План работы с палочками Кюизенера. Старшая группа. Подготовительная группа
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)

Климова Наталья Сергеевна

Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Педагоги  адаптируют и развивают технологии использования дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.). Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений часто используются палочки известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики. Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность. . Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у них элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. На практике эти задачи реализуются через организацию деятельности кружка «Палочки Кюзинера». Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы с палочками Кюизенера

Старшая группа 2019 – 2020 учебный год

Месяц

Название игры

Цель

Материал

Сентябрь

1 неделя

«Змейка»

Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «Один», «много»

Набор палочек

2 неделя

«У Кого больше»

Закреплять название геометрических фигур(треугольник). Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине.

Набор палочек

3 неделя

«Разноцветные вагончики»

Учить классифицировать предмет по цвету и форме.

Набор палочек

4 неделя

«Столбики»

Учить детей классифицировать предмет по высоте «выше», «ниже».

Палочки Кюизенера

Октябрь 

1 неделя

«Сушим полотенца»

Учить детей сравнивать предмет по длине, находить сходства.

Набор палочек

2 неделя

«Число 1 и 2»

Учить детей сравнивать предмет по длине и обозначать его соответствующим числом 1 и 2

Набор палочек

3 неделя

«Строительство домов»

Учить детей моделировать предмет из 4-х палочек одинаковой длины, сравнивать по высоте.

Набор палочек

4 неделя

«Число 3»

Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой.

Набор палочек

Ноябрь

1 неделя

«Треугольник»

Учить детей составлять треугольник из палочек разной длины, упражнять в счете в пределах 3.

Набор палочек

2 неделя

«Рамка для картины»

Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размером.

Набор палочек

3 неделя

«Разноцветные флажки»

Закрепляем названия геометрических фигур, упражняемся в счете.

Набор палочек

4 неделя

«Бусы»

Учить классифицировать предмет по длине, сравнивать группы предметов.

Набор палочек

Декабрь

1 неделя

«Число 4»

Познакомить детей с образованием числа 4 и цифрой.

Набор палочек, цифры

2 неделя

«Число 5»

Познакомить детей с образованием числа 5

Набор палочек, цифры

3 неделя

«Скворечник»

Закреплять знания счета в пределах 5,умение сравнивать предмет по длине.

Палочки Кюизенера

4 неделя

«Дачный поселок»

Учить детей сравнивать предмет по высоте с помощью условной мерки.

Набор палочек

Январь

1 неделя

«Елка»

Упражнять детей в определении длины предмета.

Набор палочек

2 неделя

«Новоселье»

Закреплять умение сравнивать палочки по длине, соотносить величину предметов.

Набор палочек

3 недели

«Дорога к дому»

Закреплять умение детей сравнивать с помощью условной мерки.

Набор палочек

Февраль

1 неделя

«Кукла Маша»

Учить детей сравнивать предметы по длине.

Набор палочек

2 неделя

«Зайка»

Закреплять умение сравнивать предмет по длине и высоте, обозначать словами результат.

Набор палочек.

3 неделя

«Кастрюлька»

Учить детей находить сходства с реальным предметом.

Набор палочек, кастрюлька

4 неделя

«Дети нашего двора»

Учить сравнивать предмет по высоте путем приложения.

Набор палочек

Март 

1 неделя

«слоник»

Развивать умение детей создавать образ слоника из палочек.

Набор палочек

2 неделя

«Море волнуется»

Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму.

Набор палочек

3 неделя

«»Сделай фигуру»

Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры.

Набор палочек

4 неделя

«Винни-Пух»

Упражнять детей в различении цвета.  Развивать умение различать палочки Кюизенера по размеру (длинная, короткая). Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимым героем мультфильма Винни-Пухом.

Набор палочек

Апрель:

1 неделя

«Веселые зайчата»

Упражнять детей в различении цвета. Закреплять умение строить лестницы разными способами по образцу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

2 неделя

«Рисуем палочками»

Развивать художественные способности детей. Развивать ориентировку детей в пространстве (слева, справа, сверху, снизу. Учить отбирать палочки нужного цвета).

3 неделя

«Волшебный камень»

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек

4 неделя

«Мышата и сыр»

Совершенствовать навыки счета. Развивать комбинаторное и конструктивное мышление. Учить находить на основе зрительного анализа недостающие  цветные палочки Кюизенера.

Май:

1 неделя

«Живые числа»

Закреплять понимание соотношения «больше – меньше» «Больше – меньше на…», делить целое на части,  запоминать состав числа из единиц и двух меньших чисел, на основе наглядности овладевать простейшими арифметическими действиями.

2 неделя

«Мосты через реку»

Развивать у детей представления об эталонах цвета; представление о шири не (широкий, узкий и т. д); умение сравнивать предметы по ширине и длине; зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Строительство мостов через реку: (широкие, узкие, длинные, короткие для проезда транспорта через реку.)

