Конспект занятия по математике по теме: «Занимательная математика»
план-конспект занятия по математике

Организация детей на продуктивную работу на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект   занятия  по  математике

по теме: «Занимательная математика»

 

 

Конспект занятия «Занимательная математика»

Этап занятия, его цель

Действия педагога

Дидактический материал

Действия учащихся

Формируемые на данном этапе УУД

1. Организационный момент

Цель: Организация детей на продуктивную работу на занятии.

Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением возьмемся за работу.

Компьютерная презентация, слайд №1.

Регулятивные:

 - волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Разминка

Цели: Активизация и развитие познавательных процессов (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления)

Создание условий для формирования учебной мотивации, познавательного интереса.

В начале каждого развивающего занятия мы с вами всегда проводим разминку. Я задаю вопросы, а вы, подумав, отвечаете.

  1. Сколько месяцев в году?
  2. Назовите третий месяц года.
  3. Сколько медведей навестила Маша в известной русской народной сказке?
  4. Сколько ушей у трех мышей?
  5. Сколько лап у двух медвежат?
  6. Какой день недели был вчера?
  7. Сколько пальцев на левой ноге?
  8. Самая лучшая школьная отметка?
  9. Сколько колец у одних ножниц?
  10. Сколько гласных букв в русском алфавите?

Молодцы, разминка подошла к концу.

Компьютерная презентация, слайд №2.

Учащиеся слушают вопросы и отвечают, поднимая руку.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

Общеучебные (познавательные):

- умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Общеучебные (логические):

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений; анализ; синтез.

Коммуникативные:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3. Актуализация знаний

Цели: Актуализация знаний и расширение представлений о понятии «математика».

Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.

А теперь посмотрите на экран. Я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно следите своими глазками:

«Чтоб врачом, моряком

Или лётчиком стать,

Надо, прежде всего,

МАТЕМАТИКУ знать.

И на свете нет профессии,

Вы заметьте-ка, друзья,

Где бы нам не пригодилась

МА-ТЕ-МА-ТИ-КА!»

Компьютерная презентация, слайд №3.

Учащиеся следят за чтением текста (стихотворения) на экране.

Общеучебные (познавательные):

- умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Общеучебные (логические):

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений; анализ; синтез.

Коммуникативные:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

- целеполагание.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии?

Да, сегодня мы будем говорить о важности математики, будем рассматривать вопросы, которые развивают вас, учат думать и рассуждать, учат быть внимательными.

Компьютерная презентация, слайд №3.

Учащиеся отвечают (о математике, о значении математики, о важности знания математики и пр.)

4. Постановка проблемы

Цель: Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.

Создание условий для формирования познавательного интереса.

К этому занятию я нашла для вас интересное высказывание русского ученого о математике. Прочитаем это высказывание. Все внимание на экран.

Компьютерная презентация, слайд №4 (на слайде отображено высказывание русского ученого о математике, однако часть высказывания, а также его автор скрыты от учащихся кляксами).

Общеучебные (познавательные): 

- умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

- синтез, как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

Коммуникативные: 

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

- планирование работы.

Ничего себе. Кляксы всё заляпали. Мы не можем прочитать все, что там написано. Давайте прочитаем то, что можно прочитать: «Математику уже затем следует учить,…»

Даже часть высказывания нам говорит о том, что математику следует учить.

Учащиеся вместе с учителем зачитывают видимую часть высказывания на слайде: «Математику уже затем следует учить,…»

Подсчитаем, сколько слов мы должны освободить от клякс, чтобы узнать, что там написано?

Чтобы освободиться от клякс и прочитать, что там написано, мы должны выполнить семь заданий. Правильно, вдумчиво, внимательно выполняйте каждое задание, и тогда кляксы исчезнут, и появится нужное слово.

Учащиеся подсчитывают число скрытых за кляксами слов (7 слов)

5. Решение поставленной проблемы

Цель: Закрепление, углубление и расширение знаний по математике (в том числе навыков счета в пределах 10, умений решать логические задачи).

Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).

Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.

Создание условий для формирования познавательного интереса.

I. «Решение выражений»

Совсем недавно мы с вами стали изучать математику. Сначала мы изучали цифры, а сейчас мы учимся прибавлять и вычитать числа в переделах 10. Посмотрим, как вы умеете считать.

Поднимите руку, кто из вас любит играть в футбол? Я предлагаю поиграть в эту интересную игру.

Желающий «забить гол» (т.е. правильно решить пример)  поднимает  руку  и дает  ответ  (и на слайде) высвечивается пример, на который необходимо найти из трех предложенных вариантов ответа правильный.

Компьютерная презентация, слайды №5 – 15 (дидактическая игра «Футбол»).

Желающие учащиеся по очереди подходят к компьютеру. Нажимают на клавишу, в результате на слайде и на экране компьютера высвечивается пример, на который необходимо найти из трех предложенных вариантов ответа правильный.

