Проект «Веселая математика» Познавательно-игровой в старшей группе компенсирующей направленности (долгосрочный, групповой)
методическая разработка по математике (старшая группа)

Вихарева Оксана Владимировна

Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. По словам Л.С Выготского: «… научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Веселая математика»110.88 КБ

Предварительный просмотр:

             МДОУ «Детский сад №2 «Сказка» п. Вишневогорск»

Проект

«Веселая математика»

Познавательно-игровой

в старшей группе компенсирующей направленности

(долгосрочный, групповой)

Воспитатель: Вихарева О.В

Вишневогорск 2023г

Вид проекта:

  1. По количеству участников: групповой
  2. По направленности: предметный (математическое развитие)
  3. По типу: познавательно-игровой (использование игровых методов и приемов)
  4. По контингенту участников: старший дошкольный возраст(5-6 лет)
  5. По продолжительности: долгосрочный (в течении года)

Пояснительная записка

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития.

В XVII-XIX в в. Вопросы содержания и методов обучения детей в дошкольном возрасте арифметике в формировании представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве, нашли отражение в передовых педагогических  системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским,         И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как : Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. По словам Л.С Выготского: «… научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

Н.А. Виноградова отметила ,что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры , настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические , игры-инсценировки), словесные и игровые приемы, дидактический материал .

Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр, рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.

Актуальность проблемы

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество , форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий . В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить познавательный интерес в формировании элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими “бездушными” упражнениями

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развить внимание, память, мышление, воображение, логику мысли, рассуждений, смекалку ребёнка. Играя, он может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредствам развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

 

 

Цель проекта:

Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием.

 

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Обогатить предметно-развивающую среду по данной теме
  3. Составить картотеку игр с математическим содержанием.
  4. Разработать план проект по «Формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры».
  5. Использовать интерактивные игры, презентации, упражнения на внимание и смекалку.

Ожидаемый результат

Использование развивающих игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, активизируют познавательную деятельность детей.

Благодаря играм удастся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых не собранных детей.

Сроки работы.

  1. Этап — подготовительный
  2. Основной
  3. Аналитический (май).

Этапы реализации

  1. Этап. Выявление уровня развития. Изучение и подбор литературы
  2. Этап. Организация совместной деятельности по формированию ЭМП с использованием развивающих игр в течение  учебного года
  3. Этап. Анализируются результаты проведенной работы.

 

 

 

 

 

 

План реализации проекта

Этапы работы

 

Содержание работы

Задачи

               I. Этап

сентябрь

Самостоятельная деятельность детей

1.     Изучение методической литературы

2.     Составление перспективного планирования

3.     Обмен опытом с другими педагогами

4.     Социальное партнерство

 

            II. Этап

Октябрь

1.     Дид. Игра «Покажи столько же»

 

 

2.     Игра с палочками

 

 

 

3.     «Какая фигура лишняя»

 

 

4.     «Четвертый лишний»

Продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками

 

Продолжать учить и различать и называть геометрические фигуры

 

Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах

 

Продолжать упражнять классификации предметов по признакам

Ноябрь

1.     «Кто назовёт больше»

 

 

 

2.     «Сложи узор»

 

 3.     «Сложи квадрат»

 

 

 

  1. Консультация для родителей «Роль дид. игры в процессе формирования ЭМП у детей дошкольного возраста

  1. Анкета для родителей

«Игровое окружение ребенка в семье»

Продолжать учить узнавать геометрические фигуры в окружающем

 

Выявить умение составлять узор из геометрических фигур на плоскости в соответствии с их расположением на образце

 

Закреплять умение составлять целую из частей. Развивать мышление комбинаторные способности

 

Познакомить родителей с дидактическими играми

Выявить игровое окружение ребенка в семье

Декабрь

1.     «Найди пару»

 

 

2.     «Найди фигуру»

 

 

3.     «Пифагор»

 

 

4.     Игра со счетными палочками

Продолжать учить соотносить цифру с числом

 

Продолжать учить различать геометрические фигуры

 

Упражнять в сравнении треугольников и квадратов по размеру, составлении из них новых геометрических фигур

 

Закрепить умение детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения

Январь

1.     «Расставь предметы в комнате»

2.     Логика «Ассоциации»

 

3.     «Формы»

 

 

 

4.     «Сложи узор»

 

Ориентировка на плоскости, умение нарисовать предмет в нужном направлении.

