Игровые ситуации как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет.
учебно-методический материал по математике (средняя группа) на тему

Блезинг Татьяна Васильевна

Игровые ситуации всегда нужны и важны при организации образовательной деятельности с воспитанниками среднего возраста.  Отрабатывать счет предметов, развивать мыслительные процессы детей, позновать новое бывает скучно не только детям, но и преподавателю. Предлагая вам свой конспект, я надеюсь передать свой опыт работы с детьми в формировании ФЭМП посредством игровых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_publikatsiyu_i_konkurs.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по

формированию элементарных математических представлений

на тему: «Игровая ситуация «Помощь другу»

для детей среднего возраста.

Выполнила:

Блезинг Т. В., воспитатель,

Цель - совершенствование умения сравнивать предметы по разным признакам – форме, величине, цвету; расширение представлений детей о разных способах счета в пределах пяти - зрительно, на слух, на ощупь.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах круг, квадрат и треугольник методом сравнения и анализа.
  2. Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5 через игровые приёмы.
  3. Способствовать развитию умения следовать заданному алгоритму действий, устанавливать последовательность действий.
  4. Формировать умение оценивать результат своего труда и труда товарищей.
  5. Развивать мыслительные процессы: внимание, речь, логическое мышление, память, восприятие, образное представление.
  6. Упражнять в счете предметов на слух, на ощупь, зрительно.
  7. Развивать умение двигаться в заданном направлении, ориентироваться в пространстве и на плоскости стола.
  8. Формировать навык работы в команде.
  9. Воспитывать отзывчивость, уважение друг к другу, вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство радости от проделанной трудной работы.

Предварительная работа:

Знакомство со сказочным персонажем – котом Чернышом, беседа с Чернышом о его трудностях с математикой и принятие общего решения о помощи ему в трудных математических вопросах.

Беседы с элементами игры на тему отзывчивости, взаимопомощи и доброты – «Твори добро», «Я порадую тебя…», «Доскажи словечко», «Назови ласково».

Игровые ситуации по сортировке различных предметов по признакам форма, величина и цвет – «Чей домик?», «Что изменилось?», «Собери гирлянду».

Игровые упражнения с детьми на количество и счет (разными способами) – «Не смотри», «Волшебный мешочек» (на ощупь), «Динь, динь» (на слух), «Чего не стало?», «Исправь ошибку».

Материалы и оборудование: магнитофон, песня (минус) Фунтика о доброте (м/ф "Приключения поросенка Фунтика"), звуки голоса кукушки, мольберт для демонстрации, иллюстрации 3 пуговиц разных по форме, цвету и величине (крупные, ламинированные), изображение «Фотография кошки Пуговки», наручная меховая кукла – кот, раздаточный материал для сортировки -  тарелки (12 шт), пуговицы (ламинированные) различные по форме, цвету и величине (100 шт), деревянные ложки (2 шт), муляжи фруктов и овощей (крупные и мелкие по 5 шт), «волшебный» мешочек, 3 стола, письмо от кота Черныша.

Ход организованной образовательной деятельности

I. Вводная часть – 3 минуты.

Звучит тихо мелодия из м/ф "Приключения поросенка Фунтика" -  песня Фунтика о доброте. Воспитатель становится с детьми в круг, берут друг друга за руки.

Воспитатель под музыку читает стихотворение о доброте  (автор Блезинг Т. В.).

В доме с добрыми делами

Тихо ходит Доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и Добрый час.

Люди добрые вокруг

Улыбнулись нам все вдруг.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Потому что в доме нашем

Много добрых дел и слов!

Никому мы не откажем,

Каждый ведь помог готов?

Воспитатель: - Вам понравилось стихотворение о Доброте? И мне тоже. Сегодня мы с вами будем заниматься добрыми делами, интересно знать какими? (да)

- Но прежде, чем начать работу, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и пожелаем всем доброго утра. (желаем друг другу и гостям доброго утра).

II. Основная часть – 15 минут.

Воспитатель: - Ребята, вчера мне пришло письмо от нашего друга кота Черныша (достается и читается письмо):

 «Уважаемые воспитатели и детки группы «Знайки», прошу мне помочь! У моей сестры, Пуговки, скоро день рождение. Высылаю вам ее фотографию. (рассматриваем фото, замечаем, что у нее ожерелье из пуговиц). Я хочу ей сделать украшение своими руками – новое бусы из пуговиц, так как она очень любит украшения именно из пуговиц. Но, так как я готовлюсь к важному испытанию в школе волшебства, у меня совсем нет времени на изготовление пуговиц. Помоги мне, пожалуйста! мне нужно 100 пуговиц и все они должны быть разными, отличаться друг от друга. Буду очень благодарен за помощь!»

