Картотека дидактических игра по развитию математических представлений для детей младшего дошкольного возраста
картотека по математике (младшая группа)

Корчагина Маргарита Андреевна

Картотека дидактических игра по развитию математических представлений для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования "Истоки", соответствует ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_femp.docx117.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 22

ст. КАВКАЗСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

КАРТОТЕКА

дидактических игр по развитию математических представлений

для детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП - Под Алыми Парусами

Составитель: воспитатель Корчагина М.А.

Содержание картотеки

Карточка № 1 «Прокати мяч в ворота такого же цвета»

Карточка № 2 «Назови, что бывает такого же цвета»

Карточка № 3 «Собери цветок»

Карточка № 4 «Найди такой же цветочек»

Карточка № 5 «Какие бывают фигуры»

Карточка № 6 «Найди предмет такой же формы»

Карточка № 7 «Найди то, что я покажу»

Карточка № 8 «Найди на ощупь»

Карточка № 9 «Что похоже на эту фигуру?»

Карточка № 10 «Чего не стало?»

Карточка № 11 «Длинный - короткий»

Карточка № 12 «Выше - ниже»

Карточка № 13 «Найди, где спрятано»

Карточка № 14 «Угадай, что выше»

Карточка № 15 «Угадай, кто за кем»

Карточка № 16 «Вкладыши»

Карточка № 17 «Весёлые матрешки»

Карточка № 18 «Чего не стало»

Карточка № 19 «Найди вторую перчатку»

Карточка № 20 «Чудесный мешочек»

Карточка № 21 «Разложи по величине»

Карточка № 22 «Шнуровка ботинок»

Карточка № 23 «Коврик с геометрическими фигурами»

Карточка № 24 «На что это похоже»

Карточка № 25 «Найди такую же»

Карточка № 26 «Найди пару»

Карточка № 27 «Раздадим подарки»

Карточка № 28 «Чем похожи, чем отличаются»

Карточка № 29 «Что находится высоко, а что низко»

Карточка № 30 «Выше - ниже» (вверху - внизу)

Карточка № 31 «Разложи по величине»

Карточка № 32 «Геометрическая мозаика»

Карточка № 33 «Каких игрушек больше»

Карточка № 34 «Что лишнее»

Карточка № 35 «Выполняй команду»

Карточка № 36 «Геометрические пазлы»

Карточка № 37 «Найди свой домик»

Карточка № 38 «Разложи ленточки по коробкам»

Карточка № 39 «Найди столько же»

Карточка № 40 «Бабочки и цветы»

Карточка № 41 «Кто за кем стоит»

Карточка № 42 «Поезд»

Карточка № 43 «Укрась коврик»

Карточка № 44 «Что от нас далеко – что близко»

Карточка № 45 «Разложи по порядку»

Карточка № 46 «Горячо - холодно»

Карточка № 1 «Прокати мяч в ворота такого же цвета»

Цель: закрепить у детей знание основных цветов, учить видеть соответствие предметов по цвету. Дать детям положительные эмоции от игр с цветом.

Материалы: воротики основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), пластиковые мячи соответствующих цветов.

Ход игры: воспитатель показывает детям цветные воротики, дети называют цвет воротиков и мячей, которые воспитатель предлагает закатить в воротики. Дети закатывают мячи в воротики соответствующего цвета.

Карточка № 2 «Назови, что бывает такого же цвета»

Цель: Закреплять у детей знание основных цветов и их оттенков. Дать детям положительные эмоции от игр с цветом.

Материалы: картонные круги основных цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает круг какого –либо цвета, а дети называют цвет круга и называют то, что бывает такого цвета (красный- помидор, ягода, огонь, флажок, желтый – солнце, лимон и т.д.)

Карточка № 3 «Собери цветок»

Цель: закрепить у детей знания названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый); закрепить умение детей подбирать предметы по цвету.

Материалы: серединки и лепестки основных цветов.

Ход игры: воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность:

-Дети посмотрите на нашей полянке от цветов остались только сердцевины. Давайте к ним подберем лепестки такого же цвета, как сердцевина. Дети собирают цветок, раскладывая лепестки вокруг серединки цветка, ориентируясь на цвет предложенной серединки (серединка и лепестки должны быть одного цвета).

Карточка № 4 «Найди такой же цветочек»

Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

Материалы: большие карточки с изображением цветков разного цвета, маленькие карточки с изображением таких же цветков по количеству детей.

