Программа дополнительного образования «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (старшая и подготовительная к школе группа 5-7 лет)
методическая разработка по математике (старшая группа)
Актуальность программы
Развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_biloded_22-23.docx | 646.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленск 2021
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
2. Актуальность программы……………………………………………………………3
3. Цель программы……………………..……..………………………………………...4
4. Задачи программы………………………………………………………………… . 4
5. Сроки реализации программы……………………………………………………….5
6. .Основные принципы и методические приемы…………………………………….5
7.Результаты прогрпммы «Занимательная математика»……………………………6
8. Педагогический анализ развития познавательных способностей детей
(Мониторинг )…………………………………………………………………………...8
9. Мониторинг……………………………………………………………………………9
10 . Подведения итогов реализации рабочей программы…………………………...13
11.Форма работы………………………………………………………………………..13
12. Перспективный план программы. Первый год обучения( старшая группа)…………………………………………………………………………………..13
13. Перспективный план программы. Второй год обучения( подготовительная к школе группа)……………………………………………………………….............................18
Список литературы………………………………………………………………………….…26
Приложение……………………………………………………………………………27
- Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
2. Актуальность программы
Развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления - способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.
3.Цель программы:
Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
4. Задачи программы:
- развитие логического мышления и творческих способностей.
- развитие математических способностей .
- развитие личностных качеств
- развитие навыков самоконтроля и самооценки.
- обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.
5. Сроки реализации программы:
Срок реализации программы: с 1 октября по 31 мая
Возрастная группа: дети 5-7 лет
Количество занятий в год: 16
Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели
Форма организации: групповая
Длительность занятий: 20 минут
Место проведения кружка: групповая комната
6.Основные принципы и методические приемы:
Занятия кружка построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом ФГОС ДО.
Принципы проведения занятий:
- системность,
- наглядность,
- цикличность построения занятий,
- доступность,
- проблемность,
- развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы:
- Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
- Показ мультимедийных материалов
В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления.
7.Результатами работы программы «Занимательная математика» должны стать:
— целенаправленное развитие мыслительных способностей детей в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх.
— формированию у детей способности к саморазвитию. Роль технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?
Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.
Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.
В-третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.
— в процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы.
К концу учебного года дети должны:
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое — либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- составлять алгоритм решения логических заданий.
Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:
- умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
- Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (Мониторинг ) .
Диагностика проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае)
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
- данных планового педагогического обследование уровня математического развития детей (октябрь и май); Педагогическая диагностика овладения детьми математическими представлениями и навыками в средней группе. Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева бесед с воспитанниками и их родителями;
- проведение анкетирование родителей.
- Мониторинг
Педагогическая диагностика овладения детьми математическими представлениями и навыками в средней группе.
Количество и счет.
Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.
Задание: «Один» и «много».
Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.
- Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)
- Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)
- Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)
Оценка:
3 балла - ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.
2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)
1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Величина.
Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный - короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».
Задание: Сравнение предметов по величине.
Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.
- Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).
- Какая полоска короче? (красная)
- Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.
- На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)
- На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)
Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)
- Какая полоска такой же длины, как и красная?
- Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)
- Какие эти полоски по длине? (одинаковые)
Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.
- Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)
- Чем они отличаются?
- Какого цвета ленточки? (желтая и красная)
- Как узнать, какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)
- Желтая ленточка какая? (широкая)
- Красная ленточка какая? (узкая)
Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)
- Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)
- Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади на высокую елочку.
- Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)
- На какой елке сидит белка? (на высокой)
Оценка:
3 балла - ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.
2 балла – визуально сравнивает предметы по величине, не пользуясь приемом наложения.
1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Форма.
Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.
Задание: Называние формы геометрических фигур.
Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.
Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.
Ребенку предлагается назвать фигуры.
