конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Алькова Гульнара Хамзеевна

занятие по математическим представлениям для подготовительной группы для закрепления материала о форме предметов, в частности о симметричности предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по математике "Симметрия"28.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 Г. КАМЕНКА

КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе общеразвивающей направленности на тему:

«Удивительный мир симметрии»

Воспитатель

высшей квалификационной

                                                                                      категории:

                                                                                             Алькова Гульнара  Хамзеевна .

Г. Каменка. 2023.

Цель:

Закреплять понятие  «симметрия».

Задачи:

- формировать умение определять симметричность предмета;

- совершенствовать умение создавать изображение симметричного цветка из геометрических фигур по предложенной части на схеме;

- формировать умение работать в коллективе, в парах, в мини-группах;

- развивать воображение, логическое мышление, память.

- развивать эстетическое восприятие объектов природы.

- способствовать созданию радостного эмоционального настроя

- развивать ориентацию в пространстве

      Оборудование и материалы: экран, проектор, магнитная доска, лист бумаги, палитра с гуашью разных цветов,

     Демонстрационный материал: видеопрезентация «Симметрия вокруг нас»,

нераскрашенные две половины бабочки на листе А3, две  схемы цветовой лесенки, вырезанная из бумаги нераскрашенная бабочка, изображения стрекозы и бабочки.

     Раздаточный материал: зеркала ( по количеству детей), разные геометрические фигуры из игры- танграмм «Развивайка» разложенные на подносе на пару, схемы  к игре «Сложи узор» на каждого ребенка, изображения разных симметричных природных объектов, кисточки на каждого ребенка.

Предварительная работа.

  • Дидактическая игра «Сложи узор»
  • Игра «Дорисуй цифру, букву»
  • Игра «Раскрась стрекозу, жука»
  • Игра «Найди лишнее»
  • Игра «Найди отличия»

Ход проведения.

Часть 1

Воспитатель:  (сидит приговаривает)

-  Я так люблю фокусы! Сейчас у меня получится что-то интересное!

(подходят дети, расставляю их полукругом)

- Ребята, вы любите фокусы?

 Ответы детей

Я хочу вам сегодня показать один из фокусов.

(Воспитатель капает краской на лист бумаги).

Воспитатель:  - что получилось, ребята?

Ответы детей

Воспитатель:  -  Складываю  лист ровно пополам, так, чтобы все точки их половинок совпали, разглаживаю его и разгибаю.  И! Та- дам! Посмотрите что получились?

Воспитатель:  - Сколько клякс  было?

Ответы детей

Воспитатель:  - А сколько  стало?    

Ответы детей

Воспитатель:  - Какие они?          

Ответы детей  

Воспитатель:

- Получилось так, что половинки листа стали одинаковые.

Как называются предметы, состоящие из одинаковых половинок?

Ответы детей

Воспитатель: - С помощью такого фокуса можно раскрасить крылья у насекомых, например у бабочки, посмотрите.

Часть 2

В природе все прекрасно. Давайте посмотрим какой необыкновенной красоты растения и животные существуют в природе.

(дети проходят и садятся на стульчики)

Во время просмотра постарайтесь запомнить все предметы, и отметьте про себя какие из них на ваш взгляд симметричные.

                     Просмотр видеопрезентации «Симметрия вокруг нас».

Воспитатель:  - Перечислите какие объекты  природы вы видели?

Ответы детей

Воспитатель:  - Как вы считаете, какие из них симметричные и почему?

Ответы детей

Часть 3

Воспитатель:  - Мы с вами предположили, что все перечисленные объекты природы симметричные, так, как у них одна половина будет похожа на другую, как отражение в зеркале. А давайте проверим так ли это? Я думаю в центре природы мы сможем найти изображения всех перечисленных нами объекты. Подходите, выбирайте.

- что ты будешь исследовать?

- а что у тебя?

- а у тебя?

Все нашли для себя объект исследования. Проходите в лабораторию, занимайте места  за исследовательским столом.

(дети садятся за столы)

Воспитатель: - Возьмите изображение и сложите пополам, так, чтобы все точки половинок сошлись.

- Если все точки совпали, мы можем уже сказать, что предмет симметричный?

Ответы детей

Воспитатель:  - продолжим наши исследования. Если вы сложили изображение правильно, то ровно посередине остается след. Это линия сгиба,  Все нашли. У всех видна линия сгиба. Оборудованием для исследования в лаборатории будут зеркала, они у вас на столах. И вот теперь берите зеркало. аккуратно вытащите  из чехла  за безопасный край. Зеркало нужно поставить на линию сгиба, вот так, и посмотрите в него. Что отражается в зеркале?

