Картотека дидактических игр на развитие математических способностей детей старшего возраста
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дидактические игры19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр на формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Группа «Радуга»

Д\и «Счетная мозаика»

Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Материал и оборудование: счетные палочки.

Правила игры: количество играющих не должно превышать 4-5 человек. Играть вместе, не мешать друг другу. Отобрать нужное количество палочек и построить из них цифру. Выигрывает тот, кто смог самостоятельно справиться с игровой задачей, правильно передать образ цифры.

Ход игры: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Д\И «Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Материал и оборудование: мяч.

Правила игры: передавая мяч, каждый называет свой номер, а затем бросают мяч в рассыпную и тот, кто поймает, должен назвать свой номер.

Ход игры: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Д/ и «Сравни и заполни»

Цель: умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Материалы и оборудование: набор геометрических фигур.

Правила игры: каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Ход игры: играют двое в соответствии с правилами.

Д/и «Подбери пару» (рукавички)

Цель игры - это развитие интеллектуальных способностей детей. Пособие учит детей сравнивать рукавички по количеству снежинок, счет до 10 (на опережение)

Формирует умение определять правую и левую варежку. Развивает наблюдательность, память.

Д/ и «Выложи из палочек»

Данная игра носит математический характер, в ней дети закрепляют цвет, счет, ориентировку на плоскости; Данная игра развивает, внимательность и зрительное восприятие, а также цветовое восприятие, память и мышление, сенсорные способности.

Цель: Научить детей выкладывать из счетных палочек различные изображения, цифры.

Задачи: Развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию. Закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Развивать зрительное восприятие, монологическую и диалогическую речь.

Д/и «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Материалы и оборудование: ленточки широкие, одной длины, картонные полоски (широкие и узкие).

Ход игры: занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

Д\и "Разложи яблоки по корзинкам"

Цель: Упражнять детей в различении размера корзинок, различать и соотносить яблоки по размеру корзинок (большая, поменьше, маленькая,). Развивать глазомер.

Д\и "Сосчитай"

Задачи: Закреплять счет. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: камешки "Марблс", карточка с цифрами, с рисунками.

Д\и "Выложи по контуру"

Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Оборудование: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение: Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Дидактическая игра: «Хватит ли?».

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

Д/и: «Встань на своё место»

Цель: Закрепление навыков порядкового счета, развивать мелкую моторику.

Материалы: Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами –от одного до десяти.

Ход игры: Дети становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки, и воспитатель проверяет, правильно ли они заняли свои места. Дети меняются карточками. Игра продолжается.

Д/и: «Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Оборудование: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание. Сначала предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат.

Д/и «Подбери предмет к геометрической фигуре»

Цель: формировать умение сопоставлять геометрическую фигуру с формой предмета.

Материал: геометрические фигуры, подборка предметов разной формы.

Ход игры: дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном -геометрические формы, на втором -предметы. Воспитатель катит мяч по кругу. Ребенок, к которому подкатился мяч, выходит, воспитатель называет геометрическую фигуру, ребёнок находит её и предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается: если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

Д/и «Конструирование по схеме».

Цель: развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя.

Ход игры: детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

Д/и «Танграм».

Цель: формировать умение составлять из геометрических фигур архитектурные строения.

Материал: квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезанный на 7 частей, карточки образцы.

Ход игры: на каждого ребёнка раздаётся один танграм (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу.

Д/и «Колумбово яйцо»

Цель: формировать умение анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления.

Материалы: овал, разрезанный на 10 частей, карточки –образцы.

Ход игры: на каждого ребёнка раздаётся одно колумбово яйцо(10 частей). Используются все 10 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные изображения фантастического животного по образцам и по собственному замыслу.

Д/и «Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного -ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

Д/и «Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Фланелеграф, геометрические фигуры.

Ход игры: На фланелеграфев произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Игры направлены на изучение у детей формы, цвета, развитие сенсорных эталонов...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Уважаемые родители!Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками.За основу классифик...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Уважаемые родители и воспитатели! Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками. За ...

Доклад на тему: Развитие математических способностей детей старшего возраста через знакомство с родным городом.

Как используя занимательные математические задачи познакомить с достопримечательностями родного города....

Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста

Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возрастаЮлианна Грачёва Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего воз...

Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте развитию математических способностей должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышени...