Занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Геометрических фигур".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_geometricheskih_figur.docx | 331.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Путешествие в страну Геометрических Фигур»
Цель: учить соотносить отличительные признаки геометрических фигур с их описанием в загадках; закрепить знания о геометрических фигурах, закреплять умение устанавливать закономерности во множестве фигур по двум признакам (цвет и форма); развивать словесно-логическое мышление, внимание, умение использовать речь-доказательство и речь-рассуждение. Закреплять порядковый счет, развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости.
Материал и оборудование: импровизированный «Ковёр-самолёт», конверт с геометрическими фигурами (отгадки на загадки); 2 набора геометрических фигур для конструирования; схематические изображения гуся и лисы, составленные из геометрических фигур; раздаточные карточки для игры «Что лишнее»; карточки с контурами геометрических фигур, наложенных друг на друга, фланелеграф.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в страну Геометрических Фигур. Жителям этой страны требуется наша помощь. Чтобы узнать, на каком средстве передвижения мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку: это транспортное средство прямоугольной формы, летает по воздуху, бывает только в сказках (если дети затрудняются, можно подсказать, что на нём летал Алладин). (Ковёр-самолёт)
Дети усаживаются на подготовленный «ковёр-самолёт» и произносят вместе с педагогом волшебные слова:
Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.
Воспитатель: Чтобы вы не заскучали, пока мы будем лететь, я загадаю вам загадки (отгадки – геометрические фигуры, лежат в конверте).
- Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. - Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло, посмотри! - Ведь углов-то тоже три.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины. - Я – похож на яйцо,
И как просто буква О.
Я почти как круг – малец,
Я – такой, как огурец. - Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны и две покороче.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, и мы приземляемся. Вот мы и в стране Геометрических Фигур. Я вижу загадочный конверт, хотите узнать, что в нём?
В конверте фигуры в беспорядке маются –
И в вашей помощи нуждаются.
(Детям раздаются карточки из конверта: нужно отыскать квадраты, круги и треугольники: квадраты раскрасить красным цветом, круги – жёлтым, треугольники – зелёным.)
Воспитатель: Ребята, по-моему, ещё кто-то нуждается в нашей помощи. (На мольберте схематические изображения лисы и гуся, составленные из геометрических фигур)
Я, весёлая лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась!
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вышел спор,
Получился – мухомор!
Помогите! Помогите!
Из фигур меня сложите.
Я, весёлый белый гусь,
Ничего я не боюсь.
Но вчера свалился с кочки,
Развалился на кусочки.
Собирал меня енот –
Получился пароход.
Помогите! Помогите!
Из фигур меня сложите!
Дети делятся на две подгруппы: первая – конструирует из геометрических фигур лису, вторая – гуся. Затем педагог предлагает детям первой подгруппы сосчитать круги и квадраты в изображении лисы; второй – треугольники и прямоугольники в изображении гуся. И подобрать соответствующие цифры.
Физкультминутка: Воспитатель поочерёдно показывает геометрические фигуры – дети выполняют движения:
Треугольник – прошагай,
Квадрат – приседай,
Ну, а если круг – дружок,
Выполняя скорей прыжок.
Воспитатель: Здорово! И с этим заданием справились. А теперь отправляемся дальше в путь. Впереди нас ждет новое приключение. (Дети садятся перед фланелеграфом, на котором находятся разные картинки в разных количествах и по-разному расположенных). Замечательная картина открылась нашему взору. А вы заметили:
- Что находится справа от дерева?
- Что или кто находится слева от дерева?
- Какие объектов по 3?
- Кого больше насекомых или облаков? Что можно сделать, чтобы сравнять количество насекомых и облаков?
- Каких предметов по 1?
- Какие предметы находятся под деревом?
- Кого больше птиц или зайцев?
Воспитатель: жители страны Геометрических Фигур ужасно не любят беспорядок или когда что-нибудь теряется. На этом голубом облаке потерялись цифры – их нужно найти. (На несколько секунд детям показывают облако, на котором вразнобой написаны цифры от 0 до 9, различные знаки. Две цифры пропущены. Затем облако переворачивают, а дети по памяти восстанавливают чистовой ряд и высказывают свои предположения, какие цифры отсутствуют. После этого облако опять переворачивают, и дети проверяют правильность своих высказываний).
Зрительная гимнастика:
Мы с фигурками играли, (Дети часто моргают, не напрягая глаз)
Наши глазоньки устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза)
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно)
Воспитатель: Ну что ж, ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но попасть на «ковёр-самолёт» не так-то просто, - нужно выполнить ещё одно задание:
Собралась фигур – семья,
А какая ж лишняя?
Дети на индивидуальных раздаточных карточках зачёркивают «лишнюю» фигуру, объясняя свой выбор.
