Занятие по формированию элементарных математических представлений, Число 3, 4-5 лет
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема: «Число 3»
Цель: закрепление у детей представлений о числе 3 в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитательные:
-Воспитывать желание внимательно слушать педагога.
-Воспитывать у детей желание помогать окружающим.
Развивающие:
-Развивать у детей зрительное внимание.
-Развивать у детей слуховое восприятие.
Обучающие:
-Формировать умение считать до 3 и отсчитывать предметы из большего количества.
-Формировать у детей умение составлять число 3 приемом досчитывания.
-Формировать у детей умение отвечать полным предложением.
-Формировать у детей умение находить и исключать лишний предмет из группы, обосновывать свой выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_formirovaniyu_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy_chislo_3_4-5_let.docx | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема: «Число 3»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная
Формы организации: индивидуальная, коллективная
Планируемый результат:
-Дети внимательно слушают педагога.
-Дети проявляют желание помогать окружающим.
-Дети проявляют зрительное внимание.
-Дети считают звуки, используя третье множество.
-Дети считают до 3 и отсчитывают предметы из большего количества.
-Дети составляют число 3 приемом досчитывания.
-Дети отвечают на вопросы полным предложением.
-Дети исключают лишний предмет из группы, обосновывают свой выбор.
Цель: закрепление у детей представлений о числе 3 в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: -Воспитывать желание внимательно слушать педагога. -Воспитывать у детей желание помогать окружающим. Развивающие: -Развивать у детей зрительное внимание. -Развивать у детей слуховое восприятие. Обучающие: -Формировать умение считать до 3 и отсчитывать предметы из большего количества. -Формировать у детей умение составлять число 3 приемом досчитывания. -Формировать у детей умение отвечать полным предложением. -Формировать у детей умение находить и исключать лишний предмет из группы, обосновывать свой выбор. | Иван – продолжать закреплять умение отвечать полным предложением. |
Список использованных источников:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования / Министерства просвещения Российской Федерации приказ от 25 ноября 2022 г. № 1028.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности);
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип сознательности, принцип активности, принцип доступности.
Методы воспитания: беседа, демонстрация, упражнение, игровая ситуация, поощрение.
Методы обучения: беседа, демонстрация, инструкция, упражнение, игра, чтение художественной литературы.
Оборудование: игрушка ежа; кофта-лягушка; корзинка; карточки с точками (3 по 1, 2, и 3 точкам); игрушки продуктов; барабан; ширма; по 3 звездочки на ребенка; изображения полок с игрушками (1/2/3 игрушки); 3 маленьких изображения игрушек; карточки для игры «Третий – лишний» (еж, лиса, собака; лопата, кресло, стул; помидор, огурец, яблоко).
Предварительная работа: Чтение и показ сказки «Три медведя»
Цель: закрепление у детей представление об образовании числа 2 и 3 и сравнение их с предыдущими числами.
Ход: Педагог предлагает детям рассказать сказку с показом на мольберте.
-Жили-были на лесной опушке папа-медведь, Михайло Потапыч. Какой он был, как думаете? (большой) Педагог помещает на мольберт изображение большого медведя. С ним жила ещё мама-медведица, Настасья Петровна. Какая она была, такая же большая, как вы думаете? (поменьше) Педагог помещает на мольберт изображение медведя поменьше. Сколько медведей было на опушке? Давайте посчитаем. (1, 2) Как получилось два медведя? (к 1 медведю добавили ещё 1) Значит 2 это 1 и ещё 1. А вот к ним прибежал их сынок, Мишутка. Какой он, как думаете? (маленький) Педагог помещает на мольберт изображение маленького медведя. Сколько стало медведей на опушке? (3) Как получилось 3? (к 2 медведям добавили ещё 1) Значит 3 это 2 и ещё 1. Погуляли медведи и пришли домой – обедать. Настасья Петровна стала накрывать на стол. Сначала она поставила тарелку для Михайло Потапыча. Какую тарелку? (большую) Педагог помещает на мольберт изображение большой тарелки. Сколько тарелок на столе? (1) Потом она поставила тарелку для себя. Какую? (поменьше) Педагог помещает на мольберт изображение тарелки поменьше. Сколько стало тарелок на столе? (2) Как получилось 2? (к 1 добавили ещё 1) А затем поставила тарелку для Мишутки. Какую тарелку она ему поставила? (маленькую) Педагог помещает на мольберт изображение маленькой тарелки. Сколько стало тарелок на столе? (3) Как получили 3?
