Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Звягинцева Марина Валерьевна

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе

 

«Состав числа три и четыре. Знакомство с цифрой 9»

 

Тема

 

«Состав числа 3 и 4. Знакомство с цифрой 9»

 

Программные задачи

 

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

 

 

Образовательные:

 

- познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц;

 

- познакомить с цифрой 9;

 

- продолжать  учить  ориентироваться  на  листе  бумаги,  определять  и  называть;

 

стороны и углы листа;

 

- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

 

- уметь согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук.

 

 

Развивающие:

 

- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.

 

 

Воспитательные:

 

- воспитывать сосредоточенность, доброжелательность, взаимовыручку, аккуратность.

 

Интеграция образовательных областей

 

«познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие»

 

Материал

 

Демонстрационный  материал.  Предметы  посуды  (10  предметов),  карточка  с

 

изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и

 

по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

 

 

 

Раздаточный  материал.  Наборы  цветных  карандашей,  листы  бумаги,  числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

 

Методы и приемы

 

словесный, наглядный

 

Индивидуальная работа

 

Соня, Денис, Леша – закрепить счет до 9

 

Этапы деятельности

 

Ход НОД

 

Вводный этап

 

Игровое упражнение «Составим число».

 

- Давайте составить число 3 с помощью разных  предметов посуды.

 

- Сколько всего предметов посуды?

 

- Сколько каких предметов посуды вы взяли?

 

- Как вы составили  число  три? 

 

- Сколько предметов посуды каждого вида?»

 

Воспитатель  добавляет  еще  один  предмет  посуды 

 

- Сколько  теперь стало  предметов  посуды? 

 

- Сколько  каких  предметов  посуды? 

 

- Какое  теперь  число  мы составили?

 

- Как мы составили число четыре?»

 

 

Пальчиковая гимнастика

 

Дружат в нашей группе

 

Девочки и мальчики.

 

Мы с тобой подружим

 

Маленькие пальчики

 

Раз, два, три, четыре, пять

 

Начинаем мы считать.

 

Раз, два, три, четыре, пять

 

Вот и кончили считать.

 

 

 

Показываем поочередно левую и правую руку с растопыренными пальцами.

 

Сжимаем пальцы обеих рук в замок.

 

 

 

Соединяем поочередно пальцы левой и правой рук (с большого пальца).

 

Соединяем пальцы левой и правой рук (с мизинца).

 

Трясем кистями обеих рук с растопыренными пальцами.

 

Основной этап

 

Работа с раздаточным материалом.

 

- Давайте  составим число  4  с  помощью  карандашей  разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

 

 

Зрительная гимнастика

 

Вот стоит большая елка,

 

Вот такой высоты.

 

У нее большие ветки,

 

Вот такой ширины.

 

Есть на елке даже шишки,

 

А в низу - берлога мишки.

 

Выполняют движения глазами снизу вверх,

 

 

 

Слева направо,  вверх, вниз.

Зиму спит там косолапый

 

И сосет в берлоге лапу.

 

 

 

Закрывают глаза.

 

 

Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».

 

Воспитатель  читает  четверостишие  и  просит  детей  определить,  из  какого

 

произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»).

 

А за ними вдоль забора 

 

Скачет бабушка Федора:

 

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

 

Воротитеся домой!»

 

 

Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.

 

Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет  название  цифры  и  выясняет,  сколько  предметов  посуды  надо  собрать.

 

Вызванный ребенок выполняет задание на доске.

 

 

- Какие  предметы  посуды  вы  собрали? 

 

- Сколько всего предметов собрали?

 

- Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?»

 

Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.

 

Воспитатель  добавляет  еще  1  предмет  посуды  и  предлагает  сосчитать,  сколько их стало  всего.  Он  выясняет,  какой  цифрой  можно  обозначить  число  9.  Затем  показывает цифру 9.

 

Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра.

 

Вызванный  ребенок  выстраивает  цифровой  ряд  от  1  до  9.  Воспитатель  вместе  с детьми называет цифры по порядку.

 

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются

 

Воспитатель  уточняет:  «Сколько предметов  посуды вы помогли собрать Федоре?» — и читает отрывок:

 

Уж не буду, уж не буду 

 

Я посуду обижать.

 

Буду, буду я посуду 

 

И любить и уважать!

 

Динамическая пауза

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

 

Раз, два – скорей вставай.

 

Три, четыре – приседай.

 

Пять, шесть – повернись,

 

Семь, восемь – улыбнись,

 

Девять, десять – не зевай,

 

Свое место занимай.

 

 

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

 

Воспитатель  показывает  детям  карточку  с  изображением  геометрических  фигур,

 

уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры,

 

и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.

 

 

Игровое упражнение «Назови день недели».

 

Воспитатель  вместе  с  детьми  вспоминает  названия  дней  недели,  их

 

последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет

 

завтра.

 

 

Игра «Живая неделя».