3 неделя

«Цвет и число»

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки разного цвета есть свое число. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. Строительство необычного поезда их цветных палочек (например: розовая, голубая, красная, желтая). Но прежде чем посадить туда пассажиров надо узнать, сколько мест в каждом вагоне. Дети берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета - одна белая палочка – одно место Палочки Кюизенера

4 неделя

«Разведчик»  

Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.

Подготовительная группа 2020 – 2021 учебный год

Месяц

Название игры

Цель

Материал

Сентябрь

«Помоги зайчикам добраться до домика!»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

три домика, палочки Кюизенера, три зайчика.

«Чей домик»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки Кюизенера.

«Мосты»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Мышка, зайчик, мишка, нарисованная река, палочки Кюизенера.

«Дорога»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по длине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Три машины, палочки Кюизенера.

Октябрь

«Подснежники»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Палочки Кюизенера.

«Лесенки»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Зайчики, палочки Кюизенера.

Размести пассажиров

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета.

наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), мелкие игрушки или предметные картинки с изображением животных, человечков.

Подбери пару

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — число — количество — цифра. Упражнять в соотношении количества и счета.

Ноябрь

Разноцветные коврики

Упражнять детей в составлении числа из двух меньших чисел с помощью палочек Кюизенера. Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа». Развивать логическое мышление, внимание.

Наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), игрушка.

Назови число – найди палочку

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета.

Наборы  палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), раздаточный материал (мелкие игрушки).

Лесная полянка

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Закрепить понятие «столько же». Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа».  

Наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), на подносах раздаточный материал на каждого ребенка, например, грибы.

«Цветные коврики - 2»

Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Декабрь

«Играем с цветом»

Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

«Дополни»

Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление.

«Запомни»

Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.

«Подбери цифру»

Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление

Январь

 «Цветные числа»

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.

"По порядку становись"

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.

«Магазин игрушек»

Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца.

Февраль

«Кто где живёт»

Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

«Составь число»

Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление.

«Весы»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

«Больше - меньше»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

Март

«Найди дом для палочки»

Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Разведчик»

Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.

Конструирование цифр»

Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами (рисовать, лепить, писать, конструировать). Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности.

Апрель

«Число - головоломка»

Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление.

«Что пропустили?»

Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.

 «Палочки можно вычитать»

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», направо»); развивать количественные представления детей; продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение вычитание в пределах 10; формировать умение находить разность чисел.

«Палочки можно складывать»

Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение вычитание в пределах 7, закреплять представления о геометрических фигурах и соотнесение углов с числом; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку, в пространстве; развивать внимание, память, логическое мышление, зрительный глазомер

Май

«Найди место».

формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, углы, находить середину в плоскости.

Набор палочек

«Лягушонок»

Упражнять в составлении целого из отдельных предметов, использовать словесную инструкцию, сравнивать предметы по разным признакам. Развивать пространственную ориентировку.

Набор палочек

«Найди по схеме»

Способствовать развитию ориентировки в пространстве, упражнять в использовании схемы из цветных палочек, делать количество шагов, обозначенных цветом палочки.

Карточки со схемами, обозначенными цифрами, цветные палочки.

«Поиск сюрприза»

Ориентироваться в микро пространстве, пользуясь планом. Выкладывать предметы по образцу, располагать в заданных частях прямоугольника.

схемы, палочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по решению математических задач в подготовительной группе.

Обучение детей счету в пределах 10. Обучение детей арифметическим действиям (сложение и вычитание). Обучение детей решению задач. Знакомство детей с величиной. Ознакомление детей с геометрическими...

Перспективный план работы по решению экологических задач в подготовительной группе.

Экологические знания и умения Экологическое мышление (умственные действия) Ценностные ориентации (Этические нормы поведения) Экологически оправданное поведение...

перспективный план работы с родителями от младшей до подготовительной групп

Перспективный план включает в себя не только таблицу с мероприятиями, но и расписывает актуальность плана, теоретические основы для его составления и реализацию плана в практической части работы с род...

Календарный план работы по развитию фонематического восприятия детей подготовительной группы

Развёрнутое календарное планирование по развитию фонематического восприятия через систему игровых упражнений....

План работы по оздоровительным мероприятиям, используемые работе подготовительной группы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми по оздоровительным мероприятиям....

План работы по самообразованию «Обучение грамоте детей подготовительной группы» на 2019-2020 уч. год. Подготовительная группа «Ромашка»

В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми,  растет. Небольшие отклонения родителей...

Картотека игр с палочками Кюизенера старшая группа

Картотека игрс палочками Кюизенера  старшая группа...