КОНСПЕКТ познавательного занятия с элементами конструирования для детей подготовительной к школе группе на тему: «Спасатели планеты Робобот»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Познавательное занятие с элементами конструирования
для детей подготовительной к школе группы
на тему «Спасатели планеты Робобот»
Цель: Формирование основ технических способностей воспитанников с помощью конструктивно-модельной деятельности.
Задачи
Образовательные:
- формировать представления о роботах и робототехнике;
- расширить представления о разнообразии роботов-помощников;
- упражнять в решении практических задач, умении составлять алгоритм в виде схемы;
- расширять представления о знаках и символах; формировать умения выполнять действия, кодированные условными знаками;
- формировать эмоциональное отношение к конструктино-модельной деятельности;
- расширять и закреплять полученные знания о родном городе и области.
- формировать элементарные навыки самооценки.
Развивающие:
- развивать мыслительную активность, умение делать несложные выводы, внимание, воображение;
- развивать связную речь, умение ясно излагать свои мысли, делать умозаключения.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом.
Вид деятельности: познавательная
Форма проведения: подгрупповая.
Образовательные области: познавательное развитие, социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: ИКТ, беседа, проблемные ситуации, художественное слово, объяснение, инструкция, работа в малых группах, подведение итогов.
Оборудование и материалы: мультимедийная система, мольберт, простые карандаши, ватман, линейки, набор конструкторов, бросовый материал (коробки), заранее построенная совместно с детьми из ТИКО объемная ракета.
Предварительная работа: Чтение стихотворения В. Брестова «Робот». Беседы о роботах, профессиях. Рассматривание моделей роботов. Игры со строительным материалом. Создание роботов из конструкторов разных видов.
Технологии: системно–деятельностный подход.
Мотивация общения: «Дети, вы сможете помочь?»
Длительность: 30-40 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №138 «Дюймовочка»
КОНСПЕКТ
познавательного занятия с элементами конструирования
для детей подготовительной к школе группы №3
на тему: «Спасатели планеты Робобот»
Составили: Михальченкова Т.А. ,
высшая квалификационная категория.
Курган, 2023г.
Познавательное занятие с элементами конструирования
для детей подготовительной к школе группы №3
на тему «Спасатели планеты Робобот»
Цель: Формирование основ технических способностей воспитанников с помощью конструктивно-модельной деятельности.
Задачи
Образовательные:
- формировать представления о роботах и робототехнике;
- расширить представления о разнообразии роботов-помощников;
- упражнять в решении практических задач, умении составлять алгоритм в виде схемы;
- расширять представления о знаках и символах; формировать умения выполнять действия, кодированные условными знаками;
- формировать эмоциональное отношение к конструктино-модельной деятельности;
- расширять и закреплять полученные знания о родном городе и области.
- формировать элементарные навыки самооценки.
Развивающие:
- развивать мыслительную активность, умение делать несложные выводы, внимание, воображение;
- развивать связную речь, умение ясно излагать свои мысли, делать умозаключения.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом.
Вид деятельности: познавательная
Форма проведения: подгрупповая.
Образовательные области: познавательное развитие, социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: ИКТ, беседа, проблемные ситуации, художественное слово, объяснение, инструкция, работа в малых группах, подведение итогов.
Оборудование и материалы: мультимедийная система, мольберт, простые карандаши, ватман, линейки, набор конструкторов, бросовый материал (коробки), заранее построенная совместно с детьми из ТИКО объемная ракета.
Предварительная работа: Чтение стихотворения В. Брестова «Робот». Беседы о роботах, профессиях. Рассматривание моделей роботов. Игры со строительным материалом. Создание роботов из конструкторов разных видов.
Технологии: системно–деятельностный подход.
Мотивация общения: «Дети, вы сможете помочь?»
