Выступление перед педагогами "Основы познавательного развития детей дошкольного возраста" (с презентацией)
статья
Выступление разработано для участия в районном семинаре для педагогов ДОУ "Создание условий для развития познавательной активности детей дошокльного возраста в соответствии с требованиями современного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_poznavatelnogo_razvitiya_detey.pdf | 115.96 КБ |
prezentatsiya_osnovy_poznavat_razvitiya_detey.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательное развитие Это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Задачи познавательного развития — развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации; — формирование познавательных действий , становление сознания; — развитие воображения и творческой активности; — формирование первичных представлений о себе , других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); — формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве , представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Стадии познавательного развития Любопытство Любознательность Развитие познавательного интереса Развитие познавательной активности
Познавательная активность дошкольников Под этим термином следует понимать отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и умений, уже ранее приобретённых человечеством. Это то, без чего действие не будет успешным.
Развитие познавательной активности Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей - это возраст дошкольников 3 – 5 лет (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская , А. Н. Леонтьев).
Виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие дошкольников: – организация решения познавательных задач ( под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не вы. двигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель). – применение экспериментирования в работе ДОО ( рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него). – использование проектирования (характеризуется развитием умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Методы, стимулирующие познавательную активность метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка); метод предъявления заданий с неопределенным окончанием , что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании , поиск аналогов в повседневной жизни; метод «преднамеренных ошибок» (Ш. А. Амонашвили ), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию вовлечение ребенка в различные виды деятельности; использование дидактических игр; применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи
Образовательная среда как фактор развития ребенка-дошкольника Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности , организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками . Вокруг ребёнка создаётся специальная развивающая среда, или «образовательная среда» , в которой он живёт и учится самостоятельно.
Девиз семинара Китайская пословица « Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай опробовать – я пойму».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педагогов «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в совместной деятельности с семьёй»
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ре...
Выступление на Педагогическом совете: Познавательно - исследовательская деятельность, как средство развития детей дошкольного возраста (с презентацией Power Point)
Цель: познакомить педагогов с основными видами исследований в детском саду...
Презентация: "Коррекционно – развивающая среда как условие повышения уровня познавательного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ".
Актуальность: Коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической...
Презентация для педагогов «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в совместной деятельности с семьёй»
Презентация для педагогов«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в совместной деятельности с семьёй»...
Выступление на семинаре по теме "Моделирование - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Использование моделирования в детской деятельности и во всех образовательных областях....
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ ...
Выступление на конференции. Из опыта работы "Использование ковролинографии в познавательном развитии детей дошкольного возраста" - 2023
Ковролинография – развивающая технология с использованием развивающих игр на ковролинографе (ковролине). ...