Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе ОНР по теме: «Продукты питания»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кулешова Анна Владимировна
Закрепление счета в пределах 10. Формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_zanyatie_matematika.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе ОНР по теме: «Продукты питания»

Цель: Закрепление счета в пределах 10. Формирование навыков количественного счета в

пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос

«Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.

Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.

Ознакомление с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих

счету. Ознакомление с составом числа («два», «три», «четыре»). Соотнесение числа и цифры. Совершенствование умения узнавать  и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр), навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

Формирование временных представлений (части суток).

 Задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, конструктивных способностей, творческого воображения, умения работать по заданной схеме, координации речи с движением, тонкой моторики. Воспитание самостоятельности, активности,

инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование: Магнитная доска, коврограф, три больших контейнера разных цветов, объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров, схема сооружения замка, плоскостные изображения домиков и игрушек, карточки с цифрами, карточки с изображениями разного количества игрушек,  четыре иллюстрации к литературным произведениям,  мяч, листы бумаги, геометрические фигуры.

Предварительная работа:  Знакомство с цифрами «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7»,

«8», «9» и числом «10» в игровой и совместной деятельности. Упражнения в

соотнесении числа и цифры, в определении состава числа («два», «три», «четыре») в

игровой и совместной деятельности. Разучивание упражнения «Мячик мой».

ХОД

Организационный момент. Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу. 
Повстречаться мы спешим, 
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой, 
Улыбнемся мы с тобой. 
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.

  1.  Упражнение «Наведем порядок».

Воспитатель: Очевидно, кто-то пробрался к нам в группу сегодня ночью и разбросал конструктор . Давайте наведем порядок в игрушках. Сложите одинаковые по форме фигуры в соответствующие контейнеры. В желтый контейнер нужно собрать все кубики, в красный — все шары, а в зеленый — остальные фигуры.

Воспитатель: Что вы положите в желтый контейнер?

Дети: Кубики

Воспитатель: Что вы положите в  красный?

Дети: Шары

Воспитатель: Что вы положите в  зеленый?

Дети: Другие фигуры

Воспитатель: Какие по форме фигуры лежат в желтом контейнере?

Дети: В желтом контейнере лежат кубики.

Воспитатель: Какие они по размеру?

Дети: Они большие и маленькие.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Они красные, синие и зеленые.

Воспитатель: Правильно. Какие фигуры лежат в красном контейнере?

Дети: В красном контейнере лежат шары.

Воспитатель: Какие они по размеру?

Дети. Они большие и маленькие.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Они красные, синие и желтые.

Воспитатель: Верно. А что за фигуры вы собрали в зеленый контейнер? Сейчас мы

узнаем. (Воспитатель берет в руки один из цилиндров, читает стихотворение и помещает

на наборное полотно картинки.)

Воспитатель:  Цилиндром меня называют, друзья.

Похож на стаканчик с мороженым я.

Похож на колонну в старинном соборе,

Похож на бревно и на столбик в заборе.

Воспитатель:  Так как называется эта фигура? Вы запомнили?

Дети: Это цилиндр.

Воспитатель: На что похож цилиндр?

Дети: На стаканчик с мороженым, на колонну, на бревно и на столбик.

Воспитатель:  Какие по форме фигуры лежат в зеленом контейнере?

Дети: В зеленом контейнере лежат цилиндры.

Воспитатель: Какие они по размеру?

Дети: Они большие и маленькие.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Они красные, оранжевые и фиолетовые.

Воспитатель: Точно.

2. Игра «Строим замок».

Воспитатель: Давайте построим для ваших игрушек вот таком сказочный замок из

фигур, собранных в контейнеры. Рассмотрите схему, старайтесь работать дружно, не

мешать друг другу.

Дети все вместе конструируют замок. Воспитатель оказывает им необходимую помощь.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы работали. Теперь ответьте на мои вопросы.

Где в вашей постройке стоит желтый кубик?

Дети: Желтый кубик стоит внизу посередине.

