Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)

Шпенглер Ирина Викторовна

для детей 5-7 лет (на 2 учебных года)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20-23_dop_igralochka.docx68.67 КБ
Файл 20-23_dop_annotatsiya_igralochka.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического

совета

от «___» _________ 2020 г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ  «Детский сад № 80 «Веснушка»

____________ Сехина Т.Ю.

Приказ № ___ от ______2020 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

математической направленности

«Игралочка»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Шпенглер Ирина Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории                                                                    

Смоленск

2020

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Игралочка» является программой математической направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка».

Актуальность программы: В отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы является актуальным.

Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие исследования педагогов и психологов показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать, что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.

Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 5-7 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников К. В. Шевелева, Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.

При разработке занятий также используются методические пособия:

•        Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. – СПб: Детство-Пресс, 2000г.

•        Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.

•        Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.   «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет.  Москва, Ювента, 2014г.

•        Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 6-7 лет.  Москва, Ювента, 2014г.

Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Новизна программы: Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа по программе «Игралочка» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение игровой деятельности. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и логического мышления.

Адресат программы: дети в возрасте 5-7 лет.

Объем программы: 64 часа (по 32 часа на каждый учебный год).

Срок освоения программы: 2 года.

Режим занятий: 1 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.

Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Виды занятий:

- беседа;

- практическое занятие;

- игра.

Цель программы: создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.

Задачи

образовательные: 

  • Решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые, учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
  • Формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;

      развивающие:

  • Развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
  • Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
  • Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
  • воспитательные:
  •  Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
  • Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.
  • Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий.

Планируемые результаты

По итогам реализации Программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений, а именно:

 1. ребенок умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках. Воспитатель предлагает детям назвать для какого-либо числа последующее и предыдущее без опоры на наглядность, обозначить данное количество предметов возможными способами. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

 2. умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка. Воспитатель предлагает детям разделить группу предметов (от 3 до 10) на две части всеми возможными способами, ответить на вопрос: «Из каких частей можно составить данное число?», с помощью «домика» состава числа выполнить сложение и вычитание. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

 3. умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. Воспитатель предлагает детям выполнить сложение и вычитание в пределах первого десятка с помощью числового отрезка. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

 4. умеет пользоваться линейкой для измерения длины. Воспитатель предлагает детям с помощью линейки измерить длину отрезка (1-10см). 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

5. умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана. Воспитатель предлагает детям выполнить графический диктант, описывая движение карандаша по клеткам (одна клетка вправо, две клетки влево и т. д.), найти в группе игрушку, местоположение которой обозначено на созданном совместно плане группы. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

 6. умеет в простейших случаях пользоваться часами. Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками находятся в поле зрения ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7 часов и т. п.). 2 балла – правильно называет время. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание с помощью взрослого.

Условия реализации программы:

-  группа, оснащенный партами, стульями, учебной доской, необходимой канцелярией;

-  ноутбук;

- рабочие тетради по программе «Игралочка».

Виды и формы контроля

При реализации программы используется несколько видов диагностики:

Входная диагностика проходит в форме беседы и педагогического наблюдения. Текущая – проходит после изучения каждого раздела программы; предусматривает различные диагностические процедуры по усвоению программного материала и личностного развития обучающихся: беседа, педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов деятельности обучающихся, игровые формы контроля (выполнение заданий).

Итоговая диагностика по завершении обучения проходит в форме итогового занятия. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, выполнение заданий в тетрадях, табель посещаемости, отзывы детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам педагогических наблюдений, индивидуальные

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

6 часа

3 часа

3 часа

1 час

Количество и счет 

9 часов

4 часа

5 часов

Величина

5.5 часов

2 час

3.5 часа

Ориентировка в пространстве 

5.5 часов

2 часа

3.5 часа

Ориентировка во времени 

6 часов

2.5 часа

3.5 часа

Простейшие геометрические представления 

5 часов

 2.5 часа

2.5 часа

Геометрические фигуры 

6 часа

2.5 часа

3.5 часа

Графические работы 

6.5 часов

3 часа

3.5 часа

Конструирование и моделирование 

5.5 часов

3 часа

2.5 часа

Логические задачи

8 часов

2 часа

3 часа

3 часа

Итого:

64

26.5

33.5

4


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. Вводное занятие

Теория: знакомство и математические игры.