 

У  детей  карточки  с  кругами  (от  1  до  7).  По  заданию  ведущего  дел  под  музыку

 

выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с

 

количеством  кругов  на  карточке,  обозначающих  дни  недели.  Проверка  задания

 

осуществляется перекличкой.

 

Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.

 

Заключительный этап

 

Анализ занятия. Поощрение детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznakomit_s_tsifroy_9.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе

«Состав числа три и четыре. Знакомство с цифрой 9»

Тема

«Состав числа 3 и 4. Знакомство с цифрой 9»

Программные задачи

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Образовательные:

- познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц;

- познакомить с цифрой 9;

- продолжать  учить  ориентироваться  на  листе  бумаги,  определять  и  называть;

стороны и углы листа;

- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

- уметь согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать сосредоточенность, доброжелательность, взаимовыручку, аккуратность.

Интеграция образовательных областей

«познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие»

Материал

Демонстрационный  материал.  Предметы  посуды  (10  предметов),  карточка  с

изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и

по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

 

Раздаточный  материал.  Наборы  цветных  карандашей,  листы  бумаги,  числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

Методы и приемы

словесный, наглядный

Индивидуальная работа

Соня, Денис, Леша – закрепить счет до 9

Этапы деятельности

Ход НОД

Вводный этап

Игровое упражнение «Составим число».

- Давайте составить число 3 с помощью разных  предметов посуды.

- Сколько всего предметов посуды?

- Сколько каких предметов посуды вы взяли?

- Как вы составили  число  три?  

- Сколько предметов посуды каждого вида?»

Воспитатель  добавляет  еще  один  предмет  посуды  

- Сколько  теперь стало  предметов  посуды?  

- Сколько  каких  предметов  посуды?  

- Какое  теперь  число  мы составили?

- Как мы составили число четыре?»

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и кончили считать.

 

Показываем поочередно левую и правую руку с растопыренными пальцами.

Сжимаем пальцы обеих рук в замок.

 

Соединяем поочередно пальцы левой и правой рук (с большого пальца).

Соединяем пальцы левой и правой рук (с мизинца).

Трясем кистями обеих рук с растопыренными пальцами.

Основной этап

Работа с раздаточным материалом.

- Давайте  составим число  4  с  помощью  карандашей  разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

Зрительная гимнастика

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки,

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А в низу - берлога мишки.

Выполняют движения глазами снизу вверх,

 

Слева направо,  вверх, вниз.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

 

Закрывают глаза.

Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».

Воспитатель  читает  четверостишие  и  просит  детей  определить,  из  какого

произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»).

А за ними вдоль забора  

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.

Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет  название  цифры  и  выясняет,  сколько  предметов  посуды  надо  собрать.

Вызванный ребенок выполняет задание на доске.

- Какие  предметы  посуды  вы  собрали?  

- Сколько всего предметов собрали?

- Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?»

Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.

Воспитатель  добавляет  еще  1  предмет  посуды  и  предлагает  сосчитать,  сколько их стало  всего.  Он  выясняет,  какой  цифрой  можно  обозначить  число  9.  Затем  показывает цифру 9.

Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра.

Вызванный  ребенок  выстраивает  цифровой  ряд  от  1  до  9.  Воспитатель  вместе  с детьми называет цифры по порядку.

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются

Воспитатель  уточняет:  «Сколько предметов  посуды вы помогли собрать Федоре?» — и читает отрывок:

Уж не буду, уж не буду  

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду  

И любить и уважать!

Динамическая пауза

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз, два – скорей вставай.

Три, четыре – приседай.

Пять, шесть – повернись,

Семь, восемь – улыбнись,

Девять, десять – не зевай,

Свое место занимай.

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Воспитатель  показывает  детям  карточку  с  изображением  геометрических  фигур,

уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры,

и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.

Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель  вместе  с  детьми  вспоминает  названия  дней  недели,  их

последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет

завтра.

Игра «Живая неделя».

У  детей  карточки  с  кругами  (от  1  до  7).  По  заданию  ведущего  дел  под  музыку

выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с

количеством  кругов  на  карточке,  обозначающих  дни  недели.  Проверка  задания

осуществляется перекличкой.

Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.

Заключительный этап

Анализ занятия. Поощрение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»

Цель:закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.Задачи:Образовательные:·         Продолжать формирование мы...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»

Цель:закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия. Задачи:Образовательные:·         Продолжать формирова...

План-конспект Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений в старшей группе.

Программное содержание:Обучающие  задачи:-  Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части;-уточнить знания о прямом и обратном счете;- знания о геометриче...

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "Зайчата" Младшая группа

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "Зайчата" Младшая группа...

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе. «Состав числа три и четыре из единиц. Ориентировка на листе бумаги».

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Познакомить с количественным сос...

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе «Состав числа три и четыре. Знакомство с цифрой 9» Тема...