Длительность: 30 минут
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат (функциональная грамотность) |
1. Вводно-организацион-ный, и мотивацион-но-побудитель-ный, 3 мин. | Формировать эмоциональное отношение к робототехнике. | - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и подарим наши улыбки для хорошего настроения. - А теперь поприветствуем друг друга! Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуйдруг, Здравствуй друг, Здравствуй наш веселый круг. - Ребята, сегодня утром в нашу группу пришло письмо с просьбой о помощи. - Вы хотите узнать, кто просит у нас помощи? Отгадайте загадку: Я похож на человека, мне немного больше века, Я — создание науки, Мастер — золотые руки. Сам - металический, Мозг — электрический. - Ребята,вы догадались, про кого эта загадка?(Робот) Правильно догадались — это робот. Что вам помогло отгадать загадку, какие сравнения натолкнули вас на мысль о роботе? (Он создание науки, мастер золотые руки, похож на человека).- Да, это сообщение от робота. - А теперь давайте откроем письмо. Посмотрите на экран. «Дорогие ребята, меня зовут Робик Старший! Я - житель планеты роботов - Робобот. На нашей планете, как и у вас проживают жители-роботы, есть детские сады, школы, больницы и другие учреждения. Но нанаснапал злой вирус и испортил всех моих друзей. К сожалению, их невозможно восстановить, нужно создать новых роботов. Нам срочно нужна ваша помощь!" - Дети, вы сможете помочь Робику Старшему? - Предлагаю нам с вами стать спасателями планеты Робобот. Согласны? Отправляемся в путь. «Мы спасателей отряд Из находчивых ребят Все смелы, добры, умелы. Мало слов, но много дела Если вдругпришла беда Мы спешим скорей туда» | Проговаривают речевку и выполняют движения Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. Дети читают самостоятельно. Осознают и принимают поставленную задачу. Проговаривают речевку и выполняют движения | ИКТ, создание проблемной ситуации, беседа, художественное слово. Придание личной значимости предстоящей деятельности. Использование мотивации общения. | Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность («надо»- «хочу»-«могу») |
2. Восприятие и усвоение нового и расширение имеющихся представлений. 25мин. | Формировать представления о влиянии деятельности роботана человека. Расширять представление о профессиях. | - Ребята, давайте присядем на стульчики и подумаем, как мы можем помочь жителям планеты роботов? (Мы можем помочь создать новых роботов) - Итак, ребята, кем являются жители этой планеты? (Роботами) - А что такое роботы? (Робот — это автоматическое электронное устройство, необычный тип машин, который работает самостоятельно — без участия человека. Робот работает по заранее заложенному алгоритму. Роботов создал сам человек!) - Ребята, скажите, для чего человек создал роботов? Как человек использует роботов? (На производстве, собирает машины, помогают по хозяйству, упаковывают товары, обезвреживают мины, в сельском хозяйстве, в медицине робот фармацевт и т.д.) - Как вы думаете, а люди каких профессий могут починить роботов? (механик, программист, робототехник, конструктор) - Итак, ребята, вы готовы отправиться на планету роботов, попробовать себя в роли механиков, программистов, робототехников, конструкторов? - Тогда я предлагаю вам основательно подготовиться и провести физминутку перед началом нашего пути! Физкультминутка "Дружелюбный робот". Нет руля и нету шин, Но я родственник машин (двигаться как робот). Хоть с квадратной головой (наклоны головы вправо и влево) Я почти как вы живой (повороты вокруг себя, попеременно руки на себя и от себя). Я стою и я хожу (шагать высоко поднимая колени) Кто захочет, с тем дружу. (протянуть руку друг другу и поздороваться). Хоть немного твердолобый (кулачком дотронуться до лба) Но я очень добрый робот (поворот вокруг себя и улыбнуться, вдох-выдох) - Ребята, а на чем же мы полетим на планету Робобот? (На ракете) - Давайте построим ее из конструктора. Пройдем к столам. - Перед вами на столе лежит необходимый материал и для всех вспомогательные схемы, которые разработали инженеры-конструкторы. Ваша задача по схеме построить ракету. - Приступаем к работе. (Конструируют ракеты) - Данил, из какого конструктора ты построил ракету? Лена? Лиза, чем ты воспользовалась? - Ребята, мы накануне тоже строили ракету. Кто скажет, из какого конструктора? (ТИКО). Какими геометрическими фигурами мы воспользовались? - Отлично, друзья! Теперь нам есть, на чем отправиться на планету Робобот. - Давайте займем свои места в ракете (дети садятся на стульчики), пристегнем ремни, начнем обратный отсчет! (10-9-8-7-6-5-4-3-2-1!) - Поехали!!! Чьи эти слова? (космонавта Ю.А.Гагарина) - Пока мы летим давайте не будем зря время терять и решим, как будут выглядеть новые жители планеты Робобот. - Ребята, а вы знаете, что перед тем, как приступить к работе люди-конструкторы, программисты делают гимнастику для глаз, чтобы сохранить свое зрение? Гимнастика для глаз: Глазки влево, глазки вправо, Вверх и вниз, и все сначала. Быстро, быстро помаргай - Отдых глазкам своим дай! - А сейчас нам нужно разбиться на группы. Каждая группа пройдет к мальберту, подумает, обсудит и изобразит эскиз своего робота. - Но перед тем, как приступить к работе, обратите внимание, у нас на борту для создания роботов имеется необходимый материал - конструкторы (средний и крупный), мягкие модули, бросовый материал (коробки). - Вам нужно решить, из какого материала будете создавать своего робота? - Какую функцию он будет выполнять? - Как будет выглядеть и т.