 Формировать умение рассуждать, делать свои умозаключения.

 

Закрепить геометрические фигуры, учить находить похожие на них предметы.

 

Развивать пространственные представления.

Февраль

1.     «Назови скорей»

 

 

2.     «Игра с палочками»

 

 

 

3.     «Цифры»

 

 

 

 4.     «Отсчитай столько же»

Развивать умение называть последовательно дни недели.

 

Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек, развивать воображение.

 

Развивать умение сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке.

 

 

Продолжать учить отсчитывать на одну больше (меньше) чем показывает цифра.

Март

1.     «Не ошибись»

 

 

 

2.     «Сделай фигуру»

 

 

 

 

3.     «Что изменилось»

 

 

 

4.     «Сколько и где»

Упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу.

 

Упражнять в различении геометрических фигур, упражнять в ориентировке на плоскости.

 

Развитие внимания, речи, закрепление изученных детьми пространственных отношений.

 

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, использовать слова: сколько , наверху, внизу, слева, справа, под ,над.

Апрель

1.     Игра «Танграм»

 

 

 

2.     «Кто больше назовет»

 

3.     «Геометрическое домино»

 

 

4 Консультация для родителей

«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»

 

Упражнять в складывании силуэта по образцу( и без). Развивать воображение

 

Упражнять в классификации предметов по разным признакам

 

Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах

 

Познакомить со значением игр с математических содержанием

 

       III. Этап

Май

1.     Загадки

 

 

2.     Консультация для родителей «Математические игры»

 

3.     Познавательное занятие «Путешествие в мир математики»

Закрепление знаний о цифрах, умение соотносить цифру с количеством

 

Познакомить с разнообразием игр

 

 Закрепить знания на основе выполнения игровых упражнений

 

 

 Результаты проекта

      Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и  в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. 

 

Литература:

  1. Воспитатель ДОУ №2 2009г. — Решение логических задач.
  2. Воспитатель ДОУ №6 2008г. — Игра как средство развития ЭМП у дошкольников.
  3. Математика для детей Е.В. Колесникова 2008г.
  4. Колесникова Е.В «Математика для детей 6-7 лет.
  5. Новикова В.П «Математика в Детском саду».
  6. Михайлова З.А «Занимательные материалы в обучении дошкольников в элементарной математике» Детство – пресс 2001г.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в королевство математики»

Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.

Задачи:

Образовательные:

  закрепить счет в пределах 10;

  умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;

  уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;

  закрепить умение ориентироваться в пространстве;

  закреплять знания названий дней недели, их последовательность;

  упражнять в порядковом счете.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные:

воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Оборудование: цифры, геометрические фигуры, предметы круглой и квадратной формы.

Ход НОД

- Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в королевство математики, чтобы узнать на каком средстве передвижения мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку. Это транспортное средство прямоугольной формы, летает по воздуху, бывает только в сказках? (Ковёр-самолёт).

Произносят слова:

Ковёр-самолёт,

отправляйся в полёт.

Ждут нас испытания,

сложные задания.

 

- И так приготовились, взлетаем! А пока мы летим, давайте с вами посчитаем прямой и обратный счёт. Молодцы! Идём на посадку. Ну вот мы и на месте, мы попали с вами в королевство математики. Но кто живёт в этом королевстве? Давайте знакомиться.

Вот первый домик— жителей математического королевства. В этом домике живут цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места.

Случай странный, случай редкий, цифры в ссоре. Вот те на. Со своей стоять соседкой не желает ни одна, нужно цифры помирить. И их строй восстановить.

Игра «По порядку становись!»

Дети берут по одной цифре, гуляют по группе, а по команде «По порядку становись! «-строятся по порядку. Когда дети выстроили числовой ряд задаются вопросы.

1. Назовите соседей числа 3, 5, 7- обращаясь к детям, сидящим за столами.

2. Я задумала число, оно меньше 5, на одну единицу, какое это число (ответ детей) .

3. Задумано число оно больше 6 на одну единицу, какое это число (ответ детей). Молодцы ребята!

- Вот второй домик. Только кто живёт в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, чтобы вы их сами отгадали.

 Загадки про круг и квадрат.

Нет углов у меня, и похож на блюдце, я. на кольцо на колесо кто же я такой друзья?