Воспитатель: А где находится большой красный шар?

Дети: Большой красный шар находится наверху посередине.

Воспитатель: Где стоят большие фиолетовые цилиндры по отношению к желтому

кубику?

Дети: Фиолетовые цилиндры стоят слева и справа на желтом кубике.

Воспитатель: Можно ли сказать, что они находятся в середине постройки?

Дети. Да, фиолетовые цилиндры находятся в середине постройки.

3. Игра «Веселые соседи»

Воспитатель приглашает детей к коврографу и предлагает им сесть на стульчики.

Воспитатель: Вы построили чудесный замок для игрушек. Но игрушки живут не только в

замках, но и в маленьких домиках. Вот в таких.

Воспитатель помещает на коврограф плоскостные изображения трех домиков

Воспитатель: Прочитайте номера на домиках.

Дети: Два, три, четыре.

Воспитатель: Верно. Но это не только номера домов. Это цифры, которые показывают,

сколько жильцов в каждом доме на каждом этаже. Сколько жильцов в доме номер

два?

Дети: Два жильца.

Воспитатель: А в доме номер три?

Дети: Три жильца.

Воспитатель: А в доме номер четыре?

Дети: Четыре жильца.

Воспитатель: Верно. В каждом доме живут мишки и куклы.

Сколько мишек живет в доме номер два, если там живет одна КУКЛА?

Дети: В этом доме живет один мишка.

(Педагог помещает в домик одно плоскостное изображение мишки и одно

плоскостное изображение куклы.)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «два»?

Как оно получилось?

Дети: Число «два» состоит из двух единиц.

Воспитатель: К одному прибавили один, получилось два.

(Воспитатель прикрепляет две единицы под изображения игрушек.)

Воспитатель: Сколько кукол живет в домике номер три, если там живет один

мишка?

Дети: В домике номер три живут две куклы.

(Педагог помещает на верхний этаж одно изображение мишки и два

изображения кукол.)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «три»?

Дети: Число «три» состоит из чисел «один» и «два».

Воспитатель: К одному прибавили два, получилось три.

(Педагог помещает цифры под изображения игрушек.)

Воспитатель: Правильно. Может ли быть по-другому? Сколько кукол живет в

доме номер три, если там живут два мишки?

Дети: В этом домике живет одна кукла.

(Педагог помещает изображения двух мишек и одной куклы на нижний

этаж.)

Воспитатель: Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число

«три»?

Дети: Число «три» состоит из чисел «два» и «один».

(Педагог помещает цифры под изображения игрушек.)

Воспитатель: К двум прибавили один, получилось три. Сколько кукол живет

в домике номер четыре, если там живет один мишка?

Дети: В домике номер четыре живут три куклы.

(Педагог помещает на верхний этаж одно изображение мишки и три

изображения кукол.)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число

«четыре»?

Дети: Число «четыре» состоит из чисел «один» и «три». (Педагог помещает цифры

под изображения игрушек.)

Воспитатель: К одному прибавили три, получилось четыре. Может ли быть по-

другому? Сколько кукол живет в этом доме, если там живут два мишки?

Дети: В этом домике живут две куклы.

(Педагог помещает изображения двух мишек и двух кукол на второй этаж.)

Воспитатель: Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?

Дети: Число «четыре» состоит из чисел «два» и «два». К двум прибавили два,

получилось четыре. (Педагог помещает цифры под изображения игрушек.)

Воспитатель: Правильно. Может ли быть по-другому? Сколько кукол живет в доме

номер четыре, если там живут три мишки?

Дети: В этом домике живет одна кукла. (Педагог помещает изображения трех

мишек и одной куклы на нижний этаж.)

Воспитатель: Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?

Дети: Число «четыре» состоит из чисел «три» и «один». (Педагог помещает цифры

под изображения игрушек.)

Воспитатель: Верно. К трем прибавили один, получилось четыре. Теперь

посмотрите на домики и еще раз скажите, из каких чисел состоит число «два»?

