Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы компенсирующей направленности "Доброта с экрана"
проект (старшая группа)
Проект направлен на формирование нравственных ориентиров детей дошкольного возраста на основе использования Российских мультфильмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dobrota_s_ekrana_-_kopiya.docx | 200.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»
Проект
по духовно-нравственному воспитанию
«Доброта с экрана»
старшая группа компенсирующей
направленности для детей с ОНР
Разработали:
Воспитатель: Корчагина Т.Ю.,
Учитель-логопед: Сапарова И.А.
г. Балахна, 2022 г.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
Музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность:
Вопросы духовного и нравственного воспитания личности ребенка на протяжении многих веков были и остаются предметом исследования в философии, педагогике и психологии. Еще с давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Особенно значимым считается формирование нравственных качеств в дошкольном детстве, так как именно в этот возрастной период происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе повседневного общения со сверстниками, дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
Формировать у детей духовно-нравственное поведение можно с помощью художественной литературы, просмотров детских фильмов и мультфильмов. Особенно привлекают детей мультфильмы - любимое детское развлечение.
За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Большое количество иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Вызывают много вопросов и новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, миросозидания и порядочности.
Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов, фильмов, игр способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. А средства массовой информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на его формирующуюся сферу нравственности…
На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться незнакомым нашим детям.
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве особой задачи дошкольного воспитания выделяется необходимость нравственного развития и создание условий для присвоения детьми моральной позиции.
Мультфильмы довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых. Но отмечают, что мультфильмы могут быть средством развития и формирования нравственных качеств детей только при условии правильного их отбора для просмотра детьми.
Таким образом, одним из средств духовно-нравственного развития
дошкольников являются мультфильмы, которые формируют нравственные чувства и нормы нравственного поведения, также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти и др.
Цель проекта: Формирование нравственных ориентиров детей дошкольного возраста на основе использования Российских мультфильмов. Развитие у дошкольников первичных представлений о добре и зле, эталонов хорошего и плохого поведения на основе мультипликационных персонажей. Развитие устной речи.
Задачи:
1.Обеспечить условия для нравственного воспитания детей, способствовать усвоению морально-нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
2.Способствовать формированию личностного отношения ребёнка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр.
3.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра мультфильмов.
4.Обучать умению вести диалог с педагогами: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
5.Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
6.Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, популяризовать персонажи отечественных мультфильмов;
7.Включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество;
8.Обогатить предметно-развивающую среду.
Участники проекта: дети старшей группы №4, родители, воспитатели, учитель-логопед.
Сроки проведения: с 20 марта по 20 апреля 2022 г.
План реализации проекта включает работу по трем направлениям:
- Методическая работа
- Работа с детьми
- Взаимодействие с родителями
Ожидаемый результат:
- Дети лучше будут знать русские мультфильмы и их героев.
- У детей повысится интерес к описанию сюжетов мультфильмов.
- Через создание образа героев мультиков, по средствам художественного творчества, дети научатся различать добро и зло, выражать эмоции и понимать чувства других.
- Повысится доля детей с развитой устной речью, увеличится словарный запас.
- Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
- Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап. Подготовительный
- Подобрать информационный и иллюстрированный материал, экспонаты по теме «Союзмультфильм» и «Что такое доброта»
- Подбор детской литературы по данной теме.
- Просмотр мультфильмов.
- Рассматривание иллюстраций по данной теме.
- Консультации для родителей «Доброта с экрана», «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать», «Как чтение превратить в удовольствие»
- Создание буклетов для родителей: «Мульттерапия или доброта с экрана», «Сделаем мир добрее: пословицы и скороговорки»»
II этап. Основной.
Интеграция различных видов деятельности в ходе реализации проекта.
Беседы: «Что такое доброта», «Наши добрые дела», , «Спешите делать добро», «Какое доброе дело я сделал», «Доброта живёт повсюду»» (Приложение 1)
НОД: «Сказочный денёк», «Дарите людям доброту», «Беседа о доброте», «Страна добрых дел» (Приложение 2)
Рассказ о создании мультфильмов «Волшебники мультипликации» (знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор)
Речевые игры: «Опиши героя», «Закончи предложение», «Что значит быть добрым?», «О чём ты мечтаешь?», «Доскажи слова», «Радио», «Цветик-семицветик», «Вежливые слова», «Это я, это я, это все мои друзья…», «Весёлые приветствия», «Ласковое слово».
Просмотр мультфильмов: «Просто так», «По дороге с облаками», «Львёнок и черепаха», «Мама для мамонтёнка», «Фунтик», «Винни Пух и его друзья», «Крошка Енот», «Кот Леопольд», «Самый маленький гном», «Голубой щенок», «Песенка мышонка», «Варежка», «Мы делили апельсин», проект «Гора самоцветов» (знакомство с видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный).
