Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
статья (старшая группа)

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами, т. к. это способствует развитию их интеллекта и познавательной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernikovaigryispalochkamik-yuzenera.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Палочки Кюизенера как средство формирования    элементарных  математических представлений дошкольников

 

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами, т. к. это способствует развитию их интеллекта и познавательной сферы.

В наше время на ступени дошкольного образования особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всём мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.

               

Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки можно применять на практике с детьми, начиная с трёхлетнего возраста. Палочки Кюизенера являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.

Палочки Кюизенера решают ряд задач в развитии и формировании математических представлений дошкольников.

К таким задачам относятся: освоение прямого и обратного счёта, деление целого на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с понятиями цвета, а также с составом числа и последовательностью числового ряда.

 Палочки Кюизенера развивают фантазию, воображение, творческие способности детей и позволяют им овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Цветные палочки в процессе игр и упражнений способствуют усвоению таких понятий как: «столько же», «больше - меньше», «больше (меньше) на 1, 2…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.

          Игровые упражнения с палочками Кюизенера

                      для детей младшего дошкольного возраста

                                         «Четвертый лишний»

Задачи:

- закреплять умение различать цвет палочек, правильно его называть,

- развивать умение рассуждать и логически мыслить

Можно положить перед ребёнком три палочки одного цвета и одну палочку другого цвета. Предложить найти лишнюю палочку. Аналогично можно предложить найти лишнюю палочку среди разложенных 2-ух длинных палочек и одной короткой и наоборот.

                             «Путешествие на поезде»

Задачи:  продолжать учить детей различать палочки по размеру, оперировать понятиями «короткая», «длинная»

Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда на перроне собирается много пассажиров и сообщает детям, что они ждут,  когда поезд отправится в путь. Но проблема в в том, что вагончиков нет. Детям предлагается  составить из палочек - вагончиков поезд: от самой длинной палочки до короткой или наоборот.

                         «Лесенка высокая и низкая»

Задачи: продолжать учить детей различать палочки по величине,

Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда в цирке на арене выступают дрессированные собачки, им для выступления нужны 2-е лесенки: высокая и низкая. Предлагает детям для большой собачки сделать высокую лесенку, а для маленькой собачки – низкую лесенку.

 

                           «Забор высокий и низкий»

Задачи:

- продолжать учить детей различать палочки по величине,

- учить выкладывать из палочек забор разной величины  высокий и низкий, используя понятия «длинная палочка», «короткая»

Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда бабушке нужна помощь, чтобы построить высокий забор, чтоб не ушли со двора домашние животные и низкий забор, чтобы не разбежались их детёныши.

                  «Домики большой и маленький»

Задачи:

- продолжать учить детей различать палочки по величине,

- оперировать понятиями «короткая», «длинная»

Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда зайчику и лисичке зимой негде жить и предлагает построить для них домики. Все вместе решают построить для лисички большой домик, отбирая для этого длинные палочки, а для зайчика маленький домик, отбирая короткие палочки.

                     Игровые упражнения с палочками Кюизенера

               для детей старшего дошкольного возраста

                           «Едем в гости на поезде»

Задачи: способствовать овладению счётом

Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда животные едут в гости на поезде. Предлагает построить железную дорогу. Дети выбирают палочки самые длинные, соединяют их в рельсы, а палочки вполовину короче будут являться шпалами. У поезда есть вагоны (палочки, например, в 6 см), в вагонах есть строго определённое количество мест. Воспитатель интересуется у детей:

- сколько палочек-малышек можно разместить в вагоне? (6 штук)

- кто ещё может ехать в вагоне вместе с двумя малышками? (1+1+2+2=6; 1+1+4=6)

                           «Дополни фигуру»

Задачи:

- развивать воображение,

- умение анализировать

Воспитатель выкладывает половину  рисунка, разделив картинку осью посередине. Предлагает дополнить рисунок такими же элементами и закончить картинку. Это могут быть различные предметы, например, тарелка, мяч, кувшин и т.д.

                              «Что пропало»

Задачи: развивать внимание, память

Воспитатель выкладывает перед детьми несколько палочек (3-4 шт.), предлагает представить, что это конфеты. Дети смотрят на конфеты (палочки), пытаются запомнить, какие именно конфеты лежат перед ними. Воспитатель просит детей закрыть глаза или отвернуться, в этот момент убирает одну палочку, дети открывают глаза, воспитатель сообщает, что одну конфетку съели, просит детей назвать, какую именно конфетку съели.

                                 «Магазин»

Задачи: освоение деления целого на части, отношений «больше – меньше – равно»

Воспитатель  приглашает детей в магазин и сообщает, что надо расплачиваться за товар денежками (палочками).

Чтобы детям было легче найти нужную палочку, воспитатель раскладывает белые палочки - “единички” в ряд и дети по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать нужную палочку, прикладывая её к ряду из “единичек” и считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится необходимая палочка, “покупатель” расплачивается ею и получает свой товар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников

Палочки Кюизенера - уникальный материал в плане предматематической подготовки детей.Предназначены дя обучения математике и развитию логического мышления....

«Палочки Кюизенера, как средство развития представлений дошкольников».

Древняя пословица: Я слышу – и я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю, и я понимаю.Способность детей включать в исследование окружающего мира все органы чувств активно использовались при...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Мастер-класс "Палочки Кюизинера как средство развития математических представлений дошкольников"...

«Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников

laquo;Палочки Кюизенера как средстворазвития математических представленийдошкольников...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».   Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...