Формирование временных отношений у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах.
методическая разработка по математике

Асылгареева Юлия Фадисовна

Формирование у детей элементарных представлений и понятий о времени педагогика рассматривает как составную часть всестороннего, гармонического и интеллектуального развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_1.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование временных представлений

у дошкольников

Формирование временных представлений у дошкольников – это одна из сложных сторон математического развития, так как восприятие и понимание времени нельзя потрогать, пощупать, наложить одну часть суток, на другую. В связи с этим у дошкольников, чаще всего, наблюдается смешанность временных рамок.

Все же, детям дошкольного возраста, для жизнедеятельности необходимо научиться самостоятельно ориентироваться во времени: определять и обозначать время, чувствовать его длительность, менять темп своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать свою деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, целенаправленность, концентрация, необходимые для обучения в школе.

Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (яркость солнца и его положение, погодные явления). Их восприятие времени также зависит от состояния мотивационно - потребностной и эмоциональной сферы.

В течение первых лет жизни у ребёнка из собственного жизненного опыта складываются более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения, с которой надо познакомить ребёнка – это сутки. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Самых маленьких детей (до 3-х лет) надо научить различать части суток и называть их.

Значительную роль в освоении временных представлений детьми принадлежат образовательной деятельности. Важно опираться на режим дня, который должен быть един и в детском саду и дома. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознание частей суток, сезонов.

Содержание работы по формированию временных отрезков у дошкольников по возрастам

Ознакомление детей с частями суток согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначить словами все четыре части суток.

Методы: сюжетные и дидактические игры, объяснения, показ, художественное слово, беседа (вопросы), наблюдения, рассматривание наглядного материала и другое.

Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Обучая детей, надо насыщать части суток конкретными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время : это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток : игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.

Ознакомление с частями суток начинать с бесед о личном, конкретном опыте детей. Задавать такие вопросы: «Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро? Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?» В конце беседы обобщала: «В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводятся занятия. Все это происходит утром. Сейчас утро мы занимаемся». Такие беседы проводить на занятиях по математике, особое внимание уделять упражнению детей в правильном обозначении словами частей суток. И в повседневной жизни упражнять детей в использовании названий частей суток.

Закрепление умений определять части суток осуществлять и на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток и обсуждая вопрос: «Когда это бывает?» На последующих занятиях задание усложнять, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером, ночью.)

Для закрепления знаний детей читать рассказы, стихотворения, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия: «Утренние лучи», К. Уминского; «Негритенок Бимбо», Н. Васильева; «С добрым утром», Н. Пикулева; «Добрый вечер», И. Мазнин; «Ночь», С. Есенин; «Про маленького Мишку - упрямого сынишку», В. Орлов.

Использовать словесные игры для активизации словаря за счет названий частей суток: «Назови пропущенное слово», «Что мы делали?», «Назови соседей» и т. д.

4 – 5 года. В этом возрасте формирование временных знаний происходит как на занятиях, так и индивидуальной (подгрупповой) работе.

Методы: сюжетные и дидактические игры, объяснения, показ, художественное слово, беседа (вопросы), наблюдения, рассматривание наглядного материала, модели и календари и другое.

Содержание занятий: в средней группе расширяют представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: «сегодня», «завтра», «вчера». Используя наглядность и собственный опыт ребенка, воспитатель учит понимать и употреблять эти слова в речи во время беседы. Например: «Сегодня мы с вами ходили на музыкальное занятие, а какое занятие у нас было вчера? А завтра у нас будет физкультура»; «Кого мы вчера увидели на прогулке?», «Что мы сегодня рисовали?» и т.д. Ребята эти предложения повторяют.

Детям объясняют, что то, что было сегодня потихоньку (как бежит стрелочка в чесах) проходит и приближается будущее, тем самым обращая внимание детей на его текучесть. Поэтому, то, что было «сегодня» превращается во «вчера». Для того чтобы детям было легче понять это особенность времени, необходимо установить цепочку последовательности используя наглядность, в среднем дошкольном возрасте 2-3 сюжетные картинки. Воспитатель вместе с детьми рассматривает их и раскладывает последовательно.

