Занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Геометрических фигур".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Писарева Ирина Витальевна

Закрепить знания о геометрических фигурах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_geometricheskih_figur.docx331.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие в страну Геометрических Фигур»

Цель: учить соотносить отличительные признаки геометрических фигур с их описанием в загадках; закрепить знания о геометрических фигурах, закреплять умение устанавливать закономерности во множестве фигур по двум признакам (цвет и форма); развивать словесно-логическое мышление, внимание, умение использовать речь-доказательство и речь-рассуждение. Закреплять порядковый счет, развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости. 

Материал и оборудование: импровизированный «Ковёр-самолёт», конверт с геометрическими фигурами (отгадки на загадки); 2 набора геометрических фигур для конструирования; схематические изображения гуся и лисы, составленные из геометрических фигур; раздаточные карточки для игры «Что лишнее»; карточки с контурами геометрических фигур, наложенных друг на друга, фланелеграф.

Ход занятия.

Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в страну Геометрических Фигур. Жителям этой страны требуется наша помощь. Чтобы узнать, на каком средстве передвижения мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку: это транспортное средство прямоугольной формы, летает по воздуху, бывает только в сказках (если дети затрудняются, можно подсказать, что на нём летал Алладин). (Ковёр-самолёт)

Дети усаживаются на подготовленный «ковёр-самолёт» и произносят вместе с педагогом волшебные слова:

Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.

Воспитатель: Чтобы вы не заскучали, пока мы будем лететь, я загадаю вам загадки (отгадки – геометрические фигуры, лежат в конверте).

  1. Нет углов у меня,
    А похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо и колесо.
    Кто же я такой, друзья?
    Назовите вы меня.
  2. Три мои стороны
    Могут разной быть длины.
    Где стороны встречаются –
    Угол получается.
    Что же вышло, посмотри!
  3. Ведь углов-то тоже три.
    Он давно знакомый мой,
    Каждый угол в нём прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
  4. Я – похож на яйцо,
    И как просто буква О.
    Я почти как круг – малец,
    Я – такой, как огурец.
  5. Четыре угла, как квадрат я имею,
    Но только квадратом назваться не смею,
    И всё же, похож на квадрат, между прочим,
    Две длинные стороны и две покороче.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, и мы приземляемся. Вот мы и в стране Геометрических Фигур. Я вижу загадочный конверт, хотите узнать, что в нём?

В конверте фигуры в беспорядке маются –
И в вашей помощи нуждаются.

 http://festival.1september.ru/articles/528014/img1.gif

(Детям раздаются карточки из конверта: нужно отыскать квадраты, круги и треугольники: квадраты раскрасить красным цветом, круги – жёлтым, треугольники – зелёным.)

Воспитатель: Ребята, по-моему, ещё кто-то нуждается в нашей помощи. (На мольберте схематические изображения лисы и гуся, составленные из геометрических фигур)

Я, весёлая лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась!
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вышел спор,
Получился – мухомор!
Помогите! Помогите!
Из фигур меня сложите.


Я, весёлый белый гусь,
Ничего я не боюсь.
Но вчера свалился с кочки,
Развалился на кусочки.
Собирал меня енот –
Получился пароход.
Помогите! Помогите!
Из фигур меня сложите!

 http://festival.1september.ru/articles/528014/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/528014/img3.gif

Дети делятся на две подгруппы: первая – конструирует из геометрических фигур лису, вторая – гуся. Затем педагог предлагает детям первой подгруппы сосчитать круги и квадраты в изображении лисы; второй – треугольники и прямоугольники в изображении гуся. И подобрать соответствующие цифры.

Физкультминутка: Воспитатель поочерёдно показывает геометрические фигуры – дети выполняют движения:

Треугольник – прошагай,
Квадрат – приседай,
Ну, а если круг – дружок,
Выполняя скорей прыжок.

Воспитатель: Здорово! И с этим заданием справились. А теперь отправляемся дальше в путь. Впереди нас ждет новое приключение. (Дети садятся перед фланелеграфом, на котором находятся разные картинки в разных количествах и по-разному расположенных). Замечательная картина открылась нашему взору. А вы заметили:

  • Что находится справа от дерева?
  • Что или кто находится слева от дерева?
  • Какие объектов по 3?
  • Кого больше насекомых или облаков? Что можно сделать, чтобы сравнять количество насекомых и облаков?
  • Каких предметов по 1?
  • Какие предметы находятся под деревом?
  • Кого больше птиц или зайцев?

