Сказки доброй математики
картотека по математике

Донцова Наталья Петровна

Сказки доброй математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_dobroy_matematiki.docx204.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Ашкаульский детский сад»

Учим детей математике. Сказки доброй математики

                                                                              Подготовила: Донцова Н.П.

                                                                                 воспитатель

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КАМНИ

Однажды Шестерка, гуляя по лесу, попала под дождь. Она решила переждать дождь под ветвями большой ели и обнаружила там девочку и мальчика. При виде странного существа мальчик радостно закричал:

— Ура, эта закорючка поможет нам, как помогла мне та, которую я выловил из озера.

— Я вовсе не закорючка, а цифра, и постараюсь помочь вам, если расскажете, что случилось.

Мальчик начал рассказывать: «Я хотел сплести крепкую корзину и тайком убежал в лес за ветками. Вскоре я заблудился и заплакал.

«Ты что плачешь?» — раздался тонкий голосок, и я увидел маленькую девочку с корзинкой плодов. Тогда я вспомнил совет Пятерки и протянул девочке открытую ладонь.

«Угощайся», — сказала девочка, положив мне в ладонь желтый плод, а сама взяла другой. Плоды были сладкие, и вскоре ее корзинка опустела. Я поблагодарил девочку и спросил, как мне найти озеро. Девочка показала тропинку и вдруг протянула мне пустую корзинку: «Возьми, ведь у вас на берегу нет прутьев, чтобы сплести настоящую корзину».

На следующий день новой корзиной я наловил много рыбы, а вечером, положив пять рыбин в корзинку, снова тайком убежал в лес. Я бегал по лесу, пока не услышал веселый голосок лесной девочки. Тогда я вышел на тропинку и протянул ей рыбу. Она засмеялась и, взяв корзинку с рыбой, дала мне взамен корзинку 
с плодами.

С тех пор наши племена стали меняться друг с другом. На рыбу мы обменивали у лесных людей огромные крепкие корзины из прутьев. Такими корзинами можно было наловить много рыбы, они не рвались, как травяные. Однажды старейшина дал мне корзинку с мелкими камушками и сказал: «Я сложил в эту корзинку столько камушков, сколько лишней рыбы есть у нас. Отнеси ее лесным людям и спроси, что они дадут взамен». Вождь лесных людей, увидев корзинку с камнями, решил: «Озерные люди хотят на нас напасть», — и объявил 
им войну».

— Помоги нам объяснить вождю лесных людей, что озерные люди хотели 
только обменять рыбу! — попросил мальчик Шестерку, закончив рассказ.

— Нашим объяснениям он не верит, потому что мы дети, — добавила лесная девочка. — Он, говорит нам, что камни совсем не похожи на рыбу.

Шестерка согласилась помочь и пошла вслед за детьми. Когда они пришли на большую поляну, два племени уже готовы были начать бой. При появлении детей и какой-то странной закорючки все замерли. Шестерка положила в ряд шесть камней и хлопнула в ладоши. Шесть камней тут же превратились в шесть рыбин. Шестерка еще раз хлопнула в ладоши, и шесть рыбин превратились в шесть плодов.

Люди радостно загомонили. Вождь лесных людей достал из шалаша корзину со злополучными камушками. Вождь озерных людей велел принести несколько корзин полных рыбы. Все рыбы были разложены на поляне, и возле каждой вожди положили по камушку. Затем лесные люди положили возле каждого камушка по плоду.

«Вы видите, камни нужны не только для войны»? — радостно закричали 
мальчик и девочка, а Шестерка незаметно скрылась.

Вечером в Книге Совета цифры записали: «Сегодня первобытные люди научились считать с помощью камней».

Вопросы и задания к сказке:

• Почему древние племена часто воевали друг с другом?

• Как бы вы помирили два племени?

• Почему в древние времена при строительстве больших зданий, крепостей, храмов, их стены иногда рушились?

• Перечислите, что люди смогли изобрести и построить, благодаря умению считать и появлению машин для счета.

• Какие первые предметы легче всего считать маленькому ребенку?

• Что изменилось в жизни людей, после того как они научились считать?

• Представьте, что все приборы, с помощью которых человек считает, исчезнут. Расскажите, что изменится тогда в современном мире.

«Длинный – короткий»

В одной небольшой деревушке жила-была семья: мама, папа и две дочери. Одну звали Люсенька, а другую Нюсенька. Вообще-то по-настоящему Нюсеньку звали Анна, но она, когда с чем-нибудь не соглашалась, говорила: «Не-не-не, ню-ню-ню» поэтому и прозвали ее Нюсенькой.Однажды мама сказала своим дочерям: «Надо сходить в соседнюю деревню и отнести бабушке подарок, ведь у нее завтра день Рождения. Идите по короткой дорожке, через поле, так вы быстрее дойдете». Но Нюсенька тут же захныкала: «Нет, я по полю не пойду. Солнце светит жарко, пчелы кусаются, я устану». «Но так ведь короче и быстрее», - сказала ей Люсенька. Нюсенька не послушала свою сестру и, взяв подарок для бабушки, пошла через лес длинной дорогой. Первой к бабушке пришла, конечно же, Люсенька. Она поздравила любимую бабушку с днем Рождения, подарила ей букет из полевых цветов, которые она сорвала по дороге, и они вдвоем сели пить чай. И, когда Люсенька с бабушкой уже съели по две ватрушки и три конфетки, появилась Нюсенька. «Ню-ню-ню, вы уже без меня все сладкое съели, не дождались меня». На что Люсенька ей ответила: «Ты пошла по длинной дорожке, а я шла по короткой дорожке, поэтому и пришла к бабушке раньше тебя»

«Плоский и объемный»

Две сестрички Люсенька и Нюсенька отдыхали летом в деревне у бабушки. Они ходили купаться на речку, в лес за ягодами, играли с соседскими ребятами. На выходные дни в гости к бабушке должны были приехать мама с папой Люсеньки и Нюсеньки. В пятницу бабушка говорит: «А ну-ка, девочки-красавицы, помогите мне испечь пирожки и плюшки, я уже и тесто замесила». Бабушка подняла полотенце, которым была накрыта большая кастрюля, и девочки увидели огромный ком теста. «Ох, и хорошие же пироги у нас получатся, ишь какое тесто объемное получилось, его даже и руками обнять можно с трудом». Люсенька очень удивилась: «Какое тесто получилось?» «Объемное. Все что можно обнять, называется объемное». Тут же задала вопрос Нюсенька: «А если нельзя обнять?» «Тогда называется плоское. Я вот сейчас раскатаю тесто скалкой и оно станет похоже на блин. Вот этот блинок – плоский. Ну-ка, посмотрите вокруг, что видите  плоское, а что объемное». Девочки стали рассматривать окружающие их предметы. Нашли много плоских вещей: листок бумаги, зеркало, ковер. Объемное: мяч, орехи, яблоки. Девочки так увлеклись этой игрой, что не заметили как приехали их родители. А вы можете найти вокруг себя объемные и плоские предметы?

В гостях у Царицы Математики.

