Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Нолик в гостях у ребят»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Региональный конкурс методических разработок
«Пин- код успешности: открытое пространство»
Номинация: «Воспитание со всех сторон»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Нолик в гостях у ребят» | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Региональный конкурс методических разработок
«Пин- код успешности: открытое пространство»
Номинация: «Воспитание со всех сторон»
Конспект организованной образовательной деятельности
по теме «Нолик в гостях у ребят»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Разработала:
Прохода Вера Викторовна, МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар- птица», воспитатель первой квалификационной категории
Рубцовск, 2024
Пояснительная записка
Актуальность: Математика присутствует в нашей жизни ежедневно. Невозможно себе представить жизнь без счёта и цифр. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит основу математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Известно, что математика помогает заложить основы знаний, это начало интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Для умственного развития детей дошкольного возраста огромное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые динамично влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
В современном мире человеку требуется думать прогрессивно. Поэтому необходимо развивать у детей логическое мышление. Сегодня в любом методическом пособии, детских развивающих книжках акцент делается именно на логические задачи, над решением которых родители порой ломают голову. Между тем, многие дети справляются с ними легко и быстро!
Научить дошкольника мыслить логически, рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе - означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе.
Цель: создание условий для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша.
Программные задачи:
Образовательные:
Учить выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их (форма. цвет, размер, толщина).
Учить абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или более свойств.
Учить обобщать объекты по одному, двум, трём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
Учить сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.
Закреплять умение выкладывать изображение из геометрических фигур с учётом определённых свойств.
Упражнять в умении работать со схемами.
Развивающие:
Развивать логическое мышление ребёнка - умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать.
Развивать память, внимание, творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к занимательной математике, формировать умение работы в парах, в подгруппе.
Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.
Воспитывать настойчивость, целеустремлённость.
Воспитывать в детях дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность.
Возраст: 5 – 6 лет.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Предварительная работа: Дидактические игры: «Найди блоки», «Найди фигуру», «Домики»; разучивание динамической паузы «Все умеем мы считать».
Методические приёмы:
Игровой: дидактические игры.
Наглядный: показ.
Словесный: объяснение, вопросы.
Практический: выкладывание фигур на схемы.
Демонстрационный материал: игрушка- фиксик Нолик, телевизор, обручи.
Раздаточный материал: наборы геометрических фигур «Блоки Дьенеша», карточки с заданиями.
Основная часть
Ход занятия:
Цель: Организация внимания детей, введение в тему. | |||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |||
Дети заходят в группу встают вокруг воспитателя. Дети слушают аудиозаписть. - Фиксики. - Фиксики — это человечки, которые живут в разных приборах, созданных руками человека. - Да. - Нолик. - Здравствуй, Нолик! | Сюрпризный момент - Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. А кто он, отгадайте. -Правильно, а кто такие фиксики? - Вы знаете, что у Фиксиков есть особый знак? - Хорошо, сейчас я вам покажу три разных знака, а вы скажете, какой из них принадлежит фиксикам, первый, второй или третий. - Молодцы! Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы. Фиксики часто пользуются особым знаком, который украшает их одежду, рабочие инструменты и средства передвижения. - Ребята, кто это? - Давайте поздороваемся с Ноликом по Фиксиковски. | Звучит аудио запись из мультипликационного фильма «Фиксики». На экране появляются знаки, дети отгадывают знак. Приложение 1. Приложение 2. Воспитатель достаёт игрушку Фиксика. Дети показывают ладонь с тремя пальцами. | |||
Цель: Развитие логического мышления с использованием блоков Дьенеша. | |||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |||