Воспитатель: жители страны Геометрических Фигур ужасно не любят беспорядок или когда что-нибудь теряется. На этом голубом облаке потерялись цифры – их нужно найти. (На несколько секунд детям показывают облако, на котором вразнобой написаны цифры от 0 до 9, различные знаки. Две цифры пропущены. Затем облако переворачивают, а дети по памяти восстанавливают чистовой ряд и высказывают свои предположения, какие цифры отсутствуют. После этого облако опять переворачивают, и дети проверяют правильность своих высказываний).

Зрительная гимнастика:

Мы с фигурками играли, (Дети часто моргают, не напрягая глаз)
Наши глазоньки устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза)
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно)

         Воспитатель: Ну что ж, ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но попасть на «ковёр-самолёт» не так-то просто, - нужно выполнить ещё одно задание:

Собралась фигур – семья,

А какая ж лишняя?

 http://festival.1september.ru/articles/528014/img4.gif

http://festival.1september.ru/articles/528014/img5.gif

Дети на индивидуальных раздаточных карточках зачёркивают «лишнюю» фигуру, объясняя свой выбор.

Воспитатель: И это испытание мы выдержали. Усаживайтесь на «ковёр-самолёт», и скажем волшебные слова:

Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждёт любимый детский сад
Дорогих своих ребят.

Итог.

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? В какой стране мы гостили? Кто жители этой страны? Какие задания нам необходимо было выполнить? Какое задание было самым интересным? Самым трудным?


Программное содержание.

  1. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), умение находить признаки, их сходство и различие. 
  2. Закреплять навык группировки фигур по определенным признакам. 
  3. Закреплять представления детей о различных видах кривых линий; закреплять умение ориентироваться по схематичному плану. 
  4. Закреплять порядковый счет.
  5. Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости. 
  6. Развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.
  7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.

Оборудование:

  • фланелеграф; 
  • план группы на каждого ребенка; 
  • указка, конверты с заданиями на каждого ребенка;
  • «облако» с цифрами и знаками;
  • план «волшебного» леса; 
  • картинки для фланелеграфа; 
  • загадки на сообразительность; 
  • карточки с геометрическими фигурами; 
  • 2 карточки с фигурами и линиями.

Предшествующая работа.

Игры детей в интеллектуальные игры по типу «Размышляй-ка», «Головоломки», «Колумбово яйцо», «Четвертый лишний» и т.д.; занятия по математике по методике Л.Г.Петерсон, выполнение занятий на развитие логического мышления.

Ход занятия

Ребята! Сегодня детский сад получил письмо из волшебной страны Математики. Ее жители приглашают нас к себе в гости. Там много интересного, математического. В этой стране всегда лето, тепло и солнечно. Ну что, готовы отправиться в путь? Сможете преодолеть все препятствия, которые могут встретиться в дороге? Тогда вперед.

  1. Жители страны Математика ужасно не любят беспорядок или когда что-нибудь теряется. На этом голубом облаке потерялись цифры – их нужно найти. (На несколько секунд детям показывают облако, на котором вразнобой написаны цифры от 0 до 9, различные знаки. Две цифры пропущены. Затем облако переворачивают, а дети по памяти восстанавливают чистовой ряд и высказывают свои предположения, какие цифры отсутствуют. После этого облако опять переворачивают, и дети проверяют правильность своих высказываний).
  2. А теперь жители страны математики хотят проверить, как вы умеете думать и рассуждать. Перед вами несколько фигур. (Детям предлагается полоса картона, на которой нарисованы несколько фигур, а затем – несколько кривых линий). Я утверждаю, что каждая из них может быть лишней. Докажите почему.
  3. В любой волшебной стране есть свои сокровища. У жителей математической страны они называются геометрическими фигурами. Вот они перед вами. Давайте рассмотрим их. Скажите:
  • Сколько фигур, которые не имеют углов?
  • Сколько красных фигур?
  • Сколько треугольников?
  • Сколько маленьких фигур?
  • Как называется единственная фигура?
  • Сколько не желтых фигур?
  • По каким признакам можно разделить все фигуры?
  • На сколько групп можно разделить эти фигуры по цвету? Какие?
  • На сколько групп можно разделить эти фигуры по форме? Какие?