Он давно знакомый мой. Каждый угол в нём прямой, все четыре стороны, одинаковой длины, вам его представить рад. Как зовут его?

-  Правильно, ребята, это круг и квадрат.

(Выходят дети в шапочках круг и квадрат.)

Круг:

 Я кружочек небольшой

целый день катаюсь

в юбочке я золотой

всем вам улыбаюсь.

 

 

 

 

. Квадрат:

Я малиновый квадрат

с прямыми углами

всех вас видеть очень рад

с добрыми глазами

 

- Ребята, круг и квадрат хотят с вами поиграть.

Вы согласны? Они встречают нас не с пустыми руками, у них волшебный мешочек. А что у вас в мешочке?

Круг: предметы круглой и квадратной формы.

Квадрат: но они у нас все перемешались помогите нам их разобрать.

Дети разбирают предметы круглой и квадратной формы.

 

Физ. минутка:

Треугольник - прошагай, квадрат - приседай, ну а если круг дружок - выполняй скорей прыжок.

- Все ребята тихо сели, вот мы с вами добрались до третьего домика.

В нём фигуры в беспорядке маются и в вашей помощи нуждаются (танграм).

 

Я весёлый белый гусь

Ничего я не боюсь,

Но вчера свалился с кочки,

Развалился на кусочки.

Собирал меня енот,

Получился пароход.

Помогите, помогите из фигур меня сложите.

 

Я весёлая лиса.

Мне вцепилась в хвост оса.

Я бедняжка так вертелась,

Что на части разлетелась.

Помогите, помогите из фигур меня сложите.

 

Дети по образцу собирают (лису, гуся) -танграм. Когда собрали, предлагается сосчитать треугольники и квадраты.

Зарядка для глаз.

- Вы с фигурами играли, наши глазоньки устали, раз, два, три, четыре, пять будем глазками моргать, пусть немножко отдохнут (закрывают глаза) и опять играть начнут.

А вот и четвёртый домик. Живут тут математические задачки.

У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит

Сколько у домиков зайцев сидит?   (1)

На крыльце сидит щенок

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят?   (2)

Не поедет без приказа

Ни кондуктор, ни шофер.

Люди смотрят в оба глаза,

А во сколько светофор?   (3)

Я рисую Кошкин дом

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно, чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки.   (4)

У стены стоят кадушки

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек

Сколько было в них лягушек?  (5)     

 

- Каждый просто молодец!

Путешествию конец.

С математикой дружите

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старания,

Память, логика, внимание!

 

- Все ребята молодцы! А нам пора возвращаться в детский сад. Я приглашаю всех на ковёр -самолёт. Ковёр-самолёт отправляйся в полёт, ждёт любимый детский сад дорогих своих ребят. И так, приготовились, взлетаем! Идём на посадку. Ну, вот мы снова в детском саду.

Итог.

= Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в королевство математики. Вам понравилось путешествие? (ответы детей)

Кто жители этой страны? Какие задания нам необходимо было выполнить? Какое задание было самым интересным, трудным?

 

     Конспект НОД в старшей группе Лексическая тема: «Детский сад. Профессии»

Образовательные задачи: Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти. Закрепление представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета. Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Актуализация наречия поровну. Закрепление представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Формирование навыка ориентировки по плану. Закрепление представлений о времени.

Коррекционные задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия, цветоразличия.

Воспитательные задачи: Воспитание самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование и материал: Магнитная доска, пирог, блюдо, нож, мозаика, геометрические фигуры.

Предварительная работа: Закрепление представления о том, что предмет можно поделить на равные части, что целое, больше части, в совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наша группа»

Ход НОД:

Гимнастика для глаз:

Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

1. Организационный момент. Игра «Наш детский сад».

Формирование навыка ориентировки по плану. (Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к магнитной доске, на которой размещен план участка д/с.)

Воспитатель: Поглядите, что за дом,

Сколько светлых комнат в нем!

Там паркетные полы,

Там кроватки и столы,

Мишки, зайчики, матрешки,

Миски, ложки, поварешки,

Куклы, мячики, шары –

Все, что нужно для игры.

Там живет живая кошка

И цветочки на окошках.

Лучше дома не найдешь.

Очень этот дом хорош!

А. Матутис

Что это за дом?

Дети: Это детский сад.