Общеучебные (познавательные):

- умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы;

- умение структурировать знания;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Общеучебные (логические):

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений; анализ; синтез;

- синтез, как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

Коммуникативные:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Коммуникативные: 

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные:

 - волевая саморегуляция;

- работа согласно плану;

- самоконтроль и самооценка.

И так, последний гол забит. Молодцы, все сделали правильно. Посмотрим, исчезла ли клякса? Какое же слово добавилось вместо кляксы?

Компьютерная презентация, слайд №16 (одна клякса исчезла, появилось одно скрытое слово из высказывания «что»).

 Учащиеся отвечают (да, одна клякса исчезла, и появилось слово «что»).

Можем ли мы уже сейчас прочитать это высказывание о математике?

Дети предлагают разные варианты, учитель подводит к выводу о том, что необходимо продолжать выполнять задания.

II. «Задания на развитие внимания»

Следующие задание – это задание на внимание.

Компьютерная презентация, слайд №17.

Вам необходимо внимательно рассмотреть рисунок, постараться запомнить все, что изображено на нем и ответить на вопросы учителя. Для рассмотрения рисунка вам дается 15 секунд.

Компьютерная презентация, слайд №18.

Учащиеся внимательно смотрят на рисунок в течение 15 секунд.

Вопросы на внимательность (наблюдательность):

1. Сколько лепестков у цветка?

2. Какой предмет изображен под номером 3?

3. Есть ли ручка на двери дома?

4. В какую сторону едет машина?

5. Есть ли в чашке вода?

6. Сколько предметов изображено на рисунке?

Компьютерная презентация, слайды №19 – 30 (на слайдах поочередно отображаются необходимые вопросы, а также дается возможность проверить правильность ответа на них).

Учащиеся отвечают на представленные вопросы.

Молодцы, кто-то из вас был очень внимательным. Кому-то еще нужно развивать свою наблюдательность. Посмотрим, исчезла ли клякса? Какое же слово добавилось вместо кляксы?

Можем ли мы теперь прочитать это высказывание о математике?

Компьютерная презентация, слайд №31 (одна клякса исчезла, появилось одно скрытое слово из высказывания «она»).

Учащиеся отвечают (да, еще одна клякса исчезла, и появилось слово «она»).

Дети предлагают разные варианты, учитель подводит к выводу о том, что необходимо продолжать выполнять задания.

III. «Группировка фигур»

Обратимся к плану. Сейчас мы выполним задание №3 «Группировка фигур». Рассмотрите слайд. Что здесь необычного?

Эти фигуры вы должны сгруппировать на 4 группы по отношению друг к другу.

Компьютерная презентация, слайд №32.

Учащиеся высказывают свои точки зрения (фигуры имеют глаза, одни фигуры добрые, другие – злые и т.д.)

Давайте проверим, правильно ли были даны вами ответы?

Вы были правы, все фигуры можно разделит на 4 группы: по цвету – красные и желтые, по форме – треугольники и квадраты, по настроению – добрые и злые, по размеру – большие и маленькие.

Молодцы, справились с этим заданием.

Компьютерная презентация, слайды №33 - 36. На доску вывешивается плакат «Группировка фигур».

Учащиеся отвечают:

1.Красные и желтые.

2.Квадраты и треугольники.

3. Фигуры  добрые и злые.

4. Большие и  маленькие.

Посмотрим, какое слово появилось вместо кляксы? И сможем ли мы прочесть высказывание?

Компьютерная презентация, слайд №37(одна клякса исчезла, появилось одно скрытое слово из высказывания «ум»).

Учащиеся отвечают (да, еще одна клякса исчезла, и появилось слово «ум»).

Дети предлагают разные варианты, учитель подводит к выводу о том, что необходимо продолжать выполнять задания.

IV. «Счет фигур»

Следующее задание по плану (№4) это «Счет фигур».

Вам необходимо внимательно рассмотреть предложенную фигуру и сосчитать, сколько в ней спряталось прямоугольников?

Компьютерная презентация, слайд №38.

Учащиеся делают предположения.

Я предлагаю проверить, кто же из вас был прав. Давайте смотреть на экран и вместе считать.

Учитель делает вывод, что большинство ребят дали правильный ответ – 9 прямоугольников.

Компьютерная презентация, слайды №39 - 48.

Учащиеся совместно с учителем делают самопроверку.

Теперь посмотрим на следующую фигуру, что это? Флажок. Сосчитаем, сколько треугольников спряталось в этом флажке?

Компьютерная презентация, слайд №49.

Учащиеся делают предположения.

Я снова предлагаю проверить, кто же из вас был прав. Давайте смотреть на экран и вместе считать.

Учитель подводит итог, что большинство ребят дали правильный ответ – всего 5 треугольников.

Компьютерная презентация, слайды №50 - 55.

Учащиеся совместно с учителем делают самопроверку.

Учителем делается вывод: со счетом прямоугольников и треугольников справились, посмотрим исчезла ли следующая клякса, и появилось ли новое слово?