Молодцы. Вы справились и с этим препятствием.

  1. А теперь отправляется дальше в путь. Впереди нас ждет новое приключение. (Дети садятся перед фланелеграфом, на котором находятся разные картинки в разных количествах и по-разному расположенных). Замечательная картина открылась нашему взору. А вы заметили:
  • Что находится справа от дерева?
  • Что или кто находится слева от дерева?
  • Какие объектов по 3?
  • Кого больше насекомых или облаков? Что можно сделать, чтобы сравнять количество насекомых и облаков?
  • Каких предметов по 1?
  • Какие предметы находятся под деревом?
  • Кого больше птиц или зайцев?

Молодцы. И с этим препятствием справились.

  1. Жители волшебной страны приготовили для вас необычный сюрприз, который надежно спрятан. Я раздам вам план, внимательно его рассмотрите, сориентируйтесь. В обозначенном месте вы найдете маленький конверт – это и есть сюрприз. (У каждого ребенка свое задание). После того как дети найдут конвертик, они выкладывают карточки, находящиеся в конвертиках в порядке возрастания.
  2. Все жители волшебной страны любят не только числа, знаки, геометрические фигуры, но и природу. Она приглашают вас побывать в их волшебном лесу. Проходите на лужайку, садитесь на траву. Посмотрите, на этой картине изображен план волшебный лес. Сравните 2 плана и найдите отличия. Ответы давайте полным предложением.
  3. Посмотрите под пеньком лежат прошлогодние листья, а на них загадки на сообразительность. (Дети отгадывают загадки на сообразительность).

Жители волшебной математической страны очень рады, что вы любите математику, знаете очень много о фигурах, числах, линиях, умеете считать и думать. Поэтому они дарят вам свои математические игры для математического уголка в группу. На этом наше путешествие закончилось. Нам пора в детский сад. А пока мы в пути, давайте вспомним, какие препятствия вам больше всего понравились и почему?


Программное содержание. Познакомить детей с овалом, закреплять умения распознавать изученные геометрические фигуры. Продолжать знакомить детей с планом, формировать навыки ориентации в элементарном плане при помощи карточки подсказки; находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур; систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине, толщине. Продолжать учить пользоваться рисунчатыми значками – кодами, характеризовать признаки определенных фигур при помощи знаков – кодов. Закреплять умения соотносить цифры 1 – 4 с количеством, развивать умения считать посредствам тактильно – моторных ощущений. Развивать внимание, зрительную память, мыслительные операции, интерес к предмету.

Активизация словаря: квадрат,  треугольник, круг, прямоугольник, овал, слева, справа.

Демонстрационный материал: План – схема «СТРАНА ГЕОМЕТРИЯ» карточка подсказка, (Рисунок №1),  «КОВЕР – САМОЛЕТ» с геометрическими заплатками, четыре разноцветных обруча, маски геометрических фигур (квадрат,  треугольник, круг, овал), магниты – геометрические фигуры.

Раздаточные материалы: блоки Дьенеша, коробочки с цифрами (1-4 ), карточки к игре «Четвертый лишний», карточки с пуговицами в чехлах, кодовые карточки, воздушные шары.

Предварительная работа: рассматривание схем, планов. Дидактические игры, игры с блоками Дьенеша на закрепление цвета, формы, величины, толщины. Выкладывание из геометрических фигур различных форм, составление человечков из блоков Дьенеша по образцу. Чтение сказок о геометрических фигурах, стихов.

Ход занятия

- Ребята, посмотрите,  какой замечательный сегодня день. Солнышко уже проснулось и заглянуло к нам в окошки. Наверное, солнышко  хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? (Веселое, радостное…)

Как вы думаете, надо ли поделиться   своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми? (Конечно).

Тогда давайте улыбнемся друг другу, улыбаемся солнышку и всем, всем на свете.