Дети рассаживаются за столы. - Это геометрические фигуры. - Цветом. Формой. Размером. Толщиной. - Нет. - Да. Дети расселяют жильцов. - Квадраты. - Большие. - Маленькие. - Синие. - Красные. - Жёлтого цвета. Дети собирают бусы. Дети выполняют задание. - Синий треугольник. - На нижней строчке все синие фигуры, есть круг и квадрат, а треугольника нет. -Жёлтый треугольник. Жёлтый круг есть, не хватает квадрата и треугольника. Если же посмотреть весь первый столбик, то мы видим, что есть круг и квадрат, не хватает треугольника. - Справа у меня жёлтый квадрат. -Красный квадрат, потому что круг и треугольник уже есть. Шагают на месте. Хлопают в ладоши. Качают головой. Нажимают кнопку на груди. Кладут руки на плечи. Крутят локтями. Поочерёдно сгибают и разгибают руки. Хлопают в ладоши. Садятся на места. Дети называют по очереди символы - обозначения. Дети выполняют задание. - На нижней строчке загадан красный, толстый, прямоугольник. - На средней строчке синий большой, толстый круг. - У меня синий, большой, толстый квадрат. - У меня стоит синий, большой толстый прямоугольник. - На верхней строчке маленький толстый жёлтый круг. - Петух. - Стрекоза. Воспитанники при помощи символов находят нужные фигуры. Дети, по командам, раскладывают фигуры из контейнера по множествам. Одна команда проверяет правильность выполнения задания другой команды, и наоборот. - Тыдыщ! Дети показывают руку - растопырку и прощаются с фиксиком. | - Ребята, Нолик пришёл к нам за помощью, он взял у Симки «помогатор», но этот прибор поразил виру, и он распался на 6 частей. -Что теперь делать? Как вернуть «Помогатор»? - Ребята, давайте поможем Нолику справиться с компьютерным вирусом. Так как это вирус не человеческий, от которого люди болеют гриппом, а компьютерный математический, то и удалять его будем при помощи математических блоков Дьенеша. Давайте расскажем Нолику, что такое блоки Дьенеша. - Чем отличаются фигуры? - Молодцы! Скажите, среди фигур есть одинаковые? - Для того, чтобы спасти «помогатор», необходимо выполнить задания. За каждое правильно выполненное упражнение будет восстановлен один элемент «помогатора». Ребята, чтобы справиться с этой работой, вам нужно быть сообразительными и внимательными. Вы готовы? 1 задание «Рассели жильцов в дом» Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 2х – этажный дом. Обратите внимание, какой формы фигуры будут в этом доме. Для каждой фигуры определен этаж, ряд и своё окошко. - Проверяем: Какой формы фигуры живут в этом доме? - Хорошо, на нижнем этаже фигуры какого размера? - А на верхнем? - Скажите, в первом ряду фигуры какого цвета? - Во втором? - И в последнем? - Первый элемент восстановлен. - Ребята, пока мы восстанавливаем «помогатор», Симка сидит одна и грустит, ведь она обижена на Нолика. Давайте сделаем красивые бусы для неё и она не будет обижаться на брата. А работать вы будете в парах. 2 задание «Собери бусы» Одна бусинка на ниточке уже есть. Ваша задача продолжить бусы так, чтобы рядом не было фигур одинакового размера и одинакового цвета. Будьте внимательны. - Какие красивые бусы получились! Думаю Симке очень понравятся. К тому же восстановлен ещё один элемент. 3 задание «Положи фигуры в нужный сектор» У каждого из вас таблица из девяти клеток с нарисованными фигурами. Вам нужно подобрать недостающие фигуры. - Давайте проверим . Вероника, Какую фигуру ты вставила на нижнюю строчку? - Почему? - Максим, какая фигура поселилась на средней строчке слева? - Объясни, почему ты так решил? - Какая же фигура у тебя, Катя, справа? - Алёна, какую фигуру ты поселила на верхнюю строчку? - Молодцы, справились и с этим заданием. Физминутка «Все умеем мы считать» - А сейчас мы отдохнём. Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Инструмент мы загадаем: Раз - на кнопку нажимаем. На плечи руки мы положим. Два - мы фиксикам поможем. Инструмент мы достаём, Нолику его даём. Три - мы схемы собираем, Помогатор мы спасаем. На четыре потянулись Пять - обратно мы вернулись. - Ребята, для выполнения следующего задания нам понадобятся карточки - символы. Сейчас мы вспомним их значения. 4 задание «Положи фигуры в нужный сектор» - Вам необходимо по символам определить, какая фигура задана. - Давайте проверим. Катя, какая фигура загадана на нижней строчке? - Глеб, какая фигура зашифрована на средней строчке? - Василиса, а у тебя какая фигура на средней строке? - Матвей, а у тебя? - Алёна, скажи, пожалуйста, какая фигура находится на верхней строчке? - Молодцы, блестяще справились с заданием. Но Нолик почему - то грустит. Давайте мы его развеселим. 5 задание «Лепим нелепицы» - Работать вы будете парами. Используя карточки-символы, вам необходимо собрать картинку. А что изображено на картинке, попробуйте отгадать. - А теперь отгадайте загадки. - На заборе поутру - Целый день она стрекочет - Вот такие нелепицы получились у детей. - Ребята, Нолику очень понравилось, как вы находите нужные фигуры. Нолик с Симкой тоже любят раскладывать инструменты. Например, Нолик ремонтирует телефон, а Симка - холодильник и им нужно разделить инструменты. Некоторые нужны Нолику для работы, некоторые Симке, а некоторые и Нолику, и Симке. А мы с вами научились раскладывать фигуры - блоки в обручи, используя карточки- символы. 