перспективный план работы с родителями от младшей до подготовительной групп
календарно-тематическое планирование по теме
Перспективный план включает в себя не только таблицу с мероприятиями, но и расписывает актуальность плана, теоретические основы для его составления и реализацию плана в практической части работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_s_roditelyami.docx | 54.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)
«Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было». А.Н.Толстой.
Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенность в себе, недостаток любви, тепла и понимания, а зачастую и собственный опыт лишений, при сравнении своей жизни с чьим-то благополучным существованием, вызывают у ребенка чувство беспокойства, обиды. Ребенок, познавая мир, познает его вне себя, а его внутренний мир остается закрытым для него. Ему даже не приходит в голову задуматься о действительных мотивах своих поступков, разобраться в своих желаниях, чувствах.
Поэтому существенным моментом подготовки детей к жизни вообще, и к школе в частности, является психологическая подготовка: научить адаптироваться в новой среде, анализировать свои эмоции и управлять ими. В семье человек рождается, растет, воспитывается. Здесь он черпает первые познания о сложном окружающем мире. И первыми его самыми добрыми, любимыми и любящими наставниками становятся мать и отец. Они учат ребенка говорить, ходить, трудиться, жить среди людей.
Светлое время детства, каким его принято считать, в сущности, не является безоблачным. Этому возрасту, также как и всякому другому, присущи свои радости, горести, приобретения и потери, и своя работа. Мы не всегда сознаем значимость этой работы. Нам только кажется, что малыш играет, а по существу он работает. И работа у него очень нужная и совсем нелегкая.
Для входящего в жизнь малыша она начинается с самого трудного – с познания. Малыш постоянно находится в процессе познания. Через непосредственно ощущаемое, видимое, слышимое у него формируется отношение к окружающей реальности, осмысление.
Чтобы постоянная учеба ребенка давала желаемые положительные результаты, ему нужны участие, внимание и понимание.
Детский сад, как правило, положительно действует на воспитание ребенка, особенно, если ребенок единственный в семье. В детском саду, в кругу сверстников он привыкает к жизни в коллективе, приобретает независимость от родительской опеки. Стремясь к самостоятельности, он все чаще пользуется знаниями, полученными вне дома. Следствием растущей независимости малыша становится стремление к совершению добрых поступков.
Почему возникает необходимость ставить вопрос о формировании у родителей чувства ответственности за воспитание детей в детском саду более остро, чем в школе? Потому, что чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к влиянию. В этот период и у родителей легче сформировать сознательное отношение к своему долгу, подготовить к школе не только ребенка, но и родителей, обладающих чувством полной ответственности за поступки своего дитя.
Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания, либо, в лучшем случае, руководствуются опытом своих родителей, не утруждая себя приобретением научных педагогических знаний. Иногда приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!» Поэтому воспитателю надо уделять особое внимание в работе с семьей. Родители в первую очередь должны быть осведомлены, какие требования предъявляются к ребенку определенного возраста, т.е. что дети должны «Знать» и «Уметь».
Актуальность проблемы
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
Анализ психолого-педагогической литературы
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями.
После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д.А.Лазуркина, А.В.Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться.
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание...»
В 40-60-е годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилось так остро, но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения — сохранилась. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества. Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944 года, говорилось: «Детский сад... должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а во Временном положении о дошкольном детском учреждении, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта 1960 года, говорилось: «Дошкольное детское учреждение — ясли — сад — создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.»
Согласно прогнозам академика С. Г. Струмилина (1960), в будущем "каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь..."
Но такого мнения придерживались далеко не все ученые. Например, в 60 - 70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы "школа-семья-общественность". В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: "педагогическое просвещение", "педагогическая пропаганда", "органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей", "взаимодействие семейного и общественного воспитания" и т.п
В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей ( Е. П. Арнаутова и В. М. Иванова)
Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей, целью которого было повышение педагогической культуры родителей.