История эта приключилась в одном городе. С самым обыкновенным мальчиком, которого звали Сережа. Как и все мальчики, которым исполнилось 6 лет, Сережа больше всего на свете любил играть с игрушечными машинами. Летом мальчик играл с друзьями в футбол, а зимой в хоккей.
Родители Сережи, часто говорили, что скоро он пойдет учиться в школу в 1 класс. Но мальчику не хотелось учиться в школе. Ему нравилось ходить в детский сад. 
Однажды в выходной день, к Сереже подошла его младшая сестренка Ира, и протянула коробку с конфетами. 
- Сережа помоги, мне поделить конфеты поровну – обратилась девочка.
Ира была меньше брата на 2 года и ещё не умела считать. 
Сережа, прищурив глаз, стал считать вслух. 
1, 2, 3, 4, 5 – это мне – гордо сказал Сережа.
1, 2, 3, 4, 5 – это тебе – продолжал мальчик.
Но в коробке ещё оставались лежать завернутые в красивые фантики вкусные и ароматные конфеты. Сережа продолжил класть конфеты к себе в кучку.
И когда в коробке совсем не осталось конфет, мальчик весело сказал: Ну, вот и все! Готово!
Ира посмотрела на брата и поинтересовалась: А ты точно конфеты разделил поровну? 
- Конечно! Ещё спрашиваешь! – ответил, слегка смутившись, Сережа. 
- Я же умею считать. Бери свои конфеты и иди, ешь – авторитетно заявил мальчик.
- Спасибо! – радостно воскликнула Ира. 
Сережа смотрел на большую горку сладких конфет и улыбнулся. Ловко я перехитрил Иришку, подумал Сережа.
Тут в комнату зашла бабушка. Она строго посмотрела на внука. 
- Сережа, ты взял себе конфет больше, а Ира тебя попросила поделить конфеты поровну. 
- Может, ты не умеешь считать? – печально спросила бабушка.
- Умею! Умею! – заверил бабушку Сережа, - Что там тяжелого? Один, два, три и готово. 
- Ну, тогда остается одно из двух – продолжала говорить бабушка. Или ты нарочно обманул сестру, или ты случайно ошибся при счете? Тебе не помешало бы внучок, отправиться в страну Знаний. 
- Ой, а где такая страна находится? – удивился Сережа. 
Бабушка улыбнулась и ответила: Когда я была маленькая девочка, я тоже не умела считать, и не хотела решать примеры и задачи. Но однажды я открыла одну потайную дверцу и оказалась в стране Знаний. 
- Бабушка я тоже хочу отправиться в страну Знаний! – закричал Сережа.
- Тебе ещё рано! Ты же не хочешь идти учиться в школу – ответила бабушка и вышла из комнаты.
Сережа остался один. Играть в машины он уже не хотел. Мальчик стал думать, где же находится эта самая дверь, которая ведет в страну Знаний?
Сережа на цыпочках вышел из комнаты и направился в комнату, где жила бабушка. Мальчик тихо отворил дверь и очутился внутри комнаты. Он огляделся, все стояло на своих местах: шкаф, кровать, тумбочка, стол, книжные полки. 
Внимание Сережи привлекла большая картина, которая висела посередине комнаты. На картине была изображена необыкновенно красивая, старинная, резная дверь. В отражении солнечного цвета дверь блестела и переливалась золотистым цветом. 
Интересная дверь – подумал Сережа и подошел поближе. Вблизи дверь оказалась ещё массивнее и таинственнее. Мальчик смотрел с восхищением на картину. Его внимание привлекла дверная ручка. Она была грациозно изогнута и напоминала шею лебедя. Мальчик взялся за ручку, и дверца издала скрип. Медленно, но верно дверца стала приоткрываться. Сережа, еле справляясь с любопытством, заглянул за дверцу. С другой стороны двери стояли маленькие цифры и с интересом разглядывали незваного гостя. В сказочной стране цифры умели ходить и говорить. У них были маленькие ножки, ручки, глазки и ротики.

