Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)
для детей 5-7 лет (на 2 учебных года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20-23_dop_igralochka.docx | 68.67 КБ |
20-23_dop_annotatsiya_igralochka.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 2020 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка» ____________ Сехина Т.Ю. Приказ № ___ от ______2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
математической направленности
«Игралочка»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Шпенглер Ирина Викторовна,
воспитатель первой квалификационной категории
Смоленск
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Игралочка» является программой математической направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка».
Актуальность программы: В отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы является актуальным.
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие исследования педагогов и психологов показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать, что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.
Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 5-7 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников К. В. Шевелева, Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.
При разработке занятий также используются методические пособия:
• Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. – СПб: Детство-Пресс, 2000г.
• Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
• Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
• Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 6-7 лет. Москва, Ювента, 2014г.
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Новизна программы: Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа по программе «Игралочка» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение игровой деятельности. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и логического мышления.
Адресат программы: дети в возрасте 5-7 лет.
Объем программы: 64 часа (по 32 часа на каждый учебный год).
Срок освоения программы: 2 года.
Режим занятий: 1 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.
Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий:
- беседа;
- практическое занятие;
- игра.
Цель программы: создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.
Задачи
образовательные:
- Решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые, учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
- Формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
развивающие:
- Развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
- Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
- воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.
- Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий.
Планируемые результаты
По итогам реализации Программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений, а именно:
1. ребенок умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках. Воспитатель предлагает детям назвать для какого-либо числа последующее и предыдущее без опоры на наглядность, обозначить данное количество предметов возможными способами. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.
2. умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка. Воспитатель предлагает детям разделить группу предметов (от 3 до 10) на две части всеми возможными способами, ответить на вопрос: «Из каких частей можно составить данное число?», с помощью «домика» состава числа выполнить сложение и вычитание. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.
3. умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. Воспитатель предлагает детям выполнить сложение и вычитание в пределах первого десятка с помощью числового отрезка. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.
4. умеет пользоваться линейкой для измерения длины. Воспитатель предлагает детям с помощью линейки измерить длину отрезка (1-10см). 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.
5. умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана. Воспитатель предлагает детям выполнить графический диктант, описывая движение карандаша по клеткам (одна клетка вправо, две клетки влево и т. д.), найти в группе игрушку, местоположение которой обозначено на созданном совместно плане группы. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.
6. умеет в простейших случаях пользоваться часами. Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками находятся в поле зрения ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7 часов и т. п.). 2 балла – правильно называет время. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание с помощью взрослого.
Условия реализации программы:
- группа, оснащенный партами, стульями, учебной доской, необходимой канцелярией;
- ноутбук;
- рабочие тетради по программе «Игралочка».
Виды и формы контроля
При реализации программы используется несколько видов диагностики:
Входная диагностика проходит в форме беседы и педагогического наблюдения. Текущая – проходит после изучения каждого раздела программы; предусматривает различные диагностические процедуры по усвоению программного материала и личностного развития обучающихся: беседа, педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов деятельности обучающихся, игровые формы контроля (выполнение заданий).
Итоговая диагностика по завершении обучения проходит в форме итогового занятия. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, выполнение заданий в тетрадях, табель посещаемости, отзывы детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам педагогических наблюдений, индивидуальные
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 6 часа | 3 часа | 3 часа | 1 час | |
Количество и счет | 9 часов | 4 часа | 5 часов | ||
Величина | 5.5 часов | 2 час | 3.5 часа | ||
Ориентировка в пространстве | 5.5 часов | 2 часа | 3.5 часа | ||
Ориентировка во времени | 6 часов | 2.5 часа | 3.5 часа | ||
Простейшие геометрические представления | 5 часов | 2.5 часа | 2.5 часа | ||
Геометрические фигуры | 6 часа | 2.5 часа | 3.5 часа | ||
Графические работы | 6.5 часов | 3 часа | 3.5 часа | ||
Конструирование и моделирование | 5.5 часов | 3 часа | 2.5 часа | ||
Логические задачи | 8 часов | 2 часа | 3 часа | 3 часа | |
Итого: | 64 | 26.5 | 33.5 | 4 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: знакомство и математические игры.
