Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению дошкольников с детской литературой на тему: "Рассказывание русской народной сказки "Жихарка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия для детей средней группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с детской литературой.
Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Жихарка».
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества.
- Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах использовать элементы объяснительной речи.
- Учить детей выражать своё отношение к содержанию произведения, его событиям и героям.
- Обогащать словарь посредством использования традиционных для сказок речевых оборотов.
- Подводить детей к пониманию жанровых особенностей сказки.
- Закреплять и расширять знания детей о русском крестьянском быте.
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним;
- разучивание народных игр «Коршун и наседка», «Жихарка».
Материалы: игровое пространство в группе «Русская изба»; аудиозапись игры на балалайке, кокошник, большой расписной платок; столик, кукла-мальчик, игрушки-кот, петух, лиса; Книга с иллюстрациями «Русские народные сказки».
Ход ситуации:
(Воспитатель приглашает детей пройти в ту часть группы, где устроено игровое пространство «Русская изба». Звучит аудиозапись игры на балалайке.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой красивый русский платок я принесла сегодня в группу. (Показывает платок детям, затем набрасывает на плечи, берёт в руки кокошник.) А это кокошник – старинный женский головной убор. На Руси кокошник носили женщины и совсем ещё юные девушки (надевает кокошник). Посмотрите, какой у меня красивый русский наряд! Как вы думаете, вот так принарядившись, на кого я сейчас стала похожа?
Воспитатель: А кто такая сказочница?
Воспитатель: Ну что ж, раз я теперь сказочница, расскажу вам сказку – не короткую, не длинную, а народную сказку, старинную. Садитесь поудобнее, да слушайте внимательно.
(Дети рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом. Воспитатель садится напротив, рядом ставит небольшой столик.)
Воспитатель: Русские народные сказки часто начинаются с присказки. Вот и я сейчас начну рассказывать сказку с такой присказки:
Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве,
Дело было на Руси, стариков о том спроси…
Жили-были в избушке у лесной опушки
Кот, петух да маленький человечек – Жихарка.
Жихарка – это имя маленького мальчика. Да вот и он сам, а с ним его друзья – кот да петух! (Располагает на столе игрушки.) Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает: «Эта простая ложка – котова, эта простая ложка – Петина, а эта не простая – точёная, ручка золочёная – это Жихаркина. Никому её не отдам!»
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать. (На столе ставится игрушка лисы, в стороне от других героев.)
Воспитатель: Кот да петух как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит: «Эта простая ложка – котова, эта простая ложка – Петина, а эта не простая – точёная, ручка золочёная – Жихаркина. Никому её не отдам». Только хотел её на стол положить, а по лестнице – топ-топ-топ. Лиса идёт!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил, и поднимать некогда, - да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда – нет Жихарки.
«Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
- Эта ложка простая – Петина, эта ложка простая – котова, а эта ложка не простая – точёная, ручка золочёная, - эту я себе возьму.
А Жихарка под печкой во весь голос:
- Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!
- Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапы в подпечье запустила, Жихарку вытащила, за спину перекинула – да в лес понесла.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
- Садись, - говорит, - Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил – в печку-то и не идёт.
- Не так сидишь, - говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил – в печку-то и не идёт.
- Да не так, - говорит лиса.
- А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
- Экой ты не догадливый.!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают: «Вот ложка простая – котова, вот ложка простая – Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!» Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лестницу – тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит: «А вот и я! А лиса в пчке сжарилась!»
Обрадовались кот да петух. Ну Жехарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
(Воспитатель предлагает детям встать и немного поиграть)
Народная игра «Коршун и наседка».
(Закончив играть, дети снова садятся на стульчики, начинается беседа по содержанию сказки.)
Воспитатель: Понравилась вам сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Кто вам больше всего понравился? (ответы детей)
Воспитатель: Можно назвать Жихарку главным героем сказки? (ответы детей)
Воспитатель: Что делал Жихарка, когда кот и петух уходили на охоту? (ответы детей)
Воспитатель: Какие были ложки у героев? (ответы детей)
Воспитатель: Как лиса обхитрила Жихарку? (ответы детей)
Воспитатель: Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, что делали кот и петух? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним, как про это сказано в сказке: «Кот лапкой слезу утирает, петушок крылышком подтирает». А как можно по-другому сказать про то, что делали друзья Жихарки? (ответы детей)
Воспитатель: Можно сказать про Жихарку, что он удалец, молодец? (ответы детей)
Воспитатель: Как встретили кот и петух Жихарку? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! И пока наша сказка не закончилась, давайте поиграем. В круг вставайте, детвора, поиграть пришла пора!
Игра по сказке «Жихарка».
Воспитатель берёт в руки игрушки – героев сказки «Жихарка» (по очереди), а дети под музыку (аудиозапись игры на балалайке) показывают:
- как бежит лиса;
- как двигается петух;
- как ходит кот;
- как Жихарка сел на лопату;
- как плакали кот и петух;
- как они радовались возвращению Жихарки.
Герои сказки «Жихарка» (игрушки) остаются в группе, в зоне актуального развития детей, для самостоятельных свободных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»
Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи: 1. учить навыкам драматизации фрагментов сказки;2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной вы...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...
Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с детской литературой.
Приемы и методы работы по ознакомлению дошкольников с детской литературой(отечественной и зарубежной)....
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк» в обработке М. Булатова.
Тема:Рассказывание детям русской народной сказки "Лисичка- сестричка и волк". Дети вместе с воспитателем попадают в сказочную страну, в каторой живёт сказительница- хранительница сказок.Она ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №3 (технология системно - деятельностного подхода) Группа _вторая младшая___ «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №3(технология системно - деятельностного подхода)Группа _вторая младшая___ Тема ОС«Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»Кул...
Ознакомление дошкольников 3 – 4 лет с элементами устного русского народного творчества с использованием театра бибабо
Шушарина Людмила Ивановна, воспитательГБДОУ детского сада №30 Василеостровского района Аннотация. В статье раскрывается содержание детско-родительского проекта, ознакомление детей 3 – 4 лет...
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению дошкольников с баснями И.А. Крылова ( подготовительная к школе группа)
Представленный конспект является авторской разработкой. Образовательная ситуация развивает интерес детей к басням И.А. Крылова, к слушанию литературных произведений; воспитывает чувство патриотизма че...