"Поможем Буратино найти золотой ключик"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ технологии для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вступление

Здороваемся с гостями:

- Гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас мы повернемся

И все вместе – улыбнемся

И скажем друг другу : Здравствуйте!

Вос-ль: ребята, а сейчас все внимание на меня, покажите мне свои глазки,

Послушайте стихотворение которое я вам сейчас прочитаю и скажите, о какой сказке идет речь?

- Далеко, далеко за морем

Стоит золотая стена,

В стене той заветная дверца

За дверцей большая страна.

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене

Но, где отыскать этот ключик

Никто не рассказывал мне.

Дети: это сказка « Золотой ключик или приключения Буратино»

Вос-ль: молодцы ребята, скажите, это сказка народная или авторская?

Дети: авторская.

Вос-ль: а кто автор этой замечательной сказки?

Дети: Алексей Николаевич Толстой.

( итальянский писатель Карло Коллоди « Приключения Пиноккио. История деревянного человечка»).

Вос-ль: ребята вы помните всех героев этой сказки? Назовите мне их?

Дети называют героев сказки ( Буратино, Мальвина и т.д.).

Вос-ль: Молодцы, всех назвали, никого не забыли, ребята, герои в этой сказке очень часто сталкиваются с трудностями и проблемами, пытаются их решать. Скажите, а чем по вашему мнению трудность отличается от проблемы?

Дети: трудность это то, с чем герой уже сталкивался, уже есть опыт решения трудности, есть знания, герой ищет в опыте алгоритм выхода из затруднения.

Проблема – это то, с чем столкнулся впервые, нет опыта решения, нет модели выхода из ситуации.

Вос-ль: Ребята, вы знаете, что герои не только этой сказки сталкиваются с трудностями и проблемами. Я предлагаю вам сыграть в игру « Героя сказки называй и проблему вспоминай»

Дети: « Красная Шапочка» - угостить бабушку и не быть сьеденой волком;

« Гуси – Лебеди» - вернуть братца домой до прихода родителей;

« Теремок» - всем персонажам заселиться в теремок и не сломать его;

Вос-ль: молодцы ребята, а сейчас проходите на стульчики, занимайте места ( дети садятся полукругом, лицом к доске и мольберту)

Ребята, один из героев сказки « Золотой ключик» обратился к нам за помощью, он столкнулся с проблемой и как ее решить к сожалению не знает. ( снимаю белые листы закрывающие на доске герое сказки)

Сейчас мы с вами сыграем в игру « Да – нет» и узнаем кто же из героев обратился к нам за помощью.

Игра « Да – нет», дети угадали героя – Буратино.

Вос-ль: ребята, вы очень быстро угадали героя, Буратино прислал нам письмо, послушайте, что он нам пишет…….

Вос-ль: И так, ребята, скажите, какая проблема возникла у Буратино?

Дети: Буратино должен достать золотой ключик со дна болота, он должен опуститься на дно болота, но не может этого сделать, потому, что прыгнув в воду, сразу же всплывает на поверхность.

Вос-ль: вот так проблема, но я думаю, что вы справитесь, но прежде чем вы начнете искать решение, я предлагаю вам провести разминку.

Физминутка « Буратино» ( встали около стульчиков: Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся ( наклоны корпусом влево, вправо руки на поясе) руки в стороны развел, ключик видно не нашел ( повороты головы влево, вправо), чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. А теперь мы сядем дружно, нам работать еще нужно!).

Вос-ль: ребята, вы все помните какая проблема возникла у Буратино? ( Да)

Посмотрите на этот стол, снимаю салфетку -   перед детьми на столе стоит емкость с водой, на дне которой лежит ключ).

И так, ключ лежит на дне болота, скажите мне из какого материала папа Карло сделал Буратино?

Дети: из дерева.

Вос-ль: а сейчас мы с вами сыграем в игру « Хорошо – плохо», разделимся с вами на две команды: первая команда будет называть положительные свойства дерева, вторая команда – отрицательные.

Игра « Хорошо – плохо»

Вос-ль: вот мы с вами и определили противоречия которые обьеденились в одном обьекте. Буратино нам сказал, что как только он опускается в болото, то тут же всплывает на поверхность. Я предлагаю вам проверить это.

Артем подойди к столу, возьми деревянный брусок и опусти его в воду, посмотрим, на самом ли деле дерево всплывает на поверхность?

Проведение эксперимента. Дети убедились, что дерево на самом деле всплывает на поверхность.

Вос-ль: ребята обратите внимание на мольберт и ответьте мне на вопрос: что нам помогает решать проблемы?

