Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Амельчева Оксана Валерьевна

Ознакомление с буквой Лл и звуками [л], [л’]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений; совершенствование навыков конструирования и печатания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_zkr_na_bukvu_l.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»

Образовательные задачи: ознакомление с буквой Лл и звуками [л], [л’]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений; совершенствование навыков конструирования и печатания.

Развивающие задачи: развитие фонематического представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки); развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.

Воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска, букварь, тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, материалы для звукового анализа, конверты со словами.

Ход занятия:

С добрым утром.

Начат день,

Первым делом гоним лень.

На занятии не зевать,

На все вопросы отвечать.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Воспитатель: о чем это стихотворение?

Дети: о том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Воспитатель: дети, посмотрите какая красивая коробочка. Воспитатель пытается открыть коробочку

Воспитатель: ребята, здесь есть какая-то записка. Читаю: «Сможете меня открыть, если ответите на мои вопросы». Коробочка-то волшебная. Ну, что, ответим на вопросы коробочки?

Дети: да

Воспитатель: из чего состоят предложения? А слова? Чем отличаются буквы и звуки? Какие звуки речи вы знаете? Какие звуки называются гласными? Какие звуки мы называем согласными? На какие группы делятся согласные звуки?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы ответили на вопросы коробочки, и сейчас она предлагает нам с вами поиграть язычком.  

Артикуляционная гимнастика

       «Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить: «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

    «Парус»

Улыбаемся и широко открываем рот. Ставим кончик язычка за верхние зубки, стараемся удерживать язычок у альвеол от пяти до десяти секунд.

Воспитатель: молодцы, ребята! А сейчас наша коробочка предлагает проговорить чистоговорки:

Ла-ла-ла - у меня юла.

Ла-ла-ла - на цветке пчела.

Ла-ла-ла - Мила маме помогла.

Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла.

Ло-ло-ло - ловко вымыла стекло.

Ло-ло-ло - светит солнышко светло.

Лу-лу-лу - Алла купила пилу.

Лу-лу-лу - наточили мы пилу.

Лу-лу-лу - Милочка полола лук.

Лы-лы-лы - у нас новые столы.

Лы-лы-лы - у Аллы белые полы.

Лы-лы-лы - Мила вымыла полы.

Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Лл.

Воспитатель: ребята, вы очень хорошо выполнили все задания коробочки, и она открылась. Смотрите, коробочка принесла нам букварь хочет нас познакомить с буквой Лл. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?

Дети: значит, буква Лл обозначает твердый звук [л] и мягкий звук [л’].

Воспитатель: правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.

Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [л] и [л’].

Дети: звуки [л] и [л’] — звонкие.

Воспитатель: верно. Звуки [л] и [л’] — согласные, звонкие.

Послушайте стихотворение:

Лук Лариса поливала,

Поскользнулась и упала.

Педагог ставит на стол контейнер с карандашами.

Воспитатель: возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все

буквы Лл.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: вы все сделали верно. Молодцы! А теперь рассмотрите картинки, и назовите животных со звуком [л’] и со звуком [л].

Дети: в названиях лиса и олень есть звук [л’]. В названиях лось, волк и белка есть звук [л].

Воспитатель: давайте определим место звука [л’] в словах лиса и олень.

Воспитатель: теперь определите место звука [л] в словах лось, волк, белка.

Воспитатель по очереди произносит слова, дети определяют место звука [л]

Воспитатель: а сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.

1-й ребенок. Лак.

2-й ребенок. Лук.

3-й ребенок. Лоб.

4-й ребенок. Лом.

5-й ребенок. Пол.

6-й ребенок. Лужа.

1-й ребенок. Лыжи.

2-й ребенок. Луна.

3-й ребенок. Липа.

4-й ребенок. Лиза.

5-й ребенок. Лиса.

6-й ребенок. Лимон.

1-й ребенок. Булка.

2-й ребенок. Галка.

3-й ребенок. Потолок.

4-й ребенок. Купили.

5-й ребенок. Бублик.

6-й ребенок. Пили.

1-й ребенок. Лом.

2-й ребенок. Волы.

3-й ребенок. Скалка.

4-й ребенок. Фиалка.

5-й ребенок. Суслик.

6-й ребенок. Скакалка.

 Воспитатель: и наконец, прочитайте предложения.

1-й ребенок. Лиза купила лимоны.

2-й ребенок. Клава и Лида пили лимонад.

3-й ребенок. Слава ходит с флажком.

4-й ребенок. Мила полола лук.

Воспитатель оценивает работу детей, предлагает им закрыть буквари и убирает их.

Физкультминутка

Дружно за руки возьмемся,

И по городу пройдемся. (идут, маршируя на месте)

Есть у нас дома большие, (руки поднимают вверх),

Много есть домов поменьше, (руки опускают чуть пониже)

Зелень яркая вокруг (разводят руки в стороны)

На ветру качается (руки качают то вправо, то влево)

Ты, мой друг и я твой друг (правую руку вперед, затем левую руку вперед)

Пусть дружба не кончается (хлопают в ладоши).

«Печатание» буквы Лл в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков, навыков ориентировки в тетради.

Воспитатель раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками.

Воспитатель: откройте тетради на с. 6. Что вы видите в верхней части страницы?

Дети: листья и букву Лл.

Воспитатель: подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Лл, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.

Дети выполняют задание, воспитатель оценивает их работу.

Воспитатель: теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Л. Посмотрите, как я пишу букву Л на доске. Сначала я пишу одну палочку снизу вверх слева направо. Потом я пишу другую палочку сверху вниз слева

направо. «Напишите» так же букву Л в воздухе.

Дети «пишут» букву Л в воздухе.

Воспитатель: теперь можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы л. Дети пишут 4 маленьких буквы.

Воспитатель: теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке.

Дети под контролем педагога пишут слова.

Воспитатель: вы очень старались и хорошо выполнили задание.

Воспитатель: вы хорошо читали сегодня, но немножечко устали сидеть. Да? На ножки встали, немножко разомнемся

Воспитатель: мы работали, наши глазки устали, предлагаю сделать гимнастику для глаз.

 Гимнастика для глаз

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас

Упражнение «Вспомнить, как можно больше слов со звуком Л по заданному первому слогу».

ЛА – ма, -па, -вка, -ска, -йка, -мпа, -пша.

ЛО – дка, -жка, -кон, -коть, -шадь.

ЛУ – чи, -жа, -па, -на.

ЛЫ – жи, -сый, -жник.

Упражнение «Замени звук» - необходимо заменить первый звук в слове на звук [Л]. Назвать новое слово, которое получилось.

Мак –лак, сук –лук, ком –лом, нуга –луга, папа-лапа, Павка –лавка, ножка – ложка, маска – ласка, кокон – локон, бадья – ладья, таять – лаять.

Воспитатель: сегодня я очень довольна вами

Окончание занятия. Оценка работы детей.

Воспитатель предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: « Звук [Ц] и буква Ц»

Цели   и   задачи:Образовательные- закрепление  понятий  «гласный -  согласный  звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.- ознакомление со звуками  [Ц] и бу...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук "Э"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук "Э"...