Ход игры: сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям маленькие карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

Карточка № 5 «Какие бывают фигуры»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат); учить детей обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их); развивать мелкую моторику рук, память; воспитывать усидчивость.

Материалы: кукла, крупные картонные круги и квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов, по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).

Ход игры: воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у неё в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А это квадрат, дети обратите внимание на то, что у квадрата 4 угла. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол-палец пошел на верх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе круг и квадрат, у квадрата 4 угла, а у круга нет углов».

Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей. «А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру. Кукла Катя хвалит детей, за правильно выполненное задание.

Карточка № 6 «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу (круг, квадрат, треугольник); продолжать развивать логическое мышление.

Материалы: карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), 5 карточек с изображением предметов круглой формы, 5 карточек с изображением предметов квадратной формы, 5 карточек с изображением предметов треугольной формы.

Ход игры: воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры, которые они выбрали и предметы, изображённые на карточках. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно называть форму предметов (круглая, квадратная и треугольная).

Карточка № 7 «Найди то, что я покажу»

Цель: продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); учить сравнивать геометрическую фигуру с формой предмета; развивать логическое мышление, память.

Материалы: игрушка – собачка, коробка – сюрприз с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник)

Ход игры: воспитатель: «Ребята, сегодня к нам пришла в гости собачка. Ее зовут Ласка. Давайте поздороваемся с ней. Ласка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Лаской». После того, как дети отгадывают загадку, воспитатель показывает правильную отгадку и просит детей найти в группе что-нибудь такой же формы (круглое, квадратное, треугольное).

Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Угадайте, друзья, кто же я?

Дети: Круг.

Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?

Дети: Треугольник.

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я….

Дети: Квадрат.

Карточка № 8 «Найди на ощупь»

Цель: учить детей узнавать предмет наощупь по характерным признакам, развивать согласованность движений правой и левой рук, мелкую моторику, закреплять представление о геометрических фигурах – кубики, кирпичики.

Материалы: непрозрачный мешочек с кубиками и кирпичиками.

Ход игры: воспитатель помещает в мешочек деревянные кубики и кирпичики и просит детей наблюдать, затем предлагает детям поочереди найти наощупь кубик или кирпичик: «Найди на ощупь кирпичик (кубик)!», «А теперь покажи, что ты нашел!». По очереди задание выполняют все желающие дети.

Игру можно усложнять, добавляя в мешочек другие геометрические фигуры (круг, треугольник), а также фигуры разного размера.

Карточка № 9 «Что похоже на эту фигуру?»

Цель: закрепление знаний детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материалы: карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), 5 карточек с изображением предметов круглой формы, 5 карточек с изображением предметов квадратной формы, 5 карточек с изображением предметов треугольной формы.

Ход игры: воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры, которые они выбрали и предметы, изображённые на карточках. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно называть форму предметов (круглая, квадратная и треугольная).

Карточка № 10 «Чего не стало?»

Цель: развивать зрительное восприятие геометрических фигур, формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры, тренировать зрительную память.

Материалы: игрушка – Буратино, мешочек с геометрическими фигурами.

Ход игры: перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам свои любимые игрушки – геометрические фигуры. Дети рассматривают фигуры. Называют их. Выставляют на столе. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть и запомнить, как фигуры есть на столе и говорит: «Сейчас Буратино с вами поиграет, Он будет прятать свои любимые игрушки, а вы должны будете говорить, как геометрических фигур не стало. Будьте внимательны!»  Дети закрывают глаза. Воспитатель поочередно убирает по одной фигуре и спрашивает: «Чего не стало?» Затем убираем все фигуры и спрашиваем: «Каких фигур не стало?». Дети перечисляют.

Карточка № 11 «Длинный - короткий»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. 

Материалы: атласные ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Ход игры: перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.

После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

Карточка № 12 «Выше - ниже»

Цель: учить детей сравнивать два предмета, контрастные по высоте, обозначая результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий.

Материалы: картинка с изображение высокого и низкого домов, карточки с изображение высокого и низкого домиков разных цветов по количеству детей.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинку с изображением двух домиков разного размера. Уточняет, что по величине один дом большой, а другой маленький. А по высоте - высокий и низкий. Затем по сигналу воспитателя дети поднимают карточку с изображением низкого дома (высокого дома).

Карточка № 13 «Найди, где спрятано»

Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

Материалы: разные игрушки.

Ход игры: 1-й вариант. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру. Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке». В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны. Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.