Практика: знакомство и математические игры

Раздел 2. Количество и счет 

Теория: числа от 0 до 20;

Практика   числа от 0 до 20. Повторить порядковый и количественный счет;

Теория: порядковый счет в пределах 20 (первый, второй...);

Практика: порядковый счет в пределах 20. Повторить порядковый и количественный счет;

Теория: прямой и обратный счет в пределах 20;

Практика: прямой и обратный счет в пределах 20

Теория: нахождение и сравнение чисел-соседей;

Практика: нахождение и сравнение чисел-соседей

Теория: решение простейших арифметических задач.

Практика: решение простейших арифметических задач.

Раздел 3. Величина 

Теория: сравнение предметов по форме;

Практика: Закрепление умения сравнение предметов по форме;

Теория: сравнение предметов по цвету;

Практика: Закрепления умения сравнение предметов по цвету

Теория: сравнение предметов по размерам;

Практика: Закрепления умения сравнение предметов по размерам;

Теория: сравнение предметов по длине и высоте;

Практика: сравнение предметов по длине и высоте;

Теория: сравнение предметов по ширине и толщине;

Практика: сравнение предметов по ширине и толщине

Теория: введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;

Практика: введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;

Теория: нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;

Практика: нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;

Теория: подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;

Практика: подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;  Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар.

Теория: изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);

Практика: изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);

Теория: методы наложения и приложения;

прием попарного сравнения.

Практика: изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);

Раздел 4. Ориентировка в пространстве 

Теория: ориентировка на листе в клеточку;

Практика: ориентировка на листе в клеточку;

Теория: ориентировка в клеточке;

Практика: ориентировка в клеточке;

Теория: ознакомление с цифрами и способами их написания;

ориентировка в кабинете по словесной инструкции;

понятия: слева, справа, вверху, внизу;

Практика: ознакомление с цифрами и способами их написания;

ориентировка в кабинете по словесной инструкции;

понятия: слева, справа, вверху, внизу;

Теория: направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад;

Практика: направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад;

Теория: формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;

использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.

Практика: формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;

использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.

Раздел 5.  Ориентировка во времени 

Теория: название дней недели;

Практика: название дней недели;

Теория: название месяцев;

Практика: название месяцев;

Теория: времена года, год;

Практика: времена года, год;

Теория: формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;

Практика: формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;

Теория: формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.

Практика: формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.


Раздел 6.  Простейшие геометрические представления 

Теория: точка, луч, угол, отрезок; 

Практика: точка, луч, угол, отрезок;

Теория: прямая, горизонтальная и вертикальная линии;

Практика: прямая, горизонтальная и вертикальная линии;

Теория: ломаная и кривая линии; разомкнутые и замкнутые линии;

Практика: ломаная и кривая линии; разомкнутые и замкнутые линии;

Теория: ученическая линейка, ее практическое использование; знакомство с мерой длины — сантиметром.

Практика: ученическая линейка, ее практическое использование; знакомство с мерой длины — сантиметром.

Раздел 7.   Геометрические фигуры 

Теория: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;

Практика: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;

Теория: углы, стороны, вершины фигур;

Практика: углы, стороны, вершины фигур;

Теория: измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;

Практика: измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;

Теория: выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;

Практика: выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;

Теория: группировка фигур по 1-2 признакам; деление фигур на равные и неравные части;

Практика: группировка фигур по 1-2 признакам; деление фигур на равные и неравные части;

Теория: сборка целых фигур из 4-8 частей.

Практика: сборка целых фигур из 4-8 частей

Раздел 8.   Графические работы 

Теория: штрихование и раскрашивание;

Практика: штрихование и раскрашивание;

Теория: рисование по памяти;

Практика: рисование по памяти

Теория: рисование узоров по клеточкам на слух;

Практика: рисование узоров по клеточкам на слух;

Теория: срисовывание предметов по клеткам и по точкам;

Практика: срисовывание предметов по клеткам и по точкам;

Теория: дорисовывание недостающих частей предметов;

Практика: дорисовывание недостающих частей предметов;

Теория: копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.

