Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе ОНР по теме: «Продукты питания»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_zanyatie_matematika.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе ОНР по теме: «Продукты питания»
Цель: Закрепление счета в пределах 10. Формирование навыков количественного счета в
пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос
«Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.
Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.
Ознакомление с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих
счету. Ознакомление с составом числа («два», «три», «четыре»). Соотнесение числа и цифры. Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр), навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
Формирование временных представлений (части суток).
Задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, конструктивных способностей, творческого воображения, умения работать по заданной схеме, координации речи с движением, тонкой моторики. Воспитание самостоятельности, активности,
инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование: Магнитная доска, коврограф, три больших контейнера разных цветов, объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров, схема сооружения замка, плоскостные изображения домиков и игрушек, карточки с цифрами, карточки с изображениями разного количества игрушек, четыре иллюстрации к литературным произведениям, мяч, листы бумаги, геометрические фигуры.
Предварительная работа: Знакомство с цифрами «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7»,
«8», «9» и числом «10» в игровой и совместной деятельности. Упражнения в
соотнесении числа и цифры, в определении состава числа («два», «три», «четыре») в
игровой и совместной деятельности. Разучивание упражнения «Мячик мой».
ХОД
Организационный момент. Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Улыбнемся мы с тобой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
- Упражнение «Наведем порядок».
Воспитатель: Очевидно, кто-то пробрался к нам в группу сегодня ночью и разбросал конструктор . Давайте наведем порядок в игрушках. Сложите одинаковые по форме фигуры в соответствующие контейнеры. В желтый контейнер нужно собрать все кубики, в красный — все шары, а в зеленый — остальные фигуры.
Воспитатель: Что вы положите в желтый контейнер?
Дети: Кубики
Воспитатель: Что вы положите в красный?
Дети: Шары
Воспитатель: Что вы положите в зеленый?
Дети: Другие фигуры
Воспитатель: Какие по форме фигуры лежат в желтом контейнере?
Дети: В желтом контейнере лежат кубики.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Они большие и маленькие.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Они красные, синие и зеленые.
Воспитатель: Правильно. Какие фигуры лежат в красном контейнере?
Дети: В красном контейнере лежат шары.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети. Они большие и маленькие.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Они красные, синие и желтые.
Воспитатель: Верно. А что за фигуры вы собрали в зеленый контейнер? Сейчас мы
узнаем. (Воспитатель берет в руки один из цилиндров, читает стихотворение и помещает
на наборное полотно картинки.)
Воспитатель: Цилиндром меня называют, друзья.
Похож на стаканчик с мороженым я.
Похож на колонну в старинном соборе,
Похож на бревно и на столбик в заборе.
Воспитатель: Так как называется эта фигура? Вы запомнили?
Дети: Это цилиндр.
Воспитатель: На что похож цилиндр?
Дети: На стаканчик с мороженым, на колонну, на бревно и на столбик.
Воспитатель: Какие по форме фигуры лежат в зеленом контейнере?
Дети: В зеленом контейнере лежат цилиндры.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Они большие и маленькие.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Они красные, оранжевые и фиолетовые.
Воспитатель: Точно.
2. Игра «Строим замок».
Воспитатель: Давайте построим для ваших игрушек вот таком сказочный замок из
фигур, собранных в контейнеры. Рассмотрите схему, старайтесь работать дружно, не
мешать друг другу.
Дети все вместе конструируют замок. Воспитатель оказывает им необходимую помощь.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы работали. Теперь ответьте на мои вопросы.
Где в вашей постройке стоит желтый кубик?
Дети: Желтый кубик стоит внизу посередине.
Воспитатель: А где находится большой красный шар?
Дети: Большой красный шар находится наверху посередине.
Воспитатель: Где стоят большие фиолетовые цилиндры по отношению к желтому
кубику?
Дети: Фиолетовые цилиндры стоят слева и справа на желтом кубике.
Воспитатель: Можно ли сказать, что они находятся в середине постройки?
Дети. Да, фиолетовые цилиндры находятся в середине постройки.
3. Игра «Веселые соседи»
Воспитатель приглашает детей к коврографу и предлагает им сесть на стульчики.
Воспитатель: Вы построили чудесный замок для игрушек. Но игрушки живут не только в
замках, но и в маленьких домиках. Вот в таких.
Воспитатель помещает на коврограф плоскостные изображения трех домиков
Воспитатель: Прочитайте номера на домиках.
Дети: Два, три, четыре.
Воспитатель: Верно. Но это не только номера домов. Это цифры, которые показывают,
сколько жильцов в каждом доме на каждом этаже. Сколько жильцов в доме номер
два?
Дети: Два жильца.
Воспитатель: А в доме номер три?
Дети: Три жильца.
Воспитатель: А в доме номер четыре?
Дети: Четыре жильца.
Воспитатель: Верно. В каждом доме живут мишки и куклы.
Сколько мишек живет в доме номер два, если там живет одна КУКЛА?
Дети: В этом доме живет один мишка.