Замечательно. (Дети посылают улыбки друг другу, солнышку и гостям).

- Говорят, что все ребята любят путешествовать. Это правда?

Сегодня мы отправляемся в волшебную страну «Геометрия», где живут разные геометрические фигуры. Полетим мы в эту страну на волшебном «ковре- самолете».

(Воспитатель разворачивает  ковер, а там дырки в виде геометрических фигур).

Ой, ребята его погрызли мыши. Помогите починить ковер.

(На полу лежат « заплатки» в виде геометрических фигур. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)

- Сейчас, назовите « заплатки», которые вам понадобились. Какой они формы?

Теперь становитесь на ковер и повторяйте волшебные слова:

О ковер-самолет,
Отправляйся в полет,
Страна « Геометрия» нас ждет.

Чтобы наш «ковер-самолет» полетел, нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести заклинание «Сим-Салабим».

Взлетаем: Правое крыло вперед! Левое крыло вперед!

- Вот мы и прилетели в страну «Геометрия».

- Посмотрите, здесь живут знакомые нам геометрические фигуры. Давайте послушаем, что они говорят.

Воспитатель рассказывает сказку: (дети инсценируют сказку).

Сидели как-то наши друзья круг, квадрат, треугольник и пили чай.

А блюдечки у них  напоминают что? (Круги).

А что напоминают кусочки сахара? Печенье? (Квадрат).

А как сложена салфетка? (Треугольником).

Вдруг слышат песенку. По дорожке  бежит круг—не круг (Овал).

Вышли друзья ему на встречу, начали рассказывать о себе на кого они похожи.

Ребенок:   

Я – треугольник, у меня 3 вершинки, 3 угла, 3 стороны.
Я похож на крышу дома и румяный эч-почмак.

Ребенок:    

Я – квадрат, у меня 4 угла.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины,
И похож на кубик я.

Ребенок:       

Я – круг, нет углов у меня,
И  могу катиться я.
А похож на блюдце я,
На  обруч, колесо
На чудесное кольцо.

- А меня зовут Овал.
Только я не знаю, на кого я похож?

- Пошли друзья гулять. А Овал оказался такой проказник — убежал и спрятался. 

Вот он ребята я его нашла. Давайте вместе с Овалом отправимся в путешествие по стране «Геометрия».

Воспитатель обращает внимание на план страны геометрических фигур.

Маршрут путешествия обозначен на карте. (Рисунок 1)

http://festival.1september.ru/articles/585936/img1.jpg

Рисунок 1

Затем воспитатель показывает детям дополнительную карточку со схематическим изображением пути по плану.

- Эта карточка показывает дорогу к домику, где живут новые друзья: круг, квадрат, треугольник. Чтобы было проще ориентироваться  на дорогах  расставлены значки — геометрические фигуры.

- Посмотрите: на карточке тоже есть стрелка — это начало пути. Как вы думаете, в какую сторону должен пойти Овал, влево или вправо.

Вызывает ребенка и просит показать дорогу (на карточке нарисован квадрат- это значит, что  Овал  должен выбрать на плане дорожку, на которой тоже нарисован квадрат.

Вот эта дорожка. 

Воспитатель убирает значок (квадрат) и обращает внимание на то, что дорога завалена камнями, и просит детей помочь Овалу расчистить ее.

Задание № 1:  Блоки Дьенеша — это завал камней. Необходимо разложить их по форме в 4 обруча, которые лежат на полу.

Каждый ребенок берет по одному «камню» называет цвет, форму,  размер и говорит куда этот «камень» нужно положить. 

Задание № 2.

Ребята в стране «Геометрия» живут необычные жители, давайте попробуем их представить и сложить из геометрических фигур.

Дети складывают из фигур жителей страны «Геометрии» из блоков Дьенеша  в каждом обруче, воспитатель обращает внимание на то, что в каждом обруче есть блоки толстые и тонкие, таким образом, человечки получаются толстые и тонкие.

Физкультминутка «Веселые человечки».

http://festival.1september.ru/articles/585936/img2.jpg

Рисунок  2

Ребята мы поиграли с разноцветными камнями, а теперь давайте уберем их с дороги.

Сначала уберем все красные фигуры, затем все большие, затем  все толстые.