Практика: знакомство и математические игры
Раздел 2. Количество и счет
Теория: числа от 0 до 20;
Практика числа от 0 до 20. Повторить порядковый и количественный счет;
Теория: порядковый счет в пределах 20 (первый, второй...);
Практика: порядковый счет в пределах 20. Повторить порядковый и количественный счет;
Теория: прямой и обратный счет в пределах 20;
Практика: прямой и обратный счет в пределах 20
Теория: нахождение и сравнение чисел-соседей;
Практика: нахождение и сравнение чисел-соседей
Теория: решение простейших арифметических задач.
Практика: решение простейших арифметических задач.
Раздел 3. Величина
Теория: сравнение предметов по форме;
Практика: Закрепление умения сравнение предметов по форме;
Теория: сравнение предметов по цвету;
Практика: Закрепления умения сравнение предметов по цвету
Теория: сравнение предметов по размерам;
Практика: Закрепления умения сравнение предметов по размерам;
Теория: сравнение предметов по длине и высоте;
Практика: сравнение предметов по длине и высоте;
Теория: сравнение предметов по ширине и толщине;
Практика: сравнение предметов по ширине и толщине
Теория: введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
Практика: введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
Теория: нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
Практика: нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
Теория: подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;
Практика: подбор и группировка предметов по 1-2 признакам; Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар.
Теория: изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
Практика: изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
Теория: методы наложения и приложения;
прием попарного сравнения.
Практика: изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
Раздел 4. Ориентировка в пространстве
Теория: ориентировка на листе в клеточку;
Практика: ориентировка на листе в клеточку;
Теория: ориентировка в клеточке;
Практика: ориентировка в клеточке;
Теория: ознакомление с цифрами и способами их написания;
ориентировка в кабинете по словесной инструкции;
понятия: слева, справа, вверху, внизу;
Практика: ознакомление с цифрами и способами их написания;
ориентировка в кабинете по словесной инструкции;
понятия: слева, справа, вверху, внизу;
Теория: направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад;
Практика: направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад;
Теория: формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;
использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.
Практика: формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;
использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.
Раздел 5. Ориентировка во времени
Теория: название дней недели;
Практика: название дней недели;
Теория: название месяцев;
Практика: название месяцев;
Теория: времена года, год;
Практика: времена года, год;
Теория: формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;
Практика: формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;
Теория: формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
Практика: формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
Раздел 6. Простейшие геометрические представления
Теория: точка, луч, угол, отрезок;
Практика: точка, луч, угол, отрезок;
Теория: прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
Практика: прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
Теория: ломаная и кривая линии; разомкнутые и замкнутые линии;
Практика: ломаная и кривая линии; разомкнутые и замкнутые линии;
Теория: ученическая линейка, ее практическое использование; знакомство с мерой длины — сантиметром.
Практика: ученическая линейка, ее практическое использование; знакомство с мерой длины — сантиметром.
Раздел 7. Геометрические фигуры
Теория: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;
Практика: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;
Теория: углы, стороны, вершины фигур;
Практика: углы, стороны, вершины фигур;
Теория: измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;
Практика: измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;
Теория: выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;
Практика: выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;
Теория: группировка фигур по 1-2 признакам; деление фигур на равные и неравные части;
Практика: группировка фигур по 1-2 признакам; деление фигур на равные и неравные части;
Теория: сборка целых фигур из 4-8 частей.
Практика: сборка целых фигур из 4-8 частей
Раздел 8. Графические работы
Теория: штрихование и раскрашивание;
Практика: штрихование и раскрашивание;
Теория: рисование по памяти;
Практика: рисование по памяти
Теория: рисование узоров по клеточкам на слух;
Практика: рисование узоров по клеточкам на слух;
Теория: срисовывание предметов по клеткам и по точкам;
Практика: срисовывание предметов по клеткам и по точкам;
Теория: дорисовывание недостающих частей предметов;
Практика: дорисовывание недостающих частей предметов;
Теория: копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
Практика: копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
Раздел 9. Конструирование и моделирование
Теория: собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;
собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) сюжетной картинке;
Практика: собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;
собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;
Теория: собирание кубиков «Уникуб»;
Практика: собирание кубиков «Уникуб»;
Теория: работа со строительным материалом (кирпичики); собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;
Практика: работа со строительным материалом (кирпичики); собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;
Теория: собирание картинок из частей; собирание цифр из счетных палочек;
игры с бусинками.
