«Использование игровых пособий Б.П. Никитина как средство развития пространственного мышления дошкольников».
консультация по математике (подготовительная группа)
Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позволяет приобрести данные качества. Оно способно выделять главные, сущностные черты, выходить за пределы чувственного опыта и путём рассуждений дать возможность выявить такие черты объективной деятельности, которые не были предметом ощущения, восприятия и представления. Логическое мышление, как форма абстрактного мышления, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы, отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, получить истинные заключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dlya_pedagogov.docx | 612.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад городского округа Стрежевой»
Структурное подразделение «Росинка»
Мастер - класс
для педагогов на тему: «Использование игровых пособий Б.П. Никитина как средство развития пространственного мышления дошкольников».
Составила: Горбунова Оксана Викторовна, воспитатель.
Стрежевой 2022г.
Введение.
Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позволяет приобрести данные качества. Оно способно выделять главные, сущностные черты, выходить за пределы чувственного опыта и путём рассуждений дать возможность выявить такие черты объективной деятельности, которые не были предметом ощущения, восприятия и представления. Логическое мышление, как форма абстрактного мышления, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы, отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, получить истинные заключения.
Технология развивающего обучения игр Б.П. Никитиных – это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанном на натаскивании и зазубривании. Суть её концепции заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для педагога, так и для самого ученика.
При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается мышление, воображение, внимание, память, воля Стержневой идеей развивающего обучения является опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.
В центре внимания педагога в рамках развивающего обучения оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности детей по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат, а отношение ребенка к материалу, желание не только изучать его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.
Педагогическая технология развивающих игр (автор Б.П. Никитина) направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста; она создает условия для опережающего развития способностей детей.
Игры Никитина замечательны тем, что в них можно играть всей семьей. Возраст определяется только степенью сложности заданий. Некоторые задачи под силу деткам с одного года (и даже для совсем маленьких тоже можно придумать задания!), а с некоторыми непросто справиться даже взрослым. Тем более приятно, когда малыши, рано начавшие играть в эти игры, успешно выполняют сложные задания!
Методика раннего развития Никитиных основана на детском восприятии мира через занятия и игры. Учитывая детские возможности и желания, взрослый просто осторожно направляет ребенка. Игры Никитина направлены на развитие интеллекта ребенка, в которых, задействованы и взрослый и ребенок.
Кроме того, в этих играх заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр.
Цель: познакомить участников мастер - класса с практикой использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучить педагогов играм Б.П. Никитина, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников.
2. Заинтересовать педагогов играми Б.П. Никитина для использования в своей работе.
Материал: игры Б.П. Никитина: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат».
Ход мастер - класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить с развивающими играми Б.П. Никитина и поиграть в них вместе с вами.
«Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б.П. Никитин)
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр.
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям».
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;
- игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
К развивающим играм Никитина относятся игры: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и другие.
Практическая часть для педагогов
Прежде чем предлагать игру «Уникуб» ребенку, попробуйте поиграть сами.
Варианты игры:
№ 1. Осторожно высыпьте кубики на стол, положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер и, заметив время, сложите из всех 27 кубиков куб красного цвета (педагоги выполняют задание).
Если с первой попытки вам удалось это сделать за 2 минуты, у вас блестяще развито пространственное мышление. Но сначала охватите куб двумя руками и осторожно поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались.
Посмотрите, как окрашено «дно». Нет ли в нем квадратов другого цвета, кроме избранного вами? Если есть, то повремените гордиться, а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг «Уникуб» в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и “говорит” он об ошибках тонко: “Вы где-то допустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета”. И найти ошибку не так просто – нужна сразу хорошая “система контроля”, в один день вряд ли вы сумеете ее выработать.
№ 2. Сложите квадратную площадку из 9 кубиков. Это игровая площадка для дошкольников. Все 4 боковые грани желтые.
№ 3. Сложите красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета.
№ 4. Сложите красный колодец. Снаружи он со всех сторон красный, а внутри синий (“вода”). К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синей грани, и в колодце виден “песок” (одна желтая грань).
Игра «Кубики для всех»
Игра состоит из 7 фигурок, различных по форме: одна фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая.
Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками.
Задания для педагогов.
Перед вами рисунок-задание, постройте из фигурок точно такую же модель, как нарисована.
– раздать задания на карточках
Перед вами рисунок-задание, постройте из фигурок точно такую же модель, как нарисована.
Игра «Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Задание для педагогов.
Я буду читать текст сказки, а Вы по ходу выкладывать соответствующие узоры.
«Сказка про золотую рыбку»
Жили - были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта - подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!
Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.
Игра «Сложи квадрат»
Игра напоминает «пазл» - из отдельных разрозненных частей, необходимо сложить нечто целое. Этим целым является квадрат.