(к 2 ещё 1) А потом они ели вкусную-вкусную кашу.
-Ребята, какую еще сказку мы можем показать? (Ответы) Когда придут остальные ребята, расскажите и покажите им сказки. Мольберт и картинки я оставлю здесь.
Индивидуальная работа: Игра «Зайчики» (образование числа 3 и сравнение его с предыдущим).
Цель: закрепление умения считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число.
Ход: Никита, смотри, перед тобой лежит полоска, а в тарелочке зайчики. На верхнюю полоску положи 3 зайчика. Давай посчитаем один, два, три, всего 3 зайчика.
-А, что любят зайцы? (Морковку) Давай угостим зайцев морковкой. На нижнюю полоску карточки положи 2 морковки. Не забывай, что под каждого зайца мы кладем по одной морковке. Давай посчитаем. (1,2. Всего 2 морковки) Чего больше зайцев или морковок? (Зайцев больше, чем морковок) Чего меньше морковок или зайцев? (Морковок меньше, чем зайцев) Солько всего зайцев? (3) Сколько всего морковок? (2) Какое число больше 3 или 2? (3) Какое число меньше 2 или 3? (2) Как сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну – по 3? (Добавить еще 1 морковку). Сколько теперь стало морковок, давай посчитаем. (1,2,3. Всего 3 морковки) Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок? (Их стало поровну по 3) Пока мы с тобой считали, один из зайчиков съел морковку. Сколько осталось морковок? (2) А как можно еще сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну – по 2? (Убрать зайчика) Сколько теперь стало зайчиков? (2) Кого больше, зайчиков или морковок? (Их поровну по 2)
Ход
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: -Смотивировать детей на предстоящую деятельность | Беседа Эмоциональное стимулирование Поощрение Чтение худ. слова | Дети находятся на ковре. Педагог мотивирует детей на предстоящую деятельность. -Становитесь дети в круг Вместе за руки возьмемся Ты мой друг и я твой друг И друг другу улыбнемся -Ребята, смотрите, кто пришел к нам на этот раз. Это же наш знакомый ежик. Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй, ежик! -Ежик сказал мне, что у него дома, в волшебном лесу опять беда. Он не может выполнить просьбы своей любимой мамы, потому что не умеет считать. Он так не хочет расстраивать маму, но совсем не знает, что же делать. А мы, ребята, можем что-нибудь сделать? (Ответы) Да, я тоже думаю, что ежику надо помочь. -Кто помнит, как можно попасть в волшебный лес? (Ответы) Все верно, туда можно попасть на волшебном паровозе. Но помните, лес пускает только животных? (Ответы) У меня появилась еще одна идея, как обхитрить волшебный лес. Смотрите, какая кофта у меня есть. Когда я ее надеваю, то становлюсь совсем как лягушка. А что делают лягушки? (Прыгают, квакают) Да. Давайте представим, что вы мои детки лягушата. Встанем друг за другом, согнем руки в локтях и будем говорить, как лягушки «ква-ква-ква». Все готовы? Поехали! -Ква-ква-ква, ква-ква-ква. Вот мы и приехали! А теперь давайте еще немного попрыгаем как лягушата. Вот как здорово. Волшебный лес нас пустил! | Дети слушают педагога, отвечают на его вопросы. | Дети смотивированы на предстоящую деятельность |
2.Основная часть. 2.1. Счетная деятельность Задачи: -Воспитывать у детей желание помогать окружающим. -Развивать у детей зрительное внимание. -Формировать умение считать до 3 и отсчитывать предметы из большего количества. -Формировать у детей умение отвечать полным предложением. | Беседа Объяснение Демонстрация Упражнение Поощрение | Дети находятся у стола. -Ребята, ежик сказал, что его мама написала ему записочки, сколько продуктов надо взять, но ежик никак не может разобраться. Поможем ежику? (Ответы) -Давайте посмотрим на карточки. Что на них нарисовано? (Точки) Все верно, на каких-то карточках