д) - Эскиз готов! Пора и к их созданию приступить! - Перед вами набор материала, ваши схемы! - Молодцы, быстро справились! Звук привлекающий внимание: "Занимайте свои места, пристегните ремни! Наш космический корабль достиг пункта назначения и готовится к посадке!" - Начинаем отсчет: 1-2-3...10. Голос Робика: Приветствую вас, жители земли. (Здравствуйте!) - Робик, мы пока летели, решили зря время не терять и создали первых роботов для вашей планеты. - Ребята, Роботов мы сделали, а как нам привести их в действие? (Надо роботов запрограммировать). - Как называют специалиста, который составляет программу? (Программист) - Чтобы запрограммировать, надо составить программу (алгоритм действий) ваших роботов. Для этого нужно своей командой пройти к мальбертам, обсудить, договориться, составить и схематически изобразить символами алгоритм действий. - Ребята, перед запускам роботов предлагаю проверить ваши схемы. Кого вы выбрали, тот превращается в робота, и он будет выполнять ваши команды из алгоритма, который вы составили. Вы должны провести его по определенной траектории, указывая прикосновениями, куда двигаться. - С вашим алгоритмом роботы выполняют те действия, которые вы для него придумали? (Да) - Отлично. - Ваша цель достигнута? Получилось реализовать, что задумали? Смогли помочь Робику Старшему? (Да) Робик: «Спасибо, ребята, за вашу помощь! Теперь на нашей планете вновь будет процветать жизнь! В знак благодарности примите от меня подарок!» - Пора нам возвращаться домой. - Занимайте свои места, не забываем пристегнуть ремни. Взлетаем!!! - Мы возвращаемсяв наш любимый город Курган. - Ребята, вы помните, сколько в этом году исполнилосьнашему городу лет? (344года) Курганской области (80 лет) - А кем он был основан? (Тимофеем Невежиным) - Кем или чем славится наш город, наше Зауралье? (знаменитые люди — Г.А.Илизаров, Л.Куликов, Т.Мальцев, Г.Травников и т.д.; предприяятия - «Синтез», КМЗ, Стальмост, Автобусный завод и т.д.) - Сейчас ребята нам расскажут историю возникновения Курганской области и стихотворение о нашем Зауралье. - Ребята, а как вы думаете, нашему городу нужны роботы-помощники? (Да) Какие? | Отвечают и задают вопросы, участвуют в обсуждении, делают выводы (с помощью воспитателя). Дети закрепляют и расширяют полученные сведения о связи робота и человека. Проговаривают речевку и выполняют движения Выполняют самостоятельно индивидуально задания по образцу. Участвуют в обсуждении, высказывают предположения. Выполняют гимнастику для глаз. Договариваются, совместно выполняют задание. Эмоционально реагируют, радуются полученному результату. Дети занимают места на стульчиках. Работа с символами, алгоритмом. Участвуют в нейроигре. Эмоционально реагируют, радуются полученному результату. Слайд-презентация. Дети закрепляют и расширяют полученные сведения о родном городе и области. Рассказ истории возникновения Курганской области и чтение стихотворения. | Решение проблемной ситуации. ИКТ, просмотр и обсуждение слайд -презентации.
Практическая деятельность Нейроигра | Любознательность и активность.
Усвоение информации, необходимой для расширения представлений о роботах и робототехнике.
Приобретение умений в разрешении практических ситуаций. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Приобретение умения работать в команде, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом; Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Формирование опыта самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников. |
3. Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин. | Формировать элементарные навыки самооценки | Звук, привлекающий внимание: "Занимайте свои места, пристегните ремни! Наш космический корабль достиг пункта назначения и готовится к посадке!" - Вот мы с вами и добрались до детского сада. - Ребята, что вам больше понравилось в нашем путешествии? - Что вы чувствовали, когда оказывали помощь Робику? - Чему вы научились, когда проектировали, создавали роботов? - Что нового вы узнали? - Какое задание для вас было сложным? А какое - легким и простым? - Это, наверное, потому что вы все делали дружно, вместе и помогали друг другу! - А сейчас, ребята, предлагаю отправиться в группу отдохнуть и с новыми силами создать схемы роботов-помощников для нашего города. | Дети отвечают на вопросы педагога. Высказываются по поводу полученной новой информации, о результатах своей работы, о своем эмоциональном состоянии. | Беседа, обсуждение, подведение итогов | Осознание себя как участника совместной полезной деятельности. Сформированность элементарных навыков самооценки. Формирование начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»). |
Краткий анализ:
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что дети активно включались и проявляли познавательную активность, поддерживали диалог друг с другом и педагогом. Желание помочь побуждало к поиску креативных вариантов решения задач, используя имеющиеся знания и опыт.
Дети были заинтересованы, организованы и внимательны. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Поставленные задачи были выполнены и цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект познавательного занятия "Снесла курочка яичко" в подготовительной к школе группе
Занятие познавательного цикла помогает детям обогощать и систематизировать знания о жизнедеятельности животных и птиц , а так же приобщает к народным праздникам.На протяжении всего занятия решаются ко...
конспект познавательной НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе
НОД с элементами экспериментирования...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие"....
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....
Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе
quot;Открытие Незнайки"...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе № 15 Тема: «Путешествие по стране знаний» Возрастная группа: дети 6-7 лет
Закрепление полученных знаний (подготовка к обучению грамоте)....
Конспект по изо с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе на тему «Весенние картинки»
Экспериментирование для ребенка - это ещё один способ познать окружающий мир. Как интересно создавать рисунки, используя натуральные природные краски....