В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР -организуется лаборатория семейного воспитания. Д. Д. Бакиевой, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатовой и др. были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.
Практическая часть
Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.
Предполагаемый результат:
- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
- Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов;
- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведется по направлениям:
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных, проанализировав особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатываем тактику педагогического общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые ценят любую работу детского учреждения, активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.
Родители – наблюдатели: равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Активные формы и методы работы с родителями
Я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- совместные проекты;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- Субботники ( подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»);
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фото-выставки деятельности детей в детском саду по темам;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- родительский уголок.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Наглядно – информационное направление
Наглядно–информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- семейный и групповые газеты;
- фотомонтажи из жизни группы, в кругу семьи;
- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья».
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Праздник в детском саду (развлечения; спортивный досуги, спортивные праздники; празднование дней рождений) – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Приемами взаимодействия с родителями являются:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Воспитатель вырабатывает для себя конкретные формы корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту. Воспитатель должен любить детей, жить для детей и доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Родители помогают изготавливать пособия для занятий, рисуют картины в уголки, приносят интересные идеи для свободного творчества детей, шьют костюмы в театральный уголок, строят на все времена года оборудование на участке из дерева, снега, бревен. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «Автостанция», «больница», «парикмахерская», «магазин». В уютной кухоньке девочки просто обожают готовить.
Все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Кто-то увидит в лужах грязь, а наши дети – отражения неба и идущих рядом друзей.
Перспективный план работы с родителями
Младшая группа
Месяц | Тема | Вид |
Сентябрь | «Особенности детей 3-4 лет» | Папка передвижка |
«Как мы отдыхали летом» | Фото-выставка | |
Золотая осень. Наш участок. | Плакат | |
Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 3-4 лет. Анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». | Родительское собрание. Анкетирование. | |
Октябрь | Адаптация к детскому саду | Газета |
Осенние встречи | Утренник | |
«С чем играет ваш малыш?» | Анкетирование | |
Ноябрь | Будь здоров: Закаливание против респираторных заболеваний | газета
|
Как расширить словарный запас детей | Консультация | |
Кризис трех лет | Консультации | |
«Домашний практикум: Мелкая моторика» | Собрание родительское | |
Декабрь | «Зимушка, Зима» | Папка-передвижка |
«Зимние забавы» | Субботник с родителями на участке | |
«Новогодняя елочка» | Конкурс | |
«Новый год» | утренник | |
Январь | Читаем вместе: Роль книги в жизни детей младшего возраста | консультация |
Игровая деятельность в семье | Консультация | |
Зимние забавы | Фото-выставка | |
Февраль | «Характер ребёнка зависит от Вас» | Консультация |
Домашний театр для детей младшего возраста. Пальчиковые театры, пальчиковые куклы. | Консультация | |
«Как правильно организовать физические упражнения дома» | Практикум | |
Март | Красна весна | Папка-передвижка |
Игры на развитие мышления, памяти, восприятия, мелкой моторики | Практикум | |
Наступила весна: Как одеть ребенка | Консультация | |
Читаем вместе: Сказки по возрасту. Список рекомендуемой литературы для чтения дома. | Консультация | |