Практика: копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.

Раздел 9.   Конструирование и моделирование 

Теория: собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;

собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) сюжетной картинке;

Практика: собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;

собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;

Теория: собирание кубиков «Уникуб»;

Практика: собирание кубиков «Уникуб»;

Теория: работа со строительным материалом (кирпичики); собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;

Практика: работа со строительным материалом (кирпичики); собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;

Теория: собирание картинок из частей; собирание цифр из счетных палочек;

игры с бусинками.

Практика: собирание картинок из частей; собирание цифр из счетных палочек; игры с бусинками

Раздел 10.  Логические задачи

Теория: продолжение логического ряда 

Практика: продолжение логического ряда 

Теория: классификация предметов по признакам;

Практика: классификация предметов по признакам;

Теория: нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;

Практика: нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;

Теория: занимательные вопросы, ребусы, логические загадки; игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;

Практика: занимательные вопросы, ребусы, логические загадки; игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;

Теория: математические конкурсы.

Практика: математические конкурсы.


IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

1 год обучения

Октябрь

1-2 неделя

знакомство и математические игры.

Игровое упражнение

1

Беседа

Октябрь

3-4неделя

знакомство и математические игры.

Игровое упражнение

1

Беседа

Ноябрь

1-2

числа от 0 до 20

Беседа

1

Беседа

Ноябрь

3-4

числа от 0 до 20

Творческое задание

1

Тетрадь

Декабрь

1-2 неделя

порядковый счет в пределах 20 (первый, второй...);

Самостоятельная работа

1

Рабочая тетрадь

Декабрь

3-4 неделя

прямой и обратный счет в пределах 20

Творческое задание

1

Беседа

Январь

1-2 неделя

нахождение и сравнение чисел-соседей

Игровое упражнение

1

Рабочая тетрадь

Январь 3-4 неделя

решение простейших арифметических задач

Тест

1

Рабочая тетрадь

Февраль 1 неделя

сравнение предметов по форме

Самостоятельная работа

30

Беседа

Февраль 2 неделя

сравнение предметов по цвету

Самостоятельная работа

30

Беседа

Февраль 3 неделя

  сравнение предметов по размерам

Игровое упражнение

30

Беседа

Февраль 4 неделя

  сравнение предметов по длине и высоте;

  сравнение предметов по ширине и толщине

Игровое упражнение

30

Рабочая тетрадь

Март 1-2 неделя

введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету

Беседа

1

Беседа

Март 3 неделя

  нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам

Творческое задание

30

Беседа

Март 4 неделя

 подбор и группировка предметов по 1-2 признакам

Творческое задание

30

Беседа

Апрель 1 неделя

   изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма)

Тест

30

Рабочая тетрадь

Апрель 2-3 неделя

методы наложения и приложения, прием попарного сравнения

Логические задания

1

Рабочая тетрадь

Апрель 4 неделя

ориентировка на листе в клеточку

Логические задания

30

Рабочая тетрадь

Май 1-2 неделя

ориентировка в клеточке

Самостоятельная работа

1

Рабочая тетрадь

Май 3-4 неделя

ознакомление с цифрами и способами их написания;

Творческое задание

1

Рабочая тетрадь

2 год обучения

Октябрь 1-2 неделя

   ориентировка в кабинете по словесной инструкции

Игровое упражнение

1

Беседа

Октябрь 3 неделя

понятия: слева, справа, вверху, внизу;

Игровое упражнение

30

Беседа

Октябрь 4 неделя

 направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад;

Игровое упражнение

30

Беседа

Ноябрь 1 неделя

формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;

Игровое упражнение

30

Беседа

Ноябрь 2 неделя

использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к

Самостоятельная работа

30

Рабочая тетрадь

Ноябрь 3-4 неделя

название дней недели. Название месяцев

Беседа

1

Беседа

Декабрь 1 неделя

времена года, год

Беседа

30

Беседа, Рабочая тетрадь

Декабрь 2 неделя

формирование представлений: утро, день, вечер, ночь

Беседа

30

Беседа, Рабочая тетрадь

Декабрь 3 неделя

  формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.