- Как называется эта фигура? (треугольник)
- Как называется эта фигура? (квадрат)
- А это что за фигура? (круг)
- Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)
Игра: «Цвет и форма»
Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д
- Солнце какой формы? (круглое)
- Будильник какой формы? (круглый)
Найди предметы, которые имеют квадратную форму.
- Аквариум какой формы? (квадратный)
- Дом какой формы? (квадратный)
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,
треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.
2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.
1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Ориентировка в пространстве.
Цель: выявить умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».
Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.
- На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)
- На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)
На столе стоят игрушки.
Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.
- Поставь зайца впереди куклы.
- Поставь белку позади куклы.
- Покажи кукле левую руку.
- Покажи кукле правую руку.
- Топни правой ногой, топни левой ногой.
Оценка:
3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».
2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».
1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.
Ориентировка во времени.
Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
Задание: Ориентировка в частях суток.
На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.
Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.
- Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)
- Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.
2 балла – называет части суток с помощью взрослого.
1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Логическое мышление.
Группировка предметов по цвету, форме и величине.
Цель: выявить умение детей группировать предметы по характерным признакам.
На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)
Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.
- Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)
- Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)
*Возможна стимулирующая помощь педагога.
- Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)
Игра: «Четвертый лишний»
Ребенку показывают картинку.
- Какой предмет лишний?
- Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.
2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.
1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
10 . Подведения итогов реализации рабочей программы:
1 этап — открытое занятие кружка в форме математического праздника.
2 этап — выступление на родительском собрании,
совместное с родителями занятие,
выставка детских работ (аппликаций на основе наглядной геометрии).
11. Формы организации :
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
12.Перспективный план программы
Первый год обучения (старшая группа).
Особенности детей.
Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления ( разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 5-6 лет.
Дата занятия | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | «Продолжи закономерность» | Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над. |
«Продолжи закономерность» | Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над. | |
Октябрь | «Считай не ошибись!» | Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете |
«Найди предмет такой же формы», | Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. | |
Ноябрь | «Четвертый лишний» | Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева. |
«Подбери обувь» | Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины | |
Ноябрь | «Третий лишний» | Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов |
«Сколько геометрических фигур?» | Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей | |
Декабрь | «Лабиринт. Дорисуй картинку». | Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать. |
«Лабиринт. Дорисуй картинку». | Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать. | |
Декабрь | «Дорисуй и раскрась» | Цель: закрепить отношение: часть - целое. |
«Разложи лекарства» | Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи | |
Январь | «Самый внимательный . Выложи по образцу» | Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление |
«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». | Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность | |
Январь | «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». | Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность. |
«Разные дома. Забор» | Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части. | |
Февраль | «Продолжи закономерность» | Цель: закрепить закономерности |
«Какой домик лишний и почему?» | Цель: закрепить представление о многоугольниках | |
Февраль | «Какой домик лишний и почему?» Цель: закрепить представление о многоугольниках. | «Укрась коврик» Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений. |
«Круглый год» | Цель: закрепление названий месяцев в году. | |
Март | «Математическое домино» | Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность. |
«Выбери нужный предмет. | Найди похожие кубики». Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление. | |
Март | «Поменяй признак» | Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи. |
«Логические цепочки» | Цель: закрепить представление о числовом отрезке | |
Апрель | «Найди лишний предмет. Закончи рисунок». | Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. |
«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»? | Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения. | |
Апрель | «Обведи дорожки» | Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. |
«Найди нужную деталь. Построй домик». | Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание. | |
Май | «Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала. |
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса» | Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур. | |
Май | «Что сначала, что потом». «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе». | Цель: закрепить временные отн Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание |
«Путешествие по комнате». Итоговое | Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. |
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
5-6 лет:
- Считает (отсчитывает) в пределах 10.
- Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
- Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
- Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
- Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
- Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
- Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.
13. Второй год обучения (подготовительная к школе группа).
