Проект по математическому развитию «Волшебные кубики» (с использованием игровых пособий Б.П. Никитина) (старший дошкольный возраст)
проект по математике (старшая группа)
Актуальность проекта заключается в том, что с помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление, но и творческие способности, что соответствует современным требованиям ФГОС. Только инициативный, думающий человек способен на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Творческие люди, как правило, занимают активную жизненную позицию, что необходимо для развития общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kopylova.docx | 550.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по математическому развитию «Волшебные кубики»
(с использованием игровых пособий Б.П. Никитина)
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель: Копылова Ю.И.
2023г.
Пояснительная записка.
Актуальность проекта заключается в том, что с помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление, но и творческие способности, что соответствует современным требованиям ФГОС. Только инициативный, думающий человек способен на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Творческие люди, как правило, занимают активную жизненную позицию, что необходимо для развития общества и государства.
Проблема, решаемая при реализации проекта: с помощью математических развлечений возможно не только привлечь внимание детей к играм с кубиками Б.П. Никитина, но и создать предпосылки для воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.
Участниками проекта являются дети старшей группы МБДОУ «ДС №12 г. Челябинска.»
Цель проекта: способствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и общении.
Задачи: формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии); увеличение объема внимания и памяти; развитие образного мышления, воображения, творческих способностей.
Содержание проекта: В нашу группу мы приобрели кубики Б.П. Никитина. Дети обратили на них внимание и спросили, а как в них играть. С помощью этих кубиков у детей развивается сообразительность и конструктивные способности, математическое мышление; в них можно играть и одному, и вдвоем, и небольшой группой детей, что очень удобно для организации игр. Поэтому, я решила с помощью математических развлечений привлечь внимание детей к этим удивительным кубикам. В ходе работы над решением этой задачи родился проект «Удивительные кубики Б.П. Никитина». В проекте представлены математические развлечения с участием сказочных героев. В ходе развлечений дети путешествуют по сказкам, помогают героям выполнить то или иное задание, с помощью кубиков «Сложи узор». «Уникуб», «Кубики для всех», а также отгадывают загадки, решают математические задания.
Основные этапы проекта:
-составление поэтапного плана работы;
-разработка конспектов математических развлечений;
-изготовление схем к кубикам «Сложи узор»
-реализация проекта.
В ходе реализации проекта использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие (дети находились в постоянном движении, использованы упражнения на умение соотносить свои действия с текстом), исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова, дидактические игры с кубиками), личностно-ориентированная (индивидуальный подход, постановка задач и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результата, подготовка демонстрационного и раздаточного материала с учетом поставленных задач), игровая (каждое развлечение объединено общим сюжетом, персонажем).
В ходе реализации проекта были использованы следующие формы работы с детьми:
Виды детской деятельности | Методы и приемы |
Игровая | Приглашение в путешествие, дидактические игры |
Коммуникативная | Отгадывание загадок, ответы на вопросы |
Двигательная | Физминутки, подвижные игры |
Восприятие художественной литературы | Загадывание загадок, чтение отрывков из стихотворений |
Познавательно-исследовательская | Дидактические игры с кубиками «Сложи узор» |
Ожидаемые результаты: предполагается, что в ходе проведения математических развлечений у детей повысится интерес к играм с кубиками Б.П. Никитина, дети не будут бояться преодолевать трудность, будут самостоятельно находить способы решения познавательных задач и стремиться к достижению поставленной цели, а также смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Полученные результаты: в ходе проведенных мероприятий дети с живым интересом и сопереживанием откликались на просьбы о помощи, высказывали свои суждения, увлекались игрой с кубиками, не замечая, что учатся, познают новое. Даже самые пассивные из детей проявляли живой интерес к играм товарищей. Несколько детей стали даже сами придумывать новые узоры из кубиков «Сложи узор» и «Кубиков для всех». Многие дети рассказывали родителям об этих кубиках и просили им купить их. Таким образом, через возникший интерес у детей, удалось и у родителей вызвать интерес к кубикам Б.П. Никитина. Родители интересовались, где можно приобрести эти кубики. Я считаю, что с помощью развлечений, соревнования, мне удалось привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина и успешно решить поставленные задачи.
Использованная литература:
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
2. Б.П.Никитин «Интеллектуальные игры», Москва. 1994г.
Приложение.
Конспект математического развлечения для старшего дошкольного возраста
«Спешим на помощь Элли и Тотошке».
Цель: Привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина «Сложи узор».
Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание; развивать чувство сопереживания чужой проблеме, желание прийти на помощь, чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Доставить детям радость.
Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Сложи узор», два комплекта карточек со схемами цифр 5, 6, 7, платья, сапожка; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, аудиозапись «Разминка»
Ход развлечения:
В: Ребята, мне сегодня пришло сообщение от Элли с Тотошкой с просьбой о помощи. Им нужно срочно попасть в Изумрудный город, а злая Гингема хочет помешать им. Она расставила на их пути ловушки-загадки, а Элии в детский сад не ходила и решить эти загадки она никак на может. Элли просит у вас помощи. Вы ей поможете? Загадки наверное сложные, раз их придумала сама Гингема. Вы справитесь? Элли обещала выйти с нами на связь и сама рассказывать нам о ловушках-загадках. Но прежде, чем выйти на связь с Элли, давайте сделаем небольшую разминку, чтобы набраться энергии и сил.
Звучит музыкальная разминка
Слайд №1 и голос за кадром: «Здравствуйте, ребята! Спасибо, что откликнулись на мою просьбу, без вашей помощи мне никак не справиться. Гингема загадала загадки и на них нужно не просто ответить словами, а еще и выложить ответ с помощью кубиков. Вот первая загадка:
В огороде пугало
Рукавами машет.
В огороде пугало
Разгоняет пташек.
Три спаслись на загородке.
В небеса взвилась одна.
А последняя не трусит-
Очень храбрая она.
Сколько же было птичек?
Дети делятся на две команды, отвечают на вопрос и выкладывают из кубиков цифру.
Слайд №2 и голос за кадром: «Вот молодцы! Слушайте следующую загадку:
Шесть грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?
Слайд №3 и голос за кадром: Ай, да молодцы! А вот еще одна:
Гингема рыбу ловила.
Поймала не мало.
Два окунька, три карася,
Один ершок-и того в горшок.
Уху сварила, но никого не угостила.
Сколько же рыб она сварила?
Слайд №4 и голос за кадром: «Элли, подожди со своими вопросами. Ребята наверное устали? А давайте поиграем! Хотите? Нет, не просто поиграем, а посоревнуемся, тем более, что вы уже разделились на две команды. А игра называется «Назови пять слов». Согласны? А сможете назвать пять слов на определенную тему? Тогда слушайте правила игры: по сигналу вы по очереди должны пройти вперед, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей запинки произнести слово на заданную тему.»
Проводится игра «Назови пять слов». Дети называют слова по темам: цифры, геометрические фигуры, дни недели, месяцы, имена, фамилии, профессии.
Слайд №5 и голос за кадром: «Тотошка, делу-время, потехе-час, нам ведь нужно попасть в Изумрудный город, а мы еще не выполнили все задания Гингемы. А она хочет еще, чтобы у нее и ее подружки к празднику было новое платье и сапожки. Что же нам делать?»
В: «Не расстраивайся, Элии, ребята что-нибудь придумают.»
Педагог подводит ребят к мысли, что с помощью кубиков можно выложить платье и сапожки.
Слайд №6 и голос за кадром: «Ай, да молодцы, ребята! Теперь мы точно попадем в Изумрудный город! Прежде чем попращаться с вами и отправиться в путь, давайте еще раз поиграем! Под музыку вы будете танцевать, двигаться как пожелаете, а как только музыка закончится-вы увидите цифру. Цифра укажет вам, как вы должны стать-по одному, парами, втроем или вчетвером.»
Проводится игра «Внимание!».
Слайд №7 и голос за кадром: «Огромное спасибо вам, ребята, за помощь! В знак благодарности примите от нас воздушные шарики. А нам с Тотошкой пора в путь. До свидания, ребята!»
В: Ребята, вам понравилось помогать Элли и Тотошке? А что вам больше всего понравилось? А какое задание вам показалось самым трудным, а самым легким? Я очень рада, что вы у меня оказались такие находчивые и дружные!
Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад №10 Дейнега Л.В.
Цель: Привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина «Сложи узор», создать эмоционально - положительное настроение у детей.
Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание; развивать чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Активизировать литературную память у дошкольников.
Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Сложи узор», два комплекта карточек со схемами белки, лебедя, кота, Золотой рыбки, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, рукавичка с Золотой рыбкой.
Ход развлечения:
В: Ребята, завтра в нашей стране будет отмечаться день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина.