2-й вариант. Игрушку прячут дети, а находит ее педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны освоить последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется и предметы, встречающиеся у него на пути. Например, «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх - наверху нет, посмотрю вниз - внизу нет. Пойду дальше» и т. п.

3-й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педагога, а ищет кто-либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не видит, как прячут игрушку. Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату.

Карточка № 14 «Угадай, что выше»

Цель: учить детей сравнивать предметы, контрастные по высоте, обозначая результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий.

 Ход игры: воспитатель словесно предлагает детям два предмета, один из которых выше, а другой ниже, дети должны сказать какой предмет из пары выше, а какой ниже. Например, дерево – куст, стол – стул, пальма – ромашка, машина – автобус, дом – шкаф и т.д.

Карточка № 15 «Угадай, кто за кем»

Цель: формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять».

Материалы: разные игрушки.

Ход игры: игрушки стоят на столе у педагога. Он просит посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их немного в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола. Куда же делись игрушки?» - говорит педагог. Если кто-то из ребят догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.

После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного высокого, крупного, другого - маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда маленький встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может большего».

Карточка № 16 «Вкладыши»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: разборные вкладыши из 4-5 элементов.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать вкладыши разной величины, начиная от самого маленького, до самого большого. Дети сравнивают вкладыши между собой и распределяют их на места.

Карточка № 17 «Весёлые матрешки»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. 

Материалы: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков.

Ход игры: По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки.  Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой.

Карточка № 18 «Чего не стало»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании, развивать зрительное внимание и память.

Материалы: набор геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Уточняет название каждой фигуры. Просит внимательно посмотреть на фигуры и запомнить их. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну фигуры. Задача детей назвать недостающую фигуру. Для усложнения можно убрать сразу две фигуры.

Карточка № 19 «Найди вторую перчатку»

Цель: закреплять умения различать и называть цвета, повторять названия геометрических фигур, закреплять понятия один-много, развивать внимание, мышление и усидчивость.

Материалы: вырезанные из бумаги перчатки с различными орнаментами из геометрических фигур.

Ход игры: Вариант 1 воспитатель раскладывает на столе перчатки. Предлагает детям рассмотреть их, отметить, чем перчатки отличаются друг от друга (цветом, узором). Показывает, как надо подбирать пару к каждой перчатке. После этого предлагает участникам игры самим, точно также, подобрать пары. Игра заканчивается, когда дети правильно подберут все пары перчаток.

Вариант 2 воспитатель раздает детям по одной перчатке. Под музыку дети бегают врассыпную по группе. По сигналу воспитателя "Раз, два, три- пару найди" дети находят ребенка, у которого перчатка совпадает с его перчаткой и по цвету, и по узору.

Карточка № 20 «Чудесный мешочек»

Цель: закрепление знаний детей о форме предметов, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материалы: чудесный мешочек, набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи, бочонки, мячики, шишки (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы); маленькие флажки (треугольной формы) и т.д

Ход игры: воспитатель вносит «чудесный мешочек»

Я чудесненький мешочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть?

На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.

Карточка № 21 «Разложи по величине»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал: три квадрата разной величины, фланелеграф, у детей по 3 квадрата.

Ход игры: воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу-вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню из своих квадратов» - говорит воспитатель.

Карточка № 22 «Шнуровка ботинок»

Цель: освоение навыка шнурования ботинок, развитие тонких движений пальцев обеих рук, гибкости кистей рук, пространственное ориентирование, формирование понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева». развитие мелкой моторики, координации, усидчивости.

Материалы: картонная пара кроссовок и шнурки.

Ход игры: педагог показывает, как правильно зашнуровать ботинок, и просит ребенка зашнуровать так же второй ботинок. В ходе игры необходимо сначала показать вариант шнуровки и зашнуровать второй ботинок вместе с ребенком. Начать шнуровать ботинок снизу-вверх. Затем постепенно продевать шнурок в последующие колечки, которые располагаются последовательно друг за другом. Можно в ходе шнуровки используются такие термины, как «вниз», «вверх», «влево», «вправо». Затем предлагает выполнить шнурование ребёнку.

Карточка № 23 «Коврик с геометрическими фигурами»

Цель: закреплять умение различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа.

Материалы: геометрические фигуры разных цветов и размеров, схемы предметов, животных.

Ход игры: совместно с воспитателем ребёнок рассматривает схему и определяет, что на ней изображено. Называются геометрические фигуры, имеющиеся на схеме. Называется их цвет. Ребёнок из имеющихся на схеме геометрических фигур подбирает к ней подходящие по цвету и размеру и налаживает их на схему.

Карточка № 24 «На что это похоже»

Цель: учить соотносить объёмное и плоскостное изображение геометрических фигур. Различать названия (куб - квадрат; шар - круг; пирамида - треугольник). Закреплять названия геометрических фигур. Совершенствовать умение проговаривать игровые действия. Учить объяснять свой выбор той или иной карточки. Развивать мелкую моторику рук детей.

Материалы: геометрические фигуры, карточки с плоскостным изображением геометрических фигур.

Ход игры: предложить детям помочь найти фигурам изображения их друзей и родственников из предложенных карточек. Объяснить, что искать нужно по признакам (Для куба - четыре угла; Для шара - круглой формы.) Побуждать детей обосновывать свой выбор словесно, объясняя почему выбрана именно эта карточка.

Карточка № 25 «Найди такую же»

Цель: учить детей сопоставлению предметов, выявлению общих признаков, развивают память, концентрацию внимания, мыслительную способность, закрепляют понимание терминов «разные», «одинаковые», «парные».

Материалы: набор карточек с парными изображениями любых животных, растений, плодов, вещей.

Ход игры: детям предлагается найти парное изображение на карточке. Воспитатель вместе с детьми контролирует правильность поиска пары и уточняет по каким признакам дети определили пару.

Карточка № 26 «Найди пару»

Цель: совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине: большой - маленький, одинаковые (равные) по величине и находить аналогичный по размеру предмет, развивать внимание, память.

Материалы: карточки с изображением елочек (большая, меньше, три маленьких); карточки с изображением снеговиков (большой, меньше, три маленьких); карточки с изображением снежинок (большая и маленькая) - все карточки по две.

Ход игры: все карточки выкладываются на середину стола вперемешку.

Сначала воспитатель предлагает разложить карточки по парам. Ребенок берет любую понравившуюся и ищет ей пару, (предложить найти пару карточки предложенной воспитателем) и т. д. Затем можно сравнить по величине (елочки, снеговиков или снежинки); найти большую елочку или снежинку (большого снеговика) и т. д.

Карточка № 27 «Раздадим подарки»

Цель: учить детей отсчитывать определенное количество предметов по образцу от 1 до 3

Материалы: карточки с изображением подарков 3 шт., куклы 3шт.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подарить подарки куклам, показывает карточки с изображением подарков. Задача ребят посчитать количество кукол и подарков, распределить подарки так, чтобы каждая кукла получила свой подарок. Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество кукол или карточек.

Карточка № 28 «Чем похожи, чем отличаются»

Цель: учить детей находить черты сходства и отличия, развить внимание, память, умение сравнивать предметы (по цвету, размеру) и составлять сложные предложения с противопоставительным союзом а.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: детям предлагается найти черты сходства и отличия предметов при рассматривании иллюстраций.  

Карточка № 29 «Что находится высоко, а что низко»

Цель: Формировать у детей пространственное представление (высоко-низко)

и использовать в речи соответствующее слово.

Материалы: игрушка Зайчик, картина «На полянке»;

Ход игры: Воспитатель: «Какое замечательное сегодня утро. А вы знаете, на пути к вам я встретила зверюшку, отгадайте загадку:

Он по полю ловко скачет,

Как пушистый белый мячик.

Летом бел, зимой сер.

И немножко окосел.

Кто он угадай-ка!

Ну, конечно, …(Зайка)

Воспитатель: Посмотрите, Зайчик принёс картину и что - то спрашивает… Зайчику мама дала задание: Показать на картине что находится высоко и что находится низко, а он не знает. Поможем ему разобраться? Давайте внимательно посмотрим на картинку. Ребята, снизу на картине нарисована травка, на траве грибы, ягоды, цветочки! А что на картине высоко? Правильно, солнышко, тучки, птички и бабочки».

Карточка № 30 «Выше - ниже» (вверху - внизу)

Цель: Формировать у детей пространственное представление (высоко-низко) и использовать в речи соответствующее слово.

Материалы: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река, предметные карточки с изображением деревьев, насекомых, самолета, рыбок, солнышка, облаков, животных и т.д.

