Доклад на РМО педагогов ДОУ на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в интеграции с игровой деятельностью»
консультация по математике
Подготвила воспитатель МБДОУ «Тополёк» Лысогор Л.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_lysogor.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на РМО педагогов ДОУ на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в интеграции с игровой деятельностью»
Подготовила воспитатель МБДОУ «Тополёк» Лысогор Л.В.
Развитие речи, окружающий мир, рисование, музыка, математика.… Опять математика! Часто мы можем услышать из уст детей школьников. Ведь «математика всегда… остается для детей, трудной работой», как утверждал почти полтора века назад Дмитрий Иванович Писарев (русский публицист, литературный критик). Можно задаться таким вопросом изменилось ли восприятие математики сейчас, я думаю что нет. А что же наши дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей. Целью работы по математическому развитию- интеграция через все виды деятельности.
Как мы уже знаем ФГОС выделяет 5 образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности. На первом месте конечно же стоит - игровая деятельность, она ведущая, поэтому сегодня я хочу поговорить об интеграции ФЭМП именно с этим видом деятельности. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». В. А. Сухомлинский.
Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? (количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени)
Я уверена, что десятую планету я для вас не открою, но может для себя вы откроете эти игры по – новому и что-то подчеркнёте для себя.
Хочу начать со всем известной игры – головоломки «Танграм», которая пришла к нам из Древнего Китая. Квадрат необходимо поделить на семь геометрических фигур. Это - два больших треугольника, один треугольник среднего размера, два маленьких треугольника, один квадрат и один параллелограмм (для дошкольников 2 четырёхугольника). Смысл этой логической игры заключается в том, что из семи простых геометрических фигур нужно собрать новую, более сложную фигуру, обозначенную контуром. Для этого нужно использовать все детальки танграма, и они не должны накладываться друг на друга. Знакомство с игрой начала со складывания различных квадратов из этих кусочков снова в квадрат. Чтобы увлечь и заинтересовать детей, я использовала такую сказку про Танграм.
В Королевстве Математики жили, не тужили цифры, математические знаки и геометрические фигуры. Однажды над дворцом пролетал озорной ветерок. «О!», удивился озорной ветерок, «Какие красивые флажки на крыше. Я хочу с ними поиграть». И стал дуть на красные треугольные флажки. Флажки весело затрепетали. Затем ветерок увидел красивые окна во дворце. Они были круглые, квадратные, треугольные и овальные, окна радостно улыбались. Ветерок подумал, что окна улыбаются ему, и решил с ними поздороваться. Он так сильно подул, что они посыпались на землю и разбились на маленькие осколки. «Ай-яй-яй, что я наделал! Надо немедленно все исправить». Тогда ветерок подул на осколки, и они превратились в красивые разноцветные окна и взлетели на свои места. Каждое окно состояло из семи геометрических фигур; двух четырехугольников и пяти треугольников. И предложить детям собрать окно из этих фигур, используя все семь геометрических фигур
Хорошо будет, если ребёнок справится с заданием, не смотря на рисунок квадрата. Если он затрудняется, то вы можете предложить тогда ему образец. Детям проще выкладывать силуэты, пользуясь схемами образцами. Контурные образцы очень сложны для детского воспроизведения. Чтобы легче было ориентироваться, какую геометрическую фигуру взять, я их сделала различных цветов.
Вот что у нас получилось.
Затем усложняем задачу и по образцу выкладываем цифры, которые жили в королевстве Математика. Вот такие цифры у нас получились.
Детям очень понравилось и они неоднократно просили показать сказку и хотели складывать. И вообще игра «Танграм» полезна при подготовке детей к обучению в школе. Так как она развивает и конструктивное и логическое мышление. А также способствует развитию мелкой моторики рук и воображению. Воспитывает усидчивость и терпение. Игру можно использовать и как часть занятия и как самостоятельную игру.