Воспитатель: - Интересно, что это за важное испытание у Черныша в школе… Давайте спросим у него, когда он придет? (хорошо) Ну что ж, ребята, сделаем доброе дело? Поможем Чернышу? (да)

- Ребята, предположите, что имел в виду Черныш, когда написал, что они должны быть разными? (иметь отличия). Ребята, а чем могут отличаться пуговицы друг от друга? (формой, цветом, размером). Вот, например, у меня есть три пуговицы. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга?  (формой, цветом и размером). Наверно именно такие отличия Черныш и имел в виду. Но…

- Дело в том, что 100 пуговиц я приготовила, вы сами вчера видели, да? Но вот времени на то, чтобы их рассортировать у меня не хватило.  Поможете мне? (да) Спасибо за вашу отзывчивость!

- Сортировать пуговицы  - это работа, которая требует большого внимания и напряжения пальцев рук. Поэтому прежде, чем мы начнем работу, давайте разомнем наши пальчики.

- Может кто-то предложит нам пальчиковую игру? (предложения детей)

ФИЗМИНУТКА «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура!

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда!

Воспитатель: - Ну, что, разогрели наши пальчики для трудной работы? Предлагаю нам всем разделиться на 3 группы, так как пуговиц много,  а времени мало, скоро ведь за ними Черныш придет.

- Закройте все глазки, кого я сейчас поглажу по голове – тот открывает глазки и  подходит в столу № 1, ждет задание. Кого поглажу по щечке – подходит к столу № 2. Кого поглажу по ручке – подходит к столу № 3. Будьте внимательны!

Воспитатель: - Итак, команда № 1 сортирует пуговки по форме. Определите пуговицы каких форм тут есть и распределите их по тарелочкам. Задание понятно? (вопросы детей, если не поняли). Выполняйте.

- Команда № 2 сортирует пуговицы по цвету. Определите пуговицы каких цветов тут есть и распределите их по тарелочкам. Задание понятно? Выполняйте.

- Команда № 3 сортирует пуговицы по размеру. Определите пуговицы каких размеров тут есть и распределите их по тарелочкам. Задание понятно? Работайте дружно! Чья команда выполнит задание - высоко поднимет руки вверх.

(дети под руководством воспитателя выполняют работу).

Воспитатель: - А теперь, чтобы убедиться, что мы справились с заданием, давайте поменяемся столами и проверим у наших товарищей все ли верно рассортировано. Команда № 1 идет к столу № 2, команда № 2 идет к столу № 3, а команда №3 идет к столу номер 1. Проверьте, нет ли ошибок при сортировке пуговиц? Если есть – исправьте их.

- Ребята, Вы отлично справились с трудной работой! Я очень вами горжусь. Давайте соберем все наши тарелочки с пуговицами в эту коробку и, когда Черныш придет, мы ее отдадим. (упаковка тарелок с пуговицами в пластиковый контейнер). Не устали? Поиграем?

Малоподвижная игра «Веселые ложки».

Суть игры: воспитатель за спиной стучит ложками друг о друга, дети должны на слух определять количество звуков и соотносить с количеством требуемых для выполнения движений.

Воспитатель: - А игра у нас простая: слушай внимательно, считай правильно, выполняй весело!

  1. Сколько раз ложки постучат – столько раз присядьте!                          (3)
  2.  Сколько раз ложки постучат – столько раз обнимитесь!                      (2)
  3. Сколько раз ложки постучат – столько раз подпрыгните!                     (5)
  4. Сколько раз ложки постучат – столько раз улыбнитесь!                        (1)
  5. Сколько раз ложки постучат – столько раз наклонитесь в стороны!    (4)

- Вам было весело? И мне! Садитесь на свои стульчики, пожалуйста!

- Ребята, вы слышите, кажется, кто-то постучался в дверь? (стук 2 раза).

- Думаете это Черныш? (нет). Почему догадались, что не он? (Черныш обещал постучать 5 раз). Конечно! Хорошо, что вы были внимательны и не открыли дверь, а то вдруг там оказался бы хулиган какой-нибудь.

