Выступление на семинаре по теме "Моделирование - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал (средняя группа)

Использование моделирования в детской деятельности и во всех образовательных областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение

Садовский детский сад общеразвивающего вида.

                Выступление на семинаре.

     Тема: «Моделирование - как средство познавательного развития         детей дошкольного возраста»

В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Николай Николаевич Подъяков справедливо подчёркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации.

В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель.  Моделирование — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память. Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.

Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Леонида Абрамовича Венгер, Даниила Борисовича Эльконина.

В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное

развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

        Основными средствами, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования  одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач . Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.

         Введение в практику дошкольного образовательного учреждения различных форм и методов математического развития детей требует современный подход в дошкольному образованию. Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования.

Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию.

Выступление Н. Г. Палашкиной.

Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения различных задач и получения новой информации. Следовательно, модель - некий объект (система), использование которой служит для получения знаний о другом объекте (оригинале).

Предлагаемый подход к изучению математики позволяет эффективно формировать у ребенка такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. Фактически данный подход как раз и обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим стилем мышления.

Система моделирующих действий ребенка должна быть направлена как на формирование начальных математических представлений, так и на формирование общей способности к моделированию изучаемых объектов.

Выступление Е.П. Дзиза

          Таким образом, наглядное моделирование используется во всех видах детской деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития. Моделирование мы большей частью используем на занятиях по обучению связной речи, грамоте, познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности, самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной, но конечно же с учётом возрастных особенностей.

                                                                 

                                                          2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Для чего нужны нам сказки?    Что в них ищет человек?       Может быть, добро и ласку.           Может бы...

Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...

«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-пед...

Выступление на ММО "Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Масстер-класс по применению атр-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста для развития творческих способностей...