Конспект НОД в подготовительной к школе группе по лексической теме "Транспорт" (экспериментрование со словом)
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме

Анохина Юлия Валерьевна

Целью этого занятия является формирование грамматического строя речи и повышение мотивации дошкольников посредством применения ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект НОД

 по формированию лексико-грамматических средств языка

в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

по лексической теме: «Транспорт».

Выполнила: учитель-логопед

МБДОУ д/с№9

г. Таганрога

Анохина Юлия Валерьевна

План- конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме: «Транспорт».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Транспорт».

Задачи:

  • расширять и активизировать словарь о теме;
  • согласовывать количественные числительные с прилагательными и существительными;
  • упражнять в умении образовывать сложные слова путём сложения двух основ слов (экспериментирование со словом);
  • упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже;
  • уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление;умение ориентироваться в пространстве;развивать общую и мелкую моторику; развивать речевое дыхание;
  • повышать мотивацию дошкольников к образовательной деятельности посредством применения ИКТ.

Оборудование:игрушки (домик, мост, гараж, легковая машина и автобус), предметные картинки транспорта, доска, проектор, экран, ноутбук.

ХОД:

1.Оргмомент:

«Отгадайте загадки»:

- У каждого из вас по две картинки, на которых нарисован различный транспорт. Я загадаю загадку. Тот, у кого картинка с отгадкой – поднимет ее и назовет ответ.

По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи, он ходить без них не может (троллейбус)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

(трамвай)

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет (самолет)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой

Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)

- Ребята, этот транспорт перевозит людей или грузы? – Это транспорт перевозит людей.

- Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.

-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт.

2. Д.и. «Чего не стало?»: — Давайте поиграем с этими картинками.

Я буду убирать по одной картинке, а вы назовёте, чего не стало.

3. Д.и. «Угадай по действию»: — У вас остались еще картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:

- Эта машина помогает людям тушить пожары. – Это пожарная машина.

- Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина.

- Какая машина помогает врачу оказывать помощь ? – Это скорая помощь.

(Учитель-логопед выставляет картинки скорой помощи, пожарной  машины, поливальной  машины на доску). Это тоже транспорт, специальный.

- Все остальные машины возят грузы. Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт (Учитель-логопед выставляет на доску самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз)

4. Д.и.«Слова поссорились»:

-Ребята, помогите мне найти ошибки и составить предложения правильно

Зеленый машина едет между домами. Синяя грузовик ехать по мосту. Автобус едет  дорога. В трамвае ехать пассажиры. Корабль плыть по море.

5. Физминутка:«Шофёр»

Развитие речевого дыхания.

«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

«Накачаем шину» («Насос»). Произнесение звука с-с-с-с.

6.Д.и.«Со словами мы играем, новый транспорт получаем…»

- Ребята, как вы думаете, можно составить слово из двух разных слов?

Давайте поэкспериментируем со словами:

Хлеб возит (хлебовоз) – после ответа детей логопед выставляет картинку на доску

По луне ходит (луноход), молоко возит (молоковоз), воду возит (водовоз), бензин возит (бензовоз),  сам катит (самокат), сам летит (самолёт), везде ходит (вездеход), бетон мешает (бетономешалка), сам сваливает грузы (самосвал), по снегу ходит (снегоход)

-Ребята, наш эксперимент со словами  получился. Мы с вами смогли получить новые слова.

7.Употребление приставочных глаголов и предлогов.

Учитель-логопед приглашает детей к столику, на котором стоят игрушки (дом, гараж, мост, машина, автобус)

Покажите действие, которое я назову:

Машина выезжает из гаража.Машина отъехала от моста.

Машина подъехала к гаражу.

Машина заехала в гараж.Машина объехала вокруг дома.

Машина подъехала к мосту.Машина заехала на мост.

Машина едет по мосту. Машина съехала с моста.

- А теперь я буду показывать, а вы говорите, что делает автобус (дети составляют  предложения с приставочными глаголами)

8. Итог. Оценка деятельности детей.

Литература: Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Со словами мы играем… с лова из слов мы получаем»

Слайд 2

По снегу ходит снегоход

Слайд 3

По луне ходит луноход

Слайд 4

Везде ходит вездеход

Слайд 5

Сам катит самокат

Слайд 6

Сам летит самолёт

Слайд 7

Сам сваливает (груз) самосвал

Слайд 8

Воду возит водовоз

Слайд 9

молоко возит молоковоз

Слайд 10

хлеб возит хлебовоз

Слайд 11

Бетон мешает бетономешалка

Слайд 12

Выполнила: учитель-логопед МБДОУ д/с №9 Анохина Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»

Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.» для детей подготовительной к школе группы, в соответствии с ФГТ (программой «От рождения до школы») по кор...

Конспект НОД в логопедической подготовительной к школе группе на лексическую тему: «Зимующие птицы»

Закрепление представлений о зимующих птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по данной теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа, употреблен...

Конспект НОД в логопедической (подготовительной к школе) группе. по лексической теме «Космос».

Конспект НОД   в логопедической (подготовительной к школе) группе.по лексической теме «Космос». Тема: «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу»Вид: фронтальное занятие.Ко...

Конспект по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме "Перелётные птицы".

Конспект занятия по развитию связной речи по лексической теме: «Перелётные птицы»Тема: «Творческое рассказывание как птицы домой добирались».Задачи: 1)    уточня...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме: «Овощи. Огород".

используемые современные технологии: проблемно-игровая технология, познавательная технология, здоровьесберегающая технология, мнемотехника.Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лек...