Календарно-тематическое планирование по ФЭМП для детей 4-5 лет
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа)
И.А. Помораева, В.А. Позина "Формирование элементарных математических представлений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
persp._plan_matematika_sr.gr_._novyy.docx | 58.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40 «Русалочка»
Календарно-тематическое планирование по ФЭМП
для детей 4-5 лет
Воспитатель: Луганцева Н.С.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений/
Возраст: 4 - 5 лет
Пояснительная записка
Предлагаемые в пособии материалы составлены в соответствии с требованиями и рекомендациями программы « Детство» и представляет собой перспективный план по математике и конспекты занятий. Разработанные для 2-ой младшей группы.
План-программа воспитательно-образовательной деятельности в детском саду по программе «Детство» предлагает распределение задач поквартально, т.к. воспитателю удобнее работать с помесячной группировкой материала, распределив его на 4 игры-занятия в месяц.
На учебный год общее количество составило 36 игр-занятий.
В представленном перспективном плане четко указаны цели игр-занятий и подобраны наиболее подходящие развивающие игры и упражнения для детей. Дидактические и развивающие игры, включенные в конспекты занятий, разработаны и рекомендованы ведущими специалистами дошкольной педагогики и психологии и предназначены для закрепления знаний, умений и навыков, полученных детьми на играх-занятиях, в соответствии с программными задачами.
Задачи образовательной деятельности:
Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами),
Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур);
Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).
Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
Исследуем и экспериментируем.
Использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина).
Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки-символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.
Развитие сенсорной культуры
Различение и называние цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).
Развитие сенсорной культуры
Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4 слов, обозначающих цвет.
Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).
Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание,, бросание и др.
Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.
Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия.
Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).
Месяц | Неделя | Организованная образовательная деятельность | Интеграция образовательных областей | Методическое обеспечение | Совместная деятельность взрослых и детей |
ФЭМП Средняя группа | Развитие: Познавательное развитие | ||||
Тема | Программное содержание | ||||
Сентябрь | 1-2 | Диагностика |
|
|
|
3 | «Путешествие в осенний лес» | Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты словами – поровну столько – сколько; закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты словами – большой, маленький, больше, меньше; упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.12 | На участке собрать листья, выбрать красные, жёлтые, зелёные, коричневые. Сравнить, каких листьев больше, меньше. | |
4 | «В гостях у кролика» | Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных поцвету, форме, определяя их равенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, столько – сколько; закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь). | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.13 | Дидактические упражнения: "Один и много", "Кто найдёт больше признаков отличия?" | |
Октябрь | 1 | «К нам приехал цирк» | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный-короткий, длиннее – короче, широкий – узкий, шире – уже. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.14 | С/ролевая игра "Магазин": предложить купить в магазине ленты (шары, цветы...), побуждая детей называть цвет. |
2 | «Необыкновенный зоопарк» | Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.15 | Создание коллективной аппликации "В зоопарке" (длинная и короткая) Дид. игры: «Вопрос – ответ», «Разноцветные дорожки» | |
3 | «Гости из леса» | Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно – двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами –налево, направо, слева, справа. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.17 | Дид. игра «Построим башню» На участке найти предметы, похожие на круг, квадрат. Дидактическая игра «Найди такую же фигуру» | |
4 | «Три поросенка» | Учить считать в пределах 3, упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения словами длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий. Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.18 | Дид. игра «Угадай части суток» Игры с палочками Кюизенера, «Где звенит колокольчик», «Через ручеёк». | |
Ноябрь | 1 | «Угостим зайчиков морковкой» | Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера. Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.19 | Дидактическая игра «Отсчитай столько же» Игровое упражнение «Подбери картинки» |
2 | «В гостях у Буратино» | Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?» Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр. 21 | Дидактическая. игра «Коврик для Буратино» Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди свой домик» | |
3 | «Мальвина учит считать Буратино» | Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4, учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.23 | Дид. игры «Составь фигуру», «Дорисуй и назови предмет» Работа со счётными палочками.