Апрель | Развитие мелкой моторики в быту | Консультация |
Профилактика плоскостопия | Практикум | |
Дети и книга | Фото-выставка | |
Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании | Консультация | |
Май | Итоги года. | Собрание родительское |
Хорошее настроение – путь к здоровью | Консультация | |
«Моя мама - лучше всех» | Фото-выставка | |
Игрушки домашние по возрасту для ролевых игр | Консультация | |
Июнь | Лето с пользой | Папка-передвижка |
Наш участок | Субботник с родителями | |
Что вы ожидаете от детского сада? | Анкетирование | |
ЗОЖ как условие гармоничного развития детей | Консультация | |
Июль | Будь здоров: Кишечные инфекции, меры профилактики | Консультация |
Оказание первой помощи детям в летнее время. | Консультации | |
Детский сад – первый институт социализации | Консультации | |
Играем пальчиками | Семинар-практикум |
Средняя группа
Месяц | Тема | Вид |
Сентябрь | «Особенности детей 4-5 лет» | Папка передвижка |
«Как мы отдыхали летом» | Фото-выставка, выставка урожая с грядки | |
Золотая осень. Наш участок. | Плакат | |
Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 4-5 лет | Родительское собрание | |
Октябрь | Будь здоров: волшебные массажные точки | Газета |
Осенние встречи | Утренник | |
Развитие связной речи в семье | Консультация | |
«В какие игры играет ваш малыш?» | Анкетирование | |
Ноябрь | Будь здоров: Закаливание против респираторных заболеваний | газета
|
Как расширить словарный запас детей | Консультация | |
Сказкотерапия | Консультации | |
«Домашний практикум: Мелкая моторика» | Собрание родительское | |
Декабрь | «Зимушка, Зима» | Папка-передвижка |
«Зимние забавы» | Субботник с родителями на участке | |
«Новогодняя елочка» | Конкурс | |
«Новый год с Машей и медведем» | утренник | |
Январь | Читаем вместе: Сказки о зиме и про зверей зимой | консультация |
Игровая деятельность в семье | Консультация | |
Зимние забавы | Фото-выставка | |
Февраль | Роль отца в жизни и воспитании ребенка | Консультация |
Спортивный досуг с папами. | Досуг | |
Домашний театр | Консультация | |
Сказкотерапия: направленность упражнений | Практикум | |
Март | Красна весна | Папка-передвижка |
Игры на развитие мышления, памяти, восприятия, мелкой моторики | Практикум | |
Наступила весна: Как одеть ребенка | Консультация | |
Читаем вместе: Сказки про весну. | Консультация | |
Апрель | Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке | Консультация |
Профилактика плоскостопия | Практикум | |
Дети и театр | Фото-выставка | |
Учите с нами: стихи детям. | Консультация | |
Май | Итоги года. | Собрание родительское |
Будь здоров: Здоровье зубов на отлично! | Газета | |
Хорошее настроение – путь к здоровью | Консультация | |
Игрушки домашние по возрасту для ролевых, режиссерских игр | Консультация | |
Июнь | Лето с пользой | Папка-передвижка |
Наш участок | Субботник с родителями | |
Правила дорожного движения | Газета | |
ЗОЖ как условие гармоничного развития детей | Консультация | |
Июль | Будь здоров: Кишечные инфекции, меры профилактики | Консультация |
«Мама и я, счастливые мгновения» | Фото-выставка | |
Оказание первой помощи детям в летнее время. | Консультации | |
Детский сад – первый институт социализации | Консультации | |
Гендерное воспитание детей в домашних условиях | Консультации |
Старшая группа
Месяц | Тема | Вид |
Сентябрь | «Особенности детей 5-6 лет» | Папка передвижка |
«Как мы отдыхали летом» | Фото-выставка, выставка урожая с грядки | |
Золотая осень. Наш участок. | Плакат | |
Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 5-6 лет. «Готовим детей к школе. Что это значит?» | Родительское собрание | |
Октябрь | Будь здоров: «Как правильно организовать физические упражнения дома» | Газета |
Осенние встречи | Утренник | |
«Развитие математических способностей у дошкольников» | Консультация | |
«Чем вам помогает детский сад? Какие ожидания у вас от детского сада?» | Анкетирование | |
Ноябрь | Будь здоров: Закаливание против респираторных заболеваний | газета
|
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит» | Консультация | |
Читаем вместе: Сказки по возрасту. Список рекомендуемой литературы для чтения дома. | Консультации | |
«Домашний практикум: Изготовление куклы из различных материалов «с любовью от мамы» | Практикум | |
Декабрь | «Зимушка, Зима» | Папка-передвижка |
«Зимние забавы» | Субботник с родителями на участке | |