по 1 точке, на каких-то по 2, а на некоторых целых 3 точки. Эти точки значат, сколько продуктов надо взять ежику. Сейчас я каждому из вас раздам по 1 карточке. Вам надо будет внимательно посмотреть на свою карточку, и сосчитать, сколько на ней точек. Из корзины нужно взять столько продуктов, сколько точек на карточке. Смотрите, у меня карточка с 3 точками, значит мне надо взять 3 продукта. Я подхожу к корзинке и беру от туда 3 продукта. Я взяла пироженку, яблоко и банан. Теперь я встаю на свое место и кладу продукты перед собой. Мы обязательно должны проверить, все ли вы сделали правильно, а потя :ом положим это продукты к ежику в корзинку. Ребята, если кто-то будет затрудняться, то помогайте ему, и сами не стесняйтесь просить помощи. Когда будете брать продукты, не ругайтесь, мы должны помочь ежику все вместе. Все поняли, что надо делать? (Ответы) Тогда давайте начнем. Дети самостоятельно собирают продукты по количеству точек на карточках. При необходимости педагог помогает или просит других детей помочь ребенку. -Ну что, ребята, все справились? (Ответы) Тогда давайте проверим. Аня, сколько точек на твоей карточке? Отвечай полным предложением. (На моей карточке 1 точка) Что ты взяла из корзины? (Я взяла из корзины 1 яблоко) Ребята, Аня все верно сделала? (Да) Никита, а ты сколько взял продуктов? (Я взял 3 продукта: ягодку, яблоко и мороженое) Почему ты взял столько продуктов? (На моей карточке 3 точки) Ребята, Никита сделал все верно? (Да) Так педагог спрашивает еще несколько детей. -Замечательно! Теперь давайте сложим продукты в корзинку к ежику. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, смотря на свои карточки подбирают продукты по количеству точек, объясняют свой выбор. | Дети проявляют желание помогать окружающим. Дети внимательны на занятии. Дети считают до 3 и отсчитывают из большего количества. Дети отвечают полным предложением. |
2.2. Счет звуков Задачи: -Воспитывать желание внимательно слушать педагога. -Развивать у детей слуховое восприятие. -Формировать умение считать звуки до 3, используя третье множество. -Формировать у детей умение отвечать полным предложением. | Беседа Упражнение Поощрение Демонстрация | Дети находятся на ковре. -Ребята, теперь ежик предлагает поиграть. Хотите? Пойдемте на полянку. -Сейчас ежик будет играть на барабане, а вам надо будет сказать, сколько раз ежик ударил в барабан. Для этого, я каждому из вас дам эти волшебные звездочки. Возьмите их в ладошку. Когда вы услышите звук, то выкладывайте перед собой по 1 звездочке. Они волшебные и помогут вам не запутаться. Педагог раздает детям по 3 звездочки. -Сейчас ежик спрячется за ширму. Слушайте внимательно! Педагог ударяет в барабан 2 раза. -Сколько звездочек вы выложили перед собой? (Мы выложили перед собой 2 звездочки) Значит сколько раз ежик ударил в барабан? (Ежик ударил в барабан 2 раза) Верно, ребята. Ежик хочет еще поиграть. Берите звездочки себе в ладошку. Педагог ударяет в барабан 1 раз. -А сейчас, сколько звездочек вы положили? (Мы положили 1 звездочку) Значит, сколько раз ежик ударил в барабан? (Ежик ударил в барабан 1 раз) Все верно. Давайте еще поиграем с ежиком. Берите звездочку снова в ладошку. Педагог ударяет в барабан 3 раза. -А сколько на этот раз вы выложили звездочек? (Мы выложили 3 звездочки) Значит, сколько раз ежик ударил в барабан? (Ежик ударил в барабан 3 раза) Да, ежик ударил 3 раза в барабан. Вот как здорово! -Ребята, ежик придумал еще одну очень интересную игру. Хотите еще поиграть с ежиком? (Да) Давайте все встанем в круг. Повторяйте движения за мной. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, играют в игру, слушают барабан, выкладывают звездочки. | Дети внимательно слушают педагога. Дети воспринимают звуки на слух. Дети считают звуки, используя третье множество. Дети отвечают полным предложением. |
