Перспективное планирование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа)
Перспективное планирование дидактических игр по
формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план дидактических игр | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №3
Перспективное планирование дидактических игр по
формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Воспитатель: Тумаева Л.И.
Дни недели | СЕНТЯБРЬ | ||||
Счет и цифра | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Логика | |
1 | Д/и «Собери овощи и фрукты» Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве. | Д/и «Узнай и назови» Цель: Совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры. | Д/и «Что и где?» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами «слева», «справа», «за», «сбоку». | Д/и «Что и когда?» Цель: Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. | Логические кубики Дьенеша. Цель: Развивать умение понимать схемы. |
2 | Д/и «Чудесный мешочек» Цель: Упражнять в счете предметов в пределах 5 на ощупь | Д/и «Сложи фигуру» Цель: учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек, называть их. | Д/и «Игра с палочками» Цель: познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; | Д/и «Когда это было» Цель: Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра. | Д/и «Чем отличается?» Цель: на основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий; развитие внимания. |
3 | Д/и «Ушки – на макушке» Цель: Упражнять в счете предметов в пределах 5 на слух. | Д/и «Игра с палочками» Цель: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. | Д/и «Правильно пойдешь – приз найдешь!» Цель: Совершенствовать умение двигаться в заданном аправлении и определять его словами: вперед, назад, налево, направо. | Д/и «Какое время года?» Цель: Уточнить представления о последовательности времен года. | Д/и «Лабиринты» Цель: развивать игровой замысел, умение составить и реализовать игровую задачу; активизацию умственной деятельности детей. |
4 | Д/и «Посчитай грибочки» Цель: упражнять в счете, учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве. | Д/и «Чудесный мешочек» Цель: Совершенствовать умение различать и называть объемные геометрические фигуры. | Д/и «Найди гномика» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами «слева», «справа», «за», «сбоку». | Д/и «Подбери картинку?» Цель: Уточнить представления о приметах осени | Д/и «Какая игрушка лишняя?» Цель: на основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать свой выбор. |
Дни недели | ОКТЯБРЬ | ||||
Счет и цифра | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Логика | |
1 | Д/и «Кто знает - пусть дальше считает» Цель: Упражнять детей в прямом счете. | Д/и «Какой фигуры не стало» Цель :Закреплять представление детей о геометрических фигурах, упражнять их в назывании. | Д/и «Найди котика» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве и обозначать словами «слева», «справа», «за», «над», «под» | Д/и « «Когда это бывает?» Цель: расширять представления о деятельности людей в разное время суток. | Д/и «Дорисуй недостающую фигуру» Цель: определить каких фигур не хватает и доказать правильность своих решений. |
2 | Д/и «Волшебный сундучок» Цель: Упражнять в счете предметов в пределах 5 на ощупь | Д/и «Закрой окошко» Цель: Формировать умение подбирать геометрические фигуры по образцу и называть их. | Д/и «Расскажи где какая игрушка?» Цель: Продолжать учить определять местоположение игрушек. | Д/и «Собери цепочку» Цель: Уточнить представления о последовательности времен года. | Д/и «Кубики Никитина» Цель: развивать навыки преобразования изображения и воссоздания из частей целого образа. |
3 | Д/и «Ушки – на макушке» Цель: Упражнять в счете предметов в пределах 5 на слух. | Д/и «Кто больше запомнит» Цель: продолжать учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам. | Д/и «Встань правильно» Цель: Продолжать учить определять местоположение окружающих предметов относительно себя. | Д/и «Собери цепочку» Цель: Уточнить представления о последовательности времен суток | Д/и «Кто в каком домике живет» Цель: развивать мышление |
4 | Д/и «Будем варить компот» Цель: Упражнять в отсчитывании заданного количества фруктов | Д/и «Кто больше назовет?» Цель: продолжать учить находить в окружении предметы четырехугольной формы. | Д/и «Поставь правильно» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве и обозначать словами «слева», «справа», «за», «над», «под» | Д/и «Что было, что потом?» Цель: Уточнить представления о последовательности времен суток | Д/и «Четвертый лишний» Цель: продолжать упражнять в классификации предметов по разным признакам. |
Дни недели | НОЯБРЬ | ||||
Счет и цифра | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Логика | |
1 | Д/и «Кто больше принесет?» Цель: упражнять в счете предметов | Д/и «Кто назовет больше?» Цель: продолжать учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах. | Д/и «Игра с палочками» Цель: развивать пространственные представленияразвивать мелкую моторику. | Д/и «Гусеничка» Цель: Знакомить детей с днями недели. | Д/и «Орнамент» Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу. |
