Выступление на конференции. Из опыта работы "Использование ковролинографии в познавательном развитии детей дошкольного возраста" - 2023
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая группа)
Ковролинография – развивающая технология с использованием развивающих игр на ковролинографе (ковролине). Цель данной технологии - организация занятий, занятий – игр, занятий - путешествий с детьми дошкольного возраста по познавательному, речевому, социально – коммуникативному, художественно – эстетическому развитию детей, развитию пальчиковой моторики...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Сказка» с. Становое
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Лаухина Валентина Николаевна
С. Становое
Апрель 2023 г.
Слайд 1
Слайд -2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по технологии В. В. Воскобовича - ковролинография. Своё выступление хочу начать словами В. А. Сухомлинского
Люби, цени свое призванье
И назначением своим гордись.
Педагог, ведь это звание,
Через него проходит чья-то
маленькая жизнь.
В.А. Сухомлинский.
Слайд 3. Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.
Что такое наставничество? А. М. Горький говорил: «Наставничество похоже на отцовство. Наставник вкладывает свою жизнь, свой опыт в ученика, воспитывает его». И еще: «Самое главное в наставничестве — это не просто воспитатьребенка, ученика, но и помочь ему стать наставником для других людей».
В настоящее время в связи с требованиями ФГОС ДОперед нами поставлена основная цель - воспитание деятельной, любознательной, всесторонне развитой личности.
Познавательный интерес и любознательность – важнейший элемент формирования личности ребёнка. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у детей наблюдается: недостаточный уровень мотивации к образовательной деятельности, все чаще дети не активны на занятиях, не развито интеллектуальное мышление, любознательность, пытливость. Это проблема, с которой рано или поздно сталкивается воспитатель.
Как же можно заинтересовать ребёнка?
Слайд 4. За основу своей работы я взяла одно из направлений методики В. В. Воскобовича–ковролинография. Ковролинография – развивающая технология с использованием развивающих игр на ковролинографе (ковролине). Цель данной технологии - организация занятий, занятий – игр, занятий - путешествий с детьми дошкольного возраста по познавательному, речевому, социально – коммуникативному, художественно – эстетическому развитию детей, развитию пальчиковой моторики и др.
Данная методика предлагает малышам увлекательные путешествия с приключениями в мир развивающих сказок, в мир природы, окружающий мир с использованием коврографа или мини – коврографа. Это небольшие демонстрационные и раздаточные коврики из ковролина или фетра. Они могут быть любого размера. Они очень удобны в работе с детьми. Ребёнок может играть и заниматься, как индивидуально, так и вместе с небольшой группой детей. Я их использую, как в организованной деятельности, так и в свободное от занятий время, в ходе режимных моментов. Игровой материал может быть из фетра или из бумаги, который крепится к ковролину или фетру на липучки.
Комплекс удобендля раскладывания героев сказок. Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пытаются пересказывать текст с использованием картинок. Ясчитаю, что данная технология продиктована самим временем.
Методика Воскобовича основана на трех основных принципах: познание, интерес, творчество.
Слайд 5. Работу по данной технологии я начала вести с 2017 года. Изучила литературу и опыт педагогов по данному направлению, составила план использования метода ковролинографии.
Слайд 6.Следующим этапом стала подготовка дидактического материала, изготовление ковролиновой стены, мини – коврографовнебольших ковриков из ковролина или фетра для каждого ребёнка.
Изготовила и подобрала дидактические материалы: геометрические фигурки из фетра разного цвета, персонажи сказок, фетровые, бумажные плоскостные игрушки для театрализованной деятельности, дидактические игры, в которые можно играть на ковролине и др. Очень интересными, необычными оказались в применении элементы из пособия В. В. Воскобовича - разноцветные верёвочки (проложить дорожку, измерить величину, сложить геометрическую фигуру, солнышко, домик и т. д.); разноцветные круги и квадраты на липучках («Укрась варежку, платочек», «Найди такой же», «Найди лишний» и т. д.).
Слайд 7. Одно из главных пособий Воскобовича для детей среднего и старшего возраста - коврограф «Ларчик». Это также игровое поле из ковролина, но оно разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети учатся ориентироваться на плоскости. Мини – коврографы и коврограф «Ларчик» относятся к универсальным пособиям.
К коврографу «Ларчик» создала развивающую среду в виде Фиолетового леса - развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей (Долька, Фифа, Лопушок, Павлин, Мальчик Гео, Незримка…) и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.
Слайд 8. На последнем, завершающем этапе предполагалось выявить результативность работы.
На последнем, завершающем этапе предполагалось выявить результативность работы.
Подготовив раздаточный и демонстрационный материал, создав преметно – развивающую среду:
- Провела с детьми открытое занятие «Путешествие по сказке «Теремок»,
- Познакомила педагогов ДОУ с данной технологией: провела мастер – класс с педагогами детского сада.
Слайд 9.Подготовила и провела с родителями семинар – практикум по ковролинографии.
