Разработка картотеки дидактических игр по развитию математических представлений детей дошкольного возраста
картотека по математике
Разработка ориентированна на педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_matematicheskoe_razvitie.docx | 68.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА КАРТОТЕКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Таблица № 1
Возраст | Задачи ОО «Познавательное развитие» по направлению «Сенсорные эталоны и познавательные действия» | Содержание образовательной деятельности по направлению «Сенсорные эталоны и познавательные действия» | Задачи ОО «Познавательное развитие» по направлению «Математические представления» | Содержание образовательной деятельности по направлению «Математические представления» |
3–4 года | формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности; | педагог развивает у детей осязательно-двигательные действия: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и тому подобное, расширяет содержание представлений ребенка о различных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый), знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый) и закрепляет слова, обозначающие цвет. Организуя поисковую деятельность, конкретизирует и обогащает познавательные действия детей, задает детям вопросы, обращает внимание на постановку цели, определение задач деятельности, развивает умения принимать образец, инструкцию взрослого, поощряет стремление самостоятельно завершить начатое действие. Организует и поддерживает совместные действия ребенка со взрослым и сверстниками; при сравнении двух предметов по одному признаку педагог направляет внимание детей на выделение сходства, на овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, группировкой по заданному предметному образцу и по слову. | развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения | педагог продолжает работу по освоению детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами: больше-меньше, короче-длиннее, шире-уже, выше-ниже, такие же по размеру; больше-меньше, столько же, поровну, не поровну по количеству, используя приемы наложения и приложения; организует овладение уравниванием неравных групп предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы; расширяет диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между ними; знакомит детей с некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в их речи данные названия; обращает внимание на использование в быту характеристик: ближе (дальше), раньше (позже); помогает на чувственном уровне ориентироваться в пространстве от себя: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева) и времени (понимать контрастные особенности утра и вечера, дня и ночи). |
4–5 лет | обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств; | на основе обследовательских действий педагог формирует у детей умение различать и называть уже известные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) и оттенки (розовый, голубой, серый); знакомит с новыми цветами и оттенками (коричневый, оранжевый, светло-зеленый). Развивает способность различать и называть форму окружающих предметов, используя сенсорные эталоны геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник); находить отличия и сходства между предметами по 2 - 3 признакам путем непосредственного сравнения, осваивать группировку, классификацию и сериацию; описывать предметы по 3 - 4 основным свойствам. | обогащать элементарные математические представления о количестве, числе, форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях; | педагог формирует у детей умения считать в пределах пяти с участием различных анализаторов (на слух, ощупь, счет движений и другое), пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и названному числу; способствует пониманию независимости числа от формы, величины и пространственного расположения предметов; помогает освоить порядковый счет в пределах пяти, познанию пространственных и временных отношений (вперед, назад, вниз, вперед, налево, направо, утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра). |
5–6 лет | 1. развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях; 2. формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования; | педагог закрепляет умения детей различать и называть все цвета спектра и ахроматические цвета, оттенки цвета, тоны цвета, теплые и холодные оттенки; расширяет знания об известных цветах, знакомит с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый); развивает способность различать и называть геометрические фигуры, осваивать способы воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; выделять структуру плоских геометрических фигур, использовать сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Посредством игровой и познавательной мотивации педагог организует освоение детьми умений выделять сходство и отличие между группами предметов, сравнивать предметы по 3 - 5 признакам, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; совершенствует приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений. Формирует представления о том, как люди используют цифровые средства познания окружающего мира и какие правила необходимо соблюдать для их безопасного использования; педагог демонстрирует детям способы осуществления разных видов познавательной деятельности, осуществления контроля, самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками, поощряет проявление наблюдательности за действиями взрослого и других детей. В процессе организации разных форм совместной познавательной деятельности показывает детей возможности для обсуждения проблемы, для совместного нахождения способов ее решения, поощряет проявление инициативы, способности формулировать и отвечать на поставленные вопросы. | развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры), сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и тому подобное); совершенствовать ориентировку в пространстве и времени; | в процессе обучения количественному и порядковому счету в пределах десяти педагог совершенствует счетные умения детей, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков, знакомит с цифрами для обозначения количества и результата сравнения предметов, с составом чисел из единиц в пределах пяти; подводит к пониманию отношений между рядом стоящими числами; педагог совершенствует умения выстраивать сериационные ряды предметов, различающихся по размеру, в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти на основе непосредственного сравнения, показывает взаимоотношения между ними; организует освоение детьми опосредованного сравнения предметов по длине, ширине, высоте с помощью условной меры; обогащает представления и умения устанавливать пространственные отношения при ориентировке на листе бумаги и временные зависимости в календарных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год. |