Чтение художественной литературы: «Мешок яблок», «Буратино», «Крокодил Гена и его друзья», «Цветик - семицветик», «Трое из Простоквашино», «Домовёнок Кузя», «Поросёнок Чуня», «Как научиться доброте», «Волшебное слово», «Вовка-добрая душа».
Дидактические и настольно - печатные игры «Из какого мультфильма этот герой», «Узнай героя мультфильма по тени» «Собери пазлы», «Стоп - кадр», «Перепутанные кадры», «Кто внимательный?», «Расскажи сказку», «Собери картинку», «Скажи наоборот», «Хорошие и плохие поступки», «Положительный и отрицательный герой», «В мире сказок»
Музыкальная деятельность: Прослушивание и разучивание песен: «Песенка поросенка Фунтика», «Песенка мышонка», «По дороге с облаками», «Песня Мамонтёнка», «Улыбка», «Если добрый ты…», «Я на солнышке лежу…», «Голубой вагон», «Что такое доброта?».
Артикуляционная гимнастика: «Бегемотик», «Обезьяна», «Лошадка», «Улыбка», «Хоботок», «Хомячок», «Котёнок лакает молоко», «Чашечка», «Качели», «Вкусный мёд», «Орешек».
Подвижные игры и физкульт. минутки: «Пора вставать», «Поднимаем руки выше», «Доброе утро», «Улыбнись», «Тропинка доброты», «Не ошибись», «Вокруг солнышка», «Волшебный стул».
Занятия с применением развивающего интерактивного пола: «Запомни и покажи зверюшек», «Найди тень животного», «Семицветик, разноцветные жуки»
Продуктивная деятельность: Рисование героев советских мультфильмов «Мой любимый персонаж». Совместная творческая мастерская детей и педагогов «Создаем мультфильм своими руками» (с использованием технологии пластилинграфии и бисероплетения). Аппликация «Дерево добра».
III этап. Заключительный
1.Открытие мини-музея «Что такое доброта?»
2.Презентация видеосказки о доброте «Муравей и мотылёк»
3.Мультипликационная гостиная «Доброта в каждом из нас» (совместное мероприятие детей, родителей и педагогов)
4.Видеоролик «Что такое доброта: пословицы и поговорки»
Заключение
Использование проектной деятельности дало нам возможность:
- стимулировать детей к достижению того или иного результата, побуждать родителей принимать участие в образовательном процессе;
- достичь определённой и реальной цели, продукта проектной деятельности;
- использовать разные виды продуктивной деятельности в одном проекте;
- проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, а также освоенные ранее знания и умения;
- формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
- научить детей сравнивать и сопоставлять ситуации, события в мультфильме для установления причинно-следственных связей,
- помогать детям формулировать свои выводы, предположения, объяснения;
- стать ребенку на место положительного или отрицательного героя, увидеть и прочувствовать ситуацию с различных сторон и сделать выбор собственной позиции;
- к стимулированию переноса полученных детьми знаний, способов поведения из «мультипликационной ситуации» героев в реальную жизнь.
По завершению работы над проектом можно сделать следующий вывод: увеличилось количество детей, которые имеют нравственные представления о добре, честности, зле, дисциплинированности; обогатился словарный запас детей. Таким образов, можно признать, что мультфильм является эффективным средством формирования духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста.
Литература
- Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6.
- Анна Милборн. Я рисую мультфильм. - М.: Эксмо, 2006
- Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006.
- Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. - Ростов-на Дону.: Феникс, 2000.
- Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 1989. - №4.
- Гусакова А.А. Мультфильмы в детском саду. - ТЦ «Сфера», М. 2010
- Детская энциклопедия Что такое. Кто такой - В3т.Т.2 – 3-е издание, переработанное и дополненное - М. Педагогика - Пресс, 1992
- Заглада Л. Дети и мультипликация. // Мир семьи. - 2005. - №11.
- Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. – Новосибирск, 2005.
- Смольникова К. Мультик своими руками. [Текст] Смольникова К.// Саткинский работник. - 2011 - № 15
- Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»
дать понятие о духовно – нравственном воспитании- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников старшей группе «Воспитываем патриотов»
Актуальность проектаПатриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм- это любовь к своей семье, р...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию воспитанников старшей группы компенсирующей направленности «Жить – Родине служить»
Проект по нравственно – патриотическому воспитаниювоспитанников старшей группы компенсирующей направленности «Жить – Родине служить» Актуальность проекта: Патриотичес...
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников (старшая группа компенсирующей направленности)
Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формиров...
Проект "Развивающие интернет-ресурсы для дошкольников". Старшая группа компенсирующей направленности
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем применения коррекционно-развивающей компьютерной среды.Проект ...