Ход игры: воспитатель: «Посмотрите, ребята, вот у нас с вами есть своя полянка, покажите, что на вашей картинке бывает высоко, а что находится низко?» Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

Карточка № 31 «Разложи по величине»

Цель: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Материал: картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Ход игры: педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой - маме-ежихе; следующего ребенка - почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.

Карточка № 32 «Геометрическая мозаика»

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, умение выделять, сопоставлять и называть форму и цвет. Формировать умение различать пространственные направления и ориентироваться на листе бумаги: право-лево, внизу - вверху, в середине, в углу. творческие способности. Развивать наглядно-образное мышления, память, внимание. 

Материалы: карточки изображением из геометрических фигур, наборы геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель рассматривает с детьми картинки, обсуждает из каких геометрических фигур они состоят, сколько их и какого цвета. Предлагает детям выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а затем по памяти. Дети также могут выложить из геометрических фигур любое изображение.

Карточка № 33 «Каких игрушек больше»

Цель: развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов. 

Материалы: магнитная доска, предметные картинки.

Ход игры: воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

Карточка № 34 «Что лишнее»

Цель: развивать у детей мышление, зрительное внимание, умение классифицировать предметы по существенному признаку, умение выделять один предмет из множества, отличающийся от других либо цветом, либо формой, либо величиной.

Материалы: набор геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель выкладывает на столе ряды геометрических фигур в которых есть лишняя фигура по цвету или по форме. Задача детей назвать лишнюю фигуру и рассказать по какому признаку (цвет или форма) она отличается от других фигур в ряду.

Карточка № 35 «Выполняй команду»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо).

Материалы: набор карточек с лабиринтами, игрушка – зайчик.

Ход игры: перед началом игры воспитатель знакомит детей с понятиями право-лево, прямо, воспитатель просит детей помочь зайчику, который потерялся. Детям нужно выбрать из разных дорожек ту, которая приведёт зайчика к домику. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Затем по словесной команде воспитателя дети должны закрепить полученные знания, научиться менять направление своего движения.

Карточка № 36 «Геометрические пазлы»

Цель: закреплять у детей знания геометрических фигур, основные цвета. Научить детей сопоставлять части фигуры по цвету, форме, линиям. Развивать усидчивость, внимательность, логическое внимание и речь у детей.

Материалы: 6 квадратов из твердого картона с нарисованными частями геометрических фигур (разноцветные).

Ход игры: дети присаживаются за стол, раскладывают лицевыми сторонами вверх части одной картинки и начинают сбор картинки, если возникает затруднение, воспитатель подсказывает, на что нужно обратить внимание.

Карточка № 37 «Найди свой домик»

Цель: продолжить знакомить детей с цветом, и геометрическими фигурами. Формировать представление об основных цветах и геометрических фигурах. Развивать внимание, память.

Материалы: разноцветные домики, геометрические фигуры.

Ход игры: разложить перед детьми разноцветные домики и геометрические фигуры которые изображены на домике. Задача детей разложить по домикам те геометрические фигуры, которые изображены на домиках.

Карточка № 38 «Разложи ленточки по коробкам»

Цель: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы по размеру; учить понимать и использовать в речи понятия: большая, маленькая, такая же, одинаковые по величине, узкая, широкая.

Материалы: разноцветные ленточки разной ширины 1см, 2см, 3 см и 4 см., 4 коробочки соответствующей величины.

Ход игры: воспитатель предлагает детям распределить ленточки по коробочкам, для этого необходимо сравнить ленточки, рассортировать их по размеру, соотнести их с размерами коробочек.

Карточка № 39 «Найди столько же»

Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составление пар и уравнивать численность групп предметов; закрепить умение сравнивать предметы по свойствам, использовать понятия один, два, три, много.

Материалы: игрушка – Бельчонок, муляжи грибов, карточки с нарисованными на них грибами.

Ход игры: воспитатель рассказывает: «В одном лесу жил был бельчонок. Целое лето он весело скакал по деревьям, грыз орешки, ел грибы. Как-то раз повстречался ему заяц и спрашивает: «Вот наступит зима что ты есть будешь?» Задумался бельчонок -ведь правда: зимой не грибов, не орехов нет! Стал бельчонок грибы собирать, а когда набрал, то пригласил в гости детей, что бы те на его запасы полюбовались. Хотите посмотреть, сколько грибов собрал бельчонок?» Дети считают грибы. Называют цифрами, сколько грибов, затем воспитатель предлагает собрать столько же грибов, дети собирают, употребляя понятия один, два, три, много, столько же.