Физминутка Задачи: -Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания | Показ Чтение худ. слова | Дети встают на ковер в круг. Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой (шаг на месте) За мамой-лисицей крался лисенок (приседания) За мамой-ежихой катился ежонок (повороты туловищем вправо-влево) Зайчиха вела за собою зайчат (прыжки на месте) Все мамы и дети напиться хотят (наклоны головой вправо-влево) -Вот как здорово мы с ежиком поиграли. | Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя | Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности |
2.3. Игра «Доложи» Задачи: -Воспитывать у детей желание помогать окружающим. -Развивать у детей зрительное внимание. -Формировать у детей умение составлять число 3 приемом досчитывания. | Беседа Упражнение Демонстрация Поощрение | Дети стоят на ковре в кругу. -Ребята, ежик вспомнил, что мама еще попросила его навести порядок в комнате. Недавно ежик играл с друзьями и раскидал все игрушки. Поможем ежику с уборкой? (Да) Давайте сядем на стульчики Педагог помещает на мольберт 1 изображение полки с 1 игрушкой. -Ребята, ежик сказал, что на его полках всегда было по 3 игрушки. Сколько игрушек на этой полке? Давайте будем отвечать полными предложениями. (На этой полке 1 игрушка) Нам надо добавить игрушку? (Да) Миша, выйди, добавь 1 игрушку на полку. Сколько теперь игрушек на полке? (На полке 2 игрушки) Нам надо еще добавлять игрушку? (Да) Мироша, выходи, добавь еще 1 игрушку на полку. Сколько теперь игрушек на полке? (3) Нам надо добавлять еще? (Нет) Отлично, с 1 полкой мы помогли ежику. Теперь поможем со 2 полкой. Педагог помещает на мольберт 2 изображение полки с 2 игрушками. -Ребята, а сколько же игрушек на этой полке? (2) Нам надо добавлять игрушку? (Да) Кирилл, выйди, добавь игрушку. Ребята, сколько теперь игрушек на полке у ежика? (3) Нам надо добавлять еще игрушки? (Нет) Здорово. А теперь поможем и с 3 полкой. Педагог помещает на мольберт 3 изображение полки с 3 игрушками. -Ребята, давайте внимательно посмотрим, сколько игрушек на 3 полке. Каролина, выходи, посчитай. (3) Нам надо еще ставить игрушки на полку? (Нет) Все верно, на этой полке стоят все 3 игрушки. -Ну вот, ежик, мы тебе и помогли. -Ребята, ежик говорит нам «Большое спасибо», что мы помогли навести ему порядок. | Дети внимательно слушают, отвечаю на вопросы, досчитывают недостающие игрушки. | Дети проявляют желание помогать окружающим. Дети внимательны на занятии. Дети составляют число 3 приемом досчитывания. |
2.4. Игра «Третий – лишний» Задачи: -Воспитывать желание внимательно слушать педагога. -Развивать у детей зрительное внимание. -Формировать у детей умение отвечать полным предложением. -Формировать у детей умение находить и исключать лишний предмет из группы, обосновывать свой выбор. | Беседа Демонстрация Объяснение Упражнение Поощрение | Дети сидят на стульях. -Ребята, ежику так не хочется с вами прощаться. Он хочет поиграть с вами еще чуть-чуть. Пойдемте к столу. -Ежик предлагает вам поиграть в игру «Третий – лишний». У ежика есть карточки. Я буду их выкладывать по 3. Одна из этих карточек будет лишней. Вам надо будет найти ее и объяснить почему. Все готовы? Педагог выкладывает карточки с изображением ежа, лисы, собаки -Ребята, что изображено на карточках? Давайте будем отвечать полными предложениями. (Еж, лиса и собака) Как думаете, кто здесь лишний? (Собака) Почему вы так решили? (Собака – домашнее животное, а еж и лиса – дикие животные) Вот какие молодцы. Тогда попробуйте сейчас понять, что же лишнее. Педагог выкладывает карточки с