Слайд №1
В: Вы знаете, что он написал несколько замечательных сказок. Как называются эти сказки знаете? А хотите мы прямо сейчас отправимся в путешествие по сказкам этого замечательного поэта? Во время путешествия нас ждет много интересных вопросов и заданий. Справиться с ними сможете? Не испугаетесь трудных вопросов? Тогда в путь! А в страну сказок мы попадем только тогда, когда отгадаем загадки. Если загадку отгадаете, то на экране появиться картинка-отгадка. Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны сказать, как эта сказка называется.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди»)
Слайд №2
Пошел старик к синему морю
(Неспокойно синее море).
(Сказка о рыбаке и рыбке)
Слайд №3
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка…
(Сказка о попе и о работнике его Балде)
Слайд №4
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая, Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась…
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Слайд №5
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел…
(Сказка о золотом петушке)
Слайд №6
Слайд №7 и голос за кадром: «Ай, да молодцы, ребята! Надеюсь, вы меня узнали? Я всем известный кот ученый. Поздравляю вас, вы попали в страну сказок моего создателя-А.С. Пушкина. Теперь я вам буду задавать вопросы и если вы будете правильно на них отвечать, то мы с вами будем играть, а в конце путешествия вы получите сюрприз. Я смотрю у вас есть кубики необычные. А ну-ка, сделайте мой портрет.»
Воспитатель предлагает разделиться на две команды и дети выполняют задание.
Слайд №8 и голос кота: «Ну что же, будем считать это разминкой. А теперь слушайте загадку:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Кто же в доме том живет
И орешки все грызет?
Но отгадать- это еще мало, Нужно выложить ответ с помощью кубиков.»
Дети выполняют задание.
Слайд №9 и голос кота: «Молодцы! А сейчас можете немного отдохнуть и поиграть в игру «Кто лишний?»
Воспитатель называет героев из разных сказок, а дети должны захлопать в ладоши тогда, когда услышат героев пушкинских сказок. Если названы герои других сказок, то дети должны затопать ногами.
Слайд №10 и голос кота: «Ответ на следующую загадку нужно так же выложить с помощью кубиков:
Тридцать три года жил я у моря,
Рыбу ловил со стихиями споря,
Невод тянул, выбиваясь из сил,
Но кого все же я отпустил?»
Дети выполняют задание.
Слайд №11 и голос кота: «Молодцы! А теперь рыбка пусть сама с вами поиграет.»
Воспитатель надевает на руку перчатку с Золотой рыбкой и проводит игру «Внимание!». Одной рукой педагог изображает поверхность воды, другой рукой-движения рыбки. Когда рыбка «выпрыгивает» из воды, дети должны подпрыгнуть.
В: Ребята, а теперь мою отгадайте загадку. Я думаю ученый кот не обидится на меня.
То-красавица, то-птица! Красоте весь мир дивится!
Дети отгадывают загадку и выкладывают из кубиков изображение лебедя.
Слайд №12 и голос кота: «Ну, что тут сказать? Молодцы! Но прежде чем я попрощаюсь с вами и вы отправитесь домой, выполните еще последнюю мою просьбу. Я тут рассыпал иллюстрации к сказкам моего создателя и они все перемешались. Надо бы их разобрать по сказкам. Справитесь с этим заданием? Ну, тогда приступайте!»
Дети рассматривают иллюстрации, определяют из каких они сказок и раскладывают их в разные папки.
Слайд №13 и голос кота: «Вы, ребята, молодцы! Мне очень приятно было с вами познакомиться. Теперь буду рассказывать всем своим друзьям о вас, какие вы находчивые и дружные. А сейчас, как и обещал примите обещанный сюрприз-большую книгу сказок А.С. Пушкина. Ну а мне пора, до свидания, друзья!»
В: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам А.С. Пушкина? Что нового вы для себя узнали? Какие испытывали трудности? Что вам понравилось больше всего? А какую сказку вы хотели бы услышать из новой книги?
Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Цель: Привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина «Сложи узор», создать эмоционально - положительное настроение у детей.
Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание; развивать чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Активизировать литературную память у дошкольников.
Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Сложи узор», два комплекта карточек со схемами белки, лебедя, кота, Золотой рыбки, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, рукавичка с Золотой рыбкой.
Ход развлечения:
Ведущий: Ребята, а вы знаете великого русского поэта А.С. Пушкина.
