Картотека дидактических игр на развитие математических навыков у детей 3-4 лет
материал по математике (младшая группа)

Закирова Наталья Анатольевна

Данные игры помогут педагогу в игровой форме познакомить и закрепить необходимый материал по ФЭМП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

На развитие математических навыков

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

КОЛИЧЕСТВО

Д/и «Самолеты»

Цель: совершенствовать умения составлять множество из отдельных элементов.

Материал: игрушки самолеты по количеству детей.

Ход игры: На стульчиках стоят маленькие самолетики двух-трех цветов. Воспитатель: Вы все — летчики. Лера—летчица, Артем — летчик, Варя — летчица. Сколько у нас летчиков? Дети: Много. Воспитатель: Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколько самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмет самолет. Сколько самолетов взял Аня? Сколько самолетов взяла Алина? Полетели красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов? Дети: Много самолетов. Воспитатель: На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.) Затем по сигналу воспитателя совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры педагог постоянно обращает внимание детей на количество самолетов: «Сколько самолетов в руках у Артема, Аня, Алина? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?» 

Д/и «Разноцветные фонарики»

Цель: совершенствовать умения составлять множество из отдельных элементов.

Материал: фонарики из картона разного цвета по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель раздает каждому по разноцветному фонарику. При этом спрашивает у ребенка, сколько фонариков у него в руках, сколько фонариков у его соседа, какого цвета фонарики. Фонарики зажглись и пустились в пляс. «Сколько танцует фонариков?» — «Много»— «Сколько фонариков в руках у Сони, у Риты, у Гриши?» — «Один, еще один»— «Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли синие фонари (дети присели), погасли желтые фонарики, красные и зеленые. Сколько фонариков у Риты? Сколько фонариков у Ани?» Дети отвечают. Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется. После игры дети складывают фонарики в коробку, называя, сколько фонариков в руках у Даниила, Светы, Алины, сколько фонариков положили Артем, Лиза, сколько всего фонариков в коробке. Необходимо постоянно менять наглядный материал: это могут быть цветы, куклы, фонарики, листья, фигурки животных и т. д

Д/и «Медведь и пчелы»

Цель: совершенствование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках — пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Аня — пчелка, Рита — пчелка, Варя — пчелка, Света — пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»— отвечают дети. «Саша будет медведем— говорит воспитатель и спрашивает: — Сколько медведей?» — «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка — много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь — пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» — «Одна»— «Не поймал медведь пчелок и пошел спать». Игра повторяется несколько раз. Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много».

Д/и «Бабочки и цветочки»

Цель: закрепление умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами.

Материал: вырезанные из цветной бумаги бабочки и цветы.

Ход игры: Воспитатель раздает детям бабочек. Бабочки летают по полянке. По сигналу "Бабочки, летите на цветочек!"- летят на цветочек (разложены на столе) в домик. Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать?

ВЕЛИЧИНА

Д/и «Подберем ленточки для куклы»

Цель: совершенствование умения сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче.

Ход игры: куклы собираются на праздник. У них две ленты. Даша хочет бант из длинной ленты, а Маша из короткой. Ребята, найдите длинную и короткую ленты. Какая лента длинная? Какая короткая? Какая лента длиннее? Какая короче? Как вы узнали? Теперь мы можем завязать куклам красивые банты.

Д/и «Чья дорожка длиннее»

Цель: совершенствование умения сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче.

Ход игры: детям предлагается сделать из деталей дорожку любой длины. Затем воспитатель просит сделать еще одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания предложить детям на длинную дорожку поставить зайчонка, на короткого цыпленка. По какой дорожке идет зайчонок? По какой идет утенок? Как проверить какая дорожка длиннее, какая короче? А может они равные по длине?

Д/и «Построим башенки»

Цель: совершенствование умения сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий — низкий, выше — ниже.

Ход игры: наши знакомые гномы принесли нам кубики. Что можно построить из кубиков? Гномы просили построить башенки для взрослых гномов и для малышей. Какую по высоте башенку нужно построить для взрослых гномов? Какую для малышей? Какая башенка выше? Какая ниже? Как это можно проверить?

Д/и «Найди такое же колечко»

Цель: совершенствование умения сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой — маленький, больше — меньше.

Материал: пирамидки из пяти съёмных колец (по одной на каждого ребёнка).

В игре участвуют 5-6 человек.

Ход игры: «Давайте играть: я разберу свою пирамидку и перемешаю колечки, и вы сделайте так же. А теперь я выберу одно колечко, и ты найди такое же по величине (даёт колечко сидящему рядом ребёнку)».

Когда ребёнок найдёт нужное колечко, педагог говорит: «Теперь верни мне моё колечко, возьми какое- ни будь из своих и передай соседу, пусть он найдёт такое же».

Чтобы проверить правильность выбора ребёнка, используется приём накладывания. Каждый ребёнок, получивший колечко, после того как находит такое же, даёт задание своему соседу. Игра может пройти один- два круга.

Д/и «Веселые матрешки»

Цель: формировать умение различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Материал: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков.

Ход игры: дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд)».  Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я  матрешка  - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой.

Д/и «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Ход игры: перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.

После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

Д/и «Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал: три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Ход игры: Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.

Д/и «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Ход игры: на столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

ФОРМА

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: совершенствование умения различать и называть объемные фигуры на основе осязательно — двигательного обследования.

Ход игры: Воспитатель произносит четверостишие: Я – чудесный мешочек, Всем ребятам я дружочек. Очень хочется мне знать, как вы любите играть. В «чудесном мешочке» лежат большие и маленькие кубы и шары разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.

Д/и «Собираем бусы»

Цель: совершенствование умения различать и называть плоские фигуры.

Оборудование: На столе лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Ход игры: Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Д/и «Геометрическое лото»

Цель: формировать умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу, по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Ход игры: играют 5 детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

Д/и «Кому какая форма»

Цель: формировать умение детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал: большой мишка и матрешка, по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Ход игры: воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обрести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы да другой - мишке». Воспитатель наблюдает, как дети выполняют заданием, в случае затруднения, предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

Д/и «Три медведя»

Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Материал: у воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры: воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает': «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаила Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Воспитатель помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Д/и «Где звенит колокольчик?»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди — сзади, слева — справа.

Материал: колокольчик.

Ход игры: Воспитатель вызывает ребенка и звонит возле него в колокольчик, затем предлагает ему закрыть глаза и определить на слух, где звенит колокольчик: впереди, сзади, слева, справа.

Д/и «Что изменилось»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди — сзади, слева — справа.

Ход игры: игра проводится с набором игрушек и лесенки. Игрушки выстраиваются друг за другом на верхней ступеньке. Сначала с детьми выясняем, кто с кем рядом стоит, затем меняем положение игрушек. Дети отвечают на вопросы воспитателя: «Что изменилось?» Вопросы к детям: Кто стоит внизу, наверху, рядом? Кто справа от утенка. Кто слева от зайчика?

Д/и «Кто где стоит»

Цель: продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Ход игры: дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему. Игра повторяется 2–3 раза со сменой ведущего.

Д/и «Поможем Незнайке найти свои вещи»

 Цель: закреплять пространственные отношения, умение использовать слова: слева, справа, внизу, сзади и т.д.

Ход игры: на фланелеграфе макет комнаты Незнайки (можно использовать кукольную мебель). Вещи Незнайки спрятаны в разных местах комнаты: шляпа около шкафа, ботинки рядом со стулом и за кроватью и т. д. Воспитатель выясняет у детей местоположение каждой вещи: «Где лежит шляпа? (Шляпа лежит около шкафа.) Где стоят ботинки?» Дети помогают Незнайке собраться в гости к Карандашу.

Д/и Прятки»

Цель: закреплять умение ориентироваться в расположении частей собственного тела.

Ход игры: взрослый говорит детям: «Давайте поиграем в прятки, но не в обычные, а будем прятать части нашего тела. Но нужно прятать так, чтобы никто их не увидел. Сначала спрячьте глазки, ротик, носик, колени, все пальцы, зубки, ножки, волосы. А теперь лягте на спинку, поднимите вверх руку, ступню, коленку, локоть, ногу, голову. А сейчас будем учиться поднимать по две части одновременно. Поднимите руки, большие пальцы обеих рук, локти. И наконец – самое сложное: поднимите ступню и ладошку, коленку и голову, локоть и ногу, большой палец на руке и большой палец на ноге».