2 | Д/и «Кто быстрее?» Цель: продолжать учить считать в пределах десяти. | Д/И «Построй и назови детали» Цель: закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах. | Д/и «Ходики» Цель: Упражнять в ориентировке на листе бумаги. | Д/и «Составь сутки» Цель: Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь | Д/и «Ассоциация» Цель:формировать умение классифицировать предметы и раскладывать их по качественным признакам.(цвет, форма, величина) |
3 | Д/и «Отсчитай столько же» (кубик с точками) Цель: Упражнять в счете и отсчете предметов. | Д/и «Сложи узор» Цель: формировать умение составлять узор из геометрических фигур на плоскости в соответствии с их расположением на образце | Д/и «Что спрятано» Цель: Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. | Д/ и «Назови день недели» Цель: продолжать знакомить детей с днями недели. | Д/и «Сложи узор» Цель: выявить умение составлять узор из геометрических фигур на плоскости в соответствии с их расположением на образце. Анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать свойства. |
4 | Д/и «Разложи бантики» Цель: Закреплять порядковый счет. | Д/и «Найди предмет такой же формы» Цель: Развивать умение узнавать геометрические фигуры и находить их в окружающей обстановке. | Д/и «Далеко-близко» Цель: развивать представление о расстоянии «далеко», «близко». | Д/и «Собери картинку» Цель: Уточнить представления о приметах времен года. | Д/и «Сложи картинку» Цель: развивать образное и логическое мышление, комбинаторные способности, смекалку, находчивость, умение планировать ход поисков. |
Дни недели | ДЕКАБРЬ | ||||
Счет и цифра | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Логика | |
1 | Д/и «Мои первые цифры» Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять числовой ряд от одного до десяти | Д/и «Найди фигуру» Цель: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. | Д/и «Поймай птичку» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве и обозначать словами «слева», «справа», «за», «над», «под» | Д/и «Неделя» Цель: Продолжать знакомить с днями недели, вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по дням недели. | Д/и «Танграм» Цель: закрепление умений детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. |
2 | Д/и «Паровозик» Цель: Закреплять порядковый счет. | Д/и «Геометрическое лото» Цель: Формировать умение подбирать геометрические фигуры по образцу и называть их. | Д/и «Ракета» Цель: Совершенствовать вычислительные умения, учить овладевать пространственными представлениями | Д/и «Времена года» Цель: закрепление умений детей сопоставлять время года с характерными погодными условиями и поведением людей и животных. | Д/и «Игра со счетными палочками» Цель: закрепление умений детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения. |
3 | Д/и «Считай дальше» (с мячом) Цель: Упражнять в прямом счете | Д/И «Запомни и отбери» Цель: закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах. | Д/и «Расскажи, кто, где находится?» Цель: Упражнять в ориентировке на листе бумаги. | Д/и «Часы» Цель: Познакомить с песочными часами. | Д….\и «Ходики» Цель: Развивать логическое мышление, формировать умение находить короткий путь. |
4 | Д/и «Разложи по стаканчикам» Цель: Развивать умение соотносить цифру с числом предметов. | Д/И «Что лишнее?» Цель: закреплять представления о знакомых плоскостных и объемных геометрических фигурах. | Д/и «Что спрятано» Цель: Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении используя знаки – указатели направления движения.. | Д/и «Когда это бывает?» Цель: Уточнить представления о приметах времен года. | Д/и «Сколько?» Цель: Развивать логическое мышление (Сколько солнышек на небе, сколько пальцев на одной руке, колесо –квадратное?) |
Дни недели | ЯНВАРЬ | ||||
Счет и цифра | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Логика | |
1 | Д/и «Найди пару» Цель: продолжать учить соотносить цифру с числом. | Д/и «Пифагор» Цель: упражнять детей в сравнении треугольников и квадратов по размеру, составлении из них новых геометрических фигур. | Д/и «Хоккей» Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги, развивать воображение. | Д/и «Живая неделя» Цель: продолжать учить называть дни недели по порядку. | Д/и : «Ассоциации» Цель: учить выделять отдельные компоненты образа и находить сходства между разными по свойствам объектами. |
2 | Д/и «Отзовись» Цель: продолжать упражнять в счете на слух. | Д/и «Магазин ковров» Цель: | Д/и «Сложи узор» Цель: развитие пространственных представлений. | Д/и «Путешествие по времени» Цель: Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра. | Д/и «Хитрые фигуры» Цель: Развивать логическое мышление, упражнять в счете предметов. |
3 | Д/и «Разложи фрукты и овощи» Цель: продолжать упражнять в счете предметов. | Д/и «Формы» Цель: продолжать знакомить детей с основными объемными геометрическими фигурами и учить находить похожие на них предметы | Д/и «Кто кому позвонил?» Цель: Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица. | Д/и «Наш день» Цель: Закрепить знания дней недели. | Д/и «Помоги зверушкам добраться до своих домиков» Цель: Развивать логическое мышление, воображение. |
