"Поможем Буратино найти золотой ключик"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ технологии для детей подготовительной группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вступление
Здороваемся с гостями:
- Гости к нам пришли сегодня
К ним сейчас мы повернемся
И все вместе – улыбнемся
И скажем друг другу : Здравствуйте!
Вос-ль: ребята, а сейчас все внимание на меня, покажите мне свои глазки,
Послушайте стихотворение которое я вам сейчас прочитаю и скажите, о какой сказке идет речь?
- Далеко, далеко за морем
Стоит золотая стена,
В стене той заветная дверца
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене
Но, где отыскать этот ключик
Никто не рассказывал мне.
Дети: это сказка « Золотой ключик или приключения Буратино»
Вос-ль: молодцы ребята, скажите, это сказка народная или авторская?
Дети: авторская.
Вос-ль: а кто автор этой замечательной сказки?
Дети: Алексей Николаевич Толстой.
( итальянский писатель Карло Коллоди « Приключения Пиноккио. История деревянного человечка»).
Вос-ль: ребята вы помните всех героев этой сказки? Назовите мне их?
Дети называют героев сказки ( Буратино, Мальвина и т.д.).
Вос-ль: Молодцы, всех назвали, никого не забыли, ребята, герои в этой сказке очень часто сталкиваются с трудностями и проблемами, пытаются их решать. Скажите, а чем по вашему мнению трудность отличается от проблемы?
Дети: трудность это то, с чем герой уже сталкивался, уже есть опыт решения трудности, есть знания, герой ищет в опыте алгоритм выхода из затруднения.
Проблема – это то, с чем столкнулся впервые, нет опыта решения, нет модели выхода из ситуации.
Вос-ль: Ребята, вы знаете, что герои не только этой сказки сталкиваются с трудностями и проблемами. Я предлагаю вам сыграть в игру « Героя сказки называй и проблему вспоминай»
Дети: « Красная Шапочка» - угостить бабушку и не быть сьеденой волком;
« Гуси – Лебеди» - вернуть братца домой до прихода родителей;
« Теремок» - всем персонажам заселиться в теремок и не сломать его;
Вос-ль: молодцы ребята, а сейчас проходите на стульчики, занимайте места ( дети садятся полукругом, лицом к доске и мольберту)
Ребята, один из героев сказки « Золотой ключик» обратился к нам за помощью, он столкнулся с проблемой и как ее решить к сожалению не знает. ( снимаю белые листы закрывающие на доске герое сказки)
Сейчас мы с вами сыграем в игру « Да – нет» и узнаем кто же из героев обратился к нам за помощью.
Игра « Да – нет», дети угадали героя – Буратино.
Вос-ль: ребята, вы очень быстро угадали героя, Буратино прислал нам письмо, послушайте, что он нам пишет…….
Вос-ль: И так, ребята, скажите, какая проблема возникла у Буратино?
Дети: Буратино должен достать золотой ключик со дна болота, он должен опуститься на дно болота, но не может этого сделать, потому, что прыгнув в воду, сразу же всплывает на поверхность.
Вос-ль: вот так проблема, но я думаю, что вы справитесь, но прежде чем вы начнете искать решение, я предлагаю вам провести разминку.
Физминутка « Буратино» ( встали около стульчиков: Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся ( наклоны корпусом влево, вправо руки на поясе) руки в стороны развел, ключик видно не нашел ( повороты головы влево, вправо), чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. А теперь мы сядем дружно, нам работать еще нужно!).
Вос-ль: ребята, вы все помните какая проблема возникла у Буратино? ( Да)
Посмотрите на этот стол, снимаю салфетку - перед детьми на столе стоит емкость с водой, на дне которой лежит ключ).
И так, ключ лежит на дне болота, скажите мне из какого материала папа Карло сделал Буратино?
Дети: из дерева.
Вос-ль: а сейчас мы с вами сыграем в игру « Хорошо – плохо», разделимся с вами на две команды: первая команда будет называть положительные свойства дерева, вторая команда – отрицательные.
Игра « Хорошо – плохо»
Вос-ль: вот мы с вами и определили противоречия которые обьеденились в одном обьекте. Буратино нам сказал, что как только он опускается в болото, то тут же всплывает на поверхность. Я предлагаю вам проверить это.
Артем подойди к столу, возьми деревянный брусок и опусти его в воду, посмотрим, на самом ли деле дерево всплывает на поверхность?
Проведение эксперимента. Дети убедились, что дерево на самом деле всплывает на поверхность.
Вос-ль: ребята обратите внимание на мольберт и ответьте мне на вопрос: что нам помогает решать проблемы?