Воспитатель: И сегодня мы продолжаем разговор о д/с и профессиях людей, которые работают в д/с. Мы начинаем занятие с ознакомления с планом участка нашего д/с. В центре плана вы видите фигуру, похожую на перевернутую букву «п». Так обозначено на схеме здание д/с. Вокруг здания и в стороны от него на схеме обозначены дорожки, которые ведут к калитке, забору, воротам. Теперь посмотрите на три прямоугольника слева и два справа от д/с. Что это? Как вы думаете?

Дети: Это прогулочные площадки.

Воспитатель: Верно. Не случайно на них обозначены веранды и песочницы

Воспитатель: Что обозначено на схеме на заднем плане?

Дети: Забор и кусты.

Воспитатель: И наконец, что обозначают большие круги по периметру д/с и вдоль забора?

Дети: Большие круги – это клумбы. А вдоль забора - деревья.

Воспитатель: Очень хорошо. Вы помогли мне прочитать план участка нашего д/с.

2. Игра «Разложи парами» (работа со счетными палочками) Формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета. Актуализация наречия поровну.

Воспитатель: Сосчитайте сколько у вас счетных красных палочек?

Дети: У нас 10 красных палочек.

Воспитатель: Сколько у вас зеленых палочек?

Дети: У нас 7 зеленых палочек.

Воспитатель: Разложите палочки парами так, чтобы в каждой паре были красная и зеленая палочки.

(Дети выполняют задание)

Дети: Осталось три лишние красные палочки.

Воспитатель: Что вы можете сказать о количестве красных и зеленых палочек?

Дети: Красных больше, чем зеленых. Зеленых меньше, чем красных.

Воспитатель: На сколько красных палочек больше зеленых?

Дети: Красных палочек больше чем зеленых на три.

Воспитатель: На сколько меньше зеленых, чем красных?

Дети: Зеленых палочек меньше чем красных на три.

Воспитатель: На сколько, десять больше семи?

Дети: Десять больше семи на три.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы палочек стало поровну?

Дети: Надо добавить еще три зеленых палочки.

(Дети добавляют зеленые палочки)

Воспитатель: Сколько пар получилось? Сосчитайте.

(Дети выполняют задание)

Дети: Всего десять пар.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Вы справились с заданием.

Физкультминутка: Ветер

Ветер дует нам в лицо (имитировать дуновение ветра),

Закачалось деревцо (качаем туловище).

Ветер тише, тише, тише (приседать).

Деревцо все выше, выше (встать, руки вверх).

3. Игра «Праздничный пирог»

Формирование представления о том, что предмет, можно делить на равные части, что целое больше части. Формирование умения называть часть.

(Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоит блюдо с пирогом)

Воспитатель: Ходит повар в колпаке,

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

В. Степанов

Теперь вы должны выполнить работу повара, который угостит всех в группе пирогом. Дети сидят во время обеда за четырьмя столами, поэтому нам надо разделить пирог на четыре равные части, а потом Наталья Николаевна разделит каждую часть пирога между всеми детьми за каждым столом. Как же разделить пирог на четыре равные части?

Дети: Сначала надо разрезать пирог пополам, на две равные части.

(Воспитатель протирает руки влажной салфеткой и разрезает пирог пополам)

Воспитатель: Что надо сделать дальше?

Дети: Теперь надо разрезать каждую часть еще раз пополам, на две равные части

(Воспитатель разрезает каждую часть еще раз пополам)

Воспитатель: Сколько равных частей получилось?

Дети: Получилось четыре равные части.

Воспитатель: Как можно назвать одну часть?

Дети: Одна четвертая частью

Воспитатель: Что больше - целый пирог или одна четвертая часть?

Дети: Целый пирог больше, чем одна четвертая его часть.

(Воспитатель накрывает пирог салфеткой и убирает нож)

4. Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.

(Воспитатель предлагает детям выйти в центр группового помещения и сделать знакомую пальчиковую гимнастику)

В наше группе все друзья. Дети ритмично стучат кулачками друг о друга.

Самый младший – это я. Разжимают пальчики, начиная с мизинчиков.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

5. Упражнение «Новый забор»

Развитие конструктивных навыков.

(Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними разноцветные геометрические фигуры)

Воспитатель: Теперь вы строители постройте забор вокруг д/с по такой схеме.

(Воспитатель помещает на мольберт схему постройки. Дети сооружают забор.)