4 | Д/и «Поставь машину в гараж» Цель: соотносить число с цифрой; счет до десяти; развитие мелкой моторики. | Д/и «Сравни фигуры» Цель: Формировать умение находить сходства и различия между геометрическими фигурами. | Д/и « НЕ ошибись!» Цель: Закреплять умение определять пространственные направления. | Д/и «Назови приметы зимы» Цель: Уточнить представления о приметах времен года. | Д/и «Дорисуй пропущенную фигуру» Цель: Развивать мышление |
Дни недели | ФЕВРАЛЬ | ||||
Счет и цифра | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Логика | |
1 | Д/и «Звуки леса» Цель: счет до десяти на слух развитие мелкой моторики. | Д/и «Какой фигуры не стало?» Цель: Развивать память, знание геометрических фигур. | Д/и «Отгадай-ка» Цель: продолжать учить называть пространственные отношения., называя слова далеко - близко, высоко - низко. | Д/и «Неделька, стройся» (усложненный вариант) Цель: упражнять в названии последовательности дней недели; | Д/и «Игра с палочками» Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек, развивать воображение детей. |
2 | Д/и «Цифры» Цель: закрепить сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке. | Д/И «Кто быстрее найдет»Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме. | Д/и «Сколько и где?» Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; | Д/и «Путешествие по времени» Цель: Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра. | Д/и «Сложи узор» Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически. |
3 | Д/и «Отсчитай столько же» Цель: продолжать учить отсчитать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра. | Д/и «Незаконченные картинки»Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм. | Д/и «Сделай узор» Цель: продолжать упражнять в различении геометрических фигур; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости. | Д/и «Когда это бывает?» Цель: Уточнить представления о приметах времен года. | Д/и «Продолжи ряд» Цель: Развивать мышление. (с цифрами, геометрическими фигурами, с предметами) |
4 | Д/и «Найди столько же» Цель: продолжать учить составлять группу из отдельных предметов, соотносить число с цифрой.. | Д/и «Чиним одеяло»Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей. | Д/и «Что изменилось?» Цель: развитие внимания, речи, закрепление изученных детьми пространственных отношений | Д/и «Отгадай-ка» Цель: продолжать учить называть дни недели по порядку. | Д/и « Построим снежную крепость» Цель: Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. |
Дни недели | МАРТ | ||||
Счет и цифра | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Логика | |
1 | Д/и «Помоги зайчонку» Цель: учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете. | Д/и «Путешествие по комнате»Цель: учить находить предметы разной формы. | Д/и « Кто где находится» Цель: развитие пространственных представлений,употребляя слова «под», «над», «за», «перед», «в», «на», «между», «около». | Д/и «Собери картинку» Цель: Уточнить представления о приметах времен года. | Д/и «Отвечаем на вопросы Незнайки» Цель: Развивать логическое мышление (Сколько солнышек на небе, сколько пальцев на одной руке, колесо –квадратное?) |
2 | Д/и «Не ошибись» Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше. | Д/и «Мастерская форм»Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур. | Д/и «Раскрась игрушку» Цель: продолжать формировать умение определять местоположение игрушки на листе: в верхнем правом углу мяч –синим цветом, в нижнем левом углу мяч красным. | Д/и «Составь сутки» Цель: Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь | Д/и «Сломанный предмет»Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. |
3 | Д/и «Игра с кубами» Цель: продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти. | Д/и «Составь фигуру»Цель: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру. | Д/и «Покажи игрушку» Цель: Закрепить умение определять местоположение игрушки: вверху, внизу, посередине, слева, справа. | Д/И «Мяч поймай – день недели называй!» Цель: продолжать запоминать названия дней недели . | Д/и «Что снаружи – что внутри?» Цель:Развивать логическое мышление |
4 | Д/и «Игра с яблоками» Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой. | Д/и «Найди парную картинку»Цель: учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур. | Д/и «Преодолей лабиринт и проведи друзей»Цель:развивать пространственную ориентировку, понимать направление движения. | Д/и «Собери картинку» Цель: Уточнить представления о приметах времен года. | Д/и «Сравни и заполни»Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур, развивать мышление. |
Дни недели | АПРЕЛЬ | ||||
Счет и цифра | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Логика | |
1 | Д/и «Наседка с цыплятами» Цель: закрепление навыков прямого и обратного счета | Д/и «Чудесный мешочек»Цель: учитьобследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении объемных фигур. | Д/и «Художники»Цель: развитие ориентировки в пространстве. | Д/и «Утром, днем, вечером» Цель: закрепить название частей суток. | Д/и «Геометрическая мозаика»Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец. |