«Новогодняя елочка» | Конкурс | |
«Новый год» | утренник | |
Январь | Будь здоров: профилактика нарушений осанки | консультация |
Игры для детей шестого года жизни | Консультация | |
Зимние забавы | Фото-выставка | |
Детский сад и семья. Единство целей и требований. | Круглый стол | |
Февраль | «Учим ребенка общаться» | Консультация |
Спортивный досуг с папами. | Досуг | |
Домашний театр | Консультация | |
Какой спортивный кружок выбрать для ребёнка | Консультация | |
Март | Красна весна | Папка-передвижка |
Игры на развитие мышления, памяти, восприятия, мелкой моторики | Практикум | |
Наступила весна | Утренник | |
Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет | Консультация | |
Апрель | Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке | Консультация |
Будь здоров: Витамины и здоровый организм | Консультация | |
Дети и театр | Фото-выставка | |
Учите с нами: стихи детям. | Консультация | |
Май | Итоги года. | Собрание родительское |
Будь здоров: Мои чувства. Мое настроение | Газета | |
Хорошее настроение – путь к здоровью | Консультация | |
Игрушки домашние по возрасту для ролевых, режиссерских игр | Консультация | |
Июнь | Лето с пользой | Папка-передвижка |
Наш участок | Субботник с родителями | |
Правила дорожного движения | Газета | |
ЗОЖ как условие гармоничного развития детей | Консультация | |
Июль | Будь здоров: Кишечные инфекции, меры профилактики | Консультация |
«Папа, мама, я - дружная семья». | Фото-выставка | |
Оказание первой помощи детям в летнее время. | Консультации | |
Фонематический анализ и синтез | Семинар-практикум | |
Правила дорожного движения | Практикум |
Подготовительная группа
Месяц | Тема | Вид |
Сентябрь | «Особенности детей 6-7 лет» | Папка передвижка |
«Как мы отдыхали летом» | Фото-выставка, выставка урожая с грядки | |
Золотая осень. Наш участок. | Плакат | |
Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 6-7 лет | Родительское собрание | |
Октябрь | Будь здоров: «Различные виды гимнастик» | Газета |
Осенние встречи | Утренник | |
Развитие диалогической речи в семье | Консультация | |
«Как ваш ребенок готов к школе?» | Анкетирование | |
Ноябрь | Будь здоров: Закаливание против респираторных заболеваний | газета
|
Формирование навыка звукового анализа и синтеза | Консультация | |
Сказкотерапия для развития уверенности в себе, лидерских качеств | Консультации | |
«Домашний практикум: Учимся читать и оперировать числами», «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе» | Собрание родительское | |
Декабрь | «Зимушка, Зима» | Папка-передвижка |
«Зимние забавы» | Субботник с родителями на участке | |
«Новогодняя елочка» | Конкурс | |
«Новый год» | Утренник | |
Январь | Читаем вместе: Сказки по возрасту. Список рекомендуемой литературы для чтения дома. | Консультация |
Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу | Консультация | |
Игровая деятельность в семье детей 7го года жизни. | Семинар-практикум | |
Зимние забавы | Фото-выставка | |
Февраль | «Здоровье и факторы, влияющие на здоровье». | Газета |
Спортивный досуг с папами. | Досуг | |
Сказкотерапия: результаты работы, удачные примеры, делимся опытом. | Практикум | |
Март | Красна весна | Папка-передвижка |
Игры на развитие мышления, памяти, восприятия, мелкой мото | Практикум | |
Наступила весна | Утренник | |
Апрель | Самостоятельность ребёнка. Её границы | Консультация |
Будь здоров: профилактика нарушений осанки | Консультация | |
«Известные русские пословицы и поговорки» | Фото-газета | |
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста | Консультация | |
Май | Итоги года. | Собрание родительское |
Выпускной «До свидания, детский сад!» | Утренник | |
Хорошее настроение – путь к здоровью | Консультация | |
Подготовка памятных папок с работами детей, фотографиями. | Практикум | |
Июнь | Лето с пользой | Папка-передвижка |
Наш участок | Субботник с родителями | |
Правила дорожного движения | Газета | |
ЗОЖ как условие гармоничного развития детей | Консультация | |
Июль | Будь здоров: Кишечные инфекции, меры профилактики | Консультация |
Оказание первой помощи детям в летнее время. | Консультации | |
Правила дорожного движения | Практикум | |
Гендерное воспитание детей в домашних условиях | Консультации |
Список литературы:
1. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
2. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.