Беседа

30

Беседа

Декабрь 4 неделя

точка, луч, угол, отрезок;

Практическая работа

30

Рабочая тетрадь

Январь 1-2 неделя

прямая, горизонтальная и вертикальная линии; Ломаная и кривая линия. Разомкнутые и замкнутые линии;

Практическая работа.

Тест

1

Рабочая тетрадь

Январь 3-4

ученическая линейка, ее практическое использование;

Практика

1

Рабочая тетрадь

Февраль 1 неделя

знакомство с мерой длины - сантиметром

Беседа

30

Февраль 2 неделя

  треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;

    выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам

Игровое упражнение

30

Рабочая тетрадь

Февраль 3-4

  углы, стороны, вершины фигур;

Игровое упражнение

1

Рабочая тетрадь

Март 1 неделя

    измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки

Творческое задание

30

Рабочая тетрадь

Март 2 неделя

группировка фигур по 1-2 признакам;

деление фигур на равные и неравные части

Игровое упражнение

30

Рабочая тетрадь

Март 3 неделя

сборка целых фигур из 4-8 частей.

Игровое упражнения

30

Рабочая тетрадь

Март 4 неделя

   штрихование и раскрашивание;

Творческое задание

    30

Рабочая тетрадь

Апрель 1-2 неделя

 рисование узоров по клеточкам на слух срисовывание предметов по клеткам и по точкам;

Творческое задания

1

Рабочая тетрадь

Апрель 3 неделя

   дорисовывание недостающих частей предметов

Самостоятельная работа

30

Рабочая тетрадь

Апрель 4 неделя

копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.

Самостоятельная работа

30

Рабочая тетрадь

 Май 1 неделя

    собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции

Игровое упражнение

30

Собирание мозаики

Май 2 неделя

игры с бусинками.

Творческое задание

30

Беседа

Май 3-4 неделя

    Закрепление материала

Диагностические задания

1

Рабочая тетрадь, беседа

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации

- «Раз - ступенька, два - ступенька. Математика для детей 5-6, 6-7 лет» (Части 1-2);
- Учебные тетради "Раз - ступенька, два - ступенька...", части 1-2, являются дополнительным пособием к программе математического развития детей 5-6 и 6-7 лет и к методическому пособию "Раз - ступенька, два - ступенька...";

- «Раз - ступенька, два - ступенька. Практический курс математики для дошкольников».


Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет включает краткое описание концепции, программы организации практических занятий с детьми. Учебно-методический комплект ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
Пособие может использоваться на занятиях с дошкольниками в детских садах, учреждениях "Начальная школа - детский сад" и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.

Дидактический материал:

- палочки Кюизенера;

- блоки Дьенеша;

- кубики;

- пирамидки;

- картинки, картинки-пазлы, карточки;

- веер с цифрами;

- лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

Наглядный материал

- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

-  геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <;— мольберт для рисования;

-  магнитная   доска   с   комплектом   геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

-  полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

-  комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

-  карточки и таблицы;

-  модели («числовая лесенка», календарь и др.);

-  панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

-  оборудование для проведения дидактических игр;

-  приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).

Описание общей методики работы

В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

Большое внимание в Программе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками по данной программе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.

При всем многообразии форм работы с детьми дошкольного возраста ряд задач математического развития наиболее успешно может быть решен в процессе такой формы работы, как занятия, по своей сути представляющие собой специально моделируемые в соответствии с программными задачами образовательные ситуации.

В ходе занятий дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате, общаются, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности.

В программе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций:

образовательные ситуации «открытия» нового знания;

образовательные ситуации тренировочного типа;

образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).

Методы обучения

Методы

Приемы

Наглядный

Наблюдение, показ предметов, образца, способа действий, демонстрация картин, иллюстраций.

Практический

Выполнение задания, оперативное стимулирование, регулирование, анализ результатов, игра, упражнения.

Словесный

Объяснение, рассказ педагога и детей, чтение, словесные игры

Проблемного обучения

Создание проблемной ситуации, сравнение, обобщения, выводы из ситуации, постановка проблемных задач, исследование

Игровой

Создание игровой ситуации, обыгрывание игрушек, предметов, дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы

Технологии обучения

Основной программно-методический комплект «Игралочка» (основной компонент программы) содержательно представлен в последовательных курсах математического развития дошкольников «Игралочка» (для детей среднего дошкольного возраста) и «Игралочка – ступенька к школе» (для детей старшего дошкольного возраста) авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е.