Практика: собирание картинок из частей; собирание цифр из счетных палочек; игры с бусинками
Раздел 10. Логические задачи
Теория: продолжение логического ряда
Практика: продолжение логического ряда
Теория: классификация предметов по признакам;
Практика: классификация предметов по признакам;
Теория: нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
Практика: нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
Теория: занимательные вопросы, ребусы, логические загадки; игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
Практика: занимательные вопросы, ребусы, логические загадки; игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
Теория: математические конкурсы.
Практика: математические конкурсы.
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
1 год обучения | |||||
Октябрь 1-2 неделя | знакомство и математические игры. | Игровое упражнение | 1 | Беседа | |
Октябрь 3-4неделя | знакомство и математические игры. | Игровое упражнение | 1 | Беседа | |
Ноябрь 1-2 | числа от 0 до 20 | Беседа | 1 | Беседа | |
Ноябрь 3-4 | числа от 0 до 20 | Творческое задание | 1 | Тетрадь | |
Декабрь 1-2 неделя | порядковый счет в пределах 20 (первый, второй...); | Самостоятельная работа | 1 | Рабочая тетрадь | |
Декабрь 3-4 неделя | прямой и обратный счет в пределах 20 | Творческое задание | 1 | Беседа | |
Январь 1-2 неделя | нахождение и сравнение чисел-соседей | Игровое упражнение | 1 | Рабочая тетрадь | |
Январь 3-4 неделя | решение простейших арифметических задач | Тест | 1 | Рабочая тетрадь | |
Февраль 1 неделя | сравнение предметов по форме | Самостоятельная работа | 30 | Беседа | |
Февраль 2 неделя | сравнение предметов по цвету | Самостоятельная работа | 30 | Беседа | |
Февраль 3 неделя | сравнение предметов по размерам | Игровое упражнение | 30 | Беседа | |
Февраль 4 неделя | сравнение предметов по длине и высоте; сравнение предметов по ширине и толщине | Игровое упражнение | 30 | Рабочая тетрадь | |
Март 1-2 неделя | введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету | Беседа | 1 | Беседа | |
Март 3 неделя | нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам | Творческое задание | 30 | Беседа | |
Март 4 неделя | подбор и группировка предметов по 1-2 признакам | Творческое задание | 30 | Беседа | |
Апрель 1 неделя | изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма) | Тест | 30 | Рабочая тетрадь | |
Апрель 2-3 неделя | методы наложения и приложения, прием попарного сравнения | Логические задания | 1 | Рабочая тетрадь | |
Апрель 4 неделя | ориентировка на листе в клеточку | Логические задания | 30 | Рабочая тетрадь | |
Май 1-2 неделя | ориентировка в клеточке | Самостоятельная работа | 1 | Рабочая тетрадь | |
Май 3-4 неделя | ознакомление с цифрами и способами их написания; | Творческое задание | 1 | Рабочая тетрадь | |
2 год обучения | |||||
Октябрь 1-2 неделя | ориентировка в кабинете по словесной инструкции | Игровое упражнение | 1 | Беседа | |
Октябрь 3 неделя | понятия: слева, справа, вверху, внизу; | Игровое упражнение | 30 | Беседа | |
Октябрь 4 неделя | направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад; | Игровое упражнение | 30 | Беседа | |
Ноябрь 1 неделя | формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже; | Игровое упражнение | 30 | Беседа | |
Ноябрь 2 неделя | использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к | Самостоятельная работа | 30 | Рабочая тетрадь | |
Ноябрь 3-4 неделя | название дней недели. Название месяцев | Беседа | 1 | Беседа | |
Декабрь 1 неделя | времена года, год | Беседа | 30 | Беседа, Рабочая тетрадь | |
Декабрь 2 неделя | формирование представлений: утро, день, вечер, ночь | Беседа | 30 | Беседа, Рабочая тетрадь | |
Декабрь 3 неделя | формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. | Беседа | 30 | Беседа | |
Декабрь 4 неделя | точка, луч, угол, отрезок; | Практическая работа | 30 | Рабочая тетрадь | |
Январь 1-2 неделя | прямая, горизонтальная и вертикальная линии; Ломаная и кривая линия. Разомкнутые и замкнутые линии; | Практическая работа. Тест | 1 | Рабочая тетрадь | |
Январь 3-4 | ученическая линейка, ее практическое использование; | Практика | 1 | Рабочая тетрадь | |
Февраль 1 неделя | знакомство с мерой длины - сантиметром | Беседа | 30 | ||
Февраль 2 неделя | треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник; выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам | Игровое упражнение | 30 | Рабочая тетрадь | |
Февраль 3-4 | углы, стороны, вершины фигур; | Игровое упражнение | 1 | Рабочая тетрадь | |