(Педагог помещает в домик одно плоскостное изображение мишки и одно
плоскостное изображение куклы.)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «два»?
Как оно получилось?
Дети: Число «два» состоит из двух единиц.
Воспитатель: К одному прибавили один, получилось два.
(Воспитатель прикрепляет две единицы под изображения игрушек.)
Воспитатель: Сколько кукол живет в домике номер три, если там живет один
мишка?
Дети: В домике номер три живут две куклы.
(Педагог помещает на верхний этаж одно изображение мишки и два
изображения кукол.)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «три»?
Дети: Число «три» состоит из чисел «один» и «два».
Воспитатель: К одному прибавили два, получилось три.
(Педагог помещает цифры под изображения игрушек.)
Воспитатель: Правильно. Может ли быть по-другому? Сколько кукол живет в
доме номер три, если там живут два мишки?
Дети: В этом домике живет одна кукла.
(Педагог помещает изображения двух мишек и одной куклы на нижний
этаж.)
Воспитатель: Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число
«три»?
Дети: Число «три» состоит из чисел «два» и «один».
(Педагог помещает цифры под изображения игрушек.)
Воспитатель: К двум прибавили один, получилось три. Сколько кукол живет
в домике номер четыре, если там живет один мишка?
Дети: В домике номер четыре живут три куклы.
(Педагог помещает на верхний этаж одно изображение мишки и три
изображения кукол.)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число
«четыре»?
Дети: Число «четыре» состоит из чисел «один» и «три». (Педагог помещает цифры
под изображения игрушек.)
Воспитатель: К одному прибавили три, получилось четыре. Может ли быть по-
другому? Сколько кукол живет в этом доме, если там живут два мишки?
Дети: В этом домике живут две куклы.
(Педагог помещает изображения двух мишек и двух кукол на второй этаж.)
Воспитатель: Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети: Число «четыре» состоит из чисел «два» и «два». К двум прибавили два,
получилось четыре. (Педагог помещает цифры под изображения игрушек.)
Воспитатель: Правильно. Может ли быть по-другому? Сколько кукол живет в доме
номер четыре, если там живут три мишки?
Дети: В этом домике живет одна кукла. (Педагог помещает изображения трех
мишек и одной куклы на нижний этаж.)
Воспитатель: Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети: Число «четыре» состоит из чисел «три» и «один». (Педагог помещает цифры
под изображения игрушек.)
Воспитатель: Верно. К трем прибавили один, получилось четыре. Теперь
посмотрите на домики и еще раз скажите, из каких чисел состоит число «два»?
Дети: Число «два» состоит из двух единиц.
Воспитатель: Из каких чисел состоит число «три»?
Дети: Число «три» состоит из чисел «один» и «два» или «два» и «один».
Воспитатель: И наконец, из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети: Число «четыре» состоит из чисел «один» и «три», или «два» и «два», или
«три» и «один».
Воспитатель: Отлично! Я вами горжусь. Это было очень сложное задание.
Упражнение «Считаем и рассуждаем».
Педагог убирает домики, а изображения кукол и мишек располагает в два
ряда.
Воспитатель: Сколько мишек стоит в ряд? Сосчитайте. (Дети пересчитывают
изображения мишек.)
Дети: В ряду десять мишек.
Воспитатель: А сколько же кукол в ряду? (Дети пересчитывают изображения кукол.)
Дети: Кукол тоже десять.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве мишек и кукол?
Дети: Мишек и кукол поровну, одинаковое количество, по десять.
Воспитатель: Верно. Вы очень хорошо считаете. (Педагог убирает изображения пяти
кукол.)
Воспитатель: Что теперь можно сказать о количестве кукол?
Дети: Осталось пять кукол.
Воспитатель: Сравните количество мишек и кукол.
Дети: Мишек больше, чем кукол. Кукол меньше, чем мишек.
Воспитатель: На сколько мишек больше, чем кукол? Сосчитайте.
Дети: Мишек на пять больше, чем кукол.
Воспитатель: На сколько кукол меньше, чем мишек?
Дети: Кукол на пять меньше, чем мишек.
Воспитатель: Верно. (Педагог убирает оставшиеся изображения кукол.)
Воспитатель: Сколько кукол осталось?
Дети: Не осталось ни одной куклы.
Воспитатель: Точно. У нас не осталось ни одной куклы. Если нет предметов,
которые нужно сосчитать, это обозначают цифрой «ноль».
(Педагог помещает на коврограф карточку с цифрой «О» убирает
изображения мишек.)
Воспитатель: Сколько мишек на коврографе?
Дети: Не осталось ни одного мишки.
Воспитатель: Какой цифрой мы обозначим, что нет мишек?
Дети: Мы обозначим отсутствие мишек цифрой «ноль».
(Педагог помещает на коврограф карточку с еще одной цифрой «О».)
Воспитатель:Итак, сегодня вы познакомились с цифрой, которая показывает, что
предметы, которые нужно сосчитать, отсутствуют. Это цифра «ноль».