Воспитатель: Расскажите, какие фигуры вы использовали для сооружения забора.

Дети: Мы использовали желтые цилиндры, красные конусы, зеленые кубики.

Воспитатель: У вас получился очень красивый забор!

(По предложению воспитателя дети убирают кубики на место.)

6. Игра «Что нужно дворнику?»

Закрепление представлений о времени (времена года). Развитие мыслительной и речевой деятельности.

(Воспитатель приглашает детей к магнитной доске, на которой в беспорядке закреплены разноцветные сектора и плоскостные изображения орудий труда)

Воспитатель: Встанет дворник на заре,

Снег расчистит на дворе,

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед.

В. Степанов

Каждое утро, идя в д/с, вы видите, как работает наш дворник дедушка Миша. Вспомните, какие инструменты и орудия труда он использует в разные сезоны. Но сначала расставьте части круга по порядку, так чтобы показать чередование времен года.

(Дети выполняют задание и комментируют его выполнение.)

Дети: Белая часть круга – зима, светло – зеленая – весна, красная – лето, желтая – осень.

Воспитатель: Прикрепите к каждой части круга изображения тех орудий труда, которыми пользуется дворник в это время года, и расскажите, когда и почему он пользуется этим инструментами или орудиями труда.

(Дети выполняют задание и комментируют свои действия)

Дети: Ведро с песком и деревянная лопата нужны дворнику зимой, потому что лопатой он расчищает дорожки от снега, а потом посыпает их песком. Ведро с белой краской и секатор нужны ему весной, потому что он белит стволы и подрезает кусты. Шланг нужен дворнику летом, потому что он поливает из него цветы на клумбах и траву на газонах. Метла и тачка нужны дворнику осенью, потому что метлой он сметает с дорожек листья, а потом увозит их на тачке.

Воспитатель: Очень хорошо, ребята. Вы отлично поработали.

7. Организация окончания деятельности.

Оценка работы детей.

(Воспитатель предлагает детям рассказать, что нового они узнали на занятии, чему научились, что было интересно делать. Потом он оценивает деятельность каждого ребенка.)

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

(с использованием занимательных математических игр)

Тема занятия: Решаем задачи.

Закрепляем счет в пределах 10, учимся оставлять фигуру-силуэт зайца, используя игру «Танграм»

Задачи:

1. Образовательные

- закреплять умение детей соотносить количества предметов с цифрой;

- упражнять в составлении и решении задач, в умении решать задачу на нахождение суммы, правильно называть компоненты задачи, давать развёрнутый ответ;

- учить устанавливать равенство или неравенство количества предметов, с использованием терминов» "больше", «меньше»;

- повторить дни недели.

- вспомнить геометрические фигуры;

- учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец;

2. Коррекционные

- развивать восприятие, привлекая внимание детей к различным признакам и свойствам предметов (величина, количество);

- развивать ориентирование в пространстве.

- развивать мыслительные операции: систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

3. Воспитательные

- воспитывать аккуратность и самостоятельность;

- воспитывать организованность и дисциплинированность;

- прививать интерес к занятиям;

- воспитывать умение действовать в соответствии с указаниями взрослого;

Оборудование: таблички, индивидуальные карточки для составления и  решения задач, цифровые карточки от 1-10, карточки с цифрами от 1 до 7 и с надписью дня недели, компьютер, стимулирующий оценочный материал «медали», бубен, набор фигур к игре "Танграм", образец.

Примерный ход занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

Примечания

1. организация начала занятия

  1. основная часть:

3. Окончание занятия

- Поздоровайтесь

+ привет, тёти

- сядьте

Далее перекличка по именам

- Что будем делать?

+ Будем заниматься

+ Будем считать, думать, говорить, писать, играть.

- Сначала будем считать прямо. Считай, Рома.

+ Матвей(1,2,3)

+Коля(4,5,6,7)

+Маша(8,9,10)

- Молодцы, верно считали.

-Будем играть. Вспомним дни недели.

- Возьмите по одной карточке и выстройтесь по порядку.
Задание: «вторник» - топни ногой три раза;
Четвертый день недели назови своих «соседей»;
Понедельник хлопни один раз;
Третий день недели сделай шаг вперед;
Пятница два шага назад.
Шестой день недели назови своих соседей;
Седьмой день недели назови дни недели по порядку.