 Каждый из курсов включает в себя:

1) методические рекомендации для педагогов;

 2) рабочие тетради для ребенка;

3) демонстрационный материал;

4) раздаточный материал.

Содержание данного курса позволяет дошкольникам накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса математики.

  • Во время проведения занятий речь идет не просто об общении и приятном времяпровождении, а о формировании у детей в процессе игровой деятельности необходимых представлений, умений, качеств, об интеллектуальном и личностном развитии детей. В качестве педагогического инструмента выступает, с одной стороны, дидактическая система деятельностного метода обучения (технология проведения занятий разного типа, система дидактических принципов и т.п.), которая обеспечивает качество образовательного процесса. С другой стороны, используемые дидактические игры помогают одухотворить общение, сделать его увлекательным и интересным.
  • Дидактические игры подобраны так, чтобы поэтапно и последовательно решались задачи дошкольной подготовки.
  • Математическое развитие детей не ограничивается одним лишь занятием, а включается в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности: игра, рисование,индивидуальная работа и т.д.
  • В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, которые позволяют переключать активную деятельность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из игровой ситуации.
  • На занятии недопустима спешка и любое напряжение. Надо всегда помнить о приоритете принципа психологической комфортности и вести занятия в комфортном и спокойном для детей темпе.

Контрольно-измерительные (оценочные) материалы

Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:  

  • Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
  • Пособие является составной частью комплекта "Раз - ступенька, два - ступенька..." для детей 5-6 и 6-7 лет. В комплект также входят программа и методические рекомендации, в которых описана система работы по формированию у дошкольников математических представлений, развитию мышления, творческих способностей, интереса к математике.
  • Рабочая тетрадь «Раз - ступенька, два - ступенька…», часть 1, для детей 5-6 лет является составной частью комплекта по развитию математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной.
  • Книга для детей старшего дошкольного возраста "Который час?" авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой.

VI. ЛИТЕРАТУРА

1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.   «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет.  Москва, Ювента, 2014г.

2.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет.  Москва, Ювента, 2014г

3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс по развитию математических представлений у детей 6-7 лет // методические рекомендации. – М., Ювента, 2008.

4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу «Игралочка». – М., Ювента, 2008.

5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Пособия «Игралочка» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет – М., Ювента, 2008.

VII. ПРИЛОЖЕНИЕ 

Методика диагностики

Задание № 1 «Угадай, сколько пуговиц в другой руке»

1 часть Цель. Выявление знаний состава числа из двух меньших чисел.

Материал.

Демонстрационный: 10 предметов небольшого размера (фасолины), фишки – награда.

Раздаточный: карточки с цифрами от 0 до 9 и 10.

Инструкция к проведению.

Воспитатель прячет в двух руках 10 предметов. Предлагает детям угадать, как спрятаны предметы (сколько в какой руке), взяв для этого две карточки с цифрами. Детям, выбравшим числа, которые могут составить число 10, даются фишки – награда. Кто-то из детей, угадавших сочетание фишек, получает возможность предложить число, в которое будут играть дальше. Игра повторяется 5 раз.

 Оценка.

Показатель – уровень развития представлений о составе чисел от 3-х до 10-ти из 2-х меньших.

Высокий уровень – дети, набравшие 5 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 3-4 фишки.

Низкий уровень – дети, набравшие 1-2 фишки.

Задание № 2

1 часть. Цель. Выявление уровня развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда.

Материал:

Демонстрационный: бубен, флажок, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание.

Раздаточный: карточки с цифрами до десяти.

Инструкция к проведению.

  • Детям, правильно выполнившим следующие задания, даются фишки.
  • Поднять карточку с цифрой, соответствующей восьми ударам воспитателя в бубен.
  • Поднять карточку с цифрой, соответствующей семи взмахам воспитателя флажком.
  • Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один больше, чем количество пальцев на одной руке.
  • Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один меньше, чем количество на обеих руках.
  • Задумать число, меньшее семи, но больше четырех, поднять карточку с цифрой.
  • Задумать два числа, больше чем пять, поднять карточки.
  • Поднять карточки с цифрами для чисел на один больше и меньше шести.
  • Угадать, сколько сейчас лет мальчику, если год назад ему было девять. (назови число на ухо воспитателю.)