Особенности детей 6-7 лет.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-7 лет.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | «Где находится предмет?». Свойства предметов | Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве. Цель: 1.Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство предметов. 2.Закреплять умения выделять свойства предметов. 3.Развивать внимание, память, речь. |
«Путешествие в царство геометрических фигур.» «Посчитай и обозначь цифрой» | Цель:1.Закрепить представление детей о свойствах предметов. 2.Уточнить представления о формах геометрических фигур. 3.Развивать мыслительные операции Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. | |
Октябрь | «Раздели на группы» Решение арифметических задач | Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части. Цель: 1.Сформировать представления о сложении как объединение групп предметов. 2. Закрепить знания свойств предметов. 3.Закрепить порядковый счет до 20 4.Учить выполнять сложение в пределах 20. |
«Засели домики» | Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. | |
Ноябрь | «Какой по счету?» Игра «Цифроград» | Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. Цель: 1.Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 20 2.Закрепить знания свойств предметов, умение ориентироваться таблице. 3.Развивать графические навыки. 4.Развивать мелкую моторику. |
«Какой по счету?» Графический диктант | Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. Цель: 1.Развивать пространственные отношения. 2.Уточнить понятия: слева, справа. 3.Закрепить понятие смысла действия сложения. 4.Развивать графические навыки. | |
Ноябрь | «Какое число больше?» | Цель: развивать умение сравнивать смежные числа. |
«Найди нужный предмет» | Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. | |
Декабрь | «Раздели на части» | Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. |
«Чего больше?» | Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры | |
Декабрь | «Больше или меньше?» | Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками. |
«Мы исследователи» | Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. | |
Январь | «Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». | Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. |
«Магазин» | Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства. | |
Январь | «Создай картину » | Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. |
«Который час?» | Цель: развивать умение определять время по часам. | |
Февраль | «Двигаемся по команде» | Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении движений по названному числу. |
«Что за чем следует?» | Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой. | |
Февраль | «Займи свое место» | Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. |
«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …» | Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда. | |
Март | «Назови слова с противоположным значением» | Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д. |
«Измерь» | Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). | |
Март | «Сравни» | Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки< >. |
«Сколько нас без одного?» | Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. | |
Апрель | «Реши задачу» | Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки. |
«Найди спрятанную игрушку » | Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку. | |
Апрель | «Что за чем следует» | Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели |
«Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). | |
Май | «Опыты с кольцом и листом Мебиуса» | Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации. |
«Разделите на 2 равные группы». | Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания. | |
Май | «Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки). | Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа. |
Развлечение «Юные математики» | Цель закрепление изученного материала. |
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
6-7 лет:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Знать
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
- Иметь представление
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
Список литературы:
1. Воронина, Л.В. Знакомим дошкольников с математикой / Л.В. Воронина. - М.: Сфера, 2012.
2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет / Н.И. Касабуцкий и др. - М.: Просвещение, 2014.
3. Математика. Вся дошкольная программа. - М.: Росмэнпресс, 2015.
4. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий c детьми 3-4 лет / В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 2014.
5. Самсонова, Е. Г. О часах. О циферблате. Математические наблюдения с дошкольниками / Е.Г. Самсонова. - М.: Образовательные проекты, 2013.
6. Финогенова, Н. В. Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Подготовительная группа / Н.В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Е.В. Ремизенко. - М.: Учитель, 2014.
7. Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016.
Приложение:
1.Амелина Юлия
2.Усова Василиса
3.Новинский Руслан
4.Солдатова Милана
5.Любомская Софья
6.Зенченкова Ксения
7.Даниленков Леша
8.Зайцева Милана
9. Цуранова Дарья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования "занимательная математика"
рабочая программа...
Программа дополнительного образовани "Занимательная математика"
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и е...
Программа дополнительного образования по ФЭМП для детей подготовительной к школе группе. ЮНЫЙ МАТЕМАТИК.
Рабочая программа кружка "Юный математик" на 2020-2021г.г....
ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду.
ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду....
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и коне...
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" (подготовительной группы 6-7 лет ) 23-24 уч.год
В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математ...
Программа дополнительного образования «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)
Пояснительная запискаФормирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дош...