Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Ознакомление с буквой Лл и звуками [л], [л’]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений; совершенствование навыков конструирования и печатания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_zkr_na_bukvu_l.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»
Образовательные задачи: ознакомление с буквой Лл и звуками [л], [л’]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений; совершенствование навыков конструирования и печатания.
Развивающие задачи: развитие фонематического представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки); развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.
Воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска, букварь, тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, материалы для звукового анализа, конверты со словами.
Ход занятия:
С добрым утром.
Начат день,
Первым делом гоним лень.
На занятии не зевать,
На все вопросы отвечать.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Воспитатель: о чем это стихотворение?
Дети: о том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Воспитатель: дети, посмотрите какая красивая коробочка. Воспитатель пытается открыть коробочку
Воспитатель: ребята, здесь есть какая-то записка. Читаю: «Сможете меня открыть, если ответите на мои вопросы». Коробочка-то волшебная. Ну, что, ответим на вопросы коробочки?
Дети: да
Воспитатель: из чего состоят предложения? А слова? Чем отличаются буквы и звуки? Какие звуки речи вы знаете? Какие звуки называются гласными? Какие звуки мы называем согласными? На какие группы делятся согласные звуки?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы ответили на вопросы коробочки, и сейчас она предлагает нам с вами поиграть язычком.
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить: «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Парус»
Улыбаемся и широко открываем рот. Ставим кончик язычка за верхние зубки, стараемся удерживать язычок у альвеол от пяти до десяти секунд.
Воспитатель: молодцы, ребята! А сейчас наша коробочка предлагает проговорить чистоговорки:
Ла-ла-ла - у меня юла.
Ла-ла-ла - на цветке пчела.
Ла-ла-ла - Мила маме помогла.
Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло - ловко вымыла стекло.
Ло-ло-ло - светит солнышко светло.
Лу-лу-лу - Алла купила пилу.
Лу-лу-лу - наточили мы пилу.
Лу-лу-лу - Милочка полола лук.
Лы-лы-лы - у нас новые столы.
Лы-лы-лы - у Аллы белые полы.
Лы-лы-лы - Мила вымыла полы.
Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Лл.
Воспитатель: ребята, вы очень хорошо выполнили все задания коробочки, и она открылась. Смотрите, коробочка принесла нам букварь хочет нас познакомить с буквой Лл. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?
Дети: значит, буква Лл обозначает твердый звук [л] и мягкий звук [л’].
Воспитатель: правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.
Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [л] и [л’].
Дети: звуки [л] и [л’] — звонкие.
Воспитатель: верно. Звуки [л] и [л’] — согласные, звонкие.
Послушайте стихотворение:
Лук Лариса поливала,
Поскользнулась и упала.
Педагог ставит на стол контейнер с карандашами.
Воспитатель: возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все
буквы Лл.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: вы все сделали верно. Молодцы! А теперь рассмотрите картинки, и назовите животных со звуком [л’] и со звуком [л].
Дети: в названиях лиса и олень есть звук [л’]. В названиях лось, волк и белка есть звук [л].
Воспитатель: давайте определим место звука [л’] в словах лиса и олень.
Воспитатель: теперь определите место звука [л] в словах лось, волк, белка.
Воспитатель по очереди произносит слова, дети определяют место звука [л]
Воспитатель: а сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.
1-й ребенок. Лак.
2-й ребенок. Лук.
3-й ребенок. Лоб.
4-й ребенок. Лом.
5-й ребенок. Пол.
6-й ребенок. Лужа.
1-й ребенок. Лыжи.
2-й ребенок. Луна.
3-й ребенок. Липа.
4-й ребенок. Лиза.
5-й ребенок. Лиса.
6-й ребенок. Лимон.
1-й ребенок. Булка.
2-й ребенок. Галка.
3-й ребенок. Потолок.
4-й ребенок. Купили.
5-й ребенок. Бублик.
6-й ребенок. Пили.
1-й ребенок. Лом.
2-й ребенок. Волы.
3-й ребенок. Скалка.
4-й ребенок. Фиалка.
5-й ребенок. Суслик.
6-й ребенок. Скакалка.
Воспитатель: и наконец, прочитайте предложения.
1-й ребенок. Лиза купила лимоны.
2-й ребенок. Клава и Лида пили лимонад.
3-й ребенок. Слава ходит с флажком.
4-й ребенок. Мила полола лук.
Воспитатель оценивает работу детей, предлагает им закрыть буквари и убирает их.
Физкультминутка
Дружно за руки возьмемся,
И по городу пройдемся. (идут, маршируя на месте)
Есть у нас дома большие, (руки поднимают вверх),
Много есть домов поменьше, (руки опускают чуть пониже)
Зелень яркая вокруг (разводят руки в стороны)
На ветру качается (руки качают то вправо, то влево)
Ты, мой друг и я твой друг (правую руку вперед, затем левую руку вперед)
Пусть дружба не кончается (хлопают в ладоши).
«Печатание» буквы Лл в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков, навыков ориентировки в тетради.
Воспитатель раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками.
Воспитатель: откройте тетради на с. 6. Что вы видите в верхней части страницы?
Дети: листья и букву Лл.
Воспитатель: подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Лл, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.
Дети выполняют задание, воспитатель оценивает их работу.
Воспитатель: теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Л. Посмотрите, как я пишу букву Л на доске. Сначала я пишу одну палочку снизу вверх слева направо. Потом я пишу другую палочку сверху вниз слева
направо. «Напишите» так же букву Л в воздухе.
Дети «пишут» букву Л в воздухе.
Воспитатель: теперь можете написать буквы в тетради.
Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы л. Дети пишут 4 маленьких буквы.
Воспитатель: теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке.
Дети под контролем педагога пишут слова.
Воспитатель: вы очень старались и хорошо выполнили задание.
Воспитатель: вы хорошо читали сегодня, но немножечко устали сидеть. Да? На ножки встали, немножко разомнемся
Воспитатель: мы работали, наши глазки устали, предлагаю сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас
Упражнение «Вспомнить, как можно больше слов со звуком Л по заданному первому слогу».
ЛА – ма, -па, -вка, -ска, -йка, -мпа, -пша.
ЛО – дка, -жка, -кон, -коть, -шадь.
ЛУ – чи, -жа, -па, -на.
ЛЫ – жи, -сый, -жник.
Упражнение «Замени звук» - необходимо заменить первый звук в слове на звук [Л]. Назвать новое слово, которое получилось.
Мак –лак, сук –лук, ком –лом, нуга –луга, папа-лапа, Павка –лавка, ножка – ложка, маска – ласка, кокон – локон, бадья – ладья, таять – лаять.
Воспитатель: сегодня я очень довольна вами
Окончание занятия. Оценка работы детей.
Воспитатель предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие"....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки Н-Нь и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: « Звук [Ц] и буква Ц»
Цели и задачи:Образовательные- закрепление понятий «гласный - согласный звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.- ознакомление со звуками [Ц] и бу...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук "Э"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук "Э"...