Д/и «Сделай как я»

Цель: закреплять умение ориентироваться в расположении частей собственного тела.

Ход игры: воспитатель выполняет различные движения и предлагает детям повторить их, затем просит выполнить действия по команде, переходя от одного вида движений к другому (прыгать, останавливаться, шагать), назвать, сколько движений сделали. (Один, много.)

Д/и «Слева на право»

Цель: закреплять умение ориентироваться в расположении частей собственного тела.

Ход игры: воспитатель просит детей взять игрушку левой (правой) рукой и положить ее у левой (правой) ноги. Затем взять игрушку в правую руку и положить ее около правой ноги. Выставить вперед правую руку, дотянуться до правой коленки, правого глаза, закрыть правой рукой правое ухо. Аналогичные действия выполняются левой рукой.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Д/и «День, ночь»

Цель: совершенствование умения различать и называть части суток (утро, вечер, день, ночь).

Материалы и оборудование: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением дня (например, ребенок обедает) и ночи (ребенок спит). Ознакомление со временем лучше начинать с конкретных отрезков: день – ночь. Характеристика временного отрезка должна быть убедительной для каждого ребенка.

Ход игры: Рассмотрите первую картинку: ребенок спит. За окном темно, светит луна. Задайте вопросы: когда это бывает – днем или ночью? Что ты делаешь ночью? Что делает ночью бабушка? Брат? Сестра? Рассмотрите вторую иллюстрацию: «скорая помощь» едет по ночному городу. Кто работает ночью? Врачи, медицинские сестры, водители. На третьей картинке ребенок обедает. Что он делает? Когда обедают дети: днем или ночью? Что делаете вы днем? Что делает днем мама? В конце работы с картинками загадайте загадки: Звезды на небе зажглись, Солнце в небе ярко светит, спать ребята улеглись. На прогулку вышли дети. Вечер, день умчались прочь. Когда это бывает? Им пришла на смену …(ночь). (Днем) Если дети не смогут отгадать загадку, подскажите им.

Д/и «Когда это бывает» (с использованием сюжетных картинок)

Цель: совершенствование умения различать и называть части суток (утро, вечер, день, ночь).

Материал и оборудование: набор картинок с изображением временных отрезков.

Ход игры: Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо временного отрезка. Варианты картинок: ребенок встает с постели, солнышко поднимается; ребенок чистит зубы, умывается, делает зарядку; занимается, играет со сверстниками; слушает бабушкину сказку, смотрит телепередачи, за окном темно, горит настольная лампа, ребенок в постели. Выбрав картинку, ребенок рассказывает, что на ней изображено: утро, день, вечер, ночь.

Д/и «Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, формировать умение правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Материал: кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т.д.; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры: воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие «кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.

Д/и «Разложи по порядку»

Цель: закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

Ход игры: у детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затее дети меняются местами и берут другие картинки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр на воспитание гигиенических навыков у детей

Дидактические игры на воспитание у детей младшего дошкольного возраста гигиенических навыков. игры использовались в проекте "Мой друг МОЙДОДЫР"...

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей и логического мышления

Картотека дидактических игр на развитиематематических способностей и логического мышления...

Учебно-методическое пособие: "Картотека дидактических игр по развитию математических представлений у детей второй младшей группы"

дидактические игры по развитию математических представлений во второй младшей группе....

Картотека дидактических игра по развитию математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игра по развитию математических представлений для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования "...

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по развитию гигиенических навыков

В данной картотеке собраны различные дидактические игры по развитию гигиенических навыков для детей среднего дошкольного возраста, которые помогут развить речь, мелкую маторику, так же в низ есть елем...

"Картотека дидактических игр по развитию социокультурных навыков у детей 6 - 7 лет"

Предоставленна картотека из 14 дидактических игр, которые направленны на развитие социокультурных навыков у детей подготовительной группы....