Техкарта экспериментрования
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_eksperimentirovaniya.docx | 28.8 КБ |
tehkarta_eksperimentirovaniya.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности
Тема: «Воздух-невидимка»
Цель: получение представлений о свойствах воздуха (прозрачность, цвет, запах) и значении воздуха в жизни человека в процессе экспериментирования с воздухом
Задачи:
Образовательные: приобрести знания о явлениях неживой природы в процессе экспериментирования с воздухом
Развивающие: уметь анализировать, делать выводы. Уметь отвечать на вопросы полным аргументированным ответом
Воспитательные: проявлять навыки сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность; бережное отношение к объектам живой природы, правильное поведение в природе.
Речевые: поиск новых, ранее неизвестных, слов в процессе экспериментирования с воздухом
Планируемые результаты:
- Дети получили знания о явлениях неживой природы в процессе экспериментирования с воздухом
- Дети умеют анализировать, делать выводы.
- Умеют отвечать на вопросы полным аргументированным ответом
- Проявляют навыки сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность
- Проявляют бережное отношение к объектам неживой природы
- Дети нашли новые слова в процессе экспериментирования с воздухом
Подготовительная работа: заучивание с детьми текст и движения физкультминутки, подбор необходимого материала
Материалы и оборудование: салафановые пакеты, мыльные пузыри, стаканы с водой, коктельные трубочки, 2 шарика, весы, апельсин, ноутбук
Содержание
Этап | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы и приемы | Планируемые результаты |
1 этап Организационно- мотивационный | - создание эмоционального настроя, | Ребята, к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая: Он вокруг, его невидим, только всем необходим: Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой. Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом. Я так хочу на Луну!!! Спасибо, Незнайка». Ребята, о чем просит Незнайка? Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем: Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание. Что вы чувствуете? ( Вам трудно задерживать воздух) Чем мы дышим? Как? А кто еще дышит воздухом? Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле. Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня мы с вами будем как настоящие учёные – исследователи. Вы хотите ими быть? А наша группа сегодня будет настоящей лабораторией, как настоящим учёным нам нужна спецодежда. Давайте оденемся. | Дети сидят полукругом на стульчиках, посередине столы с оборудованием Дети вместе с воспитателем читают письмо Незнайки Дети высказывают предположения Дети переходят за столы | Вопросы, беседа, проблемная ситуация. | Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской деятельности, привлечение произвольного внимания. |
2 этап практического решения проблемы. | Закрепление умений делать вывод в процессе обсуждения | Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А кто из вас ребята видел воздух? Я его тоже не вижу, но точно знаю, что он есть. А как это доказать? А его можно поймать? Как? (Показывает пустой пакет) Опыт №1 «Как поймать воздух». Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Пакет пуст). Раскройте пакет и скрутите отверстие снизу. Что произошло с пакетом? Пакет стал выпуклым. Почему он стал выпуклым, если там ничего нет? А мы видим этот воздух? Если воздух не видим, то он какой? Если мы можем сквозь воздух видеть, то он еще какой? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Что мы выяснили? Вывод: Воздух существует. Воздух прозрачный, невидимый. Хотя воздух и не видим, все же его можно обнаружить и узнать и мы об этом уже можем рассказать Незнайке. Опыт 2 (с соломинкой) «Воздух легче воды» Воздух мы не видим, потому что он какой? А можем ли мы его почувствовать? Как вы думаете ребята, как это сделать? Давайте попробуем вдохнуть воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? Ребята у меня есть ещё стаканы с водой А теперь, а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух… А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане) Что мы видели в стакане с водой? Откуда взялись пузырьки? Что с ними произошло? Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх. -А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой? И мы об этом можем рассказать Незнайке. У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Воспитатель достает мыльные пузыри) . Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем Физминутка «Мыльные пузыри» Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе Мыльный и воздушный - разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте И его нам не поймать - разводят руки в стороны А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия Воздух очень легкий, и что совсем ничего не весит? А как вы считаете, можно ли взвесить воздух? Ведь все имеет вес. не хотели бы вы проверить? Опыт №3 «Имеет ли воздух вес?» Посмотрите, у меня необычные весы. Как вы думаете, что можно взвесить на этих весах? Одинаково ли они весят? Шары весят одинаково? Концы палки на одном уровне. На моих весах равновесие. А что произойдет, если я наполню один из шаров воздухом? (надувает шарик, и прикрепляет к концу палки вместо пустого, конец палки с пустым шаром поднялся вверх) Почему изменилось положение весов? Шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха? Чем мы наполнили шарик? Что надо сделать чтобы выровнять равновесие? Почему восстановилось равновесие? Вывод: В шарах не было воздуха, когда один из шаров наполнили воздухом, равновесие нарушилось, значит воздух имеет вес. Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке? Опыт №4 «Имеет ли воздух вкус?» Ребята, как вы думаете, как можно попробовать воздух на вкус? Так как воздух повсюду вокруг нас, предлагаю его лизнуть. Есть ли вкус у воздуха? Вывод: Воздух вкуса не имеет. Напишем это Незнайке? Опыт №5 «Есть ли запах у воздуха?» Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли у воздуха запах? Давайте проверим? Как? А раз воздух есть везде, то мы попробуем его понюхать, сделайте глубокий вдох. Что вы чувствуете? Пахнет чем-нибудь воздух? Теперь закройте глаза. (разрезает апельсин). А теперь вы чувствуете запах? Что мы выяснили? Вывод: Чистый воздух запаха не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества, Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке. Ребята какие вы молодцы. Как настоящие учёные , вы помогли Незнайке многое узнать о воздухе! Подскажите мне, пожалуйста, с какими свойства воздуха мы сегодня познакомились. Воздух прозрачный, невидимый Воздух легче воды Воздух имеет вес Воздух вкуса не имеет Чистый воздух запаха не имеет. | Дети отвечают на вопросы Дети выполняют опыт №1, в процессе которого отвечают на вопросы Дети выполняют опыт №2, в процессе которого отвечают на вопросы Дети пробуют самостоятельно Дети повторяют движения Дети выполняют опыт №3, в процессе которого отвечают на вопросы Дети выполняют опыт №4, в процессе которого отвечают на вопросы Дети выполняют опыт №5, в процессе которого отвечают на вопросы | Беседа, вопросы, экспериментирование, наблюдение, пояснения, худ.слово, оказание помощи | В процессе обсуждения и проведения эксперимента делают вывод, какой бывает воздух и его свойства, что нужно провести для определения свойств воздуха. |
3 этап. Заключительный | Углубление, систематизация и обобщение полученных знаний | Ребята, кому мы помогали, что делали? Зачем мы изучали воздух? Как вы считаете, мы достаточно собрали информации о свойствах воздуха? Вам понравилось быть в роли ученых? Давайте еще раз вспомним, зарисуем и пошлем Незнайке, он тогда сможет рассказать Знайке и другим малышам и полетит на Луну. | Дети отвечают на вопросы, проводят самооценку | Вопросы, поощрение, подведение итога | Дети закрепили полученные знания, провели самооценку |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности
Тема: «Воздух-невидимка»
Цель: получение представлений о свойствах воздуха (прозрачность, цвет, запах) и значении воздуха в жизни человека в процессе экспериментирования с воздухом
Задачи:
Образовательные: приобрести знания о явлениях неживой природы в процессе экспериментирования с воздухом
Развивающие: уметь анализировать, делать выводы. Уметь отвечать на вопросы полным аргументированным ответом
Воспитательные: проявлять навыки сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность; бережное отношение к объектам живой природы, правильное поведение в природе.
Речевые: поиск новых, ранее неизвестных, слов в процессе экспериментирования с воздухом
Планируемые результаты:
- Дети получили знания о явлениях неживой природы в процессе экспериментирования с воздухом
- Дети умеют анализировать, делать выводы.
- Умеют отвечать на вопросы полным аргументированным ответом
- Проявляют навыки сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность
- Проявляют бережное отношение к объектам неживой природы
- Дети нашли новые слова в процессе экспериментирования с воздухом
Подготовительная работа: заучивание с детьми текст и движения физкультминутки, подбор необходимого материала
Материалы и оборудование: салафановые пакеты, мыльные пузыри, стаканы с водой, коктельные трубочки, 2 шарика, весы, апельсин, ноутбук
Содержание
Этап | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы и приемы | Планируемые результаты |
1 этап Организационно- мотивационный | - создание эмоционального настроя, | Ребята, к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая: Он вокруг, его невидим, только всем необходим: Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой. Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом. Я так хочу на Луну!!! Спасибо, Незнайка». Ребята, о чем просит Незнайка? Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем: Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание. Что вы чувствуете? ( Вам трудно задерживать воздух) Чем мы дышим? Как? А кто еще дышит воздухом? Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле. Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня мы с вами будем как настоящие учёные – исследователи. Вы хотите ими быть? А наша группа сегодня будет настоящей лабораторией, как настоящим учёным нам нужна спецодежда. Давайте оденемся. | Дети сидят полукругом на стульчиках, посередине столы с оборудованием Дети вместе с воспитателем читают письмо Незнайки Дети высказывают предположения Дети переходят за столы | Вопросы, беседа, проблемная ситуация. | Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской деятельности, привлечение произвольного внимания. |
2 этап практического решения проблемы. | Закрепление умений делать вывод в процессе обсуждения | Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А кто из вас ребята видел воздух? Я его тоже не вижу, но точно знаю, что он есть. А как это доказать? А его можно поймать? Как? (Показывает пустой пакет) Опыт №1 «Как поймать воздух». Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Пакет пуст). Раскройте пакет и скрутите отверстие снизу. Что произошло с пакетом? Пакет стал выпуклым. Почему он стал выпуклым, если там ничего нет? А мы видим этот воздух? Если воздух не видим, то он какой? Если мы можем сквозь воздух видеть, то он еще какой? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Что мы выяснили? Вывод: Воздух существует. Воздух прозрачный, невидимый. Хотя воздух и не видим, все же его можно обнаружить и узнать и мы об этом уже можем рассказать Незнайке. Опыт 2 (с соломинкой) «Воздух легче воды» Воздух мы не видим, потому что он какой? А можем ли мы его почувствовать? Как вы думаете ребята, как это сделать? Давайте попробуем вдохнуть воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? Ребята у меня есть ещё стаканы с водой А теперь, а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух… А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане) Что мы видели в стакане с водой? Откуда взялись пузырьки? Что с ними произошло? Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх. -А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой? И мы об этом можем рассказать Незнайке. У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Воспитатель достает мыльные пузыри) . Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем Физминутка «Мыльные пузыри» Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе Мыльный и воздушный - разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте И его нам не поймать - разводят руки в стороны А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия Воздух очень легкий, и что совсем ничего не весит? А как вы считаете, можно ли взвесить воздух? Ведь все имеет вес. не хотели бы вы проверить? Опыт №3 «Имеет ли воздух вес?» Посмотрите, у меня необычные весы. Как вы думаете, что можно взвесить на этих весах? Одинаково ли они весят? Шары весят одинаково? Концы палки на одном уровне. На моих весах равновесие. А что произойдет, если я наполню один из шаров воздухом? (надувает шарик, и прикрепляет к концу палки вместо пустого, конец палки с пустым шаром поднялся вверх) Почему изменилось положение весов? Шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха? Чем мы наполнили шарик? Что надо сделать чтобы выровнять равновесие? Почему восстановилось равновесие? Вывод: В шарах не было воздуха, когда один из шаров наполнили воздухом, равновесие нарушилось, значит воздух имеет вес. Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке? Опыт №4 «Имеет ли воздух вкус?» Ребята, как вы думаете, как можно попробовать воздух на вкус? Так как воздух повсюду вокруг нас, предлагаю его лизнуть. Есть ли вкус у воздуха? Вывод: Воздух вкуса не имеет. Напишем это Незнайке? Опыт №5 «Есть ли запах у воздуха?» Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли у воздуха запах? Давайте проверим? Как? А раз воздух есть везде, то мы попробуем его понюхать, сделайте глубокий вдох. Что вы чувствуете? Пахнет чем-нибудь воздух? Теперь закройте глаза. (разрезает апельсин). А теперь вы чувствуете запах? Что мы выяснили? Вывод: Чистый воздух запаха не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества, Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке. Ребята какие вы молодцы. Как настоящие учёные , вы помогли Незнайке многое узнать о воздухе! Подскажите мне, пожалуйста, с какими свойства воздуха мы сегодня познакомились. Воздух прозрачный, невидимый Воздух легче воды Воздух имеет вес Воздух вкуса не имеет Чистый воздух запаха не имеет. | Дети отвечают на вопросы Дети выполняют опыт №1, в процессе которого отвечают на вопросы Дети выполняют опыт №2, в процессе которого отвечают на вопросы Дети пробуют самостоятельно Дети повторяют движения Дети выполняют опыт №3, в процессе которого отвечают на вопросы Дети выполняют опыт №4, в процессе которого отвечают на вопросы Дети выполняют опыт №5, в процессе которого отвечают на вопросы | Беседа, вопросы, экспериментирование, наблюдение, пояснения, худ.слово, оказание помощи | В процессе обсуждения и проведения эксперимента делают вывод, какой бывает воздух и его свойства, что нужно провести для определения свойств воздуха. |
3 этап. Заключительный | Углубление, систематизация и обобщение полученных знаний | Ребята, кому мы помогали, что делали? Зачем мы изучали воздух? Как вы считаете, мы достаточно собрали информации о свойствах воздуха? Вам понравилось быть в роли ученых? Давайте еще раз вспомним, зарисуем и пошлем Незнайке, он тогда сможет рассказать Знайке и другим малышам и полетит на Луну. | Дети отвечают на вопросы, проводят самооценку | Вопросы, поощрение, подведение итога | Дети закрепили полученные знания, провели самооценку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по лексической теме "Транспорт" (экспериментрование со словом)
Целью этого занятия является формирование грамматического строя речи и повышение мотивации дошкольников посредством применения ИКТ....
Экспериментрование для малышей
В данном материале предлагаются различные опыты для малышей...
Техкарта НОД художественно-эстетическое развитие(лепка) на тему " Хлеб всему голова"
Техкарта НОД художественно-эстетическое развитие(лепка) на тему " Хлеб всему голова" младшая группа...
Техкарта "Мой любимый сказочный герой"
Технологическая карта "Мой любимый сказочный герой"...
Техкарта "Занимаюсь спортом я как и вся моя семья"
Техкарта по физическому развитию ....
Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."
Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода к организации иссл...
техкарта для анализа
техкарта...