- Ребята, скажите какие фигуры остались (желтые, синие, маленькие, тонкие).

- Дорога свободна, наш  Овал  может  идти дальше. (Воспитатель передвигает « Овал» до развилки дорог.)

- Ребятки, кто поможет Овалу найти правильный путь дальше.  А для этого надо посмотреть на карточку.

Ребенок находит правильное направление и воспитатель читает задание, под следующим значком. Чтобы пройти дальше надо выполнить следующее задание.

Задание №3: Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель раздает каждому ребенку карточку, где дети находят среди данных геометрических фигур лишнюю.

- Отвечают на вопрос: Почему эта геометрическая фигура лишняя?

Чтобы продолжить путешествие по стране, нужно выполнить следующее задание.

Задание №4  под следующим значком.

- Геометрические фигуры приготовили для Овала загадки. Давайте поможем Овалу разгадать их. (Рисунок 3)

http://festival.1september.ru/articles/585936/img3.jpg

Рисунок 3

Каждый ребенок получает карточку, на которой изображены рисунчатые значки-коды — это загадки. Нужно отгадать какие геометрические фигуры «закодированы».

Дети находят определенную фигуру при помощи значков-кодов, характеризующие  четыре признака (форму, цвет, величину и толщину).

Затем, определяют правильно ли отгадали геометрическую фигуру.

Чтобы пройти дальше надо выполнить следующее задание.

Задание №5: Посмотрите, здесь много интересных прямоугольников,  они необычные внутри, что-то есть — мне кажется это пуговицы. Нужно определить с помощью пальцев сколько здесь пуговиц и положить в коробочку с цифрой обозначающую число пуговиц.

Вот Овал и добрался до дома своих новых друзей. Круг, квадрат, треугольник выходят к нему навстречу с воздушными шарами.

Овал: Я теперь понял, я похож на воздушный шар.

Овал берёт воздушный шар и нечаянно его отпускает, шар улетает.

Воспитатель: Теперь я знаю,  на чем мы полетим назад в детский сад—на воздушных шарах.

- Взяли все шары в руки, держите их крепко. Полетели!

Физкультминутка «Веселые человечки»

   

Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно —
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

 

Дети ритмично хлопают.

Удивлялись человечки
-Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!
Говорит один из них:
У меня в кармане мячик,
А в другом конфета есть.

Ритмично пожимают плечами.
Достает из правого «кармана»
Воображаемый мячик, показывает
Ее форму пальцами.
Левой рукой……………..
Собрав пальцы в щепотку,
Облизывают губы.

А в рубашечном кармашке
Маленький лежит платок.

Показывает пальцем на карман рубашки.
Рисует указательным пальцем в воздухе
Квадрат.

Чтобы нос, лицо и руки
Вытирать им смело мог. 

В заднем брючном – злая кнопка. 
Не могу я даже сесть.

Показывает на задний карман и «Колют»  себя указательным пальцем.
Чуть приседают и быстро выпрямляются.

Засмеялись человечки,
Хи-хи, Хи-хи, Хи-хи-хи.
Человечки все хохочут,
Ха-ха, Ха-ха, Ха-ха-ха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе тема: "Остров геометрических фигур"

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации...

Конспект итогового занятия по математике в средней группе «В стране геометрических фигур»

Конспект итогового занятия по математике в средней группе«В стране геометрических фигур»Цель:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи:Сове...

Занятия по математике в подготовительной группе по теме "Геометрические фигуры"

Задачи.1. Образовательная – закрепить названия геометрических фигур, познакомить детей со способом рисования многоугольника в тетради, упражнять в счете в пределах 20, называть четные и нечетные числа...

итоговое занятие по математике в средней группе "В стране геометрических фигур."

Итоговое занятие по математике  "В стране геометричесикх фигур"....

Математика средняя группа( презентация "В стране геометрических фигур")

В этой презентации для средней группы (4-5 лет) можно ознакомиться с геометрическими фигурами. позаниматься с ребенком и в конце занятия сделать с ним творческую работу....

Конспект занятия по математике в средней группе "В стране геометрических фигур"

Конспект занятия по математике для детей средней группы "В стране геометрических фигур"....