- Здравствуй Сережа! – хором поздоровались цифры и заморгали своими маленькими глазками. После этого на середину вышла цифры 1, она протянула мальчику руку и весело сказала: 
- Мы приглашаем тебя к нам в страну Знаний! Если ты пройдешь испытания, ты сможешь увидеть нашу Царицу Математику.
- Вот это да! Говорящие цифры – обрадовался Сережа, - Я готов пройти испытания.
Цифра 1 пригласила мальчика сесть в лодку. И они поплыли по реке Знаний. 
Долго ли коротко ли плыла лодка по реке, но вот показался первый бережок. На большом резном столбе висела дощечка, на которой большими буквами было написано: 
Дочисловая деятельность. 
Цифра 1 встала и сказала: Посмотри, на берегу растет дерево - яблоня. На ней созрели яблоки. Посмотри и ответь, сколько на дереве созрело яблок красных? И сколько на дереве яблок желтых? 
Сережа посмотрел на яблоню. Мальчик стал считать: 1, 2, 3. Всего 3 красных яблока созрело на дереве. 1, 2 – и 2 желтых яблока. 
Цифра 1 продолжала задавать вопросы: Сравни красные яблоки и желтые яблоки. Каких яблок больше? 
Сережа немного подумал и ответил: Красных яблок больше, чем желтых. На 1 яблоко. А желтых яблок меньше чем красных тоже на 1 яблоко. 
Цифра 1 радостно сообщила: Ты справился с первым заданием. Но нам пора отправляться в путь. И лодка, слегка покачиваясь, поплыла дальше по реке знаний. 
Долго ли коротко ли, время в стране Знаний шло не заметно, так вдруг появился второй берег. На столбе висела деревянная дощечка, на которой было написано: 
Счетная деятельность. 
Цифра 1 встала и сказала: Смотри Сережа, на берегу стоят машины. Их много. Тебе нужно сосчитать и назвать количество машин. 
Сережа принялся считать 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8. Всего 8 машин стоит на берегу. 
Цифра один радостно промолвила: Молодец Сережа! Это правильный ответ. Ты справился со вторым заданием. Итак, отправляемся дальше! 
Лодочка, покачиваясь на волнах, поплыла по речке. Долго ли, коротко ли, но вот на горизонте появился третий берег. Сережа увидел табличку, на которой было написано: 
Вычислительная деятельность.
На бережке находились звери: белки и зайцы. 
Цифра один с важным видом спросила мальчика: Сережа посчитай, сколько на берегу зайцев? Сережа не спеша стал считать: 1, 2, 3,4, 5 – всего 5 зайцев на берегу. А теперь сосчитай, сколько белок находится на берегу? Сережа быстро справился с заданием 1, 2, 3, 4- всего 4 белки. 
Но цифра один на этот раз не спешила хвалить мальчика. Она внимательно посмотрела на Сережу и спросила: Скажи, а каких зверей больше белок или зайцев? Сережа улыбнулся и ответил: Больше зайцев, их 5, а белок 4. 
Цифра один продолжала задавать вопросы: А насколько меньше белок? 
Сережа утвердительно сказал: На 1 белку. Если бы была ещё одна белка, тогда зверей на берегу было бы поровну. 
Цифра один была рада ответами мальчика. Но все-таки решила задать еще один вопрос: Сережа, скажи, сколько всего зверей находится на берегу? 
«Так, - с важным видом сказал Сережа, - нужно взять и посчитать всех зверей на берегу. 5 зайцев + 4 белки это получается всего 9 зверей».
Цифра один была искренне рада правильным ответам мальчика. Она подошла к нему и протянула свою маленькую ручку: Это правильный ответ Сережа! Ты прошел все наши испытания. Приглашаю тебя пройти в замок нашей Царицы Математики. 
Сережа и цифра один пришвартовали лодку, и сошли на песчаный берег. Перед глазами возник замок, возле которого прогуливались разные цифры и знаки. Их было великое множество. Цифры гуляли кто в одиночестве, кто по парам, кто по тройкам. Вот рядом с мальчиком прошла цифра 2, а вот в позолоченной карете проехала цифра 6. Сережа с удивлением их рассматривал еще, какое-то время. 
Потом его внимание привлек замок Царицы Математики. Построен он был из больших геометрических фигур.