Слайд 10.На муниципальном уровне показала мастер- класс по использованию ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд 11.В 2022 году приняла участие в конкурсе «Педагогический дебют – 2022» в номинации «Педагог – наставник», показав мастер – класс по ковролинографии.
Слайд 12.Данная технология заинтересовала мою коллегу Соломатину Е. В. Она провела ООД с использованием коврографов и продолжает работать по данной технологии.
Слайд 13 - 14.Преимуществами ковролинового полотна являются:
- Новые элементы (кармашки, прищепки, кружки и веревочки) обеспечивают разнообразие, наглядность и динамизм занятий, упражнений.
- В отличие от фланелеграфа и доски комплекс создает условия для проявления творчества педагога и детей где угодно: за столом, на полу, на стуле и т.д. И учебно-познавательная, игровая зона располагается от желания и настроения ребенка. Таким образом варьируется место игрового действия.
- Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.
- Современные материалы используются(ковролин и липучка) и др.
- Прочность прикрепления. Эти материалы имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна.
- Изготовление и использование в условиях семьи. Все используемые материалы легко доступны для применения их в домашних условиях, что обеспечивает взаимодействие с семьей.
- Прост в изготовлении и не требует больших затрат. Игрушка легко крепится на ковролин, не падает, чтобы ее оторвать необходимо приложить усилия.
Слайд 15-16. Новизна. Коврографпозволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру. Создает условия для проявления творчества педагога и детей.
Оригинальность данной технологии состоит в том, что можно наглядно проводить игры и занятия по всем образовательным областям ООП, а также использовать ковролинограф в разных видах деятельности детей: игровой, познавательной, коммуникативной, художественно – эстетической, продуктивной, двигательной, а также при ознакомлении малышей со сказкой.
С ним удобно проводить работу по развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; совершенствовать пальчиковую моторику, зрительное восприятие дошкольников.
Слайд 17-18.Ковролиновый комплекс - это современный вариант школьной доски, фланелеграфа, содержащий в себе неограниченные возможности.
Пособие – ковролинограф является для меня отличным подспорьем и эффективным средством познавательного и интеллектуального развития, повышения мотивации у детей к играм - занятиям в моей группе. Это огромный простор для творчества детей, для решения образовательных и воспитательных задач.Метод – ковролинографии актуален на современном этапе развития детей
Он позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Использование данной технологии в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность в ДОУ от авторитарной обучающей к познавательной игровой деятельности, развивающей , организованной взрослыми и детьми самостоятельно.
Слайд 19. Практическая значимость
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение технологии ковролинография активизирует познавательную активность и способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижений, обеспечивает развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание, расширяет рамки человеческого общения.
Я считаю, что систематическое использование данной технологии позволяет детям проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе обучения, учиться устанавливать взаимосвязи, сопереживать, позволяет разнообразить и сделать эмоционально окрашенным, привлекательным, интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием, помогаетреализовать принципы наглядности, способствует развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Игровая технология В. В. Воскобовича-ковролинография-многофункциональна и может использоваться разными специалистами ДОУ: педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором ФК, музыкальным руководителем, а также родителями.
Слайд 20.Результативность опыта. Систематическая работа с детьми по применению технологии - ковролинография и анализ практической деятельности позволяет сделать вывод:
У детей совершенствуются интеллектуальные способности (логическое и творческое мышление, внимание, воображение, память и речь);
Развиваются творческие способности детей; координация движений, общей и мелкой моторики, ориентация в пространстве и в собственном теле.
Развивается зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п. );
Происходит формирование мотивационной сферы к учебному процессу; сплочение группы, умение взаимодействовать со сверстниками.
Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны и проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам. Они с удовольствием включаются в игровую деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность. Стремятся передавать отношение цвета, размера и форм в разных видах деятельности. Таким образом, использование методаковролинографии позволяет обеспечить решение образовательных и воспитательных задач по познавательному развитию.
Я планирую и дальше использовать метод – ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста.
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В. А. Сухомлинский
Слайд 21.Закончить свое выступление я хочу словами древнего философа Мишель де Монтень, потому что считаю, что они очень верно обрисовывают роль наставника в современном мире «…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; нужно, чтоб он тоже слушал своего питомца».
Слайд 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы."
из опыта работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольног возраста...
Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.
Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...
Тема опыта: «Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность».
Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.Государственные требования подчёркивают, что процессы обучения и воспитан...
методическая разработка по формированию познавательного развития детей дошкольного возраста "опыты с водой"
Вместе с детьми выяснить различные свойства воды...
«Использование игровой технологии В. В. Воскобовича-ковролинография в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Мастер- класс на тему: «Использование игровой технологии В. В. Воскобовича-ковролинография в познавательном развитии детей дошкольного возраста».Познавательное развитие пр...
Выступление перед педагогами "Основы познавательного развития детей дошкольного возраста" (с презентацией)
Выступление разработано для участия в районном семинаре для педагогов ДОУ "Создание условий для развития познавательной активности детей дошокльного возраста в соответствии с требованиями совреме...
Выступление на семинаре по теме "Моделирование - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Использование моделирования в детской деятельности и во всех образовательных областях....