(Педагог убирает карточки с коврографа.)
Воспитатель: Какой сегодня день недели ?
Дети: Вторник
Воспитатель: А какой был вчера?
Дети: Понедельник
Воспитатель: Какой день недели будет завтра?
Дети: Среда
Воспитатель: А сейчас - “Минутка для отдыха”
Физминутка «Дни недели»
В понедельник я купался (изображают плавание)
А во вторник – рисовал (изображают рисование)
В среду долго умывался (умываемся)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем на месте)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (садятся на корточки).
Молодцы ребята, вы знаете месяцы и дни недели!
ИГРА «Скажи наоборот» (Игра с мячом. Дети встают в круг.)
Воспитатель: Слон большой, а мышка…
Дети: Маленькая
Воспитатель: Кустик низкий, а дерево…
Дети: Высокое
Воспитатель: Брюки длинные, а шорты…
Дети: Короткие
Воспитатель: Река широкая, а речей…
Дети: Узкий
Воспитатель: Ствол дерева толстый, а веточки…
Дети: Тоненькие
Воспитатель: Арбуз большой, а вишня…
Дети: Маленькая
Воспитатель: Перо легкое, а камень…
Дети: Тяжелый
Воспитатель: Голова вверху, а ноги …
Дети: Внизу
Воспитатель: Бревно толстое, а иголка …
Дети: Тонкая.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно
III Этап «Ориентировка на листе бумаги»
Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги. Мы должны поселить на него геометрические фигуры. Но сначала отдохнём
Пальчиковая игра: «Новый год»
Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз.
Отдохнули. Приступаем. В правый верхний угол положите квадрат, в левый нижний угол - треугольник, в правый нижний – овал, в левый верхний – круг, а центр листа положите прямоугольник.
Ребята, вы справились с заданиями: знаете геометрические фигуры и умеете ориентироваться на листе бумаги.
Игра «Что? Где? Когда?» Формирование временных представлений (части суток).
(Педагог помещает на магнитную доску четыре иллюстрации к сказкам.)
Воспитатель: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Из какой сказки эти строки?
Дети: Это строки из «Сказки о царе Салтане...» Александра Сергеевича Пушкина.
Воспитатель: О каком времени суток говорится в этом отрывке?
Дети: В этом отрывке говорится о позднем вечере.
Воспитатель: Подберите иллюстрацию к прочитанным строчкам и поставьте ее в
верхний ряд. (Дети ставят подходящую иллюстрацию в верхний ряд.)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
Из какой сказки эти строки?
Дети: Это тоже строки из «Сказки о царе Салтане...» Александра Сергеевича
Пушкина.
Воспитатель: О каком времени суток говорится в этих строчках?
Дети: В них говорится о ночи.
Воспитатель: Подберите иллюстрацию и к этим строчкам.
(Дети ставят подходящую иллюстрацию рядом с первой иллюстрацией.)
Воспитатель: Дядя Степа утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
А это произведение вы узнали?
Дети: Да, это «Дядя Степа» Сергея Владимировича Михалкова.
Воспитатель: О каком времени суток говорится в этих строчках?
Дети: В них говорится о раннем утре.
Воспитатель: Подберите иллюстрацию к этим строчкам.
(Дети ставят иллюстрацию в верхний ряд.)
Воспитатель: У нас осталась одна иллюстрация. Может быть, вы вспомните строки,
которые к ней подходят?
Дети: От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Воспитатель: Отлично. К этой иллюстрации действительно подходят строки Михаила
Пляцковского из песенки «Улыбка». О каком времени суток в них говорится?
Дети: В них говорится про день.
Воспитатель: Расставьте иллюстрации в верхнем ряду по порядку, начиная с той, на
которой изображено утро. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Назовите части суток, начиная с утра.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Какое время суток бывает между утром и вечером?
Дети: Между утром и вечером бывает день.
Воспитатель: Какое время суток наступает после ночи?
Дети: После ночи наступает утро.
Воспитатель: Какое время суток бывает перед ночью?
Дети: Перед ночью бывает вечер.
Воспитатель: Я вами горжусь. Вы ответили на все мои вопросы.
(Педагог убирает иллюстрации.)
Итог занятия. Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что нового они узнали на занятии, чем им было интересно заниматься. Затем воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада, тема: «Путешествие по математическому королевству»
Задачи:Образовательные:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;Развивающие:Совершенствовать уме...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Продукты питания».
Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ на тему: Вес предметов
Занятие по математике в детском саду. Старшая группа Тема: «Вес предметов и цифры»Задачи:1. Дать представление о неизменности веса в результате изменения их местоположения.2. Закрепит...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Тема: «Математическое путешествие» Область:
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Тема: «Математическое путешествие»...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»
Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Образование числа 7» с использованием сенсорной стимуляции
Учить детей уравнивать количество предметов путем увеличения их количества. Учить сравнивать числа и количества, давая определения «больше (меньше) на 1»; упражнять в счете и отсчете предм...