Дети: модель решения проблемы.
Воспи-ль: Аня покажи нам эту модель, расшифруй, что на ней изображено.
Воспита-ль рисует модель на доске. Вместе с детьми проговариваем сектора модели. У нас есть конкретная проблема которую надо решить. Следующий шаг – формулируем противоречия: ведь мы с вами знаем, что формулировка противоречия это наполовину решенная проблема.
Буратино достает ключ – это +
Буратино от воды размокнет, не сможет бегать и прыгать, дерево впитает воду начнет гнить, в нем заведутся букашки это –
Буратино не достает ключ это –
Но тогда остается сухим, не размокнет, по прежнему сможет бегать, прыгать это +
Совмещаем два плюса, Настя подойди соедини два плюса, вот он наш ИКР
Что означает ИКР?
Дети: идеальный конечный результат.
Вос-ль: Дима, проговори пожалуйста, какой ИКР мы должны получить в результате решения проблемы?
Вос-ль: молодец Дима, ребята, скажите для чего у нас в группе живет осминог?
Что это за значки на его Щупальцах? ( приемы решения проблемных ситуаций, это схемы внешних ресурсов которые помогают решить проблему).
И так, какие решения проблемы вы можете предложить? Дети предлагают, зарисовываем на доске, затем к рисункам подставляем модели.
Дети: (можно удочкой выловить ключик) – какой это прием? (обьединение) Даша, иди, покажи нам эту модель.
Можно попросить лягушек, рыбок достать со дна ключик ( обьединение).
Можно вырыть канавку и вода сама уйдет, прием?
Можно подождать когда солнце высушит болото, какой это прием? ( время).
Вос-ль: Ребята скажите, какие внутренние ресурсы может задействовать Буратино для решения проблемы?
Дети: сила, смекалка, ум, смелость.
Вос-ль: Миша, какой вариант решения проблемы ты выберешь? ( опрос 2-3 детей).
Вос-ль: ребята, а сейчас нам необходимо с вами из всех вариантов выбрать самое идеальное решение по критериям: это должно быть дешево, не затрачиваем много времени и не причинить вред другим.
Озвучиваем идеальное решение проблемы.
Вос-ль: ребята, вот мы с вами и помогли Буратино достать ключ из болота, а кто из вас помнит, для чего Буратино необходим этот ключик?
Ответы детей.
Вос-ль: правильно, ключик необходим, чтобы открыть заветную дверцу в каморке папы Карло, а за этой дверцей как вы помните из стихотворения которое я вам прочитала в начале, « …за дверцей большая страна…») в этой стране Буратино создаст свой кукольный театр, в котором будут выступать все герои этой замечательной сказки.
Рефлексия: Ребята вы сегодня молодцы, а сейчас встаньте со своих стульчиков, образуйте круг и сыграем в игру « Мяч лови, ответ говори» .
- Назови автора сказки « Приключения Буратино»?
- назови героя, чью проблему мы сегодня решали?
- Чем трудность отличается от проблемы?
- В какие игры мы сегодня играли?
- Назови приемы решения проблемных ситуаций?
- Какие бывают ресурсы?
- С помощью какого ресурса тебе нравится решать проблемы?
- Что означает запись ИКР?
- Что такое противоречия?
- Обьект из какого материала мы исследовали в игре « Хорошо-плохо»?
- Зачем нужно учиться решать проблемные ситуации?
Всем спасибо, мне было приятно сегодня с вами заниматься, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Поможем Буратино найти золотой ключик»
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Поможем Буратино найти золотой ключик»...
Звуковая цепочка "Помоги Буратино найти золотой ключик"
Игра на развитие звукового анализа слова....
Конспект ООД по РМП в подготовительной группе «Поможем Буратино найти ключик»
Конспект ООД по РМП в подготовительной группе «Поможем Буратино найти ключикЦель: создание условий для умений составлять задачи на сложение и вычитание.Задачи:1) продолжать учить составлять и ре...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему "Поможем Буратино найти золотой ключик"
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы. В процессе занятия дети сами составляют и решают арифметические задачи на сложение и вычитание в пред...
Конспект НОД с детьми 6-7 лет "Поможем Буратино найти золотой ключик"
Конспект НОД по ФЭМП для детей 6-7 лет...
Конспект квест-игры по финансовой грамотности для подготовительной группы "Поможем буратино найти монеты"
Задачи:совершенствовать у детей первичные экономические представления.развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей.формировать навыки командной работы, умение договариваться, в...
«Поможем Буратино вернуть золотой ключик»
Квест-игра по финансовой грамотности на тему:"Поможем Буратино вернуть золотой ключик"...