Дети: Число «два» состоит из двух единиц.

Воспитатель: Из каких чисел состоит число «три»?

Дети: Число «три» состоит из чисел «один» и «два» или «два» и «один».

Воспитатель: И наконец, из каких чисел состоит число «четыре»?

Дети: Число «четыре» состоит из чисел «один» и «три», или «два» и «два», или

«три» и «один».

Воспитатель: Отлично! Я вами горжусь. Это было очень сложное задание.

Упражнение «Считаем и рассуждаем».

Педагог убирает домики, а изображения кукол и мишек располагает в два

ряда.

Воспитатель: Сколько мишек стоит в ряд? Сосчитайте. (Дети пересчитывают

изображения мишек.)

Дети: В ряду десять мишек.

Воспитатель: А сколько же кукол в ряду? (Дети пересчитывают изображения кукол.)

Дети: Кукол тоже десять.

Воспитатель: Что можно сказать о количестве мишек и кукол?

Дети: Мишек и кукол поровну, одинаковое количество, по десять.

Воспитатель: Верно. Вы очень хорошо считаете. (Педагог убирает изображения пяти

кукол.)

Воспитатель: Что теперь можно сказать о количестве кукол?

Дети: Осталось пять кукол.

Воспитатель: Сравните количество мишек и кукол.

Дети: Мишек больше, чем кукол. Кукол меньше, чем мишек.

Воспитатель: На сколько мишек больше, чем кукол? Сосчитайте.

Дети: Мишек на пять больше, чем кукол.

Воспитатель: На сколько кукол меньше, чем мишек?

Дети: Кукол на пять меньше, чем мишек.

Воспитатель: Верно. (Педагог убирает оставшиеся изображения кукол.)

Воспитатель: Сколько кукол осталось?

Дети: Не осталось ни одной куклы.

Воспитатель: Точно. У нас не осталось ни одной куклы. Если нет предметов,

которые нужно сосчитать, это обозначают цифрой «ноль».

(Педагог помещает на коврограф карточку с цифрой «О» убирает

изображения мишек.)

Воспитатель: Сколько мишек на коврографе?

Дети: Не осталось ни одного мишки.

Воспитатель: Какой цифрой мы обозначим, что нет мишек?

Дети: Мы обозначим отсутствие мишек цифрой «ноль».

(Педагог помещает на коврограф карточку с еще одной цифрой «О».)

Воспитатель:Итак, сегодня вы познакомились с цифрой, которая показывает, что

предметы, которые нужно сосчитать, отсутствуют. Это цифра «ноль».

(Педагог убирает карточки с коврографа.)

Воспитатель: Какой  сегодня день недели ?

Дети: Вторник

Воспитатель: А какой был вчера?

Дети: Понедельник

Воспитатель: Какой день недели будет завтра?

Дети: Среда

Воспитатель: А сейчас - “Минутка для отдыха”

Физминутка «Дни недели»

В понедельник я купался (изображают плавание)

А во вторник – рисовал (изображают рисование)

В среду долго умывался (умываемся)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем на месте)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (садятся на корточки).

Молодцы ребята, вы знаете месяцы и дни недели!

ИГРА «Скажи наоборот» (Игра с мячом. Дети встают в круг.)

Воспитатель: Слон большой, а мышка… 

Дети: Маленькая

Воспитатель: Кустик низкий, а дерево…

Дети: Высокое

Воспитатель: Брюки длинные, а шорты…

Дети: Короткие

Воспитатель: Река широкая, а речей… 

Дети: Узкий

Воспитатель: Ствол дерева толстый, а веточки…

Дети: Тоненькие

Воспитатель: Арбуз большой, а вишня… 

Дети: Маленькая

Воспитатель: Перо легкое, а камень…

Дети: Тяжелый

Воспитатель: Голова вверху, а ноги …

Дети:  Внизу

Воспитатель: Бревно толстое, а иголка …

Дети: Тонкая.