Воспитатель: И это испытание мы выдержали. Усаживайтесь на «ковёр-самолёт», и скажем волшебные слова:
Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждёт любимый детский сад
Дорогих своих ребят.
Итог.
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? В какой стране мы гостили? Кто жители этой страны? Какие задания нам необходимо было выполнить? Какое задание было самым интересным? Самым трудным?
Программное содержание.
- Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), умение находить признаки, их сходство и различие.
- Закреплять навык группировки фигур по определенным признакам.
- Закреплять представления детей о различных видах кривых линий; закреплять умение ориентироваться по схематичному плану.
- Закреплять порядковый счет.
- Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости.
- Развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.
Оборудование:
- фланелеграф;
- план группы на каждого ребенка;
- указка, конверты с заданиями на каждого ребенка;
- «облако» с цифрами и знаками;
- план «волшебного» леса;
- картинки для фланелеграфа;
- загадки на сообразительность;
- карточки с геометрическими фигурами;
- 2 карточки с фигурами и линиями.
Предшествующая работа.
Игры детей в интеллектуальные игры по типу «Размышляй-ка», «Головоломки», «Колумбово яйцо», «Четвертый лишний» и т.д.; занятия по математике по методике Л.Г.Петерсон, выполнение занятий на развитие логического мышления.
Ход занятия
Ребята! Сегодня детский сад получил письмо из волшебной страны Математики. Ее жители приглашают нас к себе в гости. Там много интересного, математического. В этой стране всегда лето, тепло и солнечно. Ну что, готовы отправиться в путь? Сможете преодолеть все препятствия, которые могут встретиться в дороге? Тогда вперед.
- Жители страны Математика ужасно не любят беспорядок или когда что-нибудь теряется. На этом голубом облаке потерялись цифры – их нужно найти. (На несколько секунд детям показывают облако, на котором вразнобой написаны цифры от 0 до 9, различные знаки. Две цифры пропущены. Затем облако переворачивают, а дети по памяти восстанавливают чистовой ряд и высказывают свои предположения, какие цифры отсутствуют. После этого облако опять переворачивают, и дети проверяют правильность своих высказываний).
- А теперь жители страны математики хотят проверить, как вы умеете думать и рассуждать. Перед вами несколько фигур. (Детям предлагается полоса картона, на которой нарисованы несколько фигур, а затем – несколько кривых линий). Я утверждаю, что каждая из них может быть лишней. Докажите почему.
- В любой волшебной стране есть свои сокровища. У жителей математической страны они называются геометрическими фигурами. Вот они перед вами. Давайте рассмотрим их. Скажите:
- Сколько фигур, которые не имеют углов?
- Сколько красных фигур?
- Сколько треугольников?
- Сколько маленьких фигур?
- Как называется единственная фигура?
- Сколько не желтых фигур?
- По каким признакам можно разделить все фигуры?
- На сколько групп можно разделить эти фигуры по цвету? Какие?
- На сколько групп можно разделить эти фигуры по форме? Какие?
Молодцы. Вы справились и с этим препятствием.
- А теперь отправляется дальше в путь. Впереди нас ждет новое приключение. (Дети садятся перед фланелеграфом, на котором находятся разные картинки в разных количествах и по-разному расположенных). Замечательная картина открылась нашему взору. А вы заметили:
- Что находится справа от дерева?
- Что или кто находится слева от дерева?
- Какие объектов по 3?
- Кого больше насекомых или облаков? Что можно сделать, чтобы сравнять количество насекомых и облаков?
- Каких предметов по 1?
- Какие предметы находятся под деревом?
- Кого больше птиц или зайцев?
Молодцы. И с этим препятствием справились.
- Жители волшебной страны приготовили для вас необычный сюрприз, который надежно спрятан. Я раздам вам план, внимательно его рассмотрите, сориентируйтесь. В обозначенном месте вы найдете маленький конверт – это и есть сюрприз. (У каждого ребенка свое задание). После того как дети найдут конвертик, они выкладывают карточки, находящиеся в конвертиках в порядке возрастания.
- Все жители волшебной страны любят не только числа, знаки, геометрические фигуры, но и природу. Она приглашают вас побывать в их волшебном лесу. Проходите на лужайку, садитесь на траву. Посмотрите, на этой картине изображен план волшебный лес. Сравните 2 плана и найдите отличия. Ответы давайте полным предложением.
- Посмотрите под пеньком лежат прошлогодние листья, а на них загадки на сообразительность. (Дети отгадывают загадки на сообразительность).
Жители волшебной математической страны очень рады, что вы любите математику, знаете очень много о фигурах, числах, линиях, умеете считать и думать. Поэтому они дарят вам свои математические игры для математического уголка в группу. На этом наше путешествие закончилось. Нам пора в детский сад. А пока мы в пути, давайте вспомним, какие препятствия вам больше всего понравились и почему?