6 задание «Разложи блоки в обручи» - Для выполнения этого задания вам надо разделиться на две команды. В обручах лежат карточки- символы, чтобы понять, какая фигура должна в нём находиться. - Давайте подойдём к друг другу и проверим правильность выполнения этого задания. - Отлично, все задания вы выполнили, все части «помогатора» восстановили. А теперь Саша пойдет и соберёт все части «помогатора» в единое целое. - Ну что ж, Нолику мы помогли, волшебный рюкзак спасли, Нолику пора возвращаться. А мы покажем Нолику «фиксиковский» знак качественно выполненной работы и попрощаемся. | Звучит аудио сигнал «Компьютерный вирус» Приложение 3. Приложение 4. Воспитатель открывает первый элемент помогатора. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Воспитатель открывает второй восстановленный элемент. Приложение 5. Воспитатель открывает третий элемент.
Приложение 6. Приложение 7. Воспитатель открывает четвёртый элемент. Приложение 8. Приложение 9. Воспитатель открывает пятый элемент. Приложение 10. Воспитатель открывает шестой элемент. Получается изображение помогатора. | |||
Цель: Подведение итога занятия. | |||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |||
Дети включаются в беседу, анализируют, высказывают свои мнения. | - Скажите, что вам больше всего понравилось? - Какие задания были для вас интересными? - Какое задание показалось самым сложным? Интересным? Легким? - Вы молодцы, помогли Нолику, задания выполняли дружно и правильно. |
Заключение
Вывод: Содержание занятие позволило реализовать запланированные задачи и достичь поставленной цели. Структурные элементы организованной образовательной деятельности логично взаимосвязаны между собой. Занятие состоит из нескольких этапов, которые дети с успехом прошли. Появлением игрового персонажа и постановка проблемной ситуации на начальном этапе активизировали детей.
Занятие прошло динамично. Дети полностью погрузились в атмосферу логических заданий и с особым интересом их выполняли. Использованные методические приёмы способствовали более эффективной организации мероприятия и прочному усвоению знаний и умений.
Игры с блоками Дьенеша всегда доступны и занимательны. С их помощью дети легко овладеют основами математики.
Список источников
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/02/01/kartoteka-didakticheskih-igr-s-blokami-denesha-dlya-detey-starshego
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://borisova-ivant-dou18.edumsko.ru/folders/post/3081167
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла" .Возрастная группа: 1 младшая.Направление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетическая развитие.
Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла".Возрастная группа: 1 младшаяНаправление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетич...
Конспект занятия по познавательному развитию "Нолик в гостях у ребят"
Конспект НОД " Нолик в гостях у ребят" для детей старшей группы детского сада с использованием современных образовательных технологий....
Конспект (открытой образовательной деятельности) тема «Колобок в гостях у ребят» Направление: формирование математических представлений с использованием развивающих игр VAY TOY в работе с детьми раннего возраста
Развивающая подвижная игра VAY TOY имеет огромный образовательный потенциал, развивает внимание, логику, память, речь, воображение и сенсорные процессы....
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Жихарка в гостях у ребят»
Возрастная группа: средняяВедущая образовательная область: «Познание».Цель: создание условий для формирования представлений о свойствах деревянных предметов. Программные задачи:...
Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «У солнышка в гостях» рассказывание словацкой народной сказки.Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Программное содержание:познакомить детей с новой сказкой, учить понимать её содержание, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.Развивать у детей способность внимательно слушать сказку, п...
Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»
Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...
Конспект (открытой образовательной деятельности) тема «Колобок в гостях у ребят» Направление: формированию математических представлений с использованием развивающих игр VAYTOY в работе с детьми раннего возраста.
laquo;Колобок в гостях у ребят»Направление: формированию математических представлений с использованиемразвивающих игр VAYTOY в работе с детьми раннего возраста....