Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Развивай-ка»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Cухова Любовь Сергеевна

Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, интеллектуальному развитию, способствующему умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.

Интеллектуальное развитие ребенка - это важнейшая  составная часть его психического развития. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -  одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности

«Развивай-ка»

Возраст обучающихся: 4-7  лет

Срок реализации 1 год

2019 год

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………..3-9
  2. Учебно-тематический план …………………………………… 10-23

3.       Методическое и материально-техническое обеспечение программы……………………………………………………………...24-27

4.       Список информационных источников ……………….……... …...28


Пояснительная записка

Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, интеллектуальному развитию, способствующему умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.

Интеллектуальное развитие ребенка - это важнейшая  составная часть его психического развития. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -  одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Работая с дошкольниками над развитием интеллектуальных способностей, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует  развитию, обогащает  жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни. Все вышесказанное и определило разработку программы для интеллектуального развития детей посредством системы специальных дидактических игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием. Разработанная программа позволяет организовать педагогический  процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно.

Актуальность выбора данной темы обусловлена ее практической значимостью.  Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста продиктовано современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

Программа «Развивай-ка» модифицирована и составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки».

Работа ведется во вторую половину дня с детьми 4-7 лет. Программа «Развивай-ка» рассчитана на 1 учебный год.

Цель, задачи и принципы построения программы

Программа дополнительного образования «Развивай - ка» ставит перед собой цель: создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Реализации цели способствую следующие задачи:

Образовательные:

  • Формировать базисные математические представления.
  • Формировать умение следовать устным  инструкциям, читать схемы.
  • Учить детей согласовывать свои действия с действиями взрослого и действиями других детей.

Развивающие:

  • Активизировать умственную деятельность детей.
  • Развивать визуальное, аудиальное и тактильное восприятие.
  • Развивать основные умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.
  • Формировать основы творческого мышления; памяти, внимания.
  • Развивать эмоционально-волевую сферу.
  • Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
  • Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
  • Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
  • Воспитывать нравственно-волевые качества личности.

Принципы реализации программы

Освоение детьми программы курса подразумевает реализацию следующих принципов:

- Принцип доступности.

Предполагает обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей.

Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

- Принцип оздоровительной направленности.

Учеными доказано, что на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- Принцип коммуникативности.

Предполагает создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

- Принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

Организация процесса деятельности

Организация деятельности в разновозрастной группе имеет свои особенности. Так, детей делят на 2—3 подгруппы, и каждая решает свои программные задачи, хотя занятия являются общими по времени проведения и, как правило, по виду деятельности.

Длительность занятий определяется для каждой возрастной группы в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду. Таким образом, в соответствии с программой дети 4-х лет должен заниматься не более 20 мин., дети 5 лет – 25 мин. и 6 лет – 30 мин. 

Содержание занятий намечается таким образом, чтобы дети не утомлялись и излишне не напрягались. При выборе программных задач воспитатель учитывает возрастной состав группы. Например, если самая большая подгруппа - дети 5-6 лет, за основу берутся задачи для этой подгруппы; для детей другого возраста задачи облегчаются или усложняются. Но темы занятий воспитатель по возможности выбирает общие или близкие по смыслу.

Перед началом занятия необходимо продумать, исходя из его темы, условия проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. Дети одного возраста объединяются в ходе занятий за одним-двумя столами или по рядам, что облегчает руководство. В поле зрения должна находиться каждая возрастная группа. Это облегчит дифференцированный подход к детям.

Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 5 лет не может выполнить задание, соответствующее его возрасту, следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 4-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 4 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.

Иногда виды деятельности могут и не совпадать. Скажем, в том случае, когда одной подгруппе дается более легкое задание на повторение пройденного, и дети могут использовать свой личный опыт, проявить самостоятельность, а педагог больше внимания уделяет другой подгруппе.

В разновозрастной группе воспитатель использует разные варианты организации занятий. Он может, например, дать сначала задание старшим детям, затем пригласить малышей, но заканчивают занятия все одновременно. Или все получают задание одновременно, но малыши, закончив раньше, выходят из-за стола, идут играть или одеваться на прогулку под присмотром помощника воспитателя.

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

– словесные (беседа, объяснение);

– наглядные (схемы, образцы);

– игровые (дидактические игры)

– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей, что соответствует ФГОС:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Таким образом, в основе организации процесса обучения в группе, состоящей из детей 4-7 лет, лежит планирование однотемных занятий, предусматривающее вместе с тем дифференцированное решение учебных задач для каждой возрастной подгруппы.