Компьютерная презентация, слайд №56(одна клякса исчезла, появилось одно скрытое слово из высказывания «в»).

Учащиеся отвечают (да, еще одна клякса исчезла, и появилось маленькое слово «в»).

Правильно, будем продолжать дальше работать по плану, т.к. прочитать все высказывание мы еще не можем.

V. «Найди и раскрась»

Следующее задание по плану «Найди и раскрась».

У каждого из вас на парте листочки с изображением ежей, которые спрятались на полянке (как и на экране). Вам необходимо на своем листочке найти всех ежей и раскрасить простым карандашом.

Компьютерная презентация, слайд №57. Раздаточный материал на каждого ученика «Ежи на лесной полянке».

Дети самостоятельно раскрашивают ежей на своем листе.

Покажите, что у вас получилось? Сколько ежей нашли.

Правильно выполнили задание те, кто нашел на полянке 10 ежей. Молодцы.

Дети поднимают листочки и показываю результаты работы. Учащиеся дают разные ответы.

Посмотрим, появилось ли новое слово вместо кляксы?

Компьютерная презентация, слайд №58 (одна клякса исчезла, появилось одно скрытое слово из высказывания «порядок»).

Учащиеся отвечают (да, еще одна клякса исчезла, и появилось слово «порядок»).

Нам осталось разгадать одно слово из высказывания, а также фамилию автора это высказывания. Но прежде мы выполним физминутку.

Учащиеся выполняют под руководством учителя физминутку.

VI.Физминутка

VII. «Реши задачу»

Следующее задание (№6) – «Реши задачу».

В три чашки желтого, зеленого и синего цвета налили чай, молоко, сок. Какой напиток в каждой чашке, если чай не в синей и не в желтой чашке, а сок не в синей?

Слайд№59

Компьютерная презентация, слайд №60.

Учащиеся дают ответы.

Молодцы, в зеленой чашке – чай, в желтой чашке – сок, а молоко в синей чашке.

Компьютерная презентация, слайд №61.

6. Анализ промежуточных результатов работы.

Вы нашли правильный ответ. Посмотрим на слайд, какое новое слово появилось?

Дружно прочитаем высказывание: «Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит».

Компьютерная презентация, слайд №62 (одна клякса исчезла, появилось одно скрытое слово из высказывания «приводит»).

Учащиеся отвечают (да, еще одна клякса исчезла, и появилось слово «приводит»).

Как вы это понимаете?

Правильно, математика учит мыслить, думать и рассуждать.

Ребята у нас осталась еще одна клякса, значит, мы должны выполнить последнее задание, т.е. узнать, кто же сказал это высказывание?

Дети делают предположения (математика заставляет нас думать, учит рассуждать и т.д.)

VIII. «Учись рассуждать»

Посмотрим на последний пункт нашего плана – нам предстоит задание «Учись рассуждать».

Компьютерная презентация, слайд №63.

Прочитайте на слайде текст задачи, порассуждайте: «В квартире было четыре комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире?»

Учащиеся, рассуждая, решают задачу, в том числе у доски (дети при помощи рисунка на доске показывают, что получилось пять комнат).

С  этим заданием справились (комнат в квартире стало пять).

Компьютерная презентация, слайд №64.

А теперь посмотрим, фамилия какого известного человека спряталась за кляксой. Это М.В. Ломоносов.

Компьютерная презентация, слайд №65 (последняя клякса на слайде исчезла, появилось последнее скрытое слово – фамилия автора высказывания «Ломоносов»).

IX.Конструирование.

Компьютерная презентация, слайд № 66-82

7. Подведение итогов, рефлексия

Цель: Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.

Формирование умений осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результата деятельности.

Что вы сегодня нового узнали на нашем занятии? Какие новые способности для себя приобрели? Как эти знания и способности вам пригодятся в будущем?

Компьютерная презентация, слайд №68.

Учащиеся высказываются.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- самооценка качества и уровня своих знаний;

- прогнозирование.

Коммуникативные: 

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Общеучебные (познавательные): 

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе, тема « Занимательная математика»

Конспект представляет собой совместную деятельность воспитателя с детьми в средней логопедической группе....

Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в младшей группе.Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект ООД по ФЭМП тема "Занимательная математика"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "Занимательная математика"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Занимательная математика с Машей» (средняя подгруппа детей)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему:«Занимательная математика с Машей»(средняя подгруппа детей)...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему «Занимательная математика» для детей подготовительного возраста.

Обобщение знаний по формированию элементарных математических представлений.  Учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, выделять условие, вопрос, реше...

Конспект занятия по математике в старшей группе Тема: «Занимательная математика. Фокусы с лентой Мебиуса»

Цель: создать условия для поисково-исследовательской деятельности. Развивать творческую инициативу. Воспитывать стремление к познанию.Задачи.Образовательная: познакомить детей с загадочной лентой Мёби...