- Теперь посмотрите на экран компьютера. Посмотрите, что нарисовано. Считайте. Думайте.

- Сравните количество предметов. Вставьте нужные знаки (больше, меньше, равно) и цифры в пустые клеточки.

+ Дети выполняют работу.

Затем по одному дают отчет.

- Сейчас будем решать задачу

– Придумай по картинке в компьютере задачу. Реши её и запиши решение. Дети работают самостоятельно.

+Матвей : я решил задачу.

- Молодец.

-Маша, скажи своё решение.

-мы решали задачи. Молодцы, думали хорошо.

- Сейчас будем играть. Игра называется «Найди пару».


Правила игры. По сигналу (звук бубна), играющие берут с подноса карточки с цифрами, проходят вдоль стола, находят «свою пару», то есть  отыскивают числовые карточки и картинки, соответствующие цифре на своей карточке, и направляются в «домик» (место, отмеченное скакалками)

+ у меня цифра 8- я взял картинку - восемь машинок

+ у меня цифра 4 – на картинке тоже четыре яблока и т.д.

Молодецы!

- Мы играли, было весело.

-А теперь посмотрите на фигуры, которые лежат перед вами. Что это за фигуры?

+ Это треугольники, квадрат и ромб (отвечают дети)

- А сейчас мы рассмотрим образец (силуэт зайца)

Далее дети самостоятельно составляют силуэт зайца, следуя образцу.

_ отчет детей о проделанной работе

– Посчитайте сколько медалей у каждого?
– А сколько все вместе заработали? Молодцы!
Мы занимались. Мы считали, думали, играли. Занимались хорошо. Идите в группу.

у/д +

Таблички

На столе лежат карточки с цифрами и названиями дней недели.

компьютер

компьютер

На подносе изображением вниз лежат карточки с цифрами от 1 до 10.

На столе изображением вверх лежат числовые карточки и с изображением разного количества однородных предметов.

На столе перед детьми наборы геометрических фигур и картинки – образцы с изображением силуэта зайца. (игра «Танграм»

Самостоятельная работа

         Консультация для родителей «Роль дидактической игры в процессе формирования ЭМП у детей дошкольного возраста»

 

«Учиться можно только весело»

 Французский романист Анатоль Франс.

          Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

          Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

          Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. 
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома. 
Стоит до школы научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
- узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
-величину предметов;
- понятия  "больше", "меньше", "часть", "целое". 
       
Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.
Игра "Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий). Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
Игра "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие автобусы, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы- маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. 
Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.
Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в школы и сделает ее интересной и познавательной. Рекомендуем некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам».

Цель игры: Формировать представления о геометрических фигур, развивать умение их различать и называть, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

2. Математическая игра «Составь цветок»

Цель игры: развивать умение составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет»

Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

4. «Собери бусы»

Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; развивать  умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (клеенки и др. материала), любые другие предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"): 

5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

Очень важно поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

Играйте с ребенком с удовольствием!

 Консультация для родителей «Развитие математических способностей

у дошкольников»

 

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей, в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят какимлибо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа(груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.)Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки… Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а товсе больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три — ищи!» — говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

 

Консультация для родителей

«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»

 

Цель: Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

Содержание

И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.), эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и

т. п.).

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

В условиях ДОУ существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.

Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой?

5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

·        Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).

·        Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).

·        Зимой и летом одним цветом? (ёлка).

·        Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

Логические игры.

Назови одним словом

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — …, птицы — …

Классификация

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Найди лишнее слово

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

 

Чередование

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

Сравнение предметов (понятий)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?». После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

Отгадывание небылиц

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.

Представленные игры — это лишь малая часть из существующего разнообразия игр для развития умственных способностей. Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Разработано множество пособий по их использованию как в помощь педагогам, так и в помощь родителям. На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей. Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.

Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время для, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой.  Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени. Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

1.Конспекты занятий

2.Игры

5.Сказки, стихи

7. Анкеты для родителей

8. Консультации для родителей



Анкета для родителей

«Игровое окружение ребенка в семье»

1. Занимаетесь ли вы с ребёнком дома?

А – 2-3 раза в неделю

Б – по выходным

В – нет времени

2. Кто из членов семьи больше других играет с ребенком?

А – мама, папа

Б – брат или сестра

В – няня

Г – у кого есть время

3. Какие игры вы используете для развития и обучения вашего ребёнка в домашних условиях?

