Занятие по формированию элементарных математических представлений «Число и цифра 8»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Занятие
по формированию элементарных математических представлений
«Число и цифра 8»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
по формированию элементарных математических представлений
«Число и цифра 8»
Цели и задачи
- Познакомить с числом и цифрой 8 (образованием числа и его составом), объяснить, как соотносить количество предметов с цифрой;
- Научить вести счёт и отсчёт предметов в пределах 8, закреплять порядковый счёт;
- Упражнять в сравнении чисел, решении простых примеров;
- Развивать внимание, мышление, умение анализировать и сравнивать
Материалы
Магнитная доска; материалы курса «Стань школьником с Робобориком!» – электронные задания для детей (12 шт.), обучающий видеоролик и раздаточные материалы; магнитофон, аудиозапись русской плясовой «Барыня», весёлая русская народная музыка для игры; иллюстрации на тему «Наша Родина – Россия»; демонстрационный материал – зрительный тренажёр Базарного В. Ф.; матрёшки, упаковочные коробки (по 8 шт.); числовые карточки с 7 и 8 кружками; цифры от 1 до 8 (по 2 шт.), знаки «+», «=»; раздаточный материал – числовые карточки с 7 и 8 кружками; цифры от 1 до 8; круги и квадраты (по 9–10 шт.).
План проведения занятия
Организационный момент
Педагог. Ребята, ко мне в гости приехали гости из Франции. Они хотят познакомиться с нашей страной – Россией. Как вы думаете, о чём им рассказать и что интересное показать?
Педагог выслушивает детей и обобщает их ответы, коротко рассказывает о России, сопровождая рассказ показом иллюстраций.
Знакомство с числом и цифрой 8
Педагог. Своим гостям я решила подарить матрёшек. (Показывает матрёшек.) Помогите мне их посчитать и упаковать.
Дети стоят вокруг стола, на котором педагог раскладывает в ряд две группы предметов (по 7 штук) – матрёшек и упаковочные коробки.
Педагог. Как вы думаете, всем ли матрёшкам хватит упаковочных коробок? Поровну ли их? Как проверить?
Дети размещают предметы в 2 ряда парами, считают и выясняют, что матрёшек и коробок поровну – по 7.
Педагог. Один из гостей приедет чуть позже, но ему тоже нужно приготовить ещё одну матрёшку (Добавляет матрешку.) Семь матрёшек да ещё одна – получилось восемь.
Посчитаем матрёшек.
Дети вместе с педагогом считают, педагог выделяет интонацией новое слово восемь.
Педагог. Сколько стало матрёшек? (8) Значит, сколько приедет ко мне гостей? (8)
Дети садятся за столы перед доской. Педагог предлагает показать 8 пальцев (на левой руке 5 пальцев, на правой 3). Сколько всего пальцев показали? Проверьте, посчитайте их. Как же получилось число 8? Запишем это цифрами и знаками. Сколько матрёшек было? (7)
Сколько добавили? (1) Сколько матрёшек стало? (8)
После ответов детей педагог прикрепляет к доске цифры и знаки (7 + 1 = 8).
Педагог. Число 8 записывают с помощью цифры 8. (Педагог показывает карточку с цифрой 8.) На что она похожа?
Педагог прикрепляет на доску числовые карточки с кружками и цифры 7, 8. Дети выкладывают перед собой карточки с кружками, а под ними – соответствующие цифры, которые выбирают из набора цифр от 1 до 8.
Педагог. Какое число больше: 8 или 7? (Восемь больше семи.) Матрёшек больше, чем коробок. А какое меньше? (Семь меньше восьми.) Коробок меньше, чем матрёшек. Как сделать, чтобы матрёшек и коробок стало поровну по 8? (Нужно добавить ещё одну
коробку.)
Педагог ставит на стол упаковочную коробку и выясняет у детей, сколько их стало, как получилось 8 коробок. Затем убирает коробку и спрашивает, как ещё можно сделать, чтобы матрёшек и коробок стало поровну (убрать одну матрёшку).
