Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
методическая разработка по математике
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами, т. к. это способствует развитию их интеллекта и познавательной сферы.
В наше время на ступени дошкольного образования особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всём мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Подготовила: Суханова Д.Е., воспитатель
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами, т. к. это способствует развитию их интеллекта и познавательной сферы.
В наше время на ступени дошкольного образования особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всём мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки можно применять на практике с детьми, начиная с трёхлетнего возраста. Палочки Кюизенера являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.
Палочки Кюизенера решают ряд задач в развитии и формировании математических представлений дошкольников.
К таким задачам относятся: освоение прямого и обратного счёта, деление целого на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с понятиями цвета, а также с составом числа и последовательностью числового ряда.
Палочки Кюизенера развивают фантазию, воображение, творческие способности детей и позволяют им овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Цветные палочки в процессе игр и упражнений способствуют усвоению таких понятий как: «столько же», «больше - меньше», «больше (меньше) на 1, 2…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.
Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей младшего дошкольного возраста
«Четвертый лишний»
Задачи:
- закреплять умение различать цвет палочек, правильно его называть,
- развивать умение рассуждать и логически мыслить
Можно положить перед ребёнком три палочки одного цвета и одну палочку другого цвета. Предложить найти лишнюю палочку. Аналогично можно предложить найти лишнюю палочку среди разложенных 2-ух длинных палочек и одной короткой и наоборот.
«Путешествие на поезде»
Задачи: продолжать учить детей различать палочки по размеру, оперировать понятиями «короткая», «длинная»
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда на перроне собирается много пассажиров и сообщает детям, что они ждут, когда поезд отправится в путь. Но проблема в в том, что вагончиков нет. Детям предлагается составить из палочек - вагончиков поезд: от самой длинной палочки до короткой или наоборот.
«Лесенка высокая и низкая»
Задачи: продолжать учить детей различать палочки по величине,
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда в цирке на арене выступают дрессированные собачки, им для выступления нужны 2-е лесенки: высокая и низкая. Предлагает детям для большой собачки сделать высокую лесенку, а для маленькой собачки – низкую лесенку.
«Забор высокий и низкий»
Задачи:
- продолжать учить детей различать палочки по величине,
- учить выкладывать из палочек забор разной величины высокий и низкий, используя понятия «длинная палочка», «короткая»
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда бабушке нужна помощь, чтобы построить высокий забор, чтоб не ушли со двора домашние животные и низкий забор, чтобы не разбежались их детёныши.
«Домики большой и маленький»
Задачи:
- продолжать учить детей различать палочки по величине,
- оперировать понятиями «короткая», «длинная»
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда зайчику и лисичке зимой негде жить и предлагает построить для них домики. Все вместе решают построить для лисички большой домик, отбирая для этого длинные палочки, а для зайчика маленький домик, отбирая короткие палочки.
Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста
«Едем в гости на поезде» Задачи: способствовать овладению счётом
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда животные едут в гости на поезде. Предлагает построить железную дорогу. Дети выбирают палочки самые длинные, соединяют их в рельсы, а палочки вполовину короче будут являться шпалами. У поезда есть вагоны (палочки, например, в 6 см), в вагонах есть строго определённое количество мест. Воспитатель интересуется у детей:
- сколько палочек-малышек можно разместить в вагоне? (6 штук)
- кто ещё может ехать в вагоне вместе с двумя малышками? (1+1+2+2=6; 1+1+4=6)
«Дополни фигуру»
Задачи:
- развивать воображение,
- умение анализировать
Воспитатель выкладывает половину рисунка, разделив картинку осью посередине. Предлагает дополнить рисунок такими же элементами и закончить картинку. Это могут быть различные предметы, например, тарелка, мяч, кувшин и т.д.
«Что пропало»
Задачи: развивать внимание, память
Воспитатель выкладывает перед детьми несколько палочек (3-4 шт.), предлагает представить, что это конфеты. Дети смотрят на конфеты (палочки), пытаются запомнить, какие именно конфеты лежат перед ними. Воспитатель просит детей закрыть глаза или отвернуться, в этот момент убирает одну палочку, дети открывают глаза, воспитатель сообщает, что одну конфетку съели, просит детей назвать, какую именно конфетку съели.
«Магазин»
Задачи: освоение деления целого на части, отношений «больше – меньше – равно»
Воспитатель приглашает детей в магазин и сообщает, что надо расплачиваться за товар денежками (палочками).
Чтобы детям было легче найти нужную палочку, воспитатель раскладывает белые палочки - “единички” в ряд и дети по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать
нужную палочку, прикладывая её к ряду из “единичек” и считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится необходимая палочка, “покупатель” расплачивается ею и получает свой товар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые ситуации как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет.
Игровые ситуации всегда нужны и важны при организации образовательной деятельности с воспитанниками среднего возраста. Отрабатывать счет предметов, развивать мыслительные процессы детей, познова...
Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....
Технология проблемного обучения, как эффективное средство формирования элементарно математических представлений дошкольника
Консультация для педагогов...
Комплект заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Комплект заданий составлен в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя задания с палочками Кюизенера, направленные на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного во...
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников Палочки Кюизенера — это набор счетных палочек, которые еще называют «чис...