Игра представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.
Задания для педагогов
№ 1. Выложите на стол все квадраты (части) и перемешайте их.
№ 2. Рассортируйте по цвету все кусочки квадрата и разложить на кучки (попросите ребенка назвать цвета и оттенки, сосчитать).
№ 3. Теперь нужно правильно сложить квадраты (можно устроить соревнования на время между детьми).
Давайте немного отдохнем. Физ. минутка (на слайде музыкальная разминка «Арам –зам –зам»
Уважаемые педагоги, предлагаю вам изготовить игру «Рамки – вкладыши».
Нам понадобится: картон, линейка – рамка, карандаш, ножницы.
Для этого вырежьте квадраты с длиной сторон примерно 10 см.
В центре каждого квадрата прорежьте отверстие определенной геометрической формы: овал, круг, ромб, треугольник и т.д.
Используя квадрат как трафарет, заготовьте картонные вкладыши нужных форм. На одну сторону каждой вставки приклейте крупную бусину или пуговицу, чтобы ребенку было удобно их брать. Пособие готово, можно заниматься. Можно придумать игру: например, каждый квадратик – это домик, а вставка – ставни в окошке. Надо на ночь закрыть все окна, чтобы в дом не залезли воры. По ходу занятия проговаривайте названия геометрических форм.
Также можно использовать получившиеся рамки как трафарет для рисования.
Получившиеся геометрические фигуры предложите превратить в знакомые всем предметы. Так развивается не только фантазия, но и умение мыслить абстрактно.
По мере развития ребенка, усложняйте занятия с рамками. Например, можно ставить перед малышом конкретные задачи: построить «дом» из трех этажей, в каждом из которых по три «окна» определенной формы (указываете, какой именно). Добавив рамки с похожими по форме, но отличными по размеру фигурами, вы усложните процесс сопоставления их со вкладышами. Также с помощью рамок можно совершенствовать счет, предлагая составить цепочку в определенной последовательности: 1- круглое отверстие, 2- ромб, и т. д.
Заключительное слово.
Степень их вариативности высока, Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее усложнить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Весь такой подход будет успешнее влиять на уровень творческих, интеллектуальных способностей ребенка.
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер - классе, хочу узнать ваше мнение о нём.
На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе.
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
1. А. Коптева, А. Мокшева, С. Семченко. Методические рекомендации к комплекту развивающих игр и пособий «Развивающие игры Никитиных». Королев. 2017 г.
2. Ж. Кац «Сложи узор», варианты игр и заданий с играми Никитина. МЦНМО. 2019 г.
3. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО. 2013 г.
Приложение.
Отзыв на проведение мастер – класса «Использование игровых пособий Б.П. Никитина как средство развития пространственного мышления дошкольников»
Горбуновой Оксаны Викторовны.
Благоприятное впечатление произвела атмосфера общения Оксаны Викторовны, с воспитателями. Темп менялся по ходу мастер-класса в соответствии с успехами при выполнении заданий. Доступно, в понятной форме изложила технику и приёмы исполнения, наглядно, используя видео носители произвела показ способов действия с пособиями Б.П. Никитина. Обладая огромным творческим потенциалом, умело заинтересовала участников. В ходе мастер-класса организовала работу таким образом, чтобы все присутствующие нашли применение полученным новым знаниям. Оформление, музыкальное сопровождение в виде физической паузы, подготовка и проведение мастер-класса на высоком профессиональном уровне, в соответствии с методикой. Результат работы оставляет благоприятное впечатление, цели и задачи достигнуты. По результатам рефлексии, данный педагогический опыт может быть рекомендован для дальнейшего использования коллегами. Мастер-класс достиг поставленной цели и заслуживает высокой оценки.
Якушина Елена Павловна
17.11.2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...
Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников
В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...
Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников
В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...
Использование игрового набора по системе Фридриха Фребеля для формирования пространственного мышления у младших дошкольников и детей с ОВЗ
. Ф. Фрёбель считал, что формирование у дошкольников естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления лучше всего происходит в практической деятельности, в игровой форме, по...
Комплексный проект Тема: «Использование игровых наборов «Дары Фрёбеля» №5,6 для развития инженерного мышления дошкольников». подготовительная группа
Комплексный проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников. Использование в работе игрового набора "Дары Фрёбеля" №5, 6 строится на "формах жизни", "форма...
Мастер - класс для педагогов «Игровые пособия Б.П. Никитина как условие развития познавательных способностей дошкольников»
Главная особенность развивающих игр Б. П. Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием...
Проект по математическому развитию «Волшебные кубики» (с использованием игровых пособий Б.П. Никитина) (старший дошкольный возраст)
Актуальность проекта заключается в том, что с помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление, но и творческие способности, что соответствует современным требования...