Ожидаемые результаты освоения программы

Посредством реализации данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таким образом, ребенок, прошедший обучение по программе «Развивай – ка»:

  • может применять усвоенные знания и способы для решения несложных задач, поставленных взрослым;
  • движения рук становятся значительно более уверенными;
  • становится более самостоятелен, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий;
  • отличается высокой активностью, задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости владеет основными способами познания;
  • объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
  • владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению;
  • с помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • умеет  работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.
  • решает задачи на геометрическое построение  при помощи счетных палочек;
  • умеет вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и  алгоритмом;
  • обладает повышенным интересом к математике, интеллектуальным играм;
  • умеет сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы  окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
  • ориентируются на листе бумаги в клетку,  в пространстве, различают предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
  • умеет разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • умеет сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • умеет находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • умеет запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать, работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
  • умеет решать логические  задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Планируемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.


Учебно - тематический план

Наименование  раздела

    Количество  часов

всего

теория

практика

1.

Сенсорное развитие

9

2

7

2.

Количество и счет

12

5

7

3.

Геометрические фигуры

12

5

7

4.

Ориентировка в пространстве

12

5

7

5.

Ориентировка во времени

5

2

3

6.

Графомоторные навыки

12

2

10

7.

Логические задачи

10

2

8

                                 Всего:                                      72           23                 49

Содержание учебно-тематического плана

№ п\п

Тема

Содержание темы

Количество часов

всего

теория

практика

Сенсорное развитие

1

Восприятие формы

Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.

9

2

7

2

Восприятие цвета

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, ceрый и черный (ахроматические). Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.

3-4

Внимание

Способствовать развитию наблюдательности, способности отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Развивать слуховое внимание.

5-6

Воображение.

Способствовать постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими.

Развивать умение объединять предметные изображения в смысловые группы.

7-8

Мышление

Формировать у детей умение  рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения.

Развивать логическое и творческое мышление.

9

Память

Создать условия для активности и самостоятельности ребенка в познавательной деятельности.

Максимально вовлечь в работу все виды рецепторов.

Способствовать развитию всех видов памяти (зрительная, слуховая, двигательная, долговременная….).

Количество и счет

1-2

Количественный счет.

Развивать активность у детей. Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе). Развивать умение считать предметы на ошупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

12

5

7

3-4

Порядковый счет.

Учить использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Повторение в речи количественных и порядковых числительных (один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый);

Формирование умения отвечать на вопросы «Который по счету?», «Сколько всего?». Совершенствование навыков соотнесения числа и количества в пределах 5-10.

5

Цифры.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Формировать умение соотносить число с цифрой.

6-7

Количество.

Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества.

8-9

Сравнение

Сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

10

Состав числа

Познакомить с составом чисел из единиц. Познакомить с цифрой 7. Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).  

11-12

Задачи

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Геометрические фигуры

1-2

Форма

Закрепить основные геометрические фигуры. Дать представление об изменении геометрических фигур. Показать, что формы предметов и их частей могут соответствовать разным вариантам фигур.

Учить самостоятельно, проводить обследование предмета. Закрепить умение подбирать предметы по образцу, ориентируясь на соотношение признаков.

Упражнять в отработке и умению расчленять сложную форму.

12

5

7

3

Углы.

Познакомить детей с представлениями различных видов углов – остром, прямом, тупом.

Закрепление понятий – прямая линия, кривая и ломаная, многоугольник, отрезок и луч.

Упражнять детей в классификации геометрических фигур по цвету, форме и размеру.

Закреплять порядковый счет, чертить отрезки с помощью линейки, умение распознавать углы.

4

Четырехугольники

Познакомить с четырехугольником, дать общее представление о

том, что у любого четырехугольника по четыре стороны, угла и вершины.

Дать общее представление о многоугольнике, овале:

5

Многоугольники.

Учить

различать границы многоугольника, внутреннюю и внешнюю области фигуры:

познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр, конус.

6-7

Классификация и систематизация

Учить детей анализировать фигуры по одному, двум, трем признакам, учить составлять закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Развивать внимание, мышление, воображение.

8

Геометрические тела

Учить

различать границы многоугольника, внутреннюю и внешнюю области фигуры:

познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр, конус.

9

Величина: размер

Систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру.

10

Величина – длина /ширина /высота

Продолжать развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже). шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

11-12

Измерение величины

Делить предмет на 2-8  равных  частей  путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.

Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.

Ориентировка в пространстве

1

Направление

Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений.  Расширять представления детей о пространственных отношениях.

12

5

7

2-3.

Пространственные отношения

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.

4-5.

Ориентировка в пространстве

Учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.

5.

Символические изображения.

Знакомство с картой – схемой. Учить составлять план расстановки мебели в кукольной комнате, пользуясь заместителями предметов.

6-7.

План - схема

Совершенствовать умение читать карту-схему. Продолжать учить соотносить элементы плана и пространства. Составить план группового помещения.

8.

Ориентация на листе бумаги. Тетрадь.

Знакомить детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в линейку и в клетку).

Помочь освоить такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д.

9-10.

Ориентация на листе бумаги. Клетка.

Знакомство с клеткой. Учить детей видеть границы клетки и не выходить за ее пределы.