Угадать, сколько лет сестре, если она на год младше семилетнего брата. Карточку с цифрой показать только воспитателю.

Угадать, какое было задумано число, если после того, как к нему прибавили один, стало десять.

Оценка.

Показатель – уровень развития представлений о закономерностях образования чисел в числовом ряду.

Высокий уровень – дети, набравшие 9-10 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 5-8 фишек.

Низкий уровень – дети, набравшие меньше 5 фишек.

Задание № 3 «Придумай и реши задачу»

2 часть Цель. Выявление умений составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Материал «Математический набор».

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил. Фиксируется 1) правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса, 2) правильная «запись» условия и решения задачи.

Оценка.

Показатель - умение придумывать и решать задачи на сложение и вычитание.

Высокий уровень – дети самостоятельно и правильно придумывают задачи, формулируют условия, правильно «записывают» условие и решение в цифровом варианте, могут объяснить, как решалась задача (от… отняли (прибавили)…)

Средний уровень – дети придумывают задачи, допускают ошибки (в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки), однако исправляют их после замечаний воспитателя: «Все ли ты сказал?», «У тебя в записи есть ошибка» и т.д.

Низкий уровень – дети придумывают задачи, в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки. Не могут исправить ошибки после указания на них.

Задание № 4

Цель. Выявление умений ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Материал: готовый графический план групповой комнаты.

Инструкция к проведению. План располагается на столе в том помещении, которое на нем изображено.

1. Перед действием каждого ребенка воспитатель поворачивает план на столе, а ребенок должен суметь правильно его сориентировать, соотнести с пространством комнаты.

2. Воспитатель предлагает два типа задач:

а) отгадать, где на плане нарисован какой-либо предмет данного помещения (например: кровать ребенка, стол);

б) найти в комнате тот предмет, который воспитатель укажет на плане (обратная задача).

Детям говорится: а) «Поверни план так, чтобы было удобнее сравнивать его с нашей комнатой». б) «Покажи где на этом плане нарисована твоя кровать». А затем: «Найди в спальне ту кровать, которую я покажу на плане» (указывается изображение на плане кровати, расположенной в другой части комнаты). Если занятие проводится в группе, ребенку предлагается указать на плане любой из предмет, находящийся в группе, а затем – любой реальный предмет, указанный воспитателем на плане.

Оценка.

Показатель – умение ориентироваться с помощью плана.

Высокий уровень – дети выполняют все задания самостоятельно, безошибочно (четко ориентируют план, точно соотносят предметы в комнате с их изображениями на плане). Быстрота выполнения не учитывается.

Средний уровень – дети, в основном с помощью дополнительных объяснений взрослого, могут выполнить все задания. иногда они выполняют их не совсем точно (например, не очень четко ориентируют план, или указывают не тот предмет, который надо, а расположенный по соседству).

Низкий уровень – дети не узнают в изображении на плане отраженное на нем реальное помещение.

Задание № 5

 Цель. Выявление знаний о днях недели, о месяцах, о временах года.        

Материал: мяч.

Инструкция к проведению. Дети встают в круг.

1) Воспитатель предлагает детям назвать дни недели по порядку, передавая мяч по кругу (воспитатель передает мяч рядом стоящему ребенку говорит: «Понедельник», ребенок берет мяч, продолжает – вторник и передает мяч следующему и т.д.).

2) У воспитателя мяч, он бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает. Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой день недели следует после понедельника? Назови выходные дни? Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой. Какое сейчас время года? Какое время года наступит после зимы? (весны, лета, осени). Как называется первый месяц весны? (осени, зимы, лета) и т.д.

Оценка.

Показатель – количество правильных ответов.        

Высокий уровень – дети легко ориентируются во времени, дают правильные ответы на все вопросы.

Средний уровень – дети отвечают не на все вопросы, допускают ошибки в ответах, на указание ошибки воспитателем, сами исправляют их.

Низкий уровень – дети не отвечают ни на один вопрос.

