методическая разработка по формированию познавательного развития детей дошкольного возраста "опыты с водой"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Вместе с детьми выяснить различные свойства воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dosuga_opyta_svodoy.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуг по экспериментированию "Опыты с воды"
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
Образовательные:
ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
закреплять умение работать с незнакомыми растворами.
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком, акварель , перчатка, алгоритм.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда она пришла в детский сад, то увидела на пороге ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит?
Достают из ведерка капельку.
Воспитатель:Ребята, кто это?
Дети: капелька
Ребята к нам в гости пришла капелька, и зовут ее Капитошка. Она хочет Вам загадать загадки. Тот кто отгадает загадку выберет картинку- отгадку в моем ведерку и поставит ее на стенд.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь
(Снег)
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа
(Лед)
Я и туча , и туман, и ручей , и океан
И летаю и бегу и стеклянной быть могу.
(Вода)
Дети по очереди ставит карточки с отгадками на доску.
Воспитатель: Все эти загадки были о воде и мы будем сегодня говорить об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле .
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде В лужи, в море, в океане И в водоворотном кране Как сосулька замерзает, В лес туманом выползает На плите у нас кипит Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею я вам доложить: Без нее нам не прожить |
Воспитатель: Действительно вода в природе на нашей планете занимает гораздо больше места ,чем суша- Земля.
А кому нужна вода? (животным, растениям , птицам , человеку).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей. (Воду пьют, моются, готовят на воде , рыбы живут в воде, без воды растения завянут).
Без воды все живое на планете погибнет, засохнет Вода –это жизнь и воду надо беречь
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Капитошка хочет нам в этом помочь. У него есть для нас сундучок, а вот ключик надо найти, для этого поиграем.
Физкультминутка:
Капитошка потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки
Ребята, я а вот и ключик, сейчас мы откроем сундучок и посмотрим что же в нем.
Открывают сундучок. Достают правила поведения в лаборатории.
Воспитатель: Ребята, Капитошка предлагает нам превратиться в лаборантов и провести опыты с водой, узнать ее свойства. Кто же такие лаборанты? Это люди которые занимаются научной деятельностью и проводят разные опыта. Давайте рассмотрим картинку что нельзы делать в лаборатории во время проведения опытов.
)
-Не трогать без разрешения,
- соблюдай тишину, не перебивай других,
-соблюдать осторожность,
-нечего не пробовать на вкус без разрешения взрослых,
-будь осторожен со стеклянными предметами.
Воспитатель: Теперь мы с вами лаборанты и попали в лабораторию. Какая же вода?
Свойство 1: вода – это жидкость, так как ее можно?(налить перелить ,пролить, вылить)
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2: Лед –это замороженная вода.
Принести и поместить в посуду кусочки льда. Дети следят за тем как кусочек льда в теплом помещении тает и становится водой Вывод: лед это вода
Воспитатель: ребята, кроме льда какое вы знаете твердое состояние воды? (снег)
Опыт 3: пар –это вода
Сейчас будет опасный опыт. У маня в руках термос с горячей водой, детям можно брать в руки и открывать крышку? (НЕТ ) Почему? (Можно обжечь руки)
Взять термос с кипятком, открыть крышку и показать детям пар. Затем поместить над паром кусочек стекла или зеркала, на нем выступят капельки воды, показать их детям. Вывод: пар это вода.
Опыт 4 Вода не имеет запаха.
Предложить детям понюхать воду в стакане и сказать чем она пахнет или не пахнет ? (Совсем не пахнет). Предложить в стакан добавить лимон и снова понюхать. Стакан с лимоном стал пахнуть. Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 5. Вода прозрачна.
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
В каком стакане видно ложку, в каком нет. Почему?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Опыт 6. У воды нет вкуса
Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Для сравнения предложить сок.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Воспитатель: а вот морская вода соленая, потому что в ней много разных солей. Но пить ее нельзя
Опыт 7: У воды нет формы.
Воспитатель наливает воду в стакан, из стакана на блюдечко , из блюдечка в резиновую перчатку. Вода принимает форму того предмета, в котором находиться. Значит она не имеет формы.
Опыт 8 Лед легче воды
Спросить детей, что будет с кубиком льда если поместить его в воду? Он утонет, будет плавать , сразу раствориться? Выслушать ответы детей , а затем опустить лед в стакан с водой и понаблюдать за ним. Лед плавает в воде, он легче воды, поэтому он и не тонет.
Опыт 9 . В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.
Два стакана на столе. В один ребенок сыпет обычный речной песок, в другой сахарный песок. Ив одном и в другом стакане надо размешать и посмотреть растворился ли песок. В одном он растворился в другом нет. В третьем стакане ребенок размешивает краску. Почему она стала цветной. Краска в ней растворилась
Вывод некоторые вещества в воде растворяются, некоторые нет.
Часть III. Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит бубен дети свободно перемещаются по группе. Как только бубен остановился, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
Часть IV
Вот и подошло к концу наше пребывание в лаборатории у Капитошки. Давайте вспомним, с какими свойствами воды вы познакомились? Что было интересного? Какой опыт понравилось больше?
Давайте скажем спасибо Капитошки и пригласим его прийти к нам еще раз, чтобы побывать у него в лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Возможности закаливания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения"
закаливание детей дошкольного возраста...
Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста на тему: "Радость и грусть"
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «РАДОСТЬ И ГРУСТЬ» Цель: - ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; оп...
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом. "В славном городе Петра проживает детвора"
Методическая разработка...
Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...
Методическая разработка "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Методы и приемы обучения грамоте....
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей в играх с водой»
Вода, как особенный естественный и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не то...
Методическая разработка занятия для старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
Конспект итогового занятия «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» старший дошкольный возраст. Цель: Актуализация знаний детей по теме, изучение свойств воды и круговорота воды в природе.Задачи: Обра...