Занятия по формированию элементарных математических понятий
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Ижи Аржаана Васильевна

Представлены занятия для детей средней группы по теме: много, поровну, столько-сколько.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических понятий

Тема: По много, поровну

Задачи:

  • Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.
  • Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Демонстрационный материал: Игрушка снеговик, 4 ведерка, 4 совочка.

Раздаточный материал: Однополосные карточки с изображениями 3–4 снеговиков без шапочек-ведерок, на подносах – по 3–4 шапочки-ведерка, контурные изображения варежек на правую и левую руки.

Организационный момент:

Воспитатель вносит в группу снеговика

Ход занятия:

  • Игровая ситуация

В. К нам в гости пришел снеговик и принес подарки: ведерки и совочки. Давайте расставим ведерки в ряд.

Ребенок расставляет ведерки. Воспитатель сопровождает его действия словами: «Одно ведерко, еще одно…»

 В. Сколько ведерок ты поставил? (Много.) А теперь в каждое ведерко положи по одному совочку.

   Ребенок выполняет задание, уточняя последовательность действий.

 В. Сколько совочков ты положил? (Много.) В каждом ведерке есть совочек? По сколько у нас ведерок и совочков? (По много.) Правильно, по много, а можно сказать поровну.

  • Игровая ситуация 

Дети вместе с воспитателем рассматривают карточки с изображением снеговиков.

В. Что изображено на карточке? Сколько снеговиков? Чего не хватает у снеговиков? (Ведерок.) Давайте каждому снеговику наденем шапочку-ведерко.

Воспитатель уточняет правила раскладывания предметов, используя поэтапную инструкцию.

В. Сколько шапочек-ведерок? (Много.) У каждого снеговика есть шапочка? Что можно сказать о количестве снеговиков и шапочек? (По много.) Как еще можно сказать: по сколько снеговиков и шапочек? (Поровну.)

  • Физкультминутка – Мишка

На носочки встали

Потолок достали.

Наклонились столько раз, сколько уточек у нас.

Сколько покажу кружков.

Столько выполни прыжков.

  • Игровое упражнение «Найдем карандаш».

В начале игры воспитатель просит детей показать правую и левую руки. Затем раздает детям карандаш, но только в одну руку. Дети определяют, в какую руку они взяли карандаш, и подбирают карандаш такого же цвета в другую руку (они лежат на столе). Правильность выполнения задания дети проверяют.

  • Итог занятия:

В. Дети, кто приходил к нам в гости?

В. Что приносил снеговик?

В. что мы делали?

В. Что вам больше всего понравилось на занятии?

В. Все молодцы.

Тема: По много, поровну

Задачи:

  • Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
  • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

   Демонстрационный материал: Широкая и узкая дорожки одинаковой длины, выложенные из строительного материала; картинка с изображением козы.

   Раздаточный материал: Однополосные карточки, на подносе – картинки с изображением козлят и кочанов капусты (по 4–5 шт. для каждого ребенка).

Организационный момент:

Воспитатель вносит в группу Козу

Ход занятия:

  • Игровая ситуация
  • Часть 1

Воспитатель выкладывает из кирпичиков широкую и узкую дорожки и предлагает детям отправиться в гости к козлятам.

В. К нам в гости пришла козочка и просит вас помочь ей найти её козлят. Ребята посмотрите перед вами две дороги по какой пойдем что бы найти козлят? Мама коза говорит, что козлята убежали по широкой дорожке. но Вот беда, она не знает какая же из этих дорожек широкая.

По окончании пути воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о ширине дорожек? Покажите широкую (узкую) дорожку».  Дети сравнивают дорожки, выясняют, что одна из них шире, а другая уже.

   II часть. 

Воспитатель предлагает детям разложить на карточках картинки с изображением козлят. Предварительно напоминает правила раскладывания предметов.

В: Ребята я хочу, чтобы вы положили на карточки козлят, а каждому козленку капусту. Так принесла им ее мама коза. Давайте ей поможем и раздадим каждому козленку по капусте.

Когда дети справятся с заданием, воспитатель выясняет: «Сколько козлят у мамы-козы? (Много.) Что принесла мама-коза своим козлятам? (Капусту) Сколько кочанов капусты она принесла?» (Много.)

Воспитатель предлагает проверить, каждому ли козленку досталась капуста. На картинки с изображением козлят дети кладут карточки с изображением капусты и сравнивают их количество. («Что можно сказать о количестве козлят и капусты?»)

  • Игровая ситуация Подвижная игра «Козлята и волк».

В начале игры воспитатель выясняет, сколько в сказке было волков (один) и козлят (много). Затем кто-нибудь из ребят выбирается на роль волка, остальные дети изображают козлят.

Волк бегает за козлятами и пытается их поймать. Козлята прячутся от волка. Игра повторяется несколько раз.

  • Итог занятия:

В. Дети, кто приходил к нам в гости?

В. Что приносила коза козлятам?

В. что мы делали?

В. Что вам больше всего понравилось на занятии?

В. Все молодцы.

ФЭМП

Тема: Выражения по много, поровну, столько – сколько.

Задачи:

  • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.
  • Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

   Демонстрационный материал: Два изготовленных из картона ручейка, разных по ширине; цветы с круглой и квадратной сердцевинами.

Раздаточный материал: Однополосные карточки, блюдца и оладушки, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), цветы с круглой и квадратной сердцевинами меньшего размера, чем у воспитателя (по одному цветочку для каждого ребенка).

Ход занятия:

  • Игровая ситуация
  • Часть 1

Воспитатель читает потешку, а дети в такт стихотворению хлопают в ладоши.

В. Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – один,

Паше – один,

Ване – один,

Тане – один,

Саше – один,

Маше – один,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки! 

Воспитатель раздает детям карточки и предлагает расставить на них блюдца (предварительно напоминает правила раскладывания предметов):

В: Сколько блюдечек вы поставили?

В: На каждое блюдечко положите по одному оладушку.

В: Сколько оладушек вы положили?

В: На каждом блюдечке лежит один оладушек?

В: Что можно сказать о количестве блюдечек и оладушек? По сколько их? (Поровну.)

II часть. 

На полу – два ручейка (картонные полоски).

В: Ребята, давайте соберем для бабушки цветочки. Но чтобы это сделать, мы должны перейти через ручейки.

В: Одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеек.

В: А теперь узкий. Давайте перешагнем через широкий ручеек.

   Дети делают большой шаг.

 В: А теперь перейдем через узкий ручеек.

   Дети делают маленький шаг.

 В: Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький? (Побуждает детей использовать слова шире, уже.)

  • Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Найди свой цветочек»
  • На полу разложены цветы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы на поляне, выяснить, какой формы у них серединка, выбрать по одному маленькому цветочку и образовать «букеты»: встать рядом с большими цветами с соответствующими сердцевинами.

  • Итог занятия:

В. Чем мы сегодня занимались?

В. Куда ходили за цветами?

В. Какие ручейки мы видели?

В. Чтобы перейти широкий ручей что мы делали?

В. Все молодцы.

   

Тема: По много, поровну, столько – сколько; длинный – короткий, длиннее – короче.

Задачи:

  • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.
  • Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

 Демонстрационный материалДва шарфика одинакового цвета, но разной длины, кукла.

 Раздаточный материал: Ветки разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), птички, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), шнуры.

Организационный момент:

Воспитатель вносит в группу почти одетую куклу

В. Ребята посмотрите кто к нам пришел. (ответы детей)

Ход занятия:

  • Игровая ситуация «Соберем куклу на прогулку».

Воспитатель сообщает детям, что кукла собирается на прогулку, и просит помочь ей выбрать шарфик. Воспитатель показывает шарфики и спрашивает.

В. Какого цвета шарфики? (ответы детей) 

В. Как нужно разложить шарфики, чтобы было видно, одинаковой они длины или разной? (приложением или наложением)

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сравнить шарфики. 

В. Что можно сказать о длине шарфиков?

При необходимости воспитатель оказывает помощь; следит, чтобы дети, показывая длину 

В. Покажите длинный (короткий) шарфик, проводили рукой вдоль шарфика от начала до конца.

После сравнения шарфиков воспитатель выясняет.

В. Какой шарфик мы завяжем кукле: длинный или короткий? (ответы детей)

  • Игровая ситуация

Воспитатель обращает внимание детей на веточки, которые лежат на подносах.

В. Что это? (Веточки.) 

В. Что можно сказать о длине веточек? Сравните их.

В. Покажите длинную (короткую) веточку.

В. Посадите на короткую веточку одну птичку.

В. Сколько птичек вы посадили на короткую веточку?

В. На длинную веточку посадите много птичек.

В. Сколько птичек вы посадили на длинную веточку?

Воспитатель обобщает ответы детей.

  • Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Дети встают в два ряда напротив друг друга. Каждый ребенок делает себе гнездышко из шнура, расположив его в форме круга. Под музыку ребята имитируют движения птичек.

По окончании музыки, на слова.

В. Погода испортилась, начинается дождик.

Дети прячутся – каждый в своем гнездышке. 

Воспитатель комментирует.

В. В этом гнездышке одна птичка, в этом тоже одна…

В. Сколько гнездышек?

В. Сколько птичек?

В. Что можно сказать о количестве птичек и гнездышек?» (Поровну.)

Игра повторяется несколько раз.

  • Итог занятия:

В. Дети, куда мы сегодня собирали куклу?

Д. На прогулку

В. Что мы ей выбирали?

Д. Шарфик

В. какой шарфик мы выбрали?

Д. Короткий

В. Что мы еще делали?

Д. сажали птичек на ветки

В. На короткую веточку сколько птичек?

Д. одну

В. На длинную веточку сколько птичек?

Д. много

В. Все молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКА

Серия консультаций для родительского уголка, оформляемых в конце учебного года в папку-скоросшиватель. Содержит странички: "Математика для дошкольников", "Формирование понятия числа у ребенка", "Подго...

Консультация «Развитие мыслительных операций детей на занятиях Формированию элементарных математических понятий»

В старшем дошкольном возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Развития мыслительных операций являются основными в подготовке д...

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ № 10 (патриотическое воспитание, формирование элементарных математических понятий, развитие речи)

Занятие способствует решению одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду».воспитание детей - патриотическому воспитанию д...

Занятия по формированию элементарных математических понятий

Представлены занятия для детей младшей группы по теме: по много, поровну, столько – сколько...

Конспект занятия по формированию элементарных математических понятий в подготовительной группе «Задорная математика».

Цель: проверка  умений детей самостоятельно решать разнообразные задачи математического содержания. Задачи:Образовательные:- закреплять порядковый и обратный счёт, знание последующих и преды...

Конспект занятия по формированию элементарных математических понятий в старшей группе. Тема: «Число 6. Цифра 6. Состав числа 6. Круг»

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми 5-6 лет. Он поможет познакомить с числом 6 и цифрой 6, с составом числа 6; совершенствовать навык прямого и обратного устного счета в пределах ...