Ответы детей

Воспитатель:  - Это о чем нам говорит?  А как ты думаешь, вот у тебя бабочка, она симметричная?

- Почему ты так думаешь?

Ответы детей  

Воспитатель:  -  У тебя стрекоза. То, что ты видишь в зеркале, повторяет вторую часть изображения? Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей  

Воспитатель:  - У тебя, правая часть листочка похожа на левую часть? Твой  листочек симметричный? – И почему?

Ответы детей  

Воспитатель:  - делаем вывод:  если  при отражении половинок на зеркале составили целый предмет, значит предмет симметричный. .

Часть 4

Воспитатель:  -А  я знаю еще один фокус. Хотите сейчас наши бабочки, стрекозы сейчас оживут и замашут крыльями.  Если поставить зеркало на линию сгиба и помахать им, то стрекозы и бабочки тоже помашут крыльями. Вот так. Получается. Полетели, полетели.  Ой, где же приземлятся наши стрекозы и бабочки.

Ответы детей

Часть 5

Воспитатель: - предлагаю вырастить красивый цветок для них.

Задание: выложить   геометрические фигуры  по заданной схеме. Как вы видите на схеме только половина цветка

Какие фигуры нам понадобятся для построения цветка?

Ответы детей

Воспитатель:

Постройте пока только половину цветка

(Дети выкладывают половину цветка по схеме)

Половину цветка вы построили. Илья, посчитай, сколько у тебя треугольников в постройке?

Ответы детей

Воспитатель: -  сколько у тебя трапеций в постройке?

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, а  теперь смотрите, еще один фокус: поставьте зеркало к постройке со стороны трапеции.  Посмотрите, что вы видите?

Ответы детей

Воспитатель: - количество геометрических фигур зрительно изменилось?

Ответы детей

Воспитатель: - Посчитайте, сколько треугольников вы видите? – Сколько трапеций?

Ответы детей

Воспитатель: - когда подносим зеркало к узору, количество геометрических фигур зрительно увеличивается. С помощью зеркала мы увидели как выглядит цветок,

 и теперь выложите вторую половину цветка из геометрических фигур.

Воспитатель:

- Какие красивые цветы у нас получились? Как вы думаете, наш цветок симметричный?

Воспитатель: - а давайте мы тоже с вами полетаем как бабочки из цветочка в цветочек.

Часть 6

Динамическая пауза под музыку

Видишь, бабочка летает! Видишь, бабочка летает! (машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает.                                                              (считаем)

Раз, два, три, четыре, пять,                                      (хлопаем в ладоши)

Ох, считать, не сосчитать!                                      (прыгаем на месте)

За день, за два и за месяц.                                      (шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.                    (хлопаем в ладоши).

А теперь посчитаем обратно и я думаю наши приключения продолжатся.

(Дети вместе с воспитателем закрывают глаза и считают обратно)

Часть 7

Воспитатель: -  к нам присоединилась  еще одна бабочка.

 (Дети рассматривают  бабочку).

Она  не похожа на других бабочек. Чем она отличается ?

Ответы детей

Воспитатель:

-  Крылья у бабочек не раскрашены. Но мы  это исправим и украсим нашу бабочку. Для этого нам нужно разделиться на две команды поровну.

(Дети договариваются и делятся на команды поровну)

В каждой части крыла примеры, решив их,  определяем каким цветом красить, так, как цветам соответствует определенная цифра. Определите:  кто какую часть будет раскрашивать. Если мы правильно решим примеры, то расцветка правой и левой стороны бабочки совпадет.

- ты под каким номером решаешь пример?

- Каким цветом будешь красить?

-  а у тебя какой цвет получился?

(Дети  рисуют)

Закончили, ребята. Повесим наши половины не доску и сравним.

Как вы думаете, мы все сделали правильно?

Ответы детей  

Воспитатель: - Мы можем считать нашу бабочку симметричной? Почему?

Ответы  и выводы детей.  

Часть 8

Воспитатель:  - ребята, мы сегодня с вами были и исследователями и фокусниками. Что вам больше понравилось?

Ответы детей

Воспитатель:  - мы можем продолжить  нашу работу, ведь вокруг еще очень много неисследованных предметов. Вот например, у меня конверт с буквами и цифрами. Мы можем проверить, есть среди них симметричные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»

Цель. Учить определять на ощупь гео­метрические тела (куб, шар, призма, ци­линдр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...