Март 1 неделя | измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки | Творческое задание | 30 | Рабочая тетрадь | |
Март 2 неделя | группировка фигур по 1-2 признакам; деление фигур на равные и неравные части | Игровое упражнение | 30 | Рабочая тетрадь | |
Март 3 неделя | сборка целых фигур из 4-8 частей. | Игровое упражнения | 30 | Рабочая тетрадь | |
Март 4 неделя | штрихование и раскрашивание; | Творческое задание | 30 | Рабочая тетрадь | |
Апрель 1-2 неделя | рисование узоров по клеточкам на слух срисовывание предметов по клеткам и по точкам; | Творческое задания | 1 | Рабочая тетрадь | |
Апрель 3 неделя | дорисовывание недостающих частей предметов | Самостоятельная работа | 30 | Рабочая тетрадь | |
Апрель 4 неделя | копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий. | Самостоятельная работа | 30 | Рабочая тетрадь | |
Май 1 неделя | собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции | Игровое упражнение | 30 | Собирание мозаики | |
Май 2 неделя | игры с бусинками. | Творческое задание | 30 | Беседа | |
Май 3-4 неделя | Закрепление материала | Диагностические задания | 1 | Рабочая тетрадь, беседа |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
- «Раз - ступенька, два - ступенька. Математика для детей 5-6, 6-7 лет» (Части 1-2);
- Учебные тетради "Раз - ступенька, два - ступенька...", части 1-2, являются дополнительным пособием к программе математического развития детей 5-6 и 6-7 лет и к методическому пособию "Раз - ступенька, два - ступенька...";
- «Раз - ступенька, два - ступенька. Практический курс математики для дошкольников».
Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет включает краткое описание концепции, программы организации практических занятий с детьми. Учебно-методический комплект ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
Пособие может использоваться на занятиях с дошкольниками в детских садах, учреждениях "Начальная школа - детский сад" и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.
Дидактический материал:
- палочки Кюизенера;
- блоки Дьенеша;
- кубики;
- пирамидки;
- картинки, картинки-пазлы, карточки;
- веер с цифрами;
- лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.
Наглядный материал
- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <;— мольберт для рисования;
- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
- карточки и таблицы;
- модели («числовая лесенка», календарь и др.);
- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
- оборудование для проведения дидактических игр;
- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).
Описание общей методики работы
В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.
Большое внимание в Программе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками по данной программе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.
При всем многообразии форм работы с детьми дошкольного возраста ряд задач математического развития наиболее успешно может быть решен в процессе такой формы работы, как занятия, по своей сути представляющие собой специально моделируемые в соответствии с программными задачами образовательные ситуации.
В ходе занятий дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате, общаются, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности.
В программе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций:
- образовательные ситуации «открытия» нового знания;
- образовательные ситуации тренировочного типа;
- образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).
Методы обучения
Методы | Приемы |
Наглядный | Наблюдение, показ предметов, образца, способа действий, демонстрация картин, иллюстраций. |
Практический | Выполнение задания, оперативное стимулирование, регулирование, анализ результатов, игра, упражнения. |
Словесный | Объяснение, рассказ педагога и детей, чтение, словесные игры |
Проблемного обучения | Создание проблемной ситуации, сравнение, обобщения, выводы из ситуации, постановка проблемных задач, исследование |
Игровой | Создание игровой ситуации, обыгрывание игрушек, предметов, дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы |
Технологии обучения
Основной программно-методический комплект «Игралочка» (основной компонент программы) содержательно представлен в последовательных курсах математического развития дошкольников «Игралочка» (для детей среднего дошкольного возраста) и «Игралочка – ступенька к школе» (для детей старшего дошкольного возраста) авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е.