Педагог. У вас на подносах лежат круги и квадраты. Представьте, что круги – это матрёшки, а квадраты – коробки. Положите перед собой 8 квадратов. (Дети отсчитывают и выкладывают 8 фигур.) А теперь положите в каждую коробку по матрёшке. (Пока дети выполняют задание, педагог складывает матрёшки в коробки.) Сколько матрёшек вы положили? (8). Спасибо, ребята, за помощь. Подарки готовы! (Дети убирают фигуры на подносы.)
Выполнение заданий на компьютере (№ 1–4) (индивидуальная работа на ПК)
Педагог. Когда люди путешествуют по стране, им часто приходится ездить на автобусе.
У каждого автобуса свой номер. Сколько точек на карточке, такой и номер.
Задание 1. Количество и цифра.
Выполнив задание, дети по очереди называют номера – количество точек.
Педагог. У каждой страны есть свой флаг. Кто знает, какого цвета флаг России? (Показ слайда «Флаг России».) В следующем задании все картинки белые. Давайте раскрасим некоторые из них в красный и синий цвет.
Задание 2. Посчитай и раскрась.
Педагог. В России очень красивая природа, её часто изображают художники на своих картинах. Интересно, что изображено на нашей картинке?
Задание 3. Количественный счёт.
Выполнив задание, дети называют количество объектов, изображённых на картине, правильно согласовав числительное с существительным (одно солнце, четыре уточки, пять цветов, восемь берёз, восемь облаков).
Педагог. Следующее задание будет о Московском Кремле (показывает иллюстрацию).
Задание 4. Порядковый счёт.
После выполнения задания все вместе, хором, называют башни по порядку: «Первая, вторая и т. д.». После этого педагог просит детей показать, например, вторую, четвёртую, восьмую башни.
Физкультминутка «Мы гуляли по Москве» Выполнение заданий на компьютере (№ 5–8)
Педагог. В Москве очень много людей. Когда они спускаются на эскалаторе в метро, то встают друг за другом. У каждого человека появляется два соседа – один стоит впереди, а
второй сзади. Числа тоже стоят по порядку и у каждого есть свои соседи.
Задание 5. Порядок чисел (индивидуальная работа на ПК).
Выполнив задание, дети по очереди называют «соседей» каждого числа.
Педагог. Ребята, как вы думаете, на каком языке разговаривают гости во Франции? А на каком языке разговариваем мы с вами? Давайте попробуем посчитать буквы в словах. Будьте внимательны!
Задание 6. Соедини слова (фронтальная работа у интерактивной доски).
После выполнения задания дети называют пары слов с одинаковым количеством букв (флаг – гимн; Родина – Россия; праздник – колокола).
Педагог. Мои гости очень любят ягоды и фрукты. Давайте приготовим для них угощение. Посмотрите на экран, сливы (синие кружки) уже есть, а апельсины (оранжевые кружки) нам ещё нужно добавить. Вы помните, сколько приедет гостей? (8).
Задание 7. Состав числа 8 (фронтальная работа у интерактивной доски).
После выполнения задания педагог просит детей назвать, сколько в каждом ряду слив и апельсинов. Дети по очереди называют числа, из которых состоит число 8, а педагог показывает указкой на цифры в примерах (1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4, 5 и 3, 6 и 2, 7 и 1).
Педагог. В нашей стране строят много новых и красивых домов. Для чего они нужны?
Задание 8. Добавь до восьми (индивидуальная работа на ПК).
Проверить правильность выполнения задания можно в парах (дети проверяют друг у друга). Педагог контролирует и помогает исправлять ошибки. После этого дети ещё раз называют пары чисел (состав числа 8).
Педагог. Отлично! Жильцы успешно заселились в дом, и теперь им будет очень удобно жить.
Педагог. В нашей стране живут люди разных национальностей, все они дружат между собой. У каждого народа свой язык и культура. Во время праздников люди поют свои народные песни и танцуют.