А ведь кроме стихотворений он написал много замечательных сказок. Как называются эти сказки, знаете? А хотите мы прямо сейчас отправимся в путешествие по сказкам этого замечательного поэта? Во время путешествия нас ждет много интересных вопросов и заданий. Справиться с ними сможете? Не испугаетесь трудных вопросов? Тогда в путь! А в страну сказок мы попадем только тогда, когда отгадаем загадки. Если загадку отгадаете, то на экране появиться картинка-отгадка. Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны сказать, как эта сказка называется.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди»)
Пошел старик к синему морю
Неспокойно синее море.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка…
(Сказка о попе и о работнике его Балде)
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась…
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел…
(Сказка о золотом петушке)
Кот ученый: «Ай, да молодцы, ребята! Надеюсь, вы меня узнали? Я всем известный кот ученый. Поздравляю вас, вы попали в страну сказок моего создателя-А.С. Пушкина. Теперь я вам буду задавать вопросы и если вы будете правильно на них отвечать, то мы с вами будем играть, а в конце путешествия вы получите сюрприз. Я смотрю у вас есть кубики необычные. А ну-ка, сделайте мой портрет».
Воспитатель предлагает разделиться на две команды и дети выполняют задание.
Кот: «Ну что же, будем считать это разминкой. А теперь слушайте загадку:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Кто же в доме том живет
И орешки все грызет?
Но отгадать - это еще мало, нужно выложить ответ с помощью кубиков.
Дети выполняют задание.
Кот: «Молодцы! А сейчас можете немного отдохнуть и поиграть в игру «Кто лишний?»
Воспитатель называет героев из разных сказок, а дети должны захлопать в ладоши тогда, когда услышат героев пушкинских сказок. Если названы герои других сказок, то дети должны затопать ногами.
Кот: «Ответ на следующую загадку нужно так же выложить с помощью кубиков:
Тридцать три года жил я у моря,
Рыбу ловил со стихиями споря,
Невод тянул, выбиваясь из сил,
Но кого все же я отпустил?»
Дети выполняют задание.
Кот: «Молодцы! А теперь рыбка пусть сама с вами поиграет».
Воспитатель надевает на руку перчатку с Золотой рыбкой и проводит игру «Внимание!».
Одной рукой педагог изображает поверхность воды, другой рукой-движения рыбки. Когда рыбка «выпрыгивает» из воды, дети должны подпрыгнуть.
Ведущий: Ребята, а теперь мою отгадайте загадку. Я думаю ученый кот не обидится на меня.
То-красавица, то-птица! Красоте весь мир дивится!
Дети отгадывают загадку и выкладывают из кубиков изображение лебедя.
Кот: «Ну, что тут сказать? Молодцы! Но прежде, чем я попрощаюсь с вами и вы отправитесь домой, выполните еще последнюю мою просьбу. Я тут рассыпал иллюстрации к сказкам моего создателя, и они все перемешались. Надо бы их разобрать по сказкам. Справитесь с этим заданием? Ну, тогда приступайте!»
Дети рассматривают иллюстрации, определяют из каких они сказок и раскладывают их в разные папки.
Кот: «Вы, ребята, молодцы! Мне очень приятно было с вами познакомиться. Теперь буду рассказывать всем своим друзьям о вас, какие вы находчивые и дружные. А сейчас, как и обещал примите обещанный сюрприз-большую книгу сказок А.С. Пушкина. Ну а мне пора, до свидания, друзья!»
Ведущий: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам А.С. Пушкина? Что нового вы для себя узнали? Какие испытывали трудности? Что вам понравилось больше всего? А какую сказку вы хотели бы услышать из новой книги?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...
Развитие математических способностей с использованием игровых технологий ЛЕГО КОНСТРУКТОРА в старшем дошкольном возрасте
Развитие математических способностей в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ. Элементар...
Использование игрового пособия «Чудо - парашюта» с детьми дошкольного возраста от 2-7 лет
В последнее время возросло число физически ослабленных детей, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий
Цель: Продолжать формировать элементарные математические представленияЗадачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геоме...
«Использование игровых пособий Б.П. Никитина как средство развития пространственного мышления дошкольников».
Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позв...
Конспект занятия по конструированию с использованием дидактического пособия «Танграмм» для детей старшего дошкольного возраста.
Танграм – древняя игра-головоломка, пришедшая из Китая. Ее прелесть заключается в доступности для любого возраста. Она дает возможность ребятам осваивать каждый уровень сложности постепенно.Танг...
Упражнения по развитию нестандартного воображения с использованием приема типового фантазирования у детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие нестандартного воображения....