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Легкий – тяжелый;

Сильный - слабый;

Быстро - медленно

III Этап «Ориентировка на листе бумаги»

Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги. Мы должны поселить на него геометрические фигуры.  Но сначала отдохнём

Пальчиковая игра: «Новый год»

Перед нами ёлочка:       Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».

Шишечки, иголочки,    Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.

Шарики, фонарики,     Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.

Зайчики и свечки,        Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.

Звёзды, человечки.     Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз.

Отдохнули. Приступаем. В правый верхний угол положите квадрат, в левый нижний угол - треугольник, в правый нижний – овал, в левый верхний – круг, а центр листа положите прямоугольник.

Ребята, вы справились с заданиями: знаете геометрические фигуры и умеете ориентироваться на листе бумаги.

 Игра «Что? Где? Когда?» Формирование временных представлений (части суток).

(Педагог помещает на магнитную доску четыре иллюстрации к сказкам.)

Воспитатель: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Из какой сказки эти строки?

Дети: Это строки из «Сказки о царе Салтане...» Александра Сергеевича Пушкина.

Воспитатель: О каком времени суток говорится в этом отрывке?

Дети: В этом отрывке говорится о позднем вечере.

Воспитатель: Подберите иллюстрацию к прочитанным строчкам и поставьте ее в

верхний ряд. (Дети ставят подходящую иллюстрацию в верхний ряд.)

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут.

Из какой сказки эти строки?

Дети: Это тоже строки из «Сказки о царе Салтане...» Александра Сергеевича

Пушкина.

Воспитатель: О каком времени суток говорится в этих строчках?

Дети: В них говорится о ночи.

Воспитатель: Подберите иллюстрацию и к этим строчкам.

(Дети ставят подходящую иллюстрацию рядом с первой иллюстрацией.)

Воспитатель: Дядя Степа утром рано

Быстро вскакивал с дивана,

Окна настежь открывал,

Душ холодный принимал.

А это произведение вы узнали?

Дети: Да, это «Дядя Степа» Сергея Владимировича Михалкова.

Воспитатель: О каком времени суток говорится в этих строчках?

Дети: В них говорится о раннем утре.

Воспитатель: Подберите иллюстрацию к этим строчкам.

(Дети ставят иллюстрацию в верхний ряд.)

Воспитатель: У нас осталась одна иллюстрация. Может быть, вы вспомните строки,

которые к ней подходят?

Дети: От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется...

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

Воспитатель:  Отлично. К этой иллюстрации действительно подходят строки Михаила

Пляцковского из песенки «Улыбка». О каком времени суток в них говорится?

Дети: В них говорится про день.

Воспитатель: Расставьте иллюстрации в верхнем ряду по порядку, начиная с той, на

которой изображено утро. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Назовите части суток, начиная с утра.

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: Какое время суток бывает между утром и вечером?

Дети: Между утром и вечером бывает день.

Воспитатель: Какое время суток наступает после ночи?

Дети: После ночи наступает утро.

Воспитатель: Какое время суток бывает перед ночью?

Дети: Перед ночью бывает вечер.

Воспитатель: Я вами горжусь. Вы ответили на все мои вопросы.

(Педагог убирает иллюстрации.)

Итог занятия.  Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что нового они узнали на занятии, чем им было интересно заниматься. Затем воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада, тема: «Путешествие по математическому королевству»

Задачи:Образовательные:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;Развивающие:Совершенствовать уме...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Продукты питания».

Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ на тему: Вес предметов

Занятие по математике в детском саду. Старшая группа Тема: «Вес предметов и цифры»Задачи:1. Дать представление о неизменности веса в результате изменения их местоположения.2. Закрепит...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Тема: «Математическое путешествие» Область:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей  группе по ФГОС. Тема:                  «Математическое путешествие»...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»

Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Образование числа 7» с использованием сенсорной стимуляции

Учить детей уравнивать количество предметов путем увеличения их количества. Учить сравнивать числа и количества, давая определения «больше (меньше) на 1»; упражнять в счете и отсчете предм...