2 | Д/и « Ну – ка, цифры встаньте в ряд!» Цель: Закреплять знание цифр от 0 до 9. | Д/и «Нарисуй фигуру»Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку. | Д/и «Расскажи про свой узор»Цель: развивать умение овладевать пространственными представлениями. | Д/и «Что ты делаешь?» Цель: Закреплять временные отрезки: утро, день, вечер, ночь. | Д/и «Угостим кукол яблоком» Цель: Формировать представление о том, что предмет можно разделить на равные части, называть части, сравнивать целое и часть. |
3 | Д/и «Разложи по стаканчикам» Цель: Развивать умение соотносить цифру с числом предметов. | Д/и «Подбери фигуру»Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. | Д/И «Футбол» Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определяя стороны, углы и середину листа. | Д/и «Собери картинку» Цель: Уточнить представления о приметах времен года. | Д/и «В гостях у Джерри»Цель: Продолжать формировать пространственные представления; Развивать зрительно-двигательную координацию; |
4 | Д/и «В магазине игрушек» Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти. | Д/и «Собери фигуру»Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру, называя эти фигуры. | Д/и «Что, где?» Цель: упражнять в ориентировке в пространстве | Д/и «Песочные часы» Цель: | Д/и «Построим ворота для машин» Цель: Развивать мышление, сравнивать предметы по высоте. |
Дни недели | МАЙ | ||||
Счет и цифра | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Логика | |
1 | Д/и «У кого больше?» Цель: упражнять в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения условной меркой. (Ложкой, стаканчиком, пипеткой) | Д/и «Какая фигура получилась?» (Деление на равные части) Цель: упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали; | Д/и «Бабочка» Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости листа, развивать внимание. | Д/и «Собери картинку» Цель: Уточнить представления о приметах времен года. | Д/и «Орнамент» Цель: Развивать логическое мышление , способность к анализу. |
2 | Д/и «Какой цифры не стало?» Цель: Закреплять знание цифр от 0 до 9. | Д/и «Подбери ключ к замку» Цель: Закреплять умение подбирать фигуру по образцу и называть ее. | Д/и «Кто внимательный?»Цель:Правильно воспринимать такие характеристики пространства, как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади. | Д/Ии «Назови скорей» Цель: Закреплять названия дней недели. | Д/и «Будь внимательным» Цель: Формировать умение делить объекты на классы по заданному основанию. (Цифры, фигуры, игрушки) |
3 | Д/и «Сосчитай и ответь» Цель: Совершенствование прямого и обратного счета. | Д/и «Расскажи, что где находится»Цель: Продолжать учить детей определять пространственное расположение фигур на плоскости; (В правом верхнем углу синий треугольник и т. д.) | Д/и «Найди меня»Цель: Закреплять умения детей правильно ориентироваться в пространстве. | Д/и «Продолжай» Цель: Закреплять понятия – вчера, сегодня, завтра. | Д/и «Говори правильно» Цель: Подбирать слова противоположные по значению (далеко – близко, высоко – низко) |
4 | Д/и «Составь поезд из вагончиков» Цель: Закреплять знание цифр от 0 до 9. | Д/и «Чудесный мешочек»Цель: учитьобследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении объемных фигур. | Д/и «Найди спрятанную игрушку»Цель: Упражнять детей в ориентировке в пространстве, следуя словесной или графической инструкции. | Д/и «Назови пропущенное слово» Цель: Закреплять умение ориентироваться во времени, знать, что происходит в определенный отрезок времени. ( утром завтракаем, делаем зарядку…) | Д/и «Продолжи ряд» Цель: Развивать логическое мышление , способность к анализу. |
ИСТОЧНИКИ
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : книга для воспитателя дет.сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2011.
2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М.: Знание, 1994.
3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
4. Михайлова З.А. Логико-математические игры для дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2003. - № 4.
5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991
6. Столяр А.А., «Давайте поиграем». - М.: Просвещение, 1991.
7.http://www.kindereducation.com/matematika-dlya-detej-v-kartinkax.html
8.https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3044559
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование образовательной работы по формированию элементарных математических представлений в группе раннего возраста
Перспективное планирование по ФЭМП в группе раннего возраста...
Занятие по формированию элементарных математических представленийв старшей группе Викторина «Что? Где? Когда?»
Занимательная викторина "Что? Где? Когда?" по ФЭМП для старшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.
Перспективное планирование на 2018-2019 учебный год по ФЭМП для средней группы...
Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.
Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....
Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.
Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....
Перспективное планирование. ОО"Познавательное развитие". Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа
Перспективное планирование по ОО"Познавательное развитие" (ФЭМП) на 2022-2023 учебный год. Старшая группа1 неделя2 неделя3 неделя4 неделяСЕНТЯБРЬЗанятие №1 Повторение. Количественный счет....