Следующую хочу представить вашему вниманию логическую головоломку «Пентамино». Она получила свою популярность уже в 50 –х годах нашего века и актуальна до сих пор. «Пентамино» придумал американский математик С. Голомб. Игра состоит из плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название, от этой игры и произошел известный Тетрис. Игровой набор состоит из 12 фигурок. Каждая фигура обозначается латинской буквой, форму которой она напоминает. При решении задач и головоломок фигурки можно вертеть и переворачивать, поэтому при изготовлении игры своими руками элементы лучше делать их двухсторонними.
Самая распространённая задача сложить по образцу из всех фигурок прямоугольник. Поскольку каждая из 12 фигур включает в себя 5 квадратов, то прямоугольник должен быть площадью 60 единичных квадратов.
Возможны прямоугольники 6×10, 5×12, 4×15 и 3×20.
Вариантов укладок прямоугольников множество, например, для прямоугольника 6х10 существует ровно 2339 различных способов, не считая отражения и переворотов.
Вот что у нас получается. Подобные игры отлично развивают пространственное мышление ребенка, сообразительность, да и просто заполняют досуговое время, т. к. очень увлекательны.
Формирование элементарных математических представлений в процессе сюжетно-ролевой игры.
Использование сюжетно – ролевых игр, например, «Магазин», в которой представлены разные отделы: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощей и фруктов и т. п. детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку (форме, размеру и т. п., осуществить взвешивание, завертывание и т. п. Используем кассы, монеты и т. п. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет), определяют, которая по счету, на какой полке. Указывают, какое количество, продавец обслуживает и определяет цену.
Настольные игры:
Халли-галли (от 5 лет)
Звонкая фруктовая игра Халли-Галли для устного счёта, учит видеть 5 в любых сочетаниях. Участники по очереди открывают карты. Как только кто-нибудь заметит, что на открытых картах оказалось ровно 5 фруктов одного вида, он должен как можно быстрее позвонить в звонок. Тот, кто ударит по звонку первым, заберёт себе все открытые карты. С детьми помладше можно играть по домашним правилам, усложняя игру постепенно. Сначала ребёнок звонит в звонок, если видит 1 любой фрукт, затем 2 фрукта и т.д. Но главный азарт добавляет борьба за право нажать заветный звоночек. Монополия (от 4 лет)
«Монополия» — это прекрасный вариант для развития математических возможностей ваших детей в игровой форме.
Что считать приятнее всего? Конечно, деньги! Цель детской настольной игры Монополия: используя стартовый капитал, покупая, продавая и арендуя недвижимость остаться единственным не обанкротившимся игроком. Считать нам приходилось постоянно: стоимость улиц, траты на постройку отелей, выручка с постояльцев. В зависимости от навыков сложения и вычитания можно выбрать или детский вариант игры, где каждая денежка равна единице, а стоимость недвижимости не превышает 5, или Монополию от 8 лет, в которой ребенку предстоит оперировать крупными суммами. Монополия – очень популярная во всем мире игра на развитие как математических навыков, так и делового чутья :).
Ну и закончу, конечно всех известные развивающие геметрические головоломки, «Вьетнамская игра», «Волшебный Круг», «Колумбово яйцо».
Суть головоломок не просто в собирании первоначальной фигуры, а в конструировании фигур по предложенным схемам и силуэтам, а также придумывании собственных фигур. Многие не уделяют должного внимание этим головоломкам, но они доступны и интересны детям, если их завлечь ими. Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Ну как мы заем всё новое это давно забытое старое и зачем изобретать велосипед, если он уже существует? Не лучше ли его просто усовершенствовать? Ну чем мы и стараемся заниматься.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....
Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....
Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...
План работы по самообразованию на 2018 -2021г. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность....
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность....
Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Игра - основной вид деятельности детей в детском саду. Это и важное средство умственного развития ребенка. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игр...
Мастер – класс тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста. Вооружить педагогов практическ...