| |
4 | «Давайте поиграем» | Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?», «На котором месте?». Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.24 | Дидактическая игра «Найди ключик к замочку» Игры с блоками Дьенеша | |
5 | «Петушок-гребешок» | Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5. Закреплять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) Упражнять в различении геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.25 | Дидактическое упражнение «Разложи игрушки правильно», «Составь группу предметов», «На что похоже?» | |
Декабрь | 1 | «Куклы собираются в гости к гномикам» | Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?» Учить сравнивать предметы о двум признакам величины (длине и ширине). Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.28 | Дидактические игры: «Динь, динь», «Угадай, какая фигура», «Составь фигуру из счётных палочек» |
2 | «Встреча Умников и Умниц» | Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счет величины (длине и ширине). Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг). | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.29 | Дидактические игры «Найди лишнюю», «Логические концовки», «Наоборот» Подвижная игра «Автомобили» | |
3 | «Чудесный мешочек» | Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?», «На котором месте?». Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.31 | Дидактическая игра «Светофор» Дидактические игры «Воздушные шары», «Кто выше», «Что бывает круглое» | |
4 | «Разложи картинки» | Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. Закреплять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.32 | На прогулке рисование шаров, цилиндров на снегу. Дид. упражнение "Сосчитай - ка" | |
Январь | 2 | «Играем с матрешками» | Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Уточнить представления о значении слов далеко – близко. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.34 | Подвижная игра «На одной ножке» Дидактические игры «Собери парус», «Волшебный клад», «Матрешки» |
3 | «Строим дорожки» | Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.35 | Подвижная игра «Кто большой?» Дидактические игра «Закончи предложение» Игры с палочками . Кюизенера. | |
4 | «Когда это бывает» | Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо). | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.36 | Дидактические игры: «Наш день», «Наоборот» *Чтение стихотворения «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь» | |
Февраль | 1 | «Делаем зарядку» | Учить считать движения в пределах 5. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа. Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.39 | Дидактические игры: Гаражи», «Найди похожее» Физминутка «Вырастаем большими» |
2 | КАНИКУЛЫ | ||||
3 | «Письмо из Простоквашино» | Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.40 | "Дидактические упражнения «Назови части суток», «Что ты делаешь....утром? вечером? Ночью» | |
4 | «Степашка убирает игрушки» | Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо). Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.42 | Дидактические игры «Составь фигуру из палочек», «Найди такую же фигуру» | |
Март | 1 | «Правильно пойдешь – секрет найдешь» | Закреплять умение двигаться в заданном направлении Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5). Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.43 | Индивидуальные задания: разложить ленты (полоски) по уменьшению ширины. Закрашивание геометрических форм. |
2 | «Накроем стол для чаепития» | Закреплять представления о том, что в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой; Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.44 | Дидактические упражнения «Назови форму», «Составь фигуру из геометрических форм» Игры с палочками .Кюизенера. | |
3 | «Посадим цветочки вдоль дорожки» | Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5); сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.
| И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.45 | Дидактическое упражнение «Сосчитай – ка», «Назови цифру» *"Дидактическая игра «Составь узор» | |
4 | «Разложи предметы по форме» | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.46 | Дидактическая игра «Дорисуй фигуру» На прогулке учить двигаться в заданном направлении | |
Апрель | 1 | «Строим игровую площадку» | Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве. Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр. 48 | - Дидактическое упражнение. «Составь узор из геометрических фигур», * Дидактическая игра «Длинный – короткий» |
2 | «Поездка на праздник сказок» | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.49 | Дидактическая игра «Назови соседей» На прогулке сравнивать листочки по величине. Подвижная игра «У медведя во бору» | |
3 | «Письмо от волшебника» | Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.50 | Дидактическое упражнение «Расставь цифры по порядку», «Сравни шарфы» На прогулке рисование кубов на песке" | |
4 | «Весна пришла» | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.51 | Дидактическое упражнение «Каких игрушек больше, (меньше)», «Найди свой домик» | |
Май | 2 | Работа по закреплению программного материала | Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно – двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами –налево, направо, слева, справа. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.17 | Дидактическая игра «Когда это бывает?» |
Работа по закреплению программного материала | Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?» Учить сравнивать предметы о двум признакам величины (длине и ширине). Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017 Стр.28 | Работа с блоками Дьенеша. Дидактическая игра «Выложи узор» | ||
3-4 | Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по ФЭМП для детей 4-5 лет
составлено по программе С.Г.Шевченко для детей с ЗПР 4-5 лет...
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие» (чтение художественной литературы)
Планирование расписано по дням и темам недели....