(Раздается стук в дверь 5 раз).

- А сейчас вы догадались кто пришел? Как? Вы точно посчитали? Проверим!

(Воспитатель выходит за дверь «встречать» кота и заходит с наручной куклой)

Ч: - Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Вы получали от меня письмо, выполнили мою просьбу? (да). Спасибо огромное, какие же вы добрые ребята!

Воспитатель: - Черныш, нам не просто было выполнить твою просьбу, пришлось потрудиться.

Ч: - А что именно вы делали? (сортировали пуговицы). А как вы их сортировали, по каким признакам делили? (по форме, по размеру, по цвету)

В: - Вот приготовили тебе пуговицы, забирай! А можно спросить, Черныш, о каком испытании ты сообщал в своем письме? Ты писал, что готовишься к важному испытанию в школе волшебства, нам интересно. Расскажешь?

Ч: - Да (грустно). Дело в том, что мой учитель Котофей Чародейкин сказал, что для того чтобы перейти в следующий класс, мне нужно пройти математическое испытание, ответить на сложный вопрос.

В: - Ты загрустил…Может мы тебе поможем, какой вопрос тебе задал Котофей Чародейкин?

Ч: - Не знаю, справитесь ли вы…. Слушайте: мне нужно назвать и показать 3 разных способа счета. А я не знаю ни одного (плачет).

В: - Эх ты, первоклассник! Да это знают даже дети в детском саду! Ребята, давайте Чернышу расскажем и покажем какими способами можно считать? (да). Ребята, с помощью чего мы можем посчитать вот эти игрушечные фрукты и овощи? (на столе в ряд лежать 5 игрушек). Кто готов ответить поднимает руку. (опрос 2-3 детей).

1 способ счета – зрительно или «Глазами». Мы смотрим на предметы и пересчитываем их зрительно с помощью наших глаз. Закройте глазки (убирается 2 фрукта), открывайте. Кто посчитает, сколько здесь лежит фруктов? Каким способом ты считал, с помощь чего? (ответы детей).

2 способ счета – на ощупь или «Руками». Возьмем «волшебный» мешочек, кладем туда неизвестное количество фруктов. Кто готов посчитать? (2-3 ребенка, проверить каждого, вынуть предметы и показать, что мешок пуст)

3 способ счета – на слух или «Ушами». А третий способ кто знает? (дети задумались).

Воспитатель: - Ребята, а как вы узнали, что пришел именно Черныщ, а не кто-то другой? А как вы  считали сколько раз ложки стучали ? (услышали и посчитали звук стука). А как вы считали стук: на ощупь или зрительно? (на слух). Так значит,  третий способ счета как можно назвать? (на слух или «Ушами»). Молодцы! Мы только что с вами все вместе узнали о новом способе счета! И Черныш повеселел сразу.  Ты все запомнил, Черныш?

Ч: - Почти, может запишете мне в блокнот?

В: - хорошо (записывает под комментарии детей).

Ч: - Ребята, как же мне вас отблагодарить за вашу помощь и доброту? (задумался). А хотите я вам «волшебную» баночку «правды» подарю? Она у меня как раз с собою, в рюкзаке. (да, хотим!)

В: - Спасибо, Черныш, за подарок! Тебе пора? Ребята, давайте попрощаемся с Чернышом. Ну, что, проверим работу волшебной баночки? (да!)

  1.  Скажите, сколько способов счета вы знаете? назовите их правильно! ( 3 способа счета: зрительный, на ощупь, на слух)
  2. Скажите, по каким признакам вы сегодня сортировали пуговицы? Назовите правильно! (по форме, размеру, цвету)
  3. Скажите, всем сегодня было легко выполнять задания? (разные ответы)

В: - Ребята, даже если кому-то сегодня было трудно не надо скрывать этого. Ведь у нас впереди будет много интересных математических упражнений и игр. И чем больше мы будем играть и упражняться, тем легче нам будет выполнять задания. Спасибо вам за дружную и активную работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"

Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в средней группе «Гуси – лебеди» воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 Зайнутдиновой Ю.Н.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:Образовательная:·      закрепить название геометричес...

Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в старшей группе «Легкий-тяжелый»

Формировать представления дошкольников о понятиях «тяжелее – легче» на основе непосредственного сравнения предметов....

Программа личностного саморазвития Тема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»

Программаличностного саморазвитияТема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»...

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...