Программное содержание. Познакомить детей с овалом, закреплять умения распознавать изученные геометрические фигуры. Продолжать знакомить детей с планом, формировать навыки ориентации в элементарном плане при помощи карточки подсказки; находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур; систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине, толщине. Продолжать учить пользоваться рисунчатыми значками – кодами, характеризовать признаки определенных фигур при помощи знаков – кодов. Закреплять умения соотносить цифры 1 – 4 с количеством, развивать умения считать посредствам тактильно – моторных ощущений. Развивать внимание, зрительную память, мыслительные операции, интерес к предмету.
Активизация словаря: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал, слева, справа.
Демонстрационный материал: План – схема «СТРАНА ГЕОМЕТРИЯ» карточка подсказка, (Рисунок №1), «КОВЕР – САМОЛЕТ» с геометрическими заплатками, четыре разноцветных обруча, маски геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал), магниты – геометрические фигуры.
Раздаточные материалы: блоки Дьенеша, коробочки с цифрами (1-4 ), карточки к игре «Четвертый лишний», карточки с пуговицами в чехлах, кодовые карточки, воздушные шары.
Предварительная работа: рассматривание схем, планов. Дидактические игры, игры с блоками Дьенеша на закрепление цвета, формы, величины, толщины. Выкладывание из геометрических фигур различных форм, составление человечков из блоков Дьенеша по образцу. Чтение сказок о геометрических фигурах, стихов.
Ход занятия
- Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко уже проснулось и заглянуло к нам в окошки. Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? (Веселое, радостное…)
Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми? (Конечно).
Тогда давайте улыбнемся друг другу, улыбаемся солнышку и всем, всем на свете.
Замечательно. (Дети посылают улыбки друг другу, солнышку и гостям).
- Говорят, что все ребята любят путешествовать. Это правда?
Сегодня мы отправляемся в волшебную страну «Геометрия», где живут разные геометрические фигуры. Полетим мы в эту страну на волшебном «ковре- самолете».
(Воспитатель разворачивает ковер, а там дырки в виде геометрических фигур).
Ой, ребята его погрызли мыши. Помогите починить ковер.
(На полу лежат « заплатки» в виде геометрических фигур. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)
- Сейчас, назовите « заплатки», которые вам понадобились. Какой они формы?
Теперь становитесь на ковер и повторяйте волшебные слова:
О ковер-самолет,
Отправляйся в полет,
Страна « Геометрия» нас ждет.
Чтобы наш «ковер-самолет» полетел, нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести заклинание «Сим-Салабим».
Взлетаем: Правое крыло вперед! Левое крыло вперед!
- Вот мы и прилетели в страну «Геометрия».
- Посмотрите, здесь живут знакомые нам геометрические фигуры. Давайте послушаем, что они говорят.
Воспитатель рассказывает сказку: (дети инсценируют сказку).
Сидели как-то наши друзья круг, квадрат, треугольник и пили чай.
А блюдечки у них напоминают что? (Круги).
А что напоминают кусочки сахара? Печенье? (Квадрат).
А как сложена салфетка? (Треугольником).
Вдруг слышат песенку. По дорожке бежит круг—не круг (Овал).
Вышли друзья ему на встречу, начали рассказывать о себе на кого они похожи.
Ребенок:
Я – треугольник, у меня 3 вершинки, 3 угла, 3 стороны.
Я похож на крышу дома и румяный эч-почмак.
Ребенок:
Я – квадрат, у меня 4 угла.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины,
И похож на кубик я.
Ребенок:
Я – круг, нет углов у меня,
И могу катиться я.
А похож на блюдце я,
На обруч, колесо
На чудесное кольцо.
- А меня зовут Овал.
Только я не знаю, на кого я похож?
- Пошли друзья гулять. А Овал оказался такой проказник — убежал и спрятался.
Вот он ребята я его нашла. Давайте вместе с Овалом отправимся в путешествие по стране «Геометрия».
Воспитатель обращает внимание на план страны геометрических фигур.
Маршрут путешествия обозначен на карте. (Рисунок 1)
Рисунок 1
Затем воспитатель показывает детям дополнительную карточку со схематическим изображением пути по плану.
- Эта карточка показывает дорогу к домику, где живут новые друзья: круг, квадрат, треугольник. Чтобы было проще ориентироваться на дорогах расставлены значки — геометрические фигуры.
- Посмотрите: на карточке тоже есть стрелка — это начало пути. Как вы думаете, в какую сторону должен пойти Овал, влево или вправо.
Вызывает ребенка и просит показать дорогу (на карточке нарисован квадрат- это значит, что Овал должен выбрать на плане дорожку, на которой тоже нарисован квадрат.