Задание № 6

Цель. Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Оценка.

Показатель – уровень знаний о геометрических фигурах.

Высокий уровень – дети имеют четкие представления о геометрических фигурах, делают обобщение.

Средний уровень – дети имеют представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делают обобщение.

Низкий уровень – дети путаются в назывании геометрических фигур, не могут обобщить.

Задание № 7 «Найди сосуд с живой водой»

Цель. Выявление умений измерять пользоваться меркой.

Материал. На каждого ребенка один широкий сосуд в нем 5 стаканов воды (5 мерок) и один узкий сосуд в нем 4 стакана воды (4 мерки), счетный материал, мерка-стакан (из набора кукольной посуды), баночка.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям найти сосуд с живой водой.

Сосуд с живой водой тот, в котором её больше. Определи где этот сосуд (ребенок пользуется мерным стаканчиком, счетным материалом).

Оценка.

Высокий уровень – дети самостоятельно справляются с заданием.

Средний уровень – при измерении дети нуждаются в помощи взрослого, однако точно могут определить по количеству фишек (модели), в каком сосуде мерок больше.

Низкий уровень -  дети не верно измеряют (получается большее количество мерок или меньшее), не могут определить в каком сосуде больше мерок.

Задание № 8

Цель. Выявление знаний о монетах их набором и разменом.

Материал: набор монет (1,2,5,10. рублей, 1,5,10 копеек), фишки.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям выполнить задания, показать с помощью монет, правильно выполнившим даются фишки.

1) Один набор цветной бумаги стоит 10 рублей. Подумайте, какими двумя монетами можно заплатить за набор цветной бумаги?

2) Школьная ручка стоит 3 рубля. Какими монетами можно за нее заплатить?

3) Открытка стоит 6 рублей. Какими монетами можно за нее заплатить?

4) Как можно разменять 5 рублей? (2 рубля; 5,10 копеек)

Оценка.

Показатель – умение оперировать с монетами.

Высокий уровень – дети, набравшие 6-7 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 4-5 фишек.

Низкий уровень – дети, набравшие меньше 3 фишек.

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл



Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе дополнительного образования «Игралочка»

воспитателя Шпенглер И.В. для детей старшего дошкольного возраста

на 2020-2022 учебные года

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска


Направленность программы: социально-педагогическая.

 Возраст учащихся: 5-7 лет.

 Срок реализации программы: 2 год.

Цель программы: создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.

Задачи

образовательные: 

  • Решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые, учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
  • Формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;

      развивающие:

  • Развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
  • Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
  • Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
  • воспитательные:
  •  Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
  • Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.
  • Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий.

К концу обучения по программе «Игралочка» предполагается

продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций,

формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и

творческих способностей. По итогам реализации Программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.

К завершению обучения (к 7 годам)

 1. Умеет называть для каждого числа в пределах 20 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-20 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках. Воспитатель предлагает детям назвать для какого-либо числа последующее и предыдущее без опоры на наглядность, обозначить данное количество предметов возможными способами. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

 2. Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка. Воспитатель предлагает детям разделить группу предметов (от 3 до 10) на две части всеми возможными способами, ответить на вопрос: «Из каких частей можно составить данное число?», с помощью «домика» состава числа выполнить сложение и вычитание. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

3. Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. Воспитатель предлагает детям выполнить сложение и вычитание в пределах первого десятка с помощью числового отрезка. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

 4. Умеет пользоваться линейкой для измерения длины. Воспитатель предлагает детям с помощью линейки измерить длину отрезка (1-10см). 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

5. Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана. Воспитатель предлагает детям выполнить графический диктант, описывая движение карандаша по клеткам (одна клетка вправо, две клетки влево и т. д.), найти в группе игрушку, местоположение которой обозначено на созданном совместно плане группы. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание. 30

 6. Умеет в простейших случаях пользоваться часами. Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками находятся в поле зрения ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7 часов и т. п.). 2 балла – правильно называет время. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание с помощью взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"

Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она  развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Развивай-ка»

Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. Образовательный процесс ...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаматематической направленности«Игралочка»Аннотация к программе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Занимательная математика» на 2023-2024 учебный год

Основная цель программы.Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и ...