изображением лопаты, кресла, стула -А что же изображено на этих карточках? (Лопата, кресло и стул) Что же на этот раз лишнее? (Лопата) Почему? (Лопата – инструмент, кресло и стул – мебель) Ваня, повтори полным предложением, что из этого лишнее и почему. (Ответ) Ну ничего себе, и тут вы угадали. А справитесь ли вы сейчас? Педагог выкладывает карточки с изображением помидора, огурца, яблока -Что изображено на этих карточках? (Огурец, помидор, яблоко) Что из этого лишнее? (Яблоко) Почему же? (Яблоко – фрукт, огурец и помидор – овощи) Вот это да, и сейчас вы справились. Все, оказывается, знаете. -Ребята, нам пора возвращаться в группу. Ежик говорит нам большое спасибо за то, что помогли ему. А еще ему было очень весело с вами играть. | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, объясняя свой выбор. | Дети внимательно слушают педагога. Дети внимательны на занятии. Дети отвечают полным предложением. Дети исключают лишний предмет из группы, обосновывают свой выбор. |
3.Подведение итогов ОД. Задача: -Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа Поощрение | Дети стоят у стола. -Ребята, как мы вернемся в группу? (На волшебном паровозе) Верно. Давайте встанем друг за другом, согнем руки в локтях и будем говорить «чух-чух-чух». Ведь нам уже не надо притворяться зверятами. Все готовы? Поехали! -Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Вот мы и в группе. -Ребята, мне было так весело со зверятами в волшебном лесу! А вам? -Кому мы сегодня помогали? -А что мы еще делали? -Что вам понравилось больше? -А вам было сегодня весело играть с ежиком? (Ответы) Да, мне тоже с ним понравилось. | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети анализируют процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулируют вывод. |
4.Открытость. Задача: -Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Поручение | -Ребята, сегодня мы снова были в волшебном лесу. Вам там понравилось? Думаю, в следующий раз мы тоже туда отправимся. Я предлагаю вам в свободное время найти 3 одинаковых игрушки. Это могут быть тарелочки, пироженки, кубики и многое другое. Главное, чтобы они были одинаковые. Когда мы снова отправимся в волшебный лес, то покажем их зверятам. | Дети внимательно слушают, соглашаются принять участие в деятельности. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средняя группа для детей с задержкой психического развития Тема: Число и цифра 3
Содержание работы:Образовательные:-Закреплять навык пересчета предметов, воспитание количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.-Учить считать до трех, называть числи...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Праздник числа»
Программные задачи: Закрепить образование чисел в пределах 10, учить понимать закономерность построения числового ряда ,использовать свои знания в играх. Закрепить навыки счёта , умение отвечать на во...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Число 3».
Знакомство с числом "3" в средней группе...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания» в средней группе.
Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЧИСЛО 3. ЧИСЛО СКАЗОК»
Тема занятия: «Число 3. Число сказок» Форма: групповая Цель: познакомить детей с числом и цифрой 3. Задачи: Образовательные задачи: 1) формировать представление о ...
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений "Число и цифра 5. Состав числа 5" с использованием блоков Дьеныша и наборов Спектра "Математические кораблики"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56» Подготовительная к школе группа 2019-2020 уч.г. учитель-дефектолог Цицарова С.Н. Конспект занятия по разв...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...