А – обучение грамоте (знание и письмо букв, звукопроизношение)

Б – математика (знание и письмо цифр, счёт в пределах 10/20, геометрические фигуры, сравнение чисел, ориентирование в пространстве (право/лево), временная последовательность)

В – художественная литература (стихи, сказки, рассказы, песни, вопросы)

Г – окружающий мир (виды транспорта, профессии, одежда, посуда, дикие и дом. животные, птицы, насекомые, рыбы, растения, мебель, бытовые приборы, Ф.И.О., домашний адрес, название посёлка, некоторых городов, страны, родственные связи, качества человека, явления природы, здоровье человека, правила дорожного движения

Д – ИЗО, конструирование и ручной труд

Е – физкультура (мяч, скакалка, обруч, лыжи; зарядка, режим дня, измерение роста, веса, закаливание, кувырки, отжимание, подтягивание, бег, прыжки)

4. Имеются ли дома настольные игры? Какие?

А – имеются конструктор, пазлы, лото и другие

Б – инвентарь для спортивных игр

В – компьютерные

Г - не имеются

5. Есть ли у вас необходимость познакомиться с различными обучающими и развивающими играми?

А – есть необходимость

Б – нет необходимости (у моего ребенка есть все необходимое для его развития)

В - нет необходимости (в детском саду всему научат)

Спасибо за участие!


Информация для родителей

ИГРА «ТАНГРАМ».

«Танграм» - одна из несложных головоломок, названная так по имени ученого, придумавшего эту игру. Это квадрат из семи частей ( 2 больших, 1 среднего и 2 маленьких треугольников, квадрата и параллелограмма. )

Правила: используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, составить различные изображения по образцам и по собственному замыслу.

Цель подобных упражнений — способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь называть их, вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей; развивать воображение, пространственные представления, сообразительность, инициативу).

Как самим сделать «Танграм»:

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/06/03/k_5ed7378df0355/552406_3.jpeg

Фигуры животных, рекомендуемые для составления из геометрических фигур дома.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/06/03/k_5ed7378df0355/552406_4.jpeg


       ЗАГАДКИ, СТИХИ, СЧИТАЛКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Количество и счёт

Ножек четыре,

Шляпка одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья.

(Стол)

Есть спина,

А не лежит никогда.

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Сам всегда стоит,

А всем сидеть велит.

(Стул)

Пять братцев –

Всем одно имя.

(Пальцы)

Пять мешочков шерстяных –

Греются братишки в них.

(Перчатки)

На самом перекрёстке

Висит колдун трёхглазый,

Но никогда не смотрит

Двумя глазами сразу.

(Светофор)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Проживают в трудной книжке

Остроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(Цифры)

Гребешок на голове,

Две ноги и шпоры две.

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

(Петух)

А ну-ка, ребятки,

Кто угадает:

На десятерых братцев

Двух шуб хватает?

(Варежки)

У него четыре лапки,

Лапки – цап - царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.

(Кот)

Число 1. Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается.

(Гриб)

Число 2. Одна дана нам голова,

А глаза два, и уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.

Число 3. У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

(Светофор)

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет.

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати!

С. Маршак

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Число 4. Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре!»

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола,

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Число 5. Хороши у нас котята.

Раз, два, три, четыре, пять.

Приходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Один!

Два!

Три!

Четыре!

Пять!

Захотели поиграть!

Считалки

Один, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять.

Запереть его забыли,

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Надо заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Математик

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько пальцев на руках,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в комнате дверей,

В переулке фонарей,

Сколько лодок на реке,

Крупных ёлок на горе,

Сколько ног у двух коней,

Сколько во дворе детей:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить:

Сколько литров молока,

Сколько метров полотна,

Сколько хлеба на весах

И времени на часах.

Пословицы

Все за одного и один за всех.

Два медведя в одной берлоге не уживаются.

Два сапога – пара.

Для друга и семь вёрст не околица.

Конь о четырёх ногах, и тот спотыкается.

На гору десятеро тянут, а под гору и один столкнёт.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один в поле не воин.

Первый блин всегда комом.

Семь дел в одни руки не берут.

Семеро одного не ждут.

Я считаю

Всё, что вижу во дворе я,

Всё, что вижу на пути,

Я умею, я умею

Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает динозавр,

Это – раз,

Чистит пёрышки сова,

Это – два.

Третьей стала росомаха,

А четвёртой – черепаха.

Серый волк улёгся спать,

Это – пять.

Попугай в листве густой,

Он шестой.

Вот лосёнок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь.

Девять – это бегемот.

Рот, как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать –

Надо снова начинать!

Мы по лесенке бежим

И считаем этажи:

Один этаж, два этажа,

Три, четыре – Мы в квартире.


Величина

Что за зверь лесной –

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

(Заяц)

Как столкнутся – стук да стук,

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт –

Тонкий что-нибудь прибьёт.

(Молоток и гвоздик)

Белый столб стоит на крыше

И растёт все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез.

(Дым)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшки)

Не широка в ширину,

Но зато длинна в длину.

Где вода и глубина,

Там деревянная она.

(Дорога)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот откроет рот.

(Экскаватор)

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Нитка с иголкой)

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

(Лёд)

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что же это за…

(Арбуз)



Геометрические фигуры,

форма предметов

Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки –

Вот и я!

(Треугольник)

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня.

(Круг)

Четыре мне угла даны,

И все стороны равны.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)

Похож на прямоугольник,

Но всем даю сигнал:

Углов я не имею.

Что это?

(Овал)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его…

(Квадрат)

Мы треугольники – два друга.

Кладите нас друг против друга,

Получится наш третий друг.

Кто это?

(Прямоугольник)

От всех я отличаюсь –

Всегда везде качаюсь.

Я ваш знакомый, друг,

Известен всем вокруг.

(Круг)

Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,

У нас всего, у нас всего, у нас всего по три.

Три стороны, и три угла, и столько же вершин.

И трижды трудные дела мы трижды совершим.

(треугольник)

Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите,

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны.

(Прямоугольник)

Ориентировка во времени


Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день, и ночь

Стучим, стучим.

(Часы)

Семь братьев:

Ростом одинаковые,

Именами разные.

(Дни недели)

Двенадцать братьев:

Разно называются,

Разными делами занимаются.

(12 месяцев)

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны все.

Каждую неделю ходят

Братья друг за другом.

А прощается последний –

Появляется передний.

(Дни недели)

В году у дедушки

Четыре имени.

Какие?

(Весна, лето, осень, зима)

Сам дней не знает,

А другим называет.

(Календарь)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не находят.

(Месяцы)

Без ног оно,

И без крыльев оно,

Не видно его,

И не слышно его.

Быстро лети –

Не догонишь его.

(Время)

Две сестры:

Одна светлая,

Другая тёмная.

(День и ночь)

Что за птицы пролетают

По семёрке в каждой стае?

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели)

Когда это бывает? (части суток)


Доброе утро – птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам!

(утром)

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

(днём)

Говорит Зайчиха-мать:

- Ну-ка, дети, все в кровать!

Спать пора давным-давно,

На дворе уже темно!

(вечером)

Спят медведи и слоны,

И лиса, и ёжик.

Все в округе спать должны,

Наши дети тоже.

(ночью)

Звёзды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись.

Вечер, день умчались прочь.

Им пришла на смену… (ночь)

Когда петушок раньше всех встаёт,

Голосисто поёт, солнышко встречать зовёт?

(утром)

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети.

Когда это бывает? (днём)

Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь.

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовёт на ужин.

Когда это бывает? (вечером)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия в рамках проекта по правилам дорожного движения в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР) «Грамотные пешеходы»

Конспект мероприятияв рамках проекта по правилам дорожного движенияв старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР) «Грамотные пешеходы»...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию воспитанников старшей группы компенсирующей направленности «Жить – Родине служить»

Проект по нравственно – патриотическому воспитаниювоспитанников старшей группы компенсирующей направленности «Жить – Родине служить» Актуальность проекта: Патриотичес...

Проект «Я и моя семья» В старшей группе компенсирующей направленности ТНР

Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.  С самого рождения именно в семье формируются мировоззрение ребенка, его социально – нравственна...

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы компенсирующей направленности "Доброта с экрана"

Проект направлен на формирование нравственных ориентиров детей дошкольного возраста на основе использования Российских мультфильмов....

Проект "Развивающие интернет-ресурсы для дошкольников". Старшая группа компенсирующей направленности

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем применения коррекционно-развивающей компьютерной среды.Проект ...