6–7 лет | расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов; развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания; | в процессе исследовательской деятельности педагог совершенствует способы познания свойств и отношений между различными предметами, сравнения нескольких предметов по 4 - 6 основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов. В ходе специально организованной деятельности осуществляет развитие у детей способности к различению и называнию всех цветов спектра и ахроматических цветов, оттенков цвета, умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка; педагог поддерживает стремление детей к самостоятельному выбору способов осуществления разных видов познавательной деятельности, обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками, использованию разных форм совместной познавательной деятельности. Поощряет умение детей обсуждать проблему, совместно находить способы ее решения, проявлять инициативу; обогащает представления о цифровых средствах познания окружающего мира, закрепляет правила безопасного обращения с ними. | обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира; развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования; | педагог формирует у детей умения использовать для познания объектов и явлений окружающего мира математические способы нахождения решений: вычисление, измерение, сравнение по количеству, форме и величине с помощью условной меры, создание планов, схем, использование знаков, эталонов и другое; в процессе специально организованной деятельности совершенствует умения считать в прямом и обратном порядке, знакомит с составом чисел из двух меньших в пределах первого десятка, закрепляет знания о цифрах, развивает умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; обогащает представления о плоских и объемных геометрических фигурах, совершенствует умение выделять структуру геометрических фигур и устанавливать взаимосвязи между ними. Педагог способствует совершенствованию у детей умений классифицировать фигуры по внешним структурным признакам: округлые, многоугольники (треугольники, четырехугольники и тому подобное), овладению различными способами видоизменения геометрических фигур: наложение, соединение, разрезание и другое; формирует представления и умение измерять протяженность, массу и объем веществ с помощью условной меры и понимание взаимообратных отношений между мерой и результатом измерения. Педагог закрепляет умения ориентироваться на местности и показывает способы ориентировки в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в клетку. Формирует представления о календаре как системе измерения времени, развивает чувство времени, умения определять время по часам с точностью до четверти часа. |
Таблица № 2
Раздел математики: «Количество и счёт» / «Величина и измерение» / «Форма» / «Ориентация в пространстве» / «Ориентация во времени»
Возраст | Задачи ФОП ДО по выбранному разделу математики, согласно указанным в Таблице № 1 | Название игры | Цель/ задачи игры | Оборудование | Методика проведения (ход игры) |
3–4 года | развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой | «Жучки на листиках» | формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств. | вырезанные из бумаги жучки, и листочки разноцветные | Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдет себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления. |
4–5 лет | обогащать элементарные математические представления о количестве, числе, форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях | «Найди свой домик» | Совершенствовать умение считать в пределах 5. Учить детей видеть равенство и неравенство численности групп предметов. | Числовые карточки | Воспитатель раздает детям карточки с кружками. По сигналу «пошли гулять» дети расходятся по группе. На сигнал »домой», идут к своим домикам. Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли дети нашли свои домики. Он просит жильцов сосчитать кружки на своих карточках и сверить с табличкой домика. |
5–6 лет | развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: счет, упорядочивание | «Считай дальше» | Упражнять детей в счете до 10 | мяч | Игра проводится по кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч любому ребенку и называет число (в пределах 10). Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать дальше (называет еще 2 числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает мяч другому ребенку и называет число. Игра проводится в быстром темпе и повторяется несколько раз. |
6–7 лет | обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов | «Живые числа» | Упражнять в счете (в прямом и обратном) в пределах 10 | Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10 | Дети выбирают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» дети выстраиваются в шеренгу и называют свое число. Далее дети меняются карточками и игра повторяется. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста (подготовительная группа)
Картотека дидактических игрдля развития экологических представленийдетей дошкольного возраста(подготовительная группа)...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста
Дидактические игры, используются для развития экологических представлений детьми об окружающем мире....
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста
в картотеке представлены игры для развития у детей экологичеких представлений...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста
Собрана картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста
Содержание:1. Экологический стадион2. Экологическое лукошко «Аптека Айболита»3. Зелёные карты4. Пирамида «Птицы»5. Экологическая башня «Лес»6. Лесник7. Найди такой ...
Методическая разработка: «Картотека дидактических заданий для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»м
Одним из основных и важных критериев становления правильного звукопроизношения является наличие развитого фонематического слуха. Практика в коррекционной работе показывает, что несформированность фоне...