План работы по самообразованию «Обучение грамоте детей подготовительной группы» на 2019-2020 уч. год. Подготовительная группа «Ромашка»
методическая разработка (подготовительная группа)
В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми, растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. Где дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз. Вторая причина этой проблемы - требования школ. Одно из них – овладение ребенком звукобуквенными, звуко-слоговым и лексико–синтаксическим анализом до поступления в школу. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
детский сад № 11 общеразвивающего вида
Согласовано: Утверждено:
Зам. заведующей Заведующая МБДОУ
по УВР МБДОУ детский сад № 11
детский сад № 11 «Берёзка»
«Берёзка» Г. Я. Амерханова
Е. В. Тодоренко _____________
_______________
План работы по самообразованию
«Обучение грамоте детей подготовительной группы»
Подготовительная группа «Ромашка»
на 2019-2020 уч. год
Воспитатель:
Гонтова Маргарита Энгельсовна
г. Гусиноозёрск
2019 год
Тема: «Обучение грамоте детей подготовительной группы»
Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.
Задачи образовательной деятельности:
1. Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
Актуальность.
Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, не зависимо от нации, социального статуса, психофизических и других особенностей». В связи с этим возникает потребность в применении разных технологий для подготовки детей к обучению грамоте.
В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми, растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. Где дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз.
Вторая причина этой проблемы - требования школ. Одно из них – овладение ребенком звукобуквенными, звуко-слоговым и лексико–синтаксическим анализом до поступления в школу.
Принципы работы:
• От простого - к сложному.
• Доступность содержания программы.
• Систематичность и последовательность материала.
• Наглядность.
• Игровая форма.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
• Взаимосвязь с родителями и социальными партнерами.
• Взаимосвязь с логопедом.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.
Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.
Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.
Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы;
- по слоговые и слитные способы чтения.
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по речевому развитию детей.
Содержание работы с семьей
Месяц | Формы работы | Цель |
Сентябрь | Оформление центра книги в группе. Анкетирование: «Книжный уголок для ребенка» | Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада. Изучить потребности родителей в оказании помощи при подборе и оформлении книжного уголка для детей. |
Октябрь | Консультация «С чего начинать обучение чтению» | Развитие у родителей умений по улучшению развития речи дошкольников и подготовке к обучению грамоте. |
Ноябрь | Памятка «Образцы графических заданий». | Подбор материала для развития у детей графических навыков. |
Декабрь | Игротека «Развитие мелкой моторики у детей» | Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики |
Январь | Папка-передвижка «Игры с буквами для дошколят» | Оптимизация процесса подготовки к обучению грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков. |
Февраль | Папка-передвижка «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников. | Расширение знаний о значении пальчиковых игр в развитии дошкольников. |
Март | Изготовление атрибутов к НОД | Помощь в обогащении материалом для НОД |
Апрель | Памятка «Страна букв» | Получение информации по развитию познавательно-речевой сферы деятельности дошкольника в условиях детского сада и дома. |
Май | Экскурсия в библиотеку | Стимулирование детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки. |
План работы на 2019 – 2020 уч. год
Сентябрь | 1. Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение. 2. Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте |
Октябрь | 1. Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки 2. Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению» 3. Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов». |
Ноябрь | 1. Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. 2. Подбор материала по формированию графических умений. 3. Оформление картотеки с пальчиковыми играми. 4. Изготовление индивидуального материала на каждого ребенка «Касса букв» |
Декабрь | 1. Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» 2. Пополнение коллекции обводок и штриховок. |
Январь | 1. Оформление консультации для родителей «Игры с буквами для дошколят» 2. Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово» |
Февраль | 1. Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками 2. Обновление обводок, штриховок. |
Март | 1. Изготовление дидактических игр 2. Обновление наглядного материала на звуки |
Апрель | 1. Оформление памятки для родителей «Страна букв» 2. Подбор материала для проведения итогового мероприятия: Досуг «В стране звуков» |
Май | 1. Итоговое мероприятие – досуг. 2. Анализ работы. 3. Мониторинг. |
Методическая литература
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2009 г.
- Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс», 2000 г
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ - Сфера», 2014 г
- ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж, 2010 г
- Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва: Росмен, 2014 г.
- Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Москва: Росмен, 2014 г.
- Журова Л. Е., Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
- Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Обучение детей дошкольного возраста английскому языку»
План самообразования воспитателя детского сада Даминовой Адели Радиковны по теме "Обучение детей дошкольного возраста английскому языку"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1186035-1573309054.jpg)
Перспективный план работы по предупреждению детского дорожного транспортного травматизма (ДДТТ) на 2019-2020 учебный год (подготовительная группа)
Перспективный план работы по предупреждению детского дорожного транспортного травматизма (ДДТТ) на 2019-2020 учебный год (подготовительная группа). Составила: воспитатель Илясова В.А.Содержание ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/27/picture-291393-1624804731.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ МБДОУ «Солнышко» на 2019-2020 учебный год
Данный материал поможет в работе старшего воспитателя по планированию работы по антитеррористической безопасности в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/25/picture-587871-1619320978.jpg)
План работы с родителями за 2018 - 2019 г. и за 2019-2020 г.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-937066-1548484798.jpg)
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.
Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-456625-1635011892.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.
Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен для детей среднего,старшего и подгот...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/17/picture-1512759-1708175479.jpg)
План самообразования "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"
План самообразования "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"...