Дети: модель решения проблемы.

Воспи-ль: Аня покажи нам эту модель, расшифруй, что на ней изображено.

Воспита-ль рисует модель на доске. Вместе с детьми проговариваем сектора модели. У нас есть конкретная проблема которую надо решить. Следующий шаг – формулируем противоречия: ведь мы с вами знаем, что формулировка противоречия это наполовину решенная проблема.

Буратино достает ключ – это +

Буратино от воды размокнет, не сможет бегать и прыгать, дерево впитает воду начнет гнить, в нем заведутся букашки это –

Буратино не достает ключ это –

Но тогда остается сухим, не размокнет, по прежнему сможет бегать, прыгать это +

Совмещаем два плюса, Настя подойди соедини два плюса, вот он наш ИКР

Что означает ИКР?

Дети: идеальный конечный результат.

Вос-ль: Дима, проговори пожалуйста, какой ИКР мы должны получить в результате решения проблемы?

Вос-ль: молодец Дима, ребята, скажите для чего у нас в группе живет осминог?

Что это за значки на его Щупальцах? ( приемы решения проблемных ситуаций, это схемы внешних ресурсов которые помогают решить проблему).

И так, какие решения проблемы вы можете предложить? Дети предлагают, зарисовываем на доске, затем к рисункам подставляем модели.

Дети: (можно удочкой выловить ключик) – какой это прием? (обьединение) Даша, иди, покажи нам эту модель.

Можно попросить лягушек, рыбок достать со дна ключик ( обьединение).

Можно вырыть канавку и вода сама уйдет, прием?

Можно подождать когда солнце высушит болото, какой это прием? ( время).

Вос-ль: Ребята скажите, какие внутренние ресурсы может задействовать Буратино для решения проблемы?

Дети: сила, смекалка, ум, смелость.

Вос-ль: Миша, какой вариант решения проблемы ты выберешь? ( опрос 2-3 детей).

Вос-ль: ребята, а сейчас нам необходимо с вами из всех вариантов выбрать самое идеальное решение по критериям: это должно быть дешево, не затрачиваем много времени и не причинить вред другим.

Озвучиваем идеальное решение проблемы.

Вос-ль: ребята, вот мы с вами и помогли Буратино достать ключ из болота, а кто из вас помнит, для чего Буратино необходим этот ключик?

Ответы детей.

Вос-ль: правильно, ключик необходим, чтобы открыть заветную дверцу в каморке папы Карло, а за этой дверцей как вы помните из стихотворения которое я вам прочитала в начале, « …за дверцей большая страна…») в этой стране Буратино создаст свой кукольный театр, в котором будут выступать все герои этой замечательной сказки.

Рефлексия: Ребята вы сегодня молодцы, а сейчас встаньте со своих стульчиков, образуйте круг и сыграем в игру « Мяч лови, ответ говори» .

- Назови автора сказки « Приключения Буратино»?

- назови героя, чью проблему мы сегодня решали?

- Чем трудность отличается от проблемы?

- В какие игры мы сегодня играли?

- Назови приемы решения проблемных ситуаций?

- Какие бывают ресурсы?

- С помощью какого ресурса тебе нравится решать проблемы?

- Что означает запись ИКР?

- Что такое противоречия?

- Обьект из какого материала мы исследовали в игре « Хорошо-плохо»?

- Зачем нужно учиться решать проблемные ситуации?

Всем спасибо, мне было приятно сегодня с вами заниматься, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Поможем Буратино найти золотой ключик»

Конспект  занятия по математике в подготовительной группе «Поможем Буратино найти золотой ключик»...

Звуковая цепочка "Помоги Буратино найти золотой ключик"

Игра на развитие звукового анализа слова....

Конспект ООД по РМП в подготовительной группе «Поможем Буратино найти ключик»

Конспект ООД по РМП в подготовительной группе «Поможем Буратино найти ключикЦель: создание условий для умений составлять задачи на сложение и вычитание.Задачи:1) продолжать учить составлять и ре...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему "Поможем Буратино найти золотой ключик"

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы. В процессе занятия дети сами составляют и решают арифметические задачи на сложение и вычитание в пред...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для подготовительной группы "Поможем буратино найти монеты"

Задачи:совершенствовать у детей первичные экономические представления.развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей.формировать навыки командной работы, умение договариваться, в...

«Поможем Буратино вернуть золотой ключик»

Квест-игра по финансовой грамотности на тему:"Поможем Буратино вернуть золотой ключик"...