – красным,
• Третий – коричневым,
• Шестой черным.
(Дети закрашивают карандаши.)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, на котором по счету месте синий карандаш?
Какого цвета карандаш на пятом месте?
На котором по счету месте желтый карандаш?
- Ребята, инопланетяне очень рады, что такие умные, дружные ребята были у них в гостях. Они дарят вам звезды, которые сияют на их планете.
Давайте скажем им спасибо.
Воспитатель: А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.
- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.
Пуск! Полетели! (Слайд небо с ракетой)
А пока мы с вами летим - «Умственная разминка»
1. Сегодня четверг, а завтра?
2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
3. Если стол выше стула, то стул?
4. Если дорога шире тропинки, то тропинка?
5. Сколько месяцев в году?
6. Сколько времен года?
Какое сейчас время года?
Игра «Скажи на оборот» Игра с мячом
Высоко - (низко)
Далеко - (близко)
Широкий - (узкий)
Худой – (толстый)
Холодный – (горячий)
Легко - (тяжело)
Веселый - (грустный)
Внутри - (снаружи)
Много - (мало)
Маленький - (большой)
Вперед-(назад)
Быстро - (медленно)
Воспитатель. Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели обратно в детский сад. Ну, что осталось только забрать подарки от инопланетян.
- На какую планету мы сегодня летали?
- Что мы нарисовали с помощью точек и цифр?
- Что тебе было трудно выполнять сегодня?
- Что тебе понравилось больше всего на занятии?
- Какое доброе дело ты сегодня сделал на занятии?
- Чему мы научили сегодня инопланетян?
- Что тебе показалось сложным на занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе детей с ТНР «Сказочный лес»
Образовательная область: познавательное развитие
Раздел программы: ФЭМП
Образовательная:
- Cпособствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой;
- знание геометрических фигур, название линий;
- упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке.
Развивающая:
- развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре,
- находить решение и делать выводы,
- развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-танцевальная.
Формы организации: индивидуальная, групповая, работа парами.
Формы реализации детских видов деятельности: минутка вхождения в день (психогимнастика), актуализация чувственного опыта - сюрпризный момент, ориентирование в пространстве в процессе передвижения, решение проблемной ситуации, взаимодействие с героем в игровой форме, развивающая игра, гимнастику для глаз, разгадывание загадки, пальчиковая игра, дидактическая игра, упражнение на ориентировку на плоскости, беседа.
Используемые методы, приемы и технологии: проблемный (помочь персонажу выполнить задание; игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героев и предметов), воображаемая ситуация-передача письма, наглядный метод (использование интерактивной доски, компьютера); объяснительно-иллюстративный (использование иллюстраций и показ картинок); дидактическая игра и упражнение; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей); анализ образовательной деятельности.
Виды детской деятельности: игровая (видеозапись, дидактические, развивающие и логические игры), продуктивная (самостоятельная работа детей с карточками), коммуникативная (беседа ), двигательная (ориентирование в пространстве, подвижная игра).
Словарная работа: правильно согласовывать числительные с существительными.
Оборудование: мультимедийный экран и проектор для презентации, магнитофон, аудиозапись
Демонстрационный материал: Таблица с картинками ( деревья: береза, рябина, елка, сосна), домики разной геометрической фигуры, шапочки лисичек, зайчиков, мишек , белочек, плоскостные цветы, ленточки атласные, корзина с яблоками.
Раздаточный материал: карточки с определенным количеством ягод, шапочки диких животных по количеству детей (лисички, белки, зайчики, медведи)
Предварительная работа: дидактические игры: «Составление геометрических фигур из счетных полочек», « «Помоги Волку найти и справить ошибку», « Назови число».
Ожидаемый результат:
Развитие элементарных математических способностей. Понимание количественного значение числа.
Знания о форме плоских геометрических фигурах
Называть и выполнять с помощью атласной ленты разные прямые (прямая, кривая, ломаная)
Ориентироваться на плоскости, называть местонахождение предмета.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель настраивает детей на начало ОД, используя психогимнастику.
– Доброе утро (воспитатель «кладет» Доброе утро в ладошку ребенку, стоящему с краю, а он передает дальше и т.д.) А теперь давайте «выпустим» Доброе утро в группу! Все дети (раскрывая ладошки дуют) Доброе утро!
I часть. Вводная часть (актуализация чувственного опыта - сюрпризный момент, беседа).
Слышится непонятный звук фырканье ежика (в записи)
Воспитатель предлагает детям поискать, кто же издает звуки.
Включается интерактивная доска, где стоит грустный ежик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стоит грустный ежик, наверное, у него что-то случилось. Посмотрите, здесь какое-то послание и читает его.
«Ребята, я живу в сказочном лесу. У нас весной всегда проводятся математические испытания. Тот, кто выиграет, получает в подарок корзину яблок. Я плохо считаю и боюсь не смогу пройти испытания, но мне очень хочется получить яблоки, ребята, помогите мне».
