Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: Создание условий для формирования представлений о звуках Г-Гь и букве Г.

Задачи:

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Г-ГЬ.

Познакомить с буквой Г. Учить на слух определять мягкость и твердость согласных.

Учить делить  слова на слоги. Печатать слова под диктовку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»

Цель: Создание условий для формирования представлений о звуках Г-Гь и букве Г.

Задачи:

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Г-ГЬ.

Познакомить с буквой Г. Учить на слух определять мягкость и твердость согласных.

Учить делить слова на слоги. Печатать слова под диктовку.

Оборудование: картинки со звуком Г, фасоль

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Сегодня на занятие я пришла к вам не одна, а вот с этими сказочными героями (показывает гномов), вы их узнали, кто это? (ответы детей) Правильно, это гномы, одного зовут Гога, а второго Гена. Сегодня Гога и Гена помогут нам познакомиться с новыми звуками и буквой, это звуки [г] и [г’] и буквой Г. Но сначала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- В каких домиках живут гласные звуки? (только в красных) В каких домиках живут согласные звуки? (твёрдые согласные в синих домиках, мягкие согласные в зелёных).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Наши гости пришли не с пустыми руками, у Гоги в руках гармонь, а у Гены гитара.

II. Основная часть

Воспитатель: -Давайте вместе с вами произнесём слова Гога, гармонь. Какой первый звук вы слышите в этих словах? Звук [г].

- В каком положении у вас находятся губы, зубы и кончик языка (губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба.).

Проговаривание хором и индивидуально 3 детей.

Воспитатель: - Ребята, с помощью чего произносится звук [г]? (зубов, языка). Звук гласный или согласный? (согласный).

- Твердый звук или мягкий? (твердый).

Поставьте руку на горлышко и произнесите звук [г]. Вы должны почувствовать, как ваше горло дребезжит. Голосовые связки работают, горло дребезжит. Есть голос.

- Звук глухой или звонкий? (звонкий).

Воспитатель: - А теперь скажем слова Гена, гитара. Какой здесь слышим первый звук? Звук [г’].

Произнесите звук [г’], обратите внимание, в каком положении у вас теперь находятся губы, зубы и кончик языка (кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба).

Проговаривание хором и индивидуально 2-3 детей.

Поставьте руку на горлышко и произнесите звук [г’] .Горло дребезжит, голосовые связки работают, есть голос.

Воспитатель: - А сейчас мы с вами охарактеризуем звуки [г] и [г’]по схеме

C:\Users\Настя\Documents\Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительно.jpg

Звук [г] - согласный, твердый, звонкий, обозначается синим кругом;

Звук [г’] - согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым кругом.

3. Развитие фонематического слуха.

Работа со звуковыми фонариками (синий, зеленый)

Воспитатель: - Сейчас я проверю, какой у вас слух. Я буду произносить различные звуки, когда вы услышите звук [г] – поднимайте фонарик синего цвета, а когда услышите звук [г’] – поднимайте фонарик зеленого цвета.

[а], [г’], [м] , [г] ,[н’], [г’], [о], [в], [г], [п], [т’], [г’]

АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ

ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове)

4. Воспитатель: - Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Слушайте внимательно и все движения повторяйте за мной.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились

И на место все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения)

5. Знакомство с буквой Г.

Воспитатель: - Звуки [г] и [г’]обозначаются буквой Г.

Рассмотрите, пожалуйста, букву Г Из каких элементов состоит буква Г (из длинной и короткой палочки). На что похожа эта буква? (на кочергу)

C:\Users\Настя\Documents\Перед нами буква Г.jpg

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Воспитатель: - А сейчас давайте возьмём фасоль и выложим букву Г (дети выкладывают из фасоли букву Г).

6. Закрепление образа новой буквы.

#1063;тение слоговой таблицы

Чтение букв А О У Ы Э

Чтение слогов с Г ГА ГО ГУ ГЫ ГЭ

C:\Users\Настя\Documents\Таблица слогов.jpg

9. Автоматизация звука в словах.

Воспитатель: Выполните звуковой анализ слова гном и составьте звуковую схему. Назовите гласный звук с в слове гном [о].

C:\Users\Настя\Documents\табл.jpg

Сколько гласных звуков в слове? Следовательно, сколько слогов в слове? (один). Сколько гласных - столько и слогов.

Назовите звуки в слове по порядку. [г], [н], [о],[м].

Сколько всего звуков в слове? (четыре звука).

Из четырех звуков один гласный. Сколько согласных звуков в слове гном? (три согласных). Составление звуковой схемы в рабочих в тетрадях.

Проверка по образцу

C:\Users\Настя\Documents\Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительно.jpg

10. Речевые игры.

Игра «Закончи предложение»

Воспитатель: - Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’].

У Гали голубые … (глаза).

На клумбе выросли … (гвоздики).

Гончар вылепил из глины …. (горшок)

Гром гремит во время … (грозы).

На лугу гогочут … (гуси).

III . Итог

Воспитатель: Ну что, ребята, вот и подошло к концу наше занятие. С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? (звуки [г] и [г’] и буква Г). Чему вы сегодня научились? (Сегодня мы научились различать звуки [г] и [г’]). Что больше понравилось? Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: « Звук [Ц] и буква Ц»

Цели   и   задачи:Образовательные- закрепление  понятий  «гласный -  согласный  звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.- ознакомление со звуками  [Ц] и бу...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук "Э"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук "Э"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»

Ознакомление с буквой Лл и звуками [л], [л’]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; с...