Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" (подготовительной группы 6-7 лет ) 23-24 уч.год
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.
Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_1.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Директор школы
Протокол №_________ И.В.Ракова
от «____» ___________2023г от « _____» ______2024г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная математика»
Направленность программы: познавательное
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 6 — 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор - составитель: педагог дополнительного образования
Комард Ольга Юрьевна
Георгиевка
2023
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе «Программа от рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е., а также на основе парциальных программ «Математика в детском саду» В.П.Новиковой, «Математика в детском саду» Л.В.Минкевич.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа
2013 г. № 1014)
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• ФГОС ДО.
Целью программы : является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи :
- формировать навыки решения логических задач на разбиение по свойствам;
- ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
- развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- развитие творческих способностей.
- закрепление представлений о величине;
- развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
- освоение способов измерения с помощью условной мерки;
- развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
- развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
- Дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.
- Продолжать считать по образцу и названному числу.
- Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
- Формировать навык воспроизводить количество движений по названному числу.
- Формировать навык записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
- Формировать навык составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
- Объяснить, как из неравенства сделать равенство.
- Формировать навык устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
- Формировать навык решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
- Продолжать решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.
Новинка и актуальность программы:
Занятия данной программы включают в себя игры и упражнения, головоломки, логические задачи. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
Математика всегда необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.
Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.
Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов.
Отличительные особенности программы: является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.
Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов.
Сроки реализации и объем учебных часов:
Данная программа состоит из 35 занятий, предназначенных для детей подготовительной к школе группы, и рассчитана на проведение занятий в течение учебного года - с сентября по май. Численность группы 10 человек. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Формы организации кружка:
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игры, конкурсы
Методы:
Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
Показ мультимедийных материалов
Планируемые результаты
предметные
- Объединять группы предметов по общему признаку
- Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
- Называть числа в прямом порядке до 10;
- Соотносить цифру и количество предметов;
- Пользоваться цифрами и математическими знаками;
- Различать величины: длину, ширину, высоту;
- Делить предметы на несколько равных частей
- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
• Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Знать предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Знать как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
• Знать название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года
метапредметные :
- Умение четко выразить свои мысли; правильно подобрать математические определения; умение анализировать свой ответ и ответ товарища.
- Умение правильно использовать штриховку; изображать различные фигуры, пользоваться карандашами, цветными мелками, восковыми мелками.
- Расширить кругозор в процессе рассматривания фигур и сравнивания их с предметами, окружающими нас.
- Стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.
личностные
- Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость, доброжелательно оценивать ответы других детей, спокойно отстаивать свое мнение.
- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
- желание заниматься математической деятельностью.
Содержание программы
Содержание программы включает пять основных разделов, представленных в приложении к рабочей программе
Раздел 1 – Количество и счет.
Раздел 2 – Величины.
Раздел 3 – Форма.
Раздел 4 – Ориентировка во времени.
Раздел 5 – Ориентировка в пространстве.
Раздел 1. Количество и счет.
Упражнение в отработке навыков прямого и обратного счета в пределах 10, устного счета до 10.
Закрепление представлений о натуральном числе как результате счета предметов (количественной характеристике совокупности предметов). Закрепление знаний образования следующего числа путем прибавления единицы.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами и точками. Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства. Упражнение в сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры.
Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Закрепление знаний о числовом отрезке.
Присчитывание и отсчитывание чисел на числовом отрезке. (Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка).
Упражнение в решении простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Раздел 2. Величины.
Закрепление представлений о длине, массе, объеме (вместимости), площади.
Упражнение в непосредственном и опосредованном сравнение предметов по длине, массе, объему (вместимости), площади.
Упражнять в измерении объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. Закреплять представления о том, что результат измерения зависит от величины условной мерки.
Закрепить знания об общепринятых единицах измерения различных величин.
Раздел 3.Геометрические фигуры.
Закреплять умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Закреплять знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, шар, круг, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
Упражнять в составлении фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Раздел 4. Ориентировка во времени.
Закрепить знания детей о таком понятии как – сутки.
Закреплять представления детей о последовательности времен года, месяцев года, дней недели и их названия.
Раздел 5.Ориентировка в пространстве.
Упражнять детей в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клеточку( левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол и т.д.) Закрепить пространственные отношения: на, над, под; слева, справа, впереди, сзади; между, посередине, внутри, снаружи. Упражнять графически изображать пространственные отношения в виде плана, рисунка.
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы.
Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела,тема | Количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | «Количество и счет» | 10 | 5 | 5 | Опрос, беседа |
2. | Величина. | 8 | 4 | 4 | Беседа , игра эксперимент |
3. | Ориентировка во времени. | 3 | 2 | 1 | Викторина |
4. | Ориентировка в пространстве. | 5 | 3 | 2 | Дидактическая игра, практическое занятие |
5. | Геометрические фигуры | 9 | 4 | 5 | Конкурс |
Итого часов | 35 | 18 | 17 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема | Датта | |
По плану | По факту | ||
1 раздел. «Количество и счет» | |||
1 | «В какой сетке больше мячей» | 15.09 | |
2 раздел Величина. | |||
2 | «Кто быстрее подберет коробки» | 22.09 | |
3 раздел Ориентировка во времени. | |||
3 | «12 месяцев» | 29.09 | |
4 раздел Ориентировка в пространстве. | |||
4 | «Когда это бывает?» Математическая сказка | 06.10 | |
5 раздел Геометрические фигуры | |||
5 | «Сломанная машина» «Приключения Маши и Вани» Математическая сказка | 13.10 | |
1 раздел «Количество и счет» | |||
6 | «Угадай, какое число пропущено» | 20.10 | |
2 раздел Величина. | |||
7 | «Достань мяч» Карточка» | 27.10 | |
3 раздел Ориентировка во времени. | |||
8 | «Назови пропущенное слово» | 03.11 | |
4 раздел Ориентировка в пространстве. | |||
9 | «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. | 10.11 | |
5 раздел Геометрические фигуры | |||
10 | «Подбери фигуру» «Как Круг и Квадрат отправились в поход» - математическая сказка | 17.11 | |
1 раздел «Количество и счет» | |||
11 | «Матрешки» | 24.11 | |
2 раздел Величина. | |||
12 | «Что шире, что уже» | 01.12 | |
4 раздел Ориентировка в пространстве | |||
13 | «Как расположены фигуры» «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру», «Что где находится?» | 08.12 | |
3 раздел Ориентировка во времени. | |||
14 | «Когда это бывает» . «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?» | 15.12. | |
5 раздел Геометрические фигуры | |||
15 | «Сложи из палочек» Какие фигуры видишь?» «Заполни пустые квартиры», «Кто лишний и почему?», | 22.12 | |
2 раздел Величина. | |||
16 | «Поездка» «Яблоко» -Математическая сказка | 29.12 | |
17 | «Кто какого роста?» | 12.01 | |
18 | «Клумба» «Путешествие» «Назови пропущенное слово», «Найди игрушку», «Найди похожую», | 19.01 | |
5 раздел Геометрические фигуры | |||
19 | «Сложи фигуру» | 26.01 | |
1 раздел «Количество и счет» | |||
20 | «Встань на свое место» | 02.02 | |
1 раздел «Количество и счет» | |||
21 | «Найди парную картинку» | 09.02 | |
2 раздел Величина. | |||
22 | «Чем отличаются полоски?» | 16.02 | |
5 раздел Геометрические фигуры | |||
23 | «Где какие фигуры лежат» | 02.03 | |
1 раздел «Количество и счет» | |||
24 | «Живые числа» | 09.03 | |
2 раздел Величина. | |||
25 | «Кто быстрее найдет предмет?» | 16.03 | |
4 раздел Ориентировка в пространстве. | |||
26 | «Куда бросим мяч?» | 23.03 | |
5 раздел Геометрические фигуры | |||
27 | «Разложи по порядку» | 30.03 | |
1 раздел «Количество и счет» | |||
28 | «Аэродром» | 06.04 | |
29 | «Сосчитай, не ошибись» | 13.04 | |
30 | «Кто больше увидит» | 20.04 | |
4 раздел Ориентировка в пространстве. | |||
31 | «Угадай, где стоит» | 27.04 | |
1 раздел «Количество и счет» | |||
32 | «Сосчитай правильно» | 04.05 | |
5 раздел Геометрические фигуры | |||
33 | «Найди свою фигуру» | 11.05 | |
34 | «Найди нужную картинку». | 18.05 | |
5 раздел Геометрические фигуры | |||
35 | «Сколько разных игрушек» | 25.05 |
Учебно - методическое обеспечение
Программа реализуется на базе дошкольной группы МБОУ « Георгиевская СОШ».
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
· геометрические фигуры
- Цветные счетные палочки;
- Цветные счетные палочки Кюизенера;
- Объемные геометрические фигуры;
- Шаблоны из геометрических фигур;
- Раздаточный материал (цифры);
- Блоки Дьенеша;
- Рабочие тетради;
- Цветные и простые карандаши.
· Наборы разрезных картинок
· Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года
· Полоски, ленты разной длины и ширины
· Цифры от 1 до 9
· Игрушки
· Доска
· Ноутбук
· Чудесный мешочек
· Счётные палочки
· Предметные картинки
· Знаки – символы
· Игры на составление плоскостных изображений предметов
- Занимательные книги по математике
· Линейки и шаблоны с геометрическими фигурами
· Счетный материал;
· Конспекты.
Литература.
1 От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошколь¬ного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. Мозаика-Синтез, 2014
2. И.АПомораева , В.А.Позина «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013
3. Н.Е Веракса,, О.Р,Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013
4. Е.Е Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)» - М.Мозаика-синтез,2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»
Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речис использованием игр - моделированийПрограмма предназначена для детей от 5 до 7 лет Пояснит...
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»
Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речис использованием игр - моделированийПрограмма предназначена для детей от 5 до 7 лет Пояснит...
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «УМный КАрандаш»
Развитие мелкой моторики посредством художественно - творческой деятельности.Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет....
Рабочая программа дополнительного образования в младшей группе на 2017-2018 учебный год
Программа дополнительного образования составлена к структуре ООП дошкольного образования на основе особенностей "Программы "Оберег" и ее подпрограммы "Гуленьки" Е.Г. Дороновой...
Рабочая программа дополнительного образования (1 младшая группа)
Данная рабочая программа дополнительного образвования по детскому экспериментированию в 1 младшей группе поможет воспитателям организовать кружковую работу с детьми раннего возраста....
Рабочая программа дополнительного образования «Затейники» средняя группа
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет з...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности в группе развивающего обучения по направлению «Подготовка детей к школе»
Рабочая программа по направлению "Подготовка детей к школе" включает в себя занятия по обучению детей грамоте, автора Астафьевой Е.О. "Играем, пишем, читаем."; занятия Волковой С.И...