Каждый из курсов включает в себя:
1) методические рекомендации для педагогов;
2) рабочие тетради для ребенка;
3) демонстрационный материал;
4) раздаточный материал.
Содержание данного курса позволяет дошкольникам накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса математики.
- Во время проведения занятий речь идет не просто об общении и приятном времяпровождении, а о формировании у детей в процессе игровой деятельности необходимых представлений, умений, качеств, об интеллектуальном и личностном развитии детей. В качестве педагогического инструмента выступает, с одной стороны, дидактическая система деятельностного метода обучения (технология проведения занятий разного типа, система дидактических принципов и т.п.), которая обеспечивает качество образовательного процесса. С другой стороны, используемые дидактические игры помогают одухотворить общение, сделать его увлекательным и интересным.
- Дидактические игры подобраны так, чтобы поэтапно и последовательно решались задачи дошкольной подготовки.
- Математическое развитие детей не ограничивается одним лишь занятием, а включается в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности: игра, рисование,индивидуальная работа и т.д.
- В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, которые позволяют переключать активную деятельность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из игровой ситуации.
- На занятии недопустима спешка и любое напряжение. Надо всегда помнить о приоритете принципа психологической комфортности и вести занятия в комфортном и спокойном для детей темпе.
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
- Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
- Пособие является составной частью комплекта "Раз - ступенька, два - ступенька..." для детей 5-6 и 6-7 лет. В комплект также входят программа и методические рекомендации, в которых описана система работы по формированию у дошкольников математических представлений, развитию мышления, творческих способностей, интереса к математике.
- Рабочая тетрадь «Раз - ступенька, два - ступенька…», часть 1, для детей 5-6 лет является составной частью комплекта по развитию математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной.
- Книга для детей старшего дошкольного возраста "Который час?" авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой.
VI. ЛИТЕРАТУРА
1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
2.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г
3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс по развитию математических представлений у детей 6-7 лет // методические рекомендации. – М., Ювента, 2008.
4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу «Игралочка». – М., Ювента, 2008.
5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Пособия «Игралочка» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет – М., Ювента, 2008.
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика диагностики
Задание № 1 «Угадай, сколько пуговиц в другой руке»
1 часть Цель. Выявление знаний состава числа из двух меньших чисел.
Материал.
Демонстрационный: 10 предметов небольшого размера (фасолины), фишки – награда.
Раздаточный: карточки с цифрами от 0 до 9 и 10.
Инструкция к проведению.
Воспитатель прячет в двух руках 10 предметов. Предлагает детям угадать, как спрятаны предметы (сколько в какой руке), взяв для этого две карточки с цифрами. Детям, выбравшим числа, которые могут составить число 10, даются фишки – награда. Кто-то из детей, угадавших сочетание фишек, получает возможность предложить число, в которое будут играть дальше. Игра повторяется 5 раз.
Оценка.
Показатель – уровень развития представлений о составе чисел от 3-х до 10-ти из 2-х меньших.
Высокий уровень – дети, набравшие 5 фишек.
Средний уровень – дети, набравшие 3-4 фишки.
Низкий уровень – дети, набравшие 1-2 фишки.
Задание № 2
1 часть. Цель. Выявление уровня развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда.
Материал:
Демонстрационный: бубен, флажок, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание.
Раздаточный: карточки с цифрами до десяти.
Инструкция к проведению.
- Детям, правильно выполнившим следующие задания, даются фишки.
- Поднять карточку с цифрой, соответствующей восьми ударам воспитателя в бубен.
- Поднять карточку с цифрой, соответствующей семи взмахам воспитателя флажком.
- Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один больше, чем количество пальцев на одной руке.
- Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один меньше, чем количество на обеих руках.
- Задумать число, меньшее семи, но больше четырех, поднять карточку с цифрой.