2 часть Постановка детьми цели
Воспитатель: Ребята, поможем ежику. Ответы детей.
А чем мы можем помочь ежику?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, в конверте еще что-то есть. Ой, ребята, здесь задания.
Нам предлагают отправиться в лес, полный чудес и попытаться выполнить задания.
На чем же мы отправится? Дети предлагают.
Самолет в лесу не сможет сесть, железной дороги нет, договариваются пойти пешком.
3 Основная часть ОД
В этом лесу много сказочных полянок, где нам будут предлагаться разные задания, при правильном выполнении мы будем получать яблочки.
И вот одна из них ( на интерактивной доске открывается поляна, где растут в разном расположения деревья). (береза в левом верхнем углу, в правом верхнем рябинка, в правом нижнем сосна, в левом нижнем елка, осина посередине)
Ребята, скажите, какие деревья вы видите. Елку и сосну назовите одним словом?
А остальные деревья?
Назовите расположение рябинки, елки.
Назовите дерево в верхнем левом углу?
Воспитатель предлагает поискать яблочки.
Дети находят, и кладут в корзину.
На следующую полянку мы пройдем по стрелке, нам предлагают выбрать по желанию фишки трех цветов ( красные, синие, желтые)
Посмотрите, мы подошли к цветочной поляне. Назовите, какие цветы вы видите?
А теперь разделитесь на три группы. (дети в соответствии со цветом фишки, выбирают цветок) К каждому цветку подойдите по три человека
- Ребята, что есть у цветка (стебель, корень, цветок)
Что можно добавить цветкам.
Слушайте задание: у одуванчика, у василька прямой, у ромашки кривой, а у мака ломаный.
Возьмите под цветком ленточку и с помощью ее выполняйте задание.
После задания ищут яблочки и кладут их в корзину.
Воспитатель предлагает детям пальчиковую гимнастику.
-Мама, мама ( мизинчики обоих рук соприкасаются с друг с другом)
_Что, что, что ( указательные пальцы соприкасаются с друг с другом)
-Гости едут, (мизинчики обоих рук соприкасаются с друг с другом)
-Ни и что ( указательные пальцы соприкасаются с друг с другом)
-Здрасьте, здрасьте ( Пальчики обоих рук сжимаются)
-Чмок, чмок, чмок ( подушечки пальчиков соединяются с друг с другом)
Воспитатель: А в гости к нам прилетела бабочка, чтобы провести с вами гимнастику для глаз.
(проводится гимнастика для глаз: бабочка двигается вправо, влево, вверх, вниз, дети следят за бабочкой глазами)
4 часть Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: «Ой, ребята кто же нас здесь встречает? ( вносится старичок – лесовичок ), который предлагает зайти в кладовую лесных ягод,
Здесь хранятся ягоды, но их надо пересчитать и поставить соответствующую цифру.
Возьмите карточку, сосчитайте и поставьте цифру.
Наше время будут контролировать песочные часы.
После выполнения поделитесь друг с другом и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.
На следующую полянку нам поможет дойти волшебный клубок.
Клубок приводит на поляну, где стоят домики разной формы круглой, квадратной, прямоугольной.
В круглом домике живут зайчики; треугольном белочки, квадратной лисички, прямоугольной медведи.
Дети разбирают шапочки и подходят к своему домику.
Под музыку дети танцуют, с окончанием музыки подбегают к своему домику.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель обращает внимание на интерактивную доску.
Где стоит ежик с корзиной яблок.
-Ребята, не забывайте, что мы были в лесу, который полон разных чудес.
И вот сейчас ежик хочет вам передать корзину с яблоками.
Но чтобы чудо произошло, вам надо повернуться спиной к доске и сосчитать от 10 до 1.
Приготовились , начинаем считать.
10, 9.8,7…
Воспитатель ставит на стол корзину с яблоками.
5 часть Подведение итогов (рефлексия)
Воспитатель: Это ежик в благодарность за вашу помощь, угощает вас яблоками.
Ребята скажите, вам понравилось наше путешествие.
Кому понравилось, возьмет смайлик радостный, кому не понравилось берет грустного смайлика.
Тебе Даша, что понравилось в этом путешествии?
Ребята ежик с вами прощается и говорит, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию по теме «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через использование игровых технологий».
План самообразования...
Совместная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием игровых технологий "Путешествие по городу Санкт - Петербургу"
Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений....
НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы с использованием игровой технологии «Путешествие поросенка»
Путешествие поросенка! Математический квест средняя группа....
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровой технологии «Путешествие в страну математики».
Обобщить полученные знания. Задачи: Обучающие- формирование навыков вычислительной деятельности; - упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 10; - Закрепить ориентировку...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математики».
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математики»....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и конструированию с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по математике с Машей и медведем».
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и конструированию с использованием ИКТТема: «Путешествие по математике с Машей и медведем». С...