Карточка № 40 «Бабочки и цветы»

Цель: учить сравнивать одну группу предметов с другой, определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов, сохранение количества при изменении местоположения.

Материалы: вырезанные из картона цветы.

Ход игры: на полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей играет. Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя бабочками. —  Сколько бабочек? Много.  Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками - «крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» – каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу. Педагог уточняет: сколько цветов? – Много. На этом цветочке – бабочка, на этом цветочке – бабочка, на этом цветочке – бабочка. –  Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек? – Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек.

Воспитатель перекладывает цветы на другие места и говорит: «А теперь цветочки поменяли своё место, давайте посмотрим, какое теперь у нас получится количество бабочек и цветов?»  Поровну! Значит, что количество не изменилось, осталось прежним!

Карточка № 41 «Кто за кем стоит»

Цель: формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять».

Материалы: разные игрушки.

Ход игры: игрушки стоят на столе у педагога. Он просит посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их немного в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола. Куда же делись игрушки?» - говорит педагог. Если кто-то из ребят догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения. После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного высокого, крупного, другого - маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда маленький встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может большего».

Карточка № 42 «Поезд»

Цель: учить составлять группы из отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет до 5.

Материалы: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.

Ход игры: в разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? (один) Сколько вагонов? (много) «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает: - Какие звери живут в зоопарке? Сколько их? Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, две обезьяны, много зверей. «Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Третья остановка «Магазин игрушек», игра продолжается.

Карточка № 43 «Укрась коврик»

Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

Материалы: «коврики» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор цветочков двух цветов (на каждого ребенка).

Ход игры: воспитатель предлагает украсить коврики цветочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим коврики по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой коврик, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми цветочками, вот так. (Показывает). Положите столько цветочков, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными цветочками украсим нижний край коврика. Возьмем столько же зеленых цветочков, сколько желтых. Добавим еще один желтый цветочек и поместим его на верхний край коврика. Каких цветочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?» После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны коврика цветочками разного цвета. Т. е. положить на правую сторону коврика столько же цветочков, сколько и на левую. (Показывает). В заключении дети украшают все стороны коврика по-своему и рассказывают об этом.

Карточка № 44 «Что от нас далеко – что близко»

Цель: учить детей определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко – близко) и использовать в речи соответствующие слова.

Материалы: игрушка - кукла Маша, домик для куклы.

Ход занятия: воспитатель говорит, что к ребятам в гости пришла кукла Маша, она плачет, она расстроена, она вышла погулять и отошла далеко от дома, и просит помочь отвести её домой, она хочет, чтобы её дом был близко и тогда она успокоится и перестанет плакать. Воспитатель с детьми уточняет понятия «далеко» и «близко», все вместе отправляются искать дом куклы и по пути отвечают на вопросы воспитателя о том, какой предмет находится близко, а какой далеко. Куклу приводят к дому и просят больше не уходить далеко от дома, а играть близко к нему, чтобы не потеряться.

 

Карточка № 45 «Разложи по порядку»

Цель: формировать представление о величине предметов, умение группировать предметы по величине прямом и обратном порядке.

Материалы: картонные ёлочки разного размера.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить елочки по порядку – от самой маленькой до самой большой и в обратном порядке.

Карточка № 46 «Горячо - холодно»

Цель: формировать учение детей ориентироваться в пространстве, учить детей определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко – близко) по соответствующему сигналу воспитателя (горячо – холодно), стимулировать развитие внимания, целенаправленных поисковых действий.

Материалы: сюжетная игрушка.

Ход игры: игра может проводиться как в групповом помещении, так и на участке. Педагог предлагает детям поиграть с игрушкой в прятки: «Сейчас вы все закроете глазки, а игрушка спрячется! Я буду помогать вам в поисках игрушки словами «Горячо - холодно»! Если вы ушли далеко от игрушки – я скажу, «Холодно», а если вы близко к игрушке, я скажу «горячо»!» По мере ознакомления с игрой, водящим можно сделать ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию математических представлених для детей младшего дошкольного возраста.

картотека дидактических игр по рарвитию математических представлений у дошкольников....

опыт работы по теме "Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"

«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у младших дошкольников» ...

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Создание социальной ситуации развития для выявления эффективности разработанной системы математических  д/и из нестандартного оборудования по развитию логического мышления у детей младшего дошкол...

Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста всегда может быть полезна педагогу для закрепления и лучшего усвоения  ранее пройде...

Консультация для родителей «Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...