В играх использовать цветные квадратики: для утра - голубой, для дня -желтый, для вечера – темно синий или фиолетовый, для ночи - черный. Цветовой символ можно использовать как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер или ночь. По цветным знакам закрепить с детьми названия времен суток. Цветные знаки можно использовать и как раздаточный материал: показывать картинки или читать стихи, а дети определяют в какую часть суток это бывает и поднимают соответствующий знак.

Такие понятия как «быстро» и « медленно» формируются у детей в процессе наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных и т.д. Например, ворона летела быстро, муравей полз медленно, воробей прыгал быстро, машина проехала быстро, а человек прошел медленно. Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать наглядность и игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову».

В конце года, когда уже у детей сформируются знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Слово сутки должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей - день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро - это части целого -суток. Проводятся дидактические игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Сутки», «Назови соседей», «Назови все части суток» и др. Прочитать художественные произведения, стихи: «Приглашение в лес», И. Антонов; «Верхом на облаке», М. Газиев; «Трусливый огурчик», Н. Подлесова и другие.

После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событий поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный, театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и наконец, что его показывали вчера. Провести дидактические игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Что было, есть и будет», упражнение «Домик дней» и другие. Почитать стихи, рассказы: «Как осленок Ляпа в футбол играл», В. Житомирский; «Сказка про вчерашний день», Е. Я. Ильина; «Наташа», А. Дрозд; «Завтра», Б. М. Федоров; «Хороший день», С. Я. Маршак и другие. В процессе этой работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

5 – 6 лет. В старшем дошкольном возрасте формирование временных знаний происходит как на занятиях, так и индивидуальной (подгрупповой) работе, так и в самостоятельной деятельности детей.

Методы: сюжетные и дидактические игры, объяснения, показ, художественное слово, беседа (вопросы), наблюдения, рассматривание наглядного материала, модели и календари (начинают использоваться намного активнее, чем в среднем дошкольном возрасте.).

Содержание занятий: дети получают знания о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Данные знания ребята получают на конкретных примерах о том, что было раньше, что позже, определяют какой день, был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

Одной и важных составляющих формирования временных представлений в старшем дошкольном возрасте является ознакомление дошкольников с получением знаний о неделе. Знания представляются в соотношении трудовой недели, как мера рабочего дня и выходного времени. Наглядно детям объясняется что в неделе семь дней (суток). Для лучшего запоминания подойдут художественное слово (стихи, загадки), модели и т.д.

Модель - это мысленный или реальный образ объекта, который отображает систему внутренних связей, определяющих режим функционирования этого объекта. «Модель дает сущностную информацию и новые знания.

С помощью моделей у дошкольников развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания у детей, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность.

Так же педагогу рекомендуется использовать в старшем дошкольном возраст дидактические игры и различные упражнения: «Какой день сегодня», «Назови следующий день», «Назови соседей сегодняшнего дня» и т.д. Также необходимо показать что неделя начинается с понедельника и заканчивается воскресеньем. Игры могут быть разные : «Незнайкина неделя»; «Найди пару»; «Какой день недели спрятался?»; «Чья неделька быстрее соберется»; «А ну-ка, угадай»; «Отправь поезд»; «Помоги Винни - Пуху попасть в гости»; «Дни недели»; «Лови, бросай, дни недели называй». Можно почитать стихи: «Емелина неделя»; «Муха - чистюха» Я. Бжехва; «Неделя» (считалка); «Объявление» В. Орлова; «Новая столовая» 3. Александровой; «Дни недели» П Башмакова; «Как пятница долго тянется» И. Токмакова; «Лежебока» Дж. Родари и другие.

6 – 7 лет. В подготовительной группе формирование временных знаний происходит как во всех режимных моментах (занятия, прогулка, свободная и совместная деятельность и т.д.).

Методы: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание наглядного материала (картинок, иллюстраций и моделей), моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки), объяснения, показ, беседа (вопрос-ответ), продуктивные виды деятельности и другое.

Наблюдения – проводятся индивидуально и подгруппой детей. Содержание наблюдений: состояние природы, окружающей среды, виды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время.

Дидактические игры – используются художественное творчество: поэзия, в которой воспевается та или иная красота природы, повести и рассказы о труде. Требования к произведениям:

- объем 4-12 сток;

- доступность содержания;

- включение в содержание знакомых детям временных категорий;

- коротки по времени.

Настольно-печатные дидактические игры – например «Кто когда спит». Цель игры определить кто спит днем а кто ночью.