Вот эта дорожка.
Воспитатель убирает значок (квадрат) и обращает внимание на то, что дорога завалена камнями, и просит детей помочь Овалу расчистить ее.
Задание № 1: Блоки Дьенеша — это завал камней. Необходимо разложить их по форме в 4 обруча, которые лежат на полу.
Каждый ребенок берет по одному «камню» называет цвет, форму, размер и говорит куда этот «камень» нужно положить.
Задание № 2.
Ребята в стране «Геометрия» живут необычные жители, давайте попробуем их представить и сложить из геометрических фигур.
Дети складывают из фигур жителей страны «Геометрии» из блоков Дьенеша в каждом обруче, воспитатель обращает внимание на то, что в каждом обруче есть блоки толстые и тонкие, таким образом, человечки получаются толстые и тонкие.
Физкультминутка «Веселые человечки».
Рисунок 2
Ребята мы поиграли с разноцветными камнями, а теперь давайте уберем их с дороги.
Сначала уберем все красные фигуры, затем все большие, затем все толстые.
- Ребята, скажите какие фигуры остались (желтые, синие, маленькие, тонкие).
- Дорога свободна, наш Овал может идти дальше. (Воспитатель передвигает « Овал» до развилки дорог.)
- Ребятки, кто поможет Овалу найти правильный путь дальше. А для этого надо посмотреть на карточку.
Ребенок находит правильное направление и воспитатель читает задание, под следующим значком. Чтобы пройти дальше надо выполнить следующее задание.
Задание №3: Игра «Четвертый лишний».
Воспитатель раздает каждому ребенку карточку, где дети находят среди данных геометрических фигур лишнюю.
- Отвечают на вопрос: Почему эта геометрическая фигура лишняя?
Чтобы продолжить путешествие по стране, нужно выполнить следующее задание.
Задание №4 под следующим значком.
- Геометрические фигуры приготовили для Овала загадки. Давайте поможем Овалу разгадать их. (Рисунок 3)
Рисунок 3
Каждый ребенок получает карточку, на которой изображены рисунчатые значки-коды — это загадки. Нужно отгадать какие геометрические фигуры «закодированы».
Дети находят определенную фигуру при помощи значков-кодов, характеризующие четыре признака (форму, цвет, величину и толщину).
Затем, определяют правильно ли отгадали геометрическую фигуру.
Чтобы пройти дальше надо выполнить следующее задание.
Задание №5: Посмотрите, здесь много интересных прямоугольников, они необычные внутри, что-то есть — мне кажется это пуговицы. Нужно определить с помощью пальцев сколько здесь пуговиц и положить в коробочку с цифрой обозначающую число пуговиц.
Вот Овал и добрался до дома своих новых друзей. Круг, квадрат, треугольник выходят к нему навстречу с воздушными шарами.
Овал: Я теперь понял, я похож на воздушный шар.
Овал берёт воздушный шар и нечаянно его отпускает, шар улетает.
Воспитатель: Теперь я знаю, на чем мы полетим назад в детский сад—на воздушных шарах.
- Взяли все шары в руки, держите их крепко. Полетели!
Физкультминутка «Веселые человечки»
Человечки в доме жили, |
| Дети ритмично хлопают. |
Удивлялись человечки | ||
Ритмично пожимают плечами. | ||
А в рубашечном кармашке | Показывает пальцем на карман рубашки. | |
Чтобы нос, лицо и руки | ||
В заднем брючном – злая кнопка. | Показывает на задний карман и «Колют» себя указательным пальцем. | |
Засмеялись человечки, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в старшей группе тема: "Остров геометрических фигур"
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации...
Конспект итогового занятия по математике в средней группе «В стране геометрических фигур»
Конспект итогового занятия по математике в средней группе«В стране геометрических фигур»Цель:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи:Сове...
Занятия по математике в подготовительной группе по теме "Геометрические фигуры"
Задачи.1. Образовательная – закрепить названия геометрических фигур, познакомить детей со способом рисования многоугольника в тетради, упражнять в счете в пределах 20, называть четные и нечетные числа...
итоговое занятие по математике в средней группе "В стране геометрических фигур."
Итоговое занятие по математике "В стране геометричесикх фигур"....
Конспект занятия по математике в средней группе «В стране геометрических фигур»
В стране геометрических фигур...
Математика средняя группа( презентация "В стране геометрических фигур")
В этой презентации для средней группы (4-5 лет) можно ознакомиться с геометрическими фигурами. позаниматься с ребенком и в конце занятия сделать с ним творческую работу....
Конспект занятия по математике в средней группе "В стране геометрических фигур"
Конспект занятия по математике для детей средней группы "В стране геометрических фигур"....