На воротах стоял стражник. Цифра один взяла Сережу за руку и громко произнесла: Это Сережа! Наш новый друг! Он пришел познакомиться с нашей Царицей. Стражник отворил ворота, и мальчик прошел вовнутрь. На стенах старинного замка висели картины, кругом стояли скульптуры из белой глины с изображением цифр. Сережа знал, как зовут каждую цифру. 
Вдруг мальчик услышал у себя за спиной голос: Здравствуй Сережа! Мы рады встретить тебя в нашей стране Знаний. Мальчик обернулся и увидел прекрасную незнакомку. Это была Царица Математика. Ее голову украшала корона из драгоценных камней. 
- Сережа, ты прошел все испытания. И я теперь точно знаю, что ты умеешь считать. Ответь, почему же ты обманул свою младшую сестренку? Ты меня очень расстроил – произнесла тихим голосом Царица Математики. 
Сережа покраснел от стыда. Действительно, он уже умел считать, просто ему удалось обхитрить сестру Иру, которая доверяла брату и верила, что он поделит конфеты поровну. 
- Я виноват – грустно сказал Сережа. Царица Математики с укором покачала головой. 
Цифра один - мой первый министр математических дел – продолжила свой рассказ Царица Математики. У нее почетная роль. Она следит за выполнением золотого математического правила: Каждое число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего. А почему ты не хочешь идти учиться в школу? Там нужно делать уроки, а я люблю играть – с грустью в голосе сказал мальчик. 
Царица Математики подошла ближе к мальчику и произнесла: Дело в том Сережа, когда ребенку исполняется 7 лет, он идет в школу и попадает в страну Знаний. Сегодня ты побывал только в одном государстве: стране Математике. Но в нашей сказочной стране много разных удивительных государств и стран. Например: страна География, страна История, страна Чтения, страна Природоведения и много разных других. Если ты не пойдешь учиться в школу, ты никогда не побываешь в этих странах. Ты можешь навсегда остаться маленьким мальчиком, который ничего не знает и не чему не хочет научиться. 
Сережа задумался, ему стало жутко интересно узнать тайны всех государств этой удивительной страны Знаний. 
- Уважаемая Царица математика, подскажите, как мне вернутся домой? – поинтересовался Сережа. У меня есть важное дело, нужно сосчитать, сколько всего было конфет в коробке. А потом разделить их поровну.
Царица Математика улыбнулась, подняла руки и подула на свои ладони. В ту же минуту, по воздуху в разные стороны разлетелись блестящие разноцветные звездочки. 
Сережа не поверил своим глазам, когда очутился снова у себя дома. Он аккуратно закрыл дверь в бабушкину комнату. Позвал сестру Иру, и попросил ее принести все конфеты и коробку. Когда все конфеты оказались на своих местах мальчик принялся за счет. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – это тебе Ирина.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – это мне. У меня 10 конфет, и у тебя 10 конфет. Значит поровну. Ира смотрела на брата с гордостью. Её горсть конфет увеличилась в размере, и девочка была несказанно рада. 

В эту самую минуту в комнату зашли родители детей. 
Мамочка, папочка! – закричал Сережа, - Я хочу учиться в школе, я хочу узнать много нового и интересного, я хочу получить знания. 
Вот и славно! – ответил папа, - Значит, завтра мы пойдем записываться в первый класс. 
А можно мне тоже пойти в 1-ый класс? – спросила Ира. 
Нет, тебе еще рано, ты не умеешь делить конфеты поровну – сказал Сережа, подмигнул и засмеялся. 
Тут и сказочке конец! – А Сережа Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки доброй математики

Картотека сказок по математике...

Сказка добрая, сказка злая...

laquo;В некотором царстве, в некотором государстве , жили-были Царь с Царицей, и была у них…»Традиционным элементом сказки является зачин. Зачин, как и присказка, кладет четкую грань меж...

Презентация содержания сказки «Доброе превращение» по педагогической технологии О.А. Шороховой «Играем в сказку».

Цели: 1.познакомить с содержанием сказки,2.формировать представления об этических нормах на примере поведения героев сказки,3.помочь понять смысл пословиц,4. развивать умение связно выражать своё...

Тематическое планирование программы кружка «Добрая математика».

Я предлагаю календарно-тематическое пранирование материала кружка "Добрая математика" для детей подготовительной группы....

План-конспект в группе компенсирующей направленности на тему: «Расскажи мне сказку добрую». ( по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»)

План-конспектв  группе компенсирующей направленности на тему:«Расскажи мне сказку добрую».(по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»)Автор: Берестова О.В. Образ...

Конспект совместной организованной деятельности драматизация сказки: «Добрая сказка о дружбе» в старшей группе

Цель: Создать  у детей эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого спектакля. Увлечь детей сказочным сюжетом. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь, интерес к м...

Сказки доброй математики

Математическая сказка, отмечает Л. М. Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребёнка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функ...