Подвижные игры – названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов могут служить сигналом для выполнения определенных движений или действий. И играх могут использоваться малые фольклорные формы в которых встречаются слова «день», «ночь», «утро», «вечер» и другие временные интервалы. Например, «Сова и цыплята», «Солнышко и дождик», «День-ночь» и др.

Беседы – ознакомления с временными значениями происходит через художественные произведения: сказка С. Маршака «12 месяцев», стихотворение «Открываем календарь» - начинается январь», В.И. Даль «Старик – годовик» и др.

Познавательные игровые ситуации и инсценировки – Кукла Маша проснулась. умылась, причесалась, позавтракала – это утро; поиграла с мишкой, погуляла с вертушкой, пообедала – день; идет домой с детского сада, сморит мультики, купается, читает книжку перед сном – вечер; спит - ночь; игровые инсценировки: «Неделя по цепочке становись», «Найди соседей», «Месяца, по порядку в календаре становись», «Месяца, разбежались по времени года» и т.д.

Рисование – «Солнце рано по утру», «Зимнее небо», «Алый закат», «Золотая осень», «Лето красное», Портрет» и т.д.

Модели и детские календари – Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц — наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Листок — это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

Разновидности моделей и календарей: простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. Большую роль в этом играет цвет. Цветочные решение модели или календаря для детей связано с той или иной окраской объектов живой и неживой природы в разное время (года, суток). В отдельных случаях цвета подбираются условно: для обозначений дней недели могут браться цвета радуги.

Проблемные ситуации, задачи и вопросы могут применяться для развития представлений о времени у детей разного возраста, но чаще используется в работе со старшими детьми. Например, «Что говорит о том, что сейчас вечер?», «Когда бывает закат?» и т.д.

Содержание занятий: дети получают элементарные знания о времени: текучесть, необратимость, периодичность, о последовательности дней недели, месяцев, времени года. Педагог следит, чтобы дети активно использовали в разговорной речи слова: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «затем», «в одно и тоже время».

Педагог формирует чувство времени, учит ребят беречь его, регулировать свою деятельность в зависимости от временных рамок. «За сколько времени покушают ребята, которые кушают молча и те которые вертятся и разговаривают», «За какой промежуток времени разденутся ребята, которые берегут свое время и наоборот» и т.д. также ребята учатся различать временные интервалы (1 минута, 5 мнут, 1 час).

Знакомя старших дошкольников с неделей, годом и т.д. необходимо используя символы, например, цветные фишки, кружки и др. Используются четырехцветные фишки будущие первоклассники легче смогут усвоить последовательность времен года, осознать, что длительность года не изменяется, если начать счет с любого времени года (от лета до лета или от зимы до зимы). Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны. Практикуются такие упражнения: «Выложи на круге месяцы, соответствующие весне, лету, осени» и т. д

Поскольку время – трудная часть математического познания, одним из наиболее перспективных средств развития временных отношений дошкольников является наглядность: картинки, модели, мнемотаблицы, календари, как песочные часы, секундомер, часы-конструктор, разнообразные виды часов. Это поможет детям определить окончание срока деятельности по песочным часам (сделать что-то за 1 мин., контролируя время по песочным часам). Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка. Рисовать на листе колобков в течение 1 минуты, сосчитать, сколько колобков успел нарисовать. Посчитать, сколько вещей прыжков можно сделать за 1 минуту. Сколько игрушек составят на полку за одну минуту. Сесть на стул и сидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла, поднять руку. Сколько вещей оденут дети за одну минуту.

Формирование у детей элементарных представлений и понятий о времени педагогика рассматривает как составную часть всестороннего, гармонического и интеллектуального развития. Психолого-педагогические исследования показали: развитие временных представлений в дошкольный период — необходимое условие успешного обучения в школе. Оно позволяет детям лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать ее во времени, а это в свою очередь благоприятно сказывается на воспитании таких необходимых в учении качеств, как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотв...

Статья "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы рег...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста с учетом возрастных групп

Презентация коротко раскрывает схему обучения плаванию у дошкольников в разных возрастных группах...

Развитие представлений о пространственно - временных отношениях у детей дошкольного возраста с ДЦП

Особую значимость в настоящее время, на наш взгляд, приобретает исследование проблемы формирования представлений о пространственно-временных отношениях у дошкольников с ДЦП. Это связано тем, что корре...

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...