Физкультминутка «Барыня» Выполнение заданий на компьютере (№ 9–12)
Педагог. Ребята, а вы узнали, какие музыкальные инструменты сейчас звучали? (Гармошка, балалайка, бубен.) Какие еще русские народные музыкальные инструменты вы знаете? (Свистулька, трещотка и др.) Следующее задание – про эти инструменты.
Задание 10. Присчитывание по два (индивидуальная работа на ПК).
Дети решают примеры и после этого называют ответы, остальные дети проверяют.
Педагог. Для своих гостей я обязательно проведу экскурсии по Москве и Санкт-Петербургу, покажу им знаменитые памятники. Сейчас вы увидите, как они выглядят.
Задание 9. Посчитай памятники (фронтальная работа у интерактивной доски).
Выполнив задание, дети называют, сколько всего памятников покажут гостям.
Сколько памятников покажут в Москве (5) и в Санкт-Петербурге (3). Памятники Москвы: Царь-пушка, Царь-колокол, памятник Юрию Долгорукому, памятник Минину и Пожарскому, памятник Петру I. Памятники Санкт-Петербурга: Медный всадник, памятник А. С. Пушкину, памятник чижику-пыжику.
Педагог. Как вы думаете, на чём нам можно добраться от Москвы до Санкт-Петербурга? (На самолёте, поезде, автобусе, автомобиле.) В этой красивый город поедем не только мы, но и другие люди. Помогите им найти свой транспорт и разместиться в нём.
Задание 12. От Москвы до Санкт-Петербурга (индивидуальная работа на ПК).
После выполнения задания дети рассказывают, что в Санкт-Петербург отправляются 8 детей. На самолёте полетят три ребёнка, на поезде – два, на автобусе – 3.
Педагог. Ребята, вы замечали, что когда проходят торжественные мероприятия, праздники или соревнования, всегда можно увидеть флаги? Например, если наши спортсмены заняли на Олимпиаде первое место, то на торжественной церемонии вручения наград звучит гимн и поднимают флаг России. Посмотрите на экран – у нас тоже много разных флагов.
Задание 11. Отсчитывание (фронтальная работа у интерактивной доски).
Дети совместно с педагогом выполняют задание и отвечают (Из первого квадрата надо убрать 1 флажок, из второго – 2, из третьего – 2, из четвёртого – 1. Всего убрали 6 флажков.)
Педагог. Ребята, восьмёрка очень рада знакомству с вами. Чтобы вы её не забыли, давайте нарисуем её взглядом, а заодно и наши глаза отдохнут. Посмотрите, цифра 8 тоже устала и прилегла на бочок.
Упражнения для глаз «Восьмёрка»
Для выполнения упражнения используется зрительный тренажёр Базарного В. Ф. Дети находят на тренажёре восьмёрку и прослеживают за ней взглядом.
Игра «Ручеёк»
Подведение итогов занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средняя группа для детей с задержкой психического развития Тема: Число и цифра 3
Содержание работы:Образовательные:-Закреплять навык пересчета предметов, воспитание количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.-Учить считать до трех, называть числи...

Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Число и цифра 3» с дошкольником с легкой умственной отсталостью.
Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Число и цифра 3» с дошкольником с легкой умственной отсталостью....

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений "Число и цифра 5. Состав числа 5" с использованием блоков Дьеныша и наборов Спектра "Математические кораблики"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56» Подготовительная к школе группа 2019-2020 уч.г. учитель-дефектолог Цицарова С.Н. Конспект занятия по разв...
Презентация к занятию по формированию элементарных математических представлений "Знакомство с цифрами" в младшей группе.
Цель: познакомить детей с цифрами....

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. «Число и цифра два. Пара».
Материал предназначен для воспитателей старшей группы....
Занятие по формированию элементарных математических представлений, Число 3, 4-5 лет
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)Тема: «Число 3»Цель: закрепление у детей представлений о числе 3 в процессе непосредственно-образовательной деятельности.Задачи непосредственно-образова...