3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
6. Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).
7. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. - 192с.: ил.
8. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
9. Кочетова Н. П. Физическое воспитание дошкольников в семье//О воспитании ребенка в семье.— Горький, 1979
10. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
11. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
12. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
13. Григорьева Г.Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного
возраста: программно-методическое пособие «Филиппок» / Г.Г. Григорьева, Ю.А. Тишкина, С.Б. Касаткина. – Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.
14. Буре Р.С. Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.
15. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994.
16. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
17. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.
19. Варюхина, С.И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. – Минск. : 1987.
18. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – М.: 1975.
19. Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.
20. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.
21. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1986.- 112 с.
22.Ильин, И.А. Душа ребенка / И.А. Ильин / Очаг. – 1993. - № 9.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.
23. Коменский, Я.А. Материнская школа / Мчелидзе, Н.Б. [ и др.] ; История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия, - М.: Просвещение, 1974.
24. Лешли, Д. Работа с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Д.Лешли. – М.: Просвещение, 1968.
25. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1968.
26. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. – М.: 1979.
27. Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании / Ф.С. Махов.- М.: Профиздат, 1989.
28. Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. – М.: 1998.
29. Новиков, Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей» // Умом и сердцем / Н.И. Новиков. – М.: 1989.
30. Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер.-М.: 1997.
31. Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов.-М.: 1990.
32. Скинер, Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скинер, Д. Клиз. – М.: 1995.
33. Спок, Б. Разговор с матерью: Кн.О воспитании. Пер. с англ. / Б. Спок. – М.: Политиздат. 1991.
34. Усова, А. Обучение в детском саду / А. Усова.- М.: 1970.
35. Фолкен, Ч.Т. Психология – это просто / Ч.Т. Фолкин. – М.: Агенство «ФАНР», 1998.
36. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. , 1994, -235 с.
37. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М. , 1991, -179 с.
38. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
39. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. - М. , 1992-154 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями в старшей и подготовительной к школе группе.
Месяцы Название мероприятияСентябрь 1.Беседа: «Родителям о ПДД»2.Консультация: «Особенности возраста и организации жизни детей подготовительной к школе группы»3. Консультация: «Как учить запомнить сти...
Перспективный план работы с родителями в старшей и подготовительной к школе группе.
Месяцы Название мероприятияСентябрь 1.Беседа: «Родителям о ПДД»2.Консультация: «Особенности возраста и организации жизни детей подготовительной к школе группы»3. Консультация: «Как учить запомнить сти...
Перспективный план работы с родителями в старшей и подготовительной к школе группе.
Месяцы Название мероприятияСентябрь 1.Беседа: «Родителям о ПДД»2.Консультация: «Особенности возраста и организации жизни детей подготовительной к школе группы»3. Консультация: «Как учить запомнить сти...
Перспективный план работы с родителями в детском саду подготовительной группы.
План работы с родителями включает в себя ежемесячные консультации, творческие мастерские, беседы, совместные с воспитателем, детьми и родителями мероприятия, родительские собрания, темы для оформления...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА 2023 – 2024 уч.г.
АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Гимназия № 5имени Героя Советского Союза А.И.Алексеева»141...
Перспективный план работы с родителями на год в подготовительной группе
Перспективный план работы с родителями на год в подготовительной группе...
Перспективный план работы с родителями на год в подготовительной группы
Перспективный план работы с родителями на год в подготовительной группы...