- Задумать два числа, больше чем пять, поднять карточки.
- Поднять карточки с цифрами для чисел на один больше и меньше шести.
- Угадать, сколько сейчас лет мальчику, если год назад ему было девять. (назови число на ухо воспитателю.)
Угадать, сколько лет сестре, если она на год младше семилетнего брата. Карточку с цифрой показать только воспитателю.
Угадать, какое было задумано число, если после того, как к нему прибавили один, стало десять.
Оценка.
Показатель – уровень развития представлений о закономерностях образования чисел в числовом ряду.
Высокий уровень – дети, набравшие 9-10 фишек.
Средний уровень – дети, набравшие 5-8 фишек.
Низкий уровень – дети, набравшие меньше 5 фишек.
Задание № 3 «Придумай и реши задачу»
2 часть Цель. Выявление умений составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Материал «Математический набор».
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил. Фиксируется 1) правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса, 2) правильная «запись» условия и решения задачи.
Оценка.
Показатель - умение придумывать и решать задачи на сложение и вычитание.
Высокий уровень – дети самостоятельно и правильно придумывают задачи, формулируют условия, правильно «записывают» условие и решение в цифровом варианте, могут объяснить, как решалась задача (от… отняли (прибавили)…)
Средний уровень – дети придумывают задачи, допускают ошибки (в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки), однако исправляют их после замечаний воспитателя: «Все ли ты сказал?», «У тебя в записи есть ошибка» и т.д.
Низкий уровень – дети придумывают задачи, в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки. Не могут исправить ошибки после указания на них.
Задание № 4
Цель. Выявление умений ориентироваться в пространстве с помощью плана.
Материал: готовый графический план групповой комнаты.
Инструкция к проведению. План располагается на столе в том помещении, которое на нем изображено.
1. Перед действием каждого ребенка воспитатель поворачивает план на столе, а ребенок должен суметь правильно его сориентировать, соотнести с пространством комнаты.
2. Воспитатель предлагает два типа задач:
а) отгадать, где на плане нарисован какой-либо предмет данного помещения (например: кровать ребенка, стол);
б) найти в комнате тот предмет, который воспитатель укажет на плане (обратная задача).
Детям говорится: а) «Поверни план так, чтобы было удобнее сравнивать его с нашей комнатой». б) «Покажи где на этом плане нарисована твоя кровать». А затем: «Найди в спальне ту кровать, которую я покажу на плане» (указывается изображение на плане кровати, расположенной в другой части комнаты). Если занятие проводится в группе, ребенку предлагается указать на плане любой из предмет, находящийся в группе, а затем – любой реальный предмет, указанный воспитателем на плане.
Оценка.
Показатель – умение ориентироваться с помощью плана.
Высокий уровень – дети выполняют все задания самостоятельно, безошибочно (четко ориентируют план, точно соотносят предметы в комнате с их изображениями на плане). Быстрота выполнения не учитывается.
Средний уровень – дети, в основном с помощью дополнительных объяснений взрослого, могут выполнить все задания. иногда они выполняют их не совсем точно (например, не очень четко ориентируют план, или указывают не тот предмет, который надо, а расположенный по соседству).
Низкий уровень – дети не узнают в изображении на плане отраженное на нем реальное помещение.
Задание № 5
Цель. Выявление знаний о днях недели, о месяцах, о временах года.
Материал: мяч.
Инструкция к проведению. Дети встают в круг.
1) Воспитатель предлагает детям назвать дни недели по порядку, передавая мяч по кругу (воспитатель передает мяч рядом стоящему ребенку говорит: «Понедельник», ребенок берет мяч, продолжает – вторник и передает мяч следующему и т.д.).
2) У воспитателя мяч, он бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает. Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой день недели следует после понедельника? Назови выходные дни? Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой. Какое сейчас время года? Какое время года наступит после зимы? (весны, лета, осени). Как называется первый месяц весны? (осени, зимы, лета) и т.д.
Оценка.
Показатель – количество правильных ответов.
Высокий уровень – дети легко ориентируются во времени, дают правильные ответы на все вопросы.
Средний уровень – дети отвечают не на все вопросы, допускают ошибки в ответах, на указание ошибки воспитателем, сами исправляют их.
Низкий уровень – дети не отвечают ни на один вопрос.
Задание № 6
Цель. Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Оценка.
Показатель – уровень знаний о геометрических фигурах.
Высокий уровень – дети имеют четкие представления о геометрических фигурах, делают обобщение.
Средний уровень – дети имеют представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делают обобщение.
Низкий уровень – дети путаются в назывании геометрических фигур, не могут обобщить.
Задание № 7 «Найди сосуд с живой водой»
Цель. Выявление умений измерять пользоваться меркой.
Материал. На каждого ребенка один широкий сосуд в нем 5 стаканов воды (5 мерок) и один узкий сосуд в нем 4 стакана воды (4 мерки), счетный материал, мерка-стакан (из набора кукольной посуды), баночка.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям найти сосуд с живой водой.
Сосуд с живой водой тот, в котором её больше. Определи где этот сосуд (ребенок пользуется мерным стаканчиком, счетным материалом).
Оценка.
Высокий уровень – дети самостоятельно справляются с заданием.
Средний уровень – при измерении дети нуждаются в помощи взрослого, однако точно могут определить по количеству фишек (модели), в каком сосуде мерок больше.
Низкий уровень - дети не верно измеряют (получается большее количество мерок или меньшее), не могут определить в каком сосуде больше мерок.
Задание № 8
Цель. Выявление знаний о монетах их набором и разменом.
Материал: набор монет (1,2,5,10. рублей, 1,5,10 копеек), фишки.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям выполнить задания, показать с помощью монет, правильно выполнившим даются фишки.
1) Один набор цветной бумаги стоит 10 рублей. Подумайте, какими двумя монетами можно заплатить за набор цветной бумаги?
2) Школьная ручка стоит 3 рубля. Какими монетами можно за нее заплатить?
3) Открытка стоит 6 рублей. Какими монетами можно за нее заплатить?
4) Как можно разменять 5 рублей? (2 рубля; 5,10 копеек)
Оценка.
Показатель – умение оперировать с монетами.
Высокий уровень – дети, набравшие 6-7 фишек.
Средний уровень – дети, набравшие 4-5 фишек.
Низкий уровень – дети, набравшие меньше 3 фишек.
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дополнительного образования «Игралочка»
воспитателя Шпенглер И.В. для детей старшего дошкольного возраста
на 2020-2022 учебные года
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
Направленность программы: социально-педагогическая.
Возраст учащихся: 5-7 лет.
Срок реализации программы: 2 год.
Цель программы: создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.
Задачи
образовательные:
- Решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые, учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
- Формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
развивающие:
- Развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
- Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
- воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.
- Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий.
К концу обучения по программе «Игралочка» предполагается
продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций,
формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и
творческих способностей. По итогам реализации Программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.
К завершению обучения (к 7 годам)
1. Умеет называть для каждого числа в пределах 20 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-20 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках. Воспитатель предлагает детям назвать для какого-либо числа последующее и предыдущее без опоры на наглядность, обозначить данное количество предметов возможными способами. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.
2. Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка. Воспитатель предлагает детям разделить группу предметов (от 3 до 10) на две части всеми возможными способами, ответить на вопрос: «Из каких частей можно составить данное число?», с помощью «домика» состава числа выполнить сложение и вычитание. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.
3. Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. Воспитатель предлагает детям выполнить сложение и вычитание в пределах первого десятка с помощью числового отрезка. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.
4. Умеет пользоваться линейкой для измерения длины. Воспитатель предлагает детям с помощью линейки измерить длину отрезка (1-10см). 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.
5. Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана. Воспитатель предлагает детям выполнить графический диктант, описывая движение карандаша по клеткам (одна клетка вправо, две клетки влево и т. д.), найти в группе игрушку, местоположение которой обозначено на созданном совместно плане группы. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание. 30
6. Умеет в простейших случаях пользоваться часами. Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками находятся в поле зрения ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7 часов и т. п.). 2 балла – правильно называет время. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание с помощью взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"
Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Развивай-ка»
Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. Образовательный процесс ...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаматематической направленности«Игралочка»Аннотация к программе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»
Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Занимательная математика» на 2023-2024 учебный год
Основная цель программы.Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и ...