11 – 10

Математические диктанты

Закреплять умение правильно ориентироваться на плоскости, листе бумаги; уточнить понятия «вверху – внизу», «слева – справа», «выше – ниже», «дальше – ближе», «левее – правее».

Ориентировка во времени

1.

Времена года

Закрепить названия времен года. Уточнить представление о понятии «год». Формировать знания об очередности месяцев.

5

2

3

2.

Неделя

Закрепить представление о днях недели. Уточнить представления о буднях и выходных. Формировать знания об очередности. Познакомить с символическим (цветовым) изображением дней недели.

3.

Сутки

Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

4.

Знакомство с часами

Познакомить детей с циферблатом часов. Упражнять в правильном согласовании числительных с существительным "час". Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.

5.

Определение времени.

Формировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа).

Графомоторные навыки

1.

Постановка руки.

Учить детей занимать правильную позицию сидя за столом.

Учить правильно держать карандаш в руке.

10

2

8

2.

Раскраски

Учить детей раскрашивать детали, не выходя за контур изображения. Воспитывать усидчивость.

3-4.

Графомоторные дорожки.

Учить выполнять задание, не отрывая руки. Способствовать подготовке руки к письму.

5-6.

Обведи по точкам.

Продолжать развивать мелкую моторику. Развивать внимательность.

7-8.

Штриховка.

Учить проводить прямые линии на определенном расстоянии друг от друга. Развивать глазомер.

9-10

Дорисуй.

Познакомить с понятием «симметрия». Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

11

Вырежи по контуру.

Развивать мелкую моторику, глазомер.

12

Графический диктант

Формировать глазомер зрительную память. Развивать мелкую моторику. Способствовать подготовке руки к письму.

Логические задачи

1-10

Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

Формировать самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.

Учить ребенка умению  выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом.

Создать условия для  понимания необходимости повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

10

2

8


Методическое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимо создать условия, которые будут готовить его к будущей деятельности.

Прежде всего, определить содержание обучения, необходимый объем знаний, умений, навыков.

Важным условием является выбор форм и методов для реализации программы.

                       №

Раздел программы

    Формы и методы

     Виды контроля

 1.

Сенсорное развитие

  • рассматривание
  • показ (полный, частичный)
  • указания
  • объяснение
  • вопросы к детям
  • игровой

Самостоятельная практическая работа.

Устный опрос.

Анализ.

2.

Количество и счет

  • занятие по изучение нового материала
  • словесный
  • наглядный
  • показ (частичный, полный)
  • практические
  • игровой      

Самостоятельная практическая работа.

Анализ.

3.      

Геометрические фигуры

  • занятие по изучению нового материала
  • практическое занятие
  • словесный
  • наглядный
  • показ (частичный, полный)
  • игровой

Самостоятельная практическая работа.

Игра.

4.  

Ориентировка в пространстве

  • занятие-инструктаж
  • занятие по изучению нового материала
  • практические занятия
  • словесный
  • наглядный
  • показ (частичный, полный)
  • игровой
  • занятие-игра

Самостоятельная практическая работа.

Анализ.

Игра.

5.

Ориентировка на плоскости

  • занятие-инструктаж
  • занятие по изучению нового материала
  • практические занятия
  • словесный
  • наглядный
  • показ (частичный, полный)
  • игровой

Самостоятельная практическая работа.

Анализ.

6.

Ориентировка во времени

  • занятие-инструктаж
  • занятие по изучению нового материала
  • практические занятия
  • словесный
  • наглядный
  • показ
  • игровой

Самостоятельная практическая работа.

7.

Логические задачи

  • занятие-инструктаж
  • практические занятия
  • словесный
  • наглядный

Самостоятельная практическая работа.

Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дополнительного образования «Развивай - ка» предполагает наличие следующего оборудования:

  • Учебные пособия.
  • Предметные картинки.
  • Раздаточный и счетный материал.
  • Набор цифр.
  • Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
  • Модель часов, весы.
  • Арифметическое домино, мозаика, пазлы.
  • Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.
  • Развивающие пособия  В. Воскобовича.
  • Строительный конструктор.
  • ТСО.
  • Кубики с сюжетными картинками.

Список информационных источников

  1. «Давайте поиграем» - математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1991г. 
  2. «Математика до школы» - пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г. 
  3. «Математика от трёх до шести» - программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г. 
  4. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников». 
  5. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  6. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г. 
  7. Приказ МИНОБРНАУКИ России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Ф.Г.Т. к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования». (Пункт 3.4) 
  8. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» - вопросы психологии, №4, 1996г. 
  9. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления» 
  10. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г. 
  11. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г. 
  12.  Е. В. Колесника. Серия методических пособий «Математические ступеньки». М. – «Сфера», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"

Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она  развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Развивай-ка»

: В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта к структуре образовательной программы дошкольного образования, основным требованием является – создание условий д...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаматематической направленности«Игралочка»Аннотация к